Технология развития фонематического восприятия у детей ДО старшей группы с ОНР.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)
В статье раскрываются особенности проведения логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в образовательной организации компенсирующего вида. Показаны формы, методы и приемы логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология развития фонематического восприятия у детей старшей группы с ОНР | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
фонематический слух фонематическое восприятие
Это восприятие звуков речи, узнавание и их различие, способность ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков.
Это умение определить последовательность и количество звуков в слове.
1 этап-узнавание неречевых звуков. 2 этап-различение высоты ,силы ,тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов и фраз. 3 этап- дети учатся различать близкие по звуковому составу слова. 4 этап- дети учатся различать слоги. 5 этап- дети учатся различать фонемы родного языка (гласные).
На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, погремушка. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенку нужно только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит .
Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Воспитатель дает ребенку два флажка – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый флажок, если неправильное – красный (баман , паман, банан, банам, баван … ). Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
Взрослый вызывает водящего и говорит ему на ухо определенный слог, например па. Ребенок вслух повторяет его. Взрослый или называет этот же слог вслед за ребенком, или говорит оппозиционный. Это должно получиться примерно так: па – па, па – ба. Дети должны после каждой пары слогов, произнесенной водящим и взрослым, угадать, одинаковые слоги были произнесены или разные.
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Воспитатель раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: « Поезд гудит: у – у – у » , « Девочка плачет: а – а – а » . Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.
Проведение специальных игр и упражнений способствует успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты по развитию слухового восприятия у детей средней/старшей группы.
В конспектах представлен начальный этап обучения детей с нарушениями речи развитию слухового восприятия....
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
В статье описаны игры, задания и упражнения для развития фонематического восприятия дошкольников....
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах. Наряду с этими нарушениями наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух, что явл...
Технология развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
в презентации показаны этапы развития фонематического восприятия у дошкольников...
Технология развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подгот...