Конспекты образовательной деятельности по развитию языковых средств общения с детьми с ТНР.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Вашему вниманию представлены конспекты коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР по развитию языковых средств общения по следующим направлениям:
-развитие связной речи и коммуникативных навыков,
-развитие связной речи и совершенствование лексико-грамматического строя речи,
-развитие фонематических процессов, навыков языкового анализа и синтеза, обучение элементам грамоты и др.
Эти и многие другие занятия были продемонстрированы студентам Педагогического колледжа № 2. Которые проходят еженедельную практику на базе МБДОУ № 312, частично в нашей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по развитию связной речи и совершенствованию лексико-грамматического строя речи по теме «Вернём планеты Солнечной системе»
Возрастная группа: подготовительная.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: Развитие связной речи и лексико-грамматических категорий по теме «Космос».
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные задачи:
-Активизировать и актуализировать словарь по теме «Космос»;
-Совершенствовать грамматический строй речи, посредством согласования количественных числительных с существительными;
-Упражнять в умении подбирать слова-признаки и определять родственные слова;
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь через составление повествовательного рассказа;
- Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание;
- Развивать общую моторику, координацию речи с движениями.
3. Воспитательные задачи:
-Воспитывать в детях сотрудничество, взаимопонимание, интерес к познанию окружающего мира, творческую активность, инициативность, самостоятельность.
Образовательная среда:
-Характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей;
-Средства обучения и воспитания: наглядные, словесные и практические;
-Предметно-практическая: магнитная доска, мольберт, детские стульчики по кол-ву детей, ноутбук, детский столик, звезды (5 шт), планеты солнечной системы, разрезные картинки, сюжетные и предметные картинки по теме, кубик «считай-бросай-ка», конверт с письмом, светящийся шар со светящимися браслетами.
Ведущая образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Планируемый результат: у детей развита связная речь и лексико-грамматические категории по теме «Космос».
Ход образовательной деятельности:
I часть (Мотивационно – побудительная):
(На доске изображение солнечной системы. В середине солнце с 3 планетами.
Звучит фонограмма, дети заходят в группу).
Логопед:
- Вы ребята заходите, и на доску посмотрите,
Странное послание на ней.
Расскажите, что вы видите скорей?
(Дети рассуждают).
Логопед:
-Какая-то странная солнечная система, чего-то здесь не хватает.
(Замечают конверт).
-Может здесь мы найдем ответ?!
(Читают надпись на конверте).
-Кто смотрит всегда в телескоп,
С космосом близко знаком,
Обнаруживает чёрные дыры,
Любуется созвездием Лиры? (Астроном)
-Вот он нам и даст ответ.
(Читают письмо)
«Пишет вам учёный астроном и звездочет,
В космосе всегда всего веду учёт,
Но вчера случилась беда,
Многие планеты исчезли в некуда.
Вы друзья мне помогите
И планеты солнцу вы верните.
От звезды к звезде идите –
И планеты соберите!»
- Планеты спрятаны за звездами, и чтобы их вернуть - нужно пройти испытания.
Логопед:
- Ребята вы готовы помочь астроному? Как мы будем помогать? Что нам нужно для этого сделать? Где мы сможем найти звезды?
II часть (Основная):
Логопед:
-Чтобы в космос полететь мы должны быть……(употребление детьми качественных прилагательных в предложениях).
-На чём вы предлагаете отправиться в космос? (ответы детей)
-Что мы должны надеть на себя?
- Откуда будет стартовать наша ракета?
Ждёт нас быстрая ракета,
На далёкие планеты.
В этом есть один секрет -
Опоздавшим, места нет!
Начинаем мы отсчёт:
5, 4, 3, 2, 1 ПУСК.
- Координация речи с движениями (стихотворение «Космонавт» В. Степанова): дети рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями.
Логопед:
-Вот мы и в космосе!
А для чего мы сюда прилетели? Что мы будем здесь делать? (ответы детей)
Давайте осмотримся по сторонам! А вы видите звезды? А где же первая звезда?
Задание скорее выполняем,
И планету возвращаем.
(На каждой планете звезда с испытанием).
*1 испытание - планета Меркурий.
- Дидактическое упражнение на развитие фонематического восприятия «Внимательные ушки»:
- Астроном, астроном, гастроном, астроном.
- Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.
- Ракета, монета, ракета, ракета.
