Коррекционная работа с детьми имеющими нарушения ОДА.
консультация по коррекционной педагогике
Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с нарушением ОДА
В основе продуктивных музыкально-коррекционных занятий лежит взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя. Учитель-логопед дает детям знания, а музыкальный руководитель их закрепляет на своих занятиях. Благодаря этому музыка в сочетании с наглядными и игровыми приемами позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать внимание детей с нарушением ОДА. Все виды музыкальной деятельности, используемые мною в образовательном процессе с детьми ОДА, имеют коррекционную направленность. Так, в процессе слушания - восприятия музыки у детей развивается внимание память, мышление, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с нарушением ОДА
У дошкольников с нарушением ОДА наблюдается отставание в двигательной сфере, снижение внимания и высокая степень утомляемости. Поэтому на дополнительных занятиях с такими детьми так необходима четкая координация работы всех педагогов - участников коррекционно-развивающей работы, в том числе и музыканта.
Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей. На дополнительных музыкальных занятиях так же как и на основных, дети приобщаются к музыке, учатся воспринимать ее на слух, различать и понимать такие специфические средства музыкального «языка», как звуковысотность, ладовая окрашенность, метроритм, динамика, темп. Вместе с тем они усваивают несложные музыкальные формы. На дополнительных занятиях дети слушают специально подобранные музыкальные произведения, поют, играют на музыкальных инструментах, осваивают игры с музыкальным сопровождением, исполняют не сложные танцевальные движения, адаптированные под детей с нарушениями ОДА.
В своей работе я успешно применяю музыкально-коррекционные занятия, которые в системе комплексного метода работы с детьми с нарушением ОДА занимают особое место, т. к. объединяют психотерапевтические, музыкально – коррекционные, обучающие и общевоспитательные задачи. Музыкально-коррекционное занятие - это специальное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Организация движений, слова с помощью музыкального ритма развивают у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствуют формированию целенаправленной деятельности.
Как говорил Б.Т. Лихачев «Организация положительной эмоциональной обстановки создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально - волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению, формируя интересы и потребности»
В основе продуктивных музыкально-коррекционных занятий лежит взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя. Учитель-логопед дает детям знания, а музыкальный руководитель их закрепляет на своих занятиях. Благодаря этому музыка в сочетании с наглядными и игровыми приемами позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать внимание детей с нарушением ОДА.
Каждое дополнительное занятие должно приносить ребенку удовольствие и радость, а не вызывать состояние утомления. Именно поэтому свои дополнительные занятия провожу в увлекательной игровой форме с чередованием упражнений, требующих активности, со спокойными упражнениями и заданиями;
Создаю игровую ситуацию, которая развивает интерес у детей и вызывает желание играть, принимать активное участие в занятии. Для этого на дополнительных занятиях использую необходимые атрибуты, костюмы, различные предметы, интересные персонажи.
Коммуникативные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу
В целом они производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального климата в группе, в детском коллективе
Это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Движения и фигуры в танцах очень просты, доступны в исполнения. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё больше облегчают их запоминание.
При построение музыкально-коррекционных занятий я учитываю ряд необходимых условий, представленные на слайде:
Важно отметить, что музыкально-коррекционные занятия проходят на фоне эмоционального подъема. Это обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара и текстов, структурой занятия, умелым его проведением.
Музыкально-коррекционные занятия имеют следующую структуру:
Вводная часть – разминка, включающая в себя разминку в виде распевок и несложных ритмических движений.
Основная часть – состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, музыкально-ритмических движений, совершенствование психомоторики, на развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности, творческих способностей.
Кроме того, в основную часть включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания, развитию певческих навыков, коррекции пения с движениями.
Здесь же используется игра на ДМИ, способствующая развитию чувства ансамбля, самостоятельности, тембровому восприятию.
Заключительная часть включает в себя спокойные музыкально-ритмическое упражнение, зависящее от двигательной нагрузки основной части и обязательную релаксационную фазу для снятия двигательного и психоэмоционального напряжения в конце занятия.
Все виды музыкальной деятельности, используемые мною в образовательном процессе с детьми ОДА, имеют коррекционную направленность. Так, в процессе слушания - восприятия музыки у детей развивается внимание память, мышление, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.
В процессе певческой деятельности у детей с ОДА развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция; развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкости).
Результативность музыкально-коррекционных занятий наглядно прослеживается на динамике развития воспитанников с нарушение ОДА: в формировании у них чувства уверенности в собственных силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы, развитии психических и физических качеств через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует – музыка воспитывает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"
Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в художественноречевой студии "Речецветик" из опыта моей работы...
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"
Презентация из 2 частей о логопедической работе с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.
В данной статье описывается использование мультимедийных презентаций в процессе коррекционной работы...
ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
статья"ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи."Безменова Ирина Юрьевна,Учитель-логопед,МБДОУ№90 г. Мурманск. Использование компьютерных технологий может стать мо...
Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"
Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...
"Комплексный подход в системе коррекционной работы с детьми,имеющими нарушения в развитии".
Для педагогов,воспитателей,родителей....
Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"
Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...