Выступление на городском МО по теме "Коррекционное воздействие через движение с использованием инновационного оборудования в условиях дома ребёнка (дети с ОВЗ от 1года до 5 лет)"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Выступление на городском МО по теме "Коррекционное воздействие через движение с использованием инновационного оборудования в условиях дома ребёнка (дети с ОВЗ от 1года до 5 лет)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnoe_vozdeistvie_chrez_dvizhenie.docx | 48.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУЗ «Пензенский дом ребенка»
Аннотация к презентации на тему:
КОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА
(дети с ОВЗ от 1года до 5 лет)
г. Кузнецк
2021г.
Дом ребенка - лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее медицинскую помощь, а также комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию с использованием современных технологий. (Приказ Минздрава РФ от 24.01.2003 N 2 "О совершенствовании деятельности дома ребенка" п.2.).
При реализации требований ФГОС ДО особое значение приобретают здоровьесберегающие технологии, способствующие охране и укреплению физического и психического здоровья детей с ОВЗ.
В онтогенезе развитие психомоторики намного опережает формирование речи и мышления, составляет базис для их становления.
Основным принципом коррекционной работы в доме ребенка является выравнивание психомоторных процессов путем воздействия на основные области развития: моторную, сенсомоторную, интеллектуальную, эмоции и речь.
Для этого мы в своей практике применяем адаптированные нами комплексы упражнений с использованием:
1. балансировочной доски Ф.Бильгау
2. кинезиологических мешочков и мячиков (Балавизикс - Bal-A-Vis-X)
3. модульных ковриков Ортодон
Цель: нормализация мышечного тонуса, развитие зрительно-слуховой, зрительно-моторно-тактильной координации, совершенствование способности к удержанию равновесия, коррекция речи.
Состав коррекционной группы детей с ОВЗ неоднороден по возрасту и особенностям развития:
- задержка психомоторного развития (ЗПМР)
- нарушение опорно - двигательного аппарата (НОДА)
- задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
- задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
- аутизм/расстройства аутистического спектра (РАС)
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- синдром Дауна;
- нарушение эмоционально-волевой сферы;
- церебральная мозговая дисфункция.
Следовательно, использование инновационного оборудования для психомоторной коррекции осуществляется с учетом индивидуальных психофизических возможностей детей по двум моделям – активной и пассивной, с учетом возрастающей сложности, последовательности формирования умений и навыков.
Методы и приемы:
1.Упражнения для развития ощущения своего тела:
- массаж,
- обозначение и показ частей тела,
- укрепление чувства антигравитации и чувства движения.
2. Упражнения на развитие сенсорных представлений:
- знакомство с величиной, формой, весом, цветом.
3. Упражнения на развитие ориентировки в пространстве:
- ориентировка в собственном теле—верхняя и нижняя, правая и левая стороны.
- определение направления движения и оценка расстояния.
4. Упражнения на развитие фонематического слуха:
- восприятие и воспроизведение ритма, темпа,
- восприятие и воспроизведение речевых звуков.
5. Упражнения для развития речи:
- вызывание звукоподражания,
- развитие речи с движением,
- расширение пассивного и активного словаря,
- развитие грамматического строя,
- отработка слоговой структуры слов,
- развитие речевого дыхания.
Форма проведения:
подгрупповая и индивидуальная.
Этапы работы:
- Подготовительный этап
Ознакомление ребенка с балансиром и требуемыми от него действиями (ограничители в положении минимального качания): научить ребенка становиться (садиться) на балансир и выбирать положение равновесия; показать ребенку варианты размещения стоп и научить изменять положение стоп; научить становиться на балансир в продольной и поперечной оси качания; тренировать ребенка удерживать как статическое, так и динамическое равновесие.
Первые занятия: выработать у ребенка устойчивое статическое и динамическое равновесие, постепенно увеличивая угол качания до максимального. Для этого меняем высоту ограничителей, а затем убираем их.
При ознакомлении с кинезиологическими мешочками и мячиками учим видам захвата, перекладыванию, передачи, броскам и т.д.
На первых занятиях на ортоковриках знакомим с текстурой, цветом и рельефом пазлов.
- Основной этап:
Разучивание упражнений разного уровня сложности, начиная с более простых и доступных для ребенка.
Когда малыш научится удерживать баланс, в занятия включаем кинезиологические мячики и мешочки. Физические упражнения усложняются совмещением с дыхательными (действие ребенок сопровождает звуками). С помощью таких игр мы вызываем речь, отрабатываем слоговую структуру слов, порядок слов в предложении, проговариваем стишки, потешки, отрабатываем грамматические категории.