- Венера, фанера, Венера, Венера.
- Дидактическое упражнение на определение родственных слов «Какое слово лишнее?»:
- Солнце, сон, солнечный, солнышко.
- Космос, космический, косматый, космонавт.
- Планета, план, планетный, планетарий.
*2 испытание – планета Венера.
Составление повествовательного рассказа с опорой на серию картинок, объединенных в единый сюжет «Всё что мы знаем о космосе».
- Посмотрите, на мольберт, здесь картинки, да непростые – космические!
А вот и испытание «По одной картинке возьмите и по очереди о космосе вы расскажите».
Примерный рассказ: «Давным-давно людей интересовал вопрос: А, что такое космос? И вот ученые решили построить первый космический корабль, под названием ВОСТОК. Первой в космический полет отправили собаку Лайку, но она не вернулась на Землю. После неудачного полета отправили еще 2 собак- Белку и Стрелку, но они успешно вернулись обратно. И после этого решили отправить человека и этим человеком стал Юрий Гагарин. Потом в космос полетела первая женщина космонавт – Валентина Терешкова. А позже ученые узнали, что в космосе есть Солнце, вокруг которого вращается 9 планет. Но только на одной планете есть жизнь, на планете Земля!
-Испытание прошли и планету мы нашли!
*3 испытание - Отдыхалочка на планете Марс: «Чтобы эту планету взять предлагают нам поиграть»
Игра «Звёзды, созвездия, метеориты» (под космическую музыку дети передвигаются по ковровому покрытию, музыка останавливается педагог произносит слово и дети выполняют соответствующее движение):
- А давайте с вами уточним, а что же такое звезда, метеорит, созвездие и как мы можем это продемонстрировать с помощью собственного тела? (Дети размышляют, предлагают свои варианты).
Звезды – стоя, руки и ноги расставлены.
Метеориты – осколки взорвавшейся звезды.
Созвездие - дружба нескольких звёзд, объединяемся с другом или друзьями.
*4 испытание – планета Земля и Сатурн. «Из частей картинки соберите, и планеты назовите»
(Сатурн, Земля).
*5 испытание - планета Юпитер: Дидактическая игра «Считай – бросай-ка».
«Вы картинку называйте, куб бросайте и считайте». Дети по очереди выбирают космическую картинку, называют, что изображено и подкидывают кубик «Считай-бросайка» (на котором точками изображено количество): «Это скафандр, на кубике 6 точек. Один скафандр, шесть скафандров» и т.д.
Логопед:
-Ребята, а что мы сейчас с вами делали? Остались ли ещё звёзды?
Испытания прошли.
Планеты дружно мы нашли.
-А для чего планеты мы искали?
-А теперь вернёмся к Солнцу и расположим планеты правильно в Солнечной системе.
(Дети работают у доски, размещают планеты в солнечной системе).
-Мы вернули планеты Солнцу.
Солнечная система в порядке.
Нам пора возвращаться на Землю обратно.
И опять в ракету мы спешим
На родную Землю мы летим.
(под музыку дети возвращаются на Землю)
III часть (Рефлексивная):
Логопед:
-Вот мы с вами и вернулись к нам в группу.
-Ребята, вам понравилось путешествие в космос?
-Что вам больше всего запомнилось?
-А кому мы помогали?
Сюрпризный момент: в группу попадает светящийся шар с посланием и подарками.
- Ой, а что это, ребята? (предположения детей).
Наверное, счастливая звезда, которая упала к нам с неба! Давайте посмотрим, что там внутри?
«Пишет Вам ученый астроном!
С вами я уже давно знаком.
За помощь в деле Вас благодарю –
Космические браслеты вам дарю!».
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по развитию фонематических процессов, навыков языкового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты по теме
«С Грамотейкой поиграем и о С мы все узнаем»
Возрастная группа: подготовительная.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: Развитие фонематических процессов, навыков языкового анализа и синтеза на базе «С-С’», обучение элементам грамоты с буквой «С»
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные задачи:
-Познакомить детей со звуками «С», «C’» и буквой С;
-Упражнять в умении характеризовать «С» по акустико-артикуляционным признакам, подбирать слова на заданный звук и определять местоположение заданного звука в словах;
-Формировать навык чтения слогов с буквой С.
2. Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза;
- Развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание;
- Развивать мелкую моторику.
3. Воспитательные задачи:
-Воспитывать в детях сотрудничество, взаимопонимание, инициативность, самостоятельность.