Условия организации деятельности:
- регулярно в рамках образовательной деятельности в качестве динамических пауз, перед занятиями, как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу;
- каждое упражнение многофункционально и подобрано с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка;
- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
- упражнения проводятся сидя, ползком, лежа, стоя; с открытыми и закрытыми глазами;
- соблюдение безопасности.
Результаты:
Использование балансира, ковриков, оборудования Балавизикс (Bal-A-Vis-X) показало положительную динамику в усвоении детьми программного материала, развитии моторики, высших психических функций. Положительно сказалась на коррекции психо-эмоционального состояния детей. Учитывая, что данные адаптированные комплексы упражнений в коррекционных группах учителей - дефектологов используется впервые, с систематизированными результатами можно будет ознакомиться через 4 месяца (в конце учебного года).
Следует отметить, что применяемые нами элементы образовательной кинезиологии являются эффективными, вариативными и здоровьесберегающими.
Список литературы:
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь.- СПб.: Дельта, 2001
Захарова, И.Ю., Моржина, Е.В. Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр. – М.: Теревинф, 2018.
Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.-М.: Аркти, 2008.
Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для востановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. Учебное пособие – М., 2000.
Использование интернет ресурсов:
Лунина Н.В, Воронова М.Н. Авторская коррекционно-развивающая программа "Умные мячики".
Вебинары на образовательном портале Мерсибо:
Васильева Е.В. Нейроигры – эффективный инструмент в работе логопеда и дефектолога.
Микляева Н.В. Современные инновационные образовательные методики.
Шляхова В.Д. Кинезиология как инновационный метод в коррекционной работе с детьми с особенностями в развитии.
Приложение №1
Примерный комплекс упражнений на балансире
Подготовительный этап
1. Упражнение «Стойкий солдатик».
Плавно встаем на балансир одной ногой, затем другой и находим равновесие. Учимся стоять на нем, не касаясь бортами пола.
Необходимо научить детей вставать на доску и сходить с нее, шагая прямо. Затем нужно освоить шаги в стороны и назад. Когда уверенности в своих силах прибавится и удерживать равновесие детям будет проще, можно добавлять более сложные упражнения.
- Положение максимальной устойчивости - глаза открыты, руки в стороны.
- Средний уровень сложности - руки на поясе.
- Более сложный уровень - руки крест на крест на груди, глаза закрыты |
2. Упражнение «Акробаты».
Исходное положение любое: стоя, сидя, на корточках, на коленях. Прямые руки в сторону.
Усложнение: поднять руки над головой;
- обе руки положить на грудь;
- с закрытыми глазами руки на поясе;
- с закрытыми глазами руки скрещены.
3. Упражнение «Лодочка».
И. п. – лежа на животе. Вытянуть руки вперед, покачаться.
4. Упражнение "Мост".
И.П. – встать на четвереньки на доску (поставить сначала правую ногу на колено и правую руку, затем левую ногу и руку). Удерживаем равновесие.
Усложнение: выполняем с закрытыми глазами
5. Упражнение «Звезда».
И. п. – лежа на животе/ спине. Вытянуть руки и ноги в стороны, удержать равновесие.
Усложнение: выполняем с закрытыми глазами
Основной этап
1. Упражнение. «Корона».
Исходное положение (И.П.) – встать на доску двумя ногами. Мешочек на голове. Удерживать равновесие и мешочек – корону. Мешочек на голову ребенка кладет педагог.
Усложнение: ребенок ловит подброшенный педагогом мешочек и сам кладет себе на голову;
- произносит: «вот», когда ловит мешочек; «так», когда кладет его на голову.
2. Упражнение «Горячие пирожки».
И.П.- то же. Переложить мешочек из одной руки в другую.
Усложнение: подбрасываем мешочки и ловим одной рукой;
- поочередно левой и правой рукой;
- произносим: [фу] на каждое подбрасывание
3. Упражнение «Волны».
Исходное положение (И.П.) – встать на доску двумя ногами. Качаемся, перенося вес тела на правую затем левую ногу.
Усложнение:
- произносим: [кач] на каждое покачивание;
- выполняем с закрытыми глазами руки на поясе;
- с закрытыми глазами руки скрещены.
4. Упражнение «Ветерок».
И.П. – то же. Наклониться вперед, несколько раз покачать расслабленными руками вправо-влево.
5. Упражнение «Бабочка на цветке».
И.П. – сидя на доске, колени развести в стороны, стопы соединить вместе. Машем руками – «крыльями».
Усложнение: меняем ритм движения;
произносим: [мах] на каждый взмах;
- выполняем с закрытыми глазами руки на поясе;
- с закрытыми глазами руки скрещены.
6. Упражнение «Медвежонок»
И.П. – то же. Руки немного приподнять в локтях, отвести в стороны. Делать плавные покачивания туловища вправо, влево.
Усложнение: меняем ритм движения;
Произносим высоко: [э] на каждое покачивание.
7. Упражнение «Медведь рассердился».
И.П. – встать двумя ногами на балансир, поднять руки вверх. Выполнить небольшие наклоны туловища вправо-влево/ вперед-назад.
Усложнение: меняем ритм движения;
Произносим низко: [Э] на каждый наклон.
8. Упражнение «Кораблик плывет по волнам».
И.П. - лежа на животе вдоль балансира, руки в стороны, смотреть вперед. Медленно отрывает ноги от пола, немного прогнувшись в спине. Балансирует на животе, помогая удерживать равновесие положением рук и ног.
Усложнение: И.П. - лежа на животе вдоль балансира;
- выполняем с закрытыми глазами;
- И.П. - лежа на спине вдоль балансира выполнять покачивания в такт проговариваемого текста:
Ту, ту, ту. Ту, ту, ту.
На кораблике плыву.
Балансир наш - океан,
Я отважный капитан.
Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика? Конечно, это я! (Е. Арс)
9. Упражнение "Собираем мячики».
И.П. – встать двумя ногами на балансир. Приседание стоя на доске, (поднять с пола пластмассовый мячик) руки помогают удерживать равновесие.
Усложнение:
произносим: «цап».
10. Упражнение «Жонглёр».
И.П.- то же. Перекинуть мячик из одной руки в другую
-в горизонтальной плоскости,
Усложнение: в вертикальной плоскости.
произносим: [ап] на каждое подбрасывание
11. Упражнение «Брось-поймай».
- педагог бросает мячик, ребенок – ловит его. И в обратном порядке (с одним мячом).
Усложнение: с двумя мячами (поочередно) в горизонтальной плоскости;
- перекрестные броски;
- называя предметы, входящие в обобщающее понятие; действия, признаки предмета и т.д
12. Упражнение «Попади в корзинку».
И.П.- стоя. Стараться попасть в цель мешочками или мячиками
Усложнение: И.П.- сидя на корточках на доске;
- называя предметы, входящие в обобщающее понятие; действия, признаки предмета и т.д. 13. Упражнения «Шарики/мячики в ведерках».
И.П.- стоя. Стараться попасть в цель мешочками или мячиками, сортируя их по цвету
Усложнение: И.П.- сидя на корточках на доске;
- называя предметы, входящие в обобщающее понятие; действия, признаки предмета;
- считать броски.
Приложение №2
Примерный комплекс упражнений на ковриках Ортодон
Все упражнения на ортоковриках дети выполняют без обуви, взрослый читает считалки, стихи.
1. Упражнения на разучивание различных видов шагов, прыжков на ортоковриках:
Ходьба на месте на всей стопе
Ходьба на внешней поверхности стопы «Медвежонок»
Ходьба на носочках
Ходьба на пяточках
Ходьба приставным шагом (боком)
Ходьба вприсядку «Гуси»
Ходьба через препятствия «Полоса препятствий» (контейнеры, заполненные шариками, каштанами и др. природным материалом, балансировочная доска и т.д.)
Ходьба с высоко поднятыми коленями «Важная цапля»
Ходьба через коврик «Гигантские шаги»
Ходьба спиной
Перепрыгивание с одного коврика на другой
Переступание (меняем точки опоры и поочерёдно переносим вес тела на пятки, на наружный край стоп, на пальцы и т.д), движение «Вытираем ножки»
Прыжки на одной ноге
Прыжки на двух ногах «Зайчик»
Прыжки в длину
Приседания
Стояние на одной и другой ногах поочередно «Солдатик»
Ползание по-пластунки, на четвереньках «Доползи до полянки»
Танцевальные движения «Веселая дискотека»
Чередование движений: правая нога на пятке, левая на носке, правая нога как «мишка» левая на пятке, левая нога как «мишка», правая на носке и т.д.
2. Упражнения, направленные на совершенствование навыков пространственной и телесной ориентации, развития памяти, внимания.
Встань на пяточки-носочки «Пяточка – носочек»
Ручками похлопай, ножками потопай «Топай-хлопай»
2 раза поднимись на носочки, 1 раз подпрыгни
1 раз встань на пятки, 1 раз присядь
2 раза покружись вправо, 1 влево
Потопай 3 раза, похлопай 2 раза
Поднимись на носочки и дотронься правой рукой до левого уха
Встань на пятки и дотронься левой рукой до правого плеча (колена, локтя, уха, глаза – возможны варианты)
Стой на правой ноге, а левой рукой дотронься до затылка
Иди вперед, назад
Иди вправо, влево
Шагни на 2 клеточки вправо и 1 клеточку назад
Шагни на 3 клеточки влево и 1 клеточку вперёд
Шагни на 2 клеточки назад и 1 клеточку влево
3. Упражнения на развитие слогового, звукового анализа слов
Сделай столько шагов (прыжков), сколько слогов в слове кот, дома, машина и т. д.
Подпрыгни, когда услышишь, как лает собачка и т.д.
Шагни, когда услышишь звук А
Наклонись в стороны столько раз, сколько слов ты услышишь и т.д.
Наступая на каждый коврик, придумай слово на заданный звук.
4. Упражнения на обогащение словаря, закрепление счетных навыков
Педагог показывает картинку с изображением фруктов, овощей, ягод; одежды, обуви, головных уборов; деревьев, кустарников, цветов; животных, птиц, насекомых и т. д.
Называй фрукт и перешагивай на другой коврик
Топни правой ногой столько раз, сколько фруктов нарисовано на картинке
Поднимись на носочки столько раз, сколько деревьев ты видишь на картинке
Подпрыгни столько раз, сколько головных уборов нарисовано на картинке
Прыгни столько раз, сколько я хлопну
Считай коврики, делай шаги
5. Упражнения на развитие сенсорики
Сортировка игрушек по цветам «Разложи игрушки по цвету»
Прыгни на синий коврик, на красный и т.д. «Спрячься от волка»
7. Упражнения на развитие стереогноза Массаж рук,
Посчитай шишки на коврике
Потрогай травку, шипы…
Сравни коврики с разной поверхностью
Найди такой же коврик на ощупь с закрытыми глазами
8. Упражнения на развитие реч с движениями
Вызывание звукоподражаний
Проговаривание стихов, потешек, выполняя шаги на месте или другие движения.
Приложение №3
Примерный комплекс упражнений с кинезиологическими мячиками и мешочками
1. Обогащение словаря (называя слова мяч или мешочек ребенок перекладывает из руки в руку, подбрасывает, ловит, ударяет об пол или стену, передает или бросает другому по заданию взрослого)
Называние слов по лексическим темам «Я знаю пять названий фруктов и т.д.», «Назови», «Скажи и передай» и т.д.
Отработка предикативого словаря «Расскажи про мячик» (большой, круглый, красный), «Скажи наоборот» (большой - маленький), «Подбери слово к картинке» (педагог показывает картинку ребенок придумывает слово, н-р, вкусный, зеленый и т.д.)
Отработка глагольного словаря «Что умеет птичка», «Я бегу, ты- …..», «Посмотри и назови, что делает» (по картинкам), «Отгадай, что я делаю», (педагог показывает действие), «Для чего нужно?» (Н-р, педагог показывает чашку, ребенок отвечает «Пить», и т.д.)
2. Отработка грамматических категорий
Закрепление предлогов: «Положи мяч на (под, в)….»
Отработка грамматических категорий «Один – много», «Чего нет», «Я вижу», «Дам кому?» и т.д.
3. Развитие слогового, звукового анализа слов
Отбивать мячом ритм от пола, от стены «Услышь мой ритм», «Поймай и повтори»
- подбрось мяч столько раз, сколько слогов в слове кот, дома, машина и т. д.
- брось мешочек, когда услышишь, как лает собачка и т.д.
- переложи мешочек из одной руки в другую, когда услышишь звук А.
- подбрось мяч столько раз, сколько слов ты услышишь и т.д.
- стукни мячиком и придумай слово на заданный звук.
4. Счетные навыки
- подбрось мяч столько раз, сколько фруктов нарисовано на картинке
- стукни мячом об пол столько раз, сколько деревьев ты видишь на картинке
- перекладывай (подбрасывай, отбивай от пола или стены) и считай до пяти
- было три ягодки, одну съели, подбрось мешочек столько раз, сколько осталось (с помощью картинок)
5. Сенсорное развитие (цвет)
-Брось в корзину красный, в ведерко - зеленый мешочек
6. Упражнения на развития межполушарных связей
- ловить и перекладывать мячики, мешочки, используя разные типы захвата («Чашка», «Стакан», «Обезьянка»)
- перекладывать (из правой руки в левую и наоборот, передача соседу и наоборот)
- бросать (вниз/ вверх двумя руками, правой, левой рукой, из руки в руку, броски с хлопками, броски в цель).
7. Логоритмические упражнения с мешочками или мячиками, н-р:
«Зайчик» (с мячиком)
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
(дети свободно манипулируют мячиками)
Перепрыгнул
На картинку,
(вытянуть руки перед собой)
Прогулялся
По ботинку,
(наклониться, дотронуться мячиками до ног)
Поплясал
На потолке,
(выпрямиться, поднять руки над головой, прогнуть спину)
Притаился
В уголке.
(спрятать мячик подмышкой)
Вот он спрятался
В кроватке.
(покачать мячик в ладонях)
Он со мной
Играет в прятки.
(спрятать мячик за спину)
Раз - два -три -четыре - пять -
Кто пойдет его искать?
(перебрасывать мячик из руки в руку)
«Солнышко» (с мешочком)
Солнышко, солнышко,
(округляют руки над головой)
Загляни в окошко.
(делают ладонями «окошко»)
Где твои детки,
Где малолетки.
(ритмично хлопают)
Сидят на ветке
(сжимают кулачки)
В соломенной клетке.
(переплетают пальцы)
Камушки катают.
(мнут мешочки)
Собачкам бросают.
(кидают мешочки вперёд).
Приложение № 4
Примерный комплекс дыхательных упражнений можно использовать как на балансире, так и на ортоковриках, имитируя движения.
1.Руки через стороны вверх-вдох через нос, вниз-выход через рот.
2. «Гуси».
Руки через стороны вверх-вдох, вниз на 3 счёта «ГА-ГА-ГА»
3.«Забавный самолет».
И.П.: стоя, руки вдоль туловища, приподнять подбородок.
«Включили моторчики!» - дети произносят на выдохе «р-р-р»
«К полету готовы? Полетели» - «Ж-Ж-Ж» - руки в стороны.
«Самолётики заходите на вираж» - «У-У-У» — одну руки поднять вверх.
«Совершение посадки» - «Ух-Ух-Ух» - руки вдоль туловища.
4. «Часики».
И.П. - ноги на ширине плеч, руки на поясе - наклоны в стороны: вправо - «тик», влево - «так»
5. «Маленькие – большие»
Приседание: «маленькие» - присесть, руками обхватить колени, произносим - «ах», «большие» -встать, руки поднять вверх над головой, произносим - «ох»
6. «Лисичка».
И. п.: стоя, ступни расположены чуть уже ширины плеч, руки на поясе.
Сделать поворот туловища вправо - резкий короткий вдох. Возвращаемся в И.П. – на выдохе произносим: «Тяв». Затем с поворотом влево, короткий шумный вдох носом. Спина абсолютно прямая, поворот делается только в талии.
7. «В лесу».
И. п.: стоя, ступни расположены чуть уже ширины плеч, ладошки приставить ко рту.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо.
8. «Петушок».
И. п.: стоя, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
9. «Насос».
И. п. – стоя. Аккуратно и плавно максимально присесть, произнося звук [c].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "Ознакомление с окружающим и социализация детей младшего школьного возраста через игру в условиях дома ребёнка".
Представлена работа по ознакомлению с окружающим миром через многоообразие игр....
Выступление по теме "Использование инновационных технологий в развитии музыкальных способностей детей через слушание музыки"
Все программы музыкального обучения включают в себя развитьие музыкальных способностей, но не дают методов и приёмов.Технология Триз -это система методов и приёмов, то она максимально увеличивае...
Использование инновационного оборудования при реализации здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС
В данной презентации предсталены некоторые игры и тренажоры при реализации здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС...
Развитие речи детей раннего возраста с использованием наглядного материала в условиях дома ребёнка
Занятиям, на которых используется иллюстративный материал,отводится особая роль в педагогике раннего детства. Они способствуют развитию речи и мышления, расширяют знанияоб окружающем мире. О позновате...
Развитие речи детей с использованием наглядного материала в условиях дома ребёнка.
Огромную роль в развитии ребёнка играют биологические и социальные факторы, а в развитии аномальных детей эти факторы приобретают ещё большее значение......
КАРТОТЕКА КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА (дети с ОВЗ от 1 года до 5 лет)
В картотеке приведены игры, адаптированные для воспитанников дома ребенка с использованием инновационного оборудования: - Балансировочной доски Ф.Бильгау - Модульных ковриков Ортодон - ...