Образовательная среда:
-Характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей;
-Средства обучения и воспитания: наглядные, словесные и практические;
-Предметно-практическая: магнитная доска, картинка с изображением мальчика Грамотейки, конверт с заданиями, чудо-мешочек, модели домов для гласных и согласных букв, модели домов для чтения слогов, модель «Волшебного цветка», карточки – модели для характеристики звуков, предмтные картинки на звуки «С», «С’», модели звуковых рыбок с кружочками-сигнальчиками синего, зеленого цвета (по количеству детей).
Ведущая образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Планируемый результат: у детей развиты фонематические процессы, навыки языкового анализа и синтеза на базе звуков «С-С’», овладели элементами грамоты с буквой «С».
Ход образовательной деятельности:
I часть (Мотивационно – побудительная):
(Логопед встречает детей и акцентирует их слуховое внимание на звоне колокольчика, а далее на конверте, расположенном на магнитной «говорящей стене» около логопедического кабинета).
Логопед:
- Колокольчик наш звенит, значит, кто-то к нам спешит! А давайте посмотрим, кто же это к нам так торопится? (переводит внимание детей на изображение мальчика Грамотейки).
- Грамотейка нас встречает и конвертик нам вручает! (дети получают конверт с заданиями).
Это же конверт от нашего знакомого Веселого Грамотейки. Интересно, а что же в нем может быть?
(рассуждения детей).
-Да, Грамотейка всегда нас знакомит с новыми буквами. Давайте все же откроем конверт и узнаем, с какой же буквой в этот раз он нас хочет познакомить? (логопед открывает письмо и достает маршрут с заданиями).
- Я так понимаю, что имя сегодняшней гостьи мы сразу и не узнаем, потому что оно засекречено. Для того, чтобы познакомиться с новой буквой нам необходимо выполнить предложенные задания от Грамотейки и добраться до Буквограда.
- Вы готовы? Чтобы у нас все получилось нам нужно быть какими? (дети называют …) Тогда начинаем!
II часть (Основная):
Логопед с детьми проходят в групповую комнату, смотрят в маршрутный лист, находят первый изображенный предмет - это чудо-мешочек.
1. Д/И «Волшебный мешочек». Дети по очереди достают картинки и четко проговаривают названия изображений (картинки с изображением саней, сумки, самолета, снежинки, снеговика и пр).
Логопед:
-Ребята, а вы догадались какой один и тот же звук слышится в каждом из этих слов? (ответы детей).
Логопед достанет карточку с изображением садовника со шлангом.
-Садовник поливает из шланга: «С-С-С». Правильно «С». Посмотрите вокруг себя и назовите еще слова с «С».
2. Д/У «Мы о звуке «С» расскажем и моделями покажем» (характеристика звука по акустико-артикуляционным признакам с использованием наглядных моделей –символов).
-Давайте произнесем «С» и расскажем об этом звуке, а помогут нам карточки – модели.
Дети совместно с педагогом дают характеристику и размещают условные обозначения на доске рядом с моделью «Волшебного цветка». («С» - согласный, не поется, не тянется, во рту есть преграда – мешают зубы и язычок, глухой - не работают голосовые связочки, бывает твердый и обозначается синим кружком, а бывает мягкий, обозначается зеленым кружком).
Дети проходят и рассаживаются за столами (перед ними кружки-сигналы синего, зеленого цвета, звуковые рыбки).
3. Д/У «Поймай звук»: выделение «С» из ряда звуков, слогов, слов.
4. Д/У «Продолжаем мы играть твердый «С» и мягкий «С’» нам нужно различать».
Логопед произносит слоги, слова, а дети если слышат «С» -поднимают синий кружок, а если «С’» - зеленый кружок.
Логопед смотрит с детьми в маршрутный лист:
- Мы уже близко к Буквограду. Но для того, чтобы туда попасть нам необходимо задобрить рыбок и «накормить» их «С».
5. Д/И «Накормим рыбку словами с «С» (дети определяют местоположение «С» в словах и показывают символом кружочком на рыбке): сумка, нос, сапог, усы, кость, рысь и пр.
Логопед:
-Все задания закончились, Ура! В Буквоград идти пора. В Буквоград идем все вместе не стоит никто на месте.
Логопед подводит детей к доске и обращает внимание на то, что что в Буквограде стоит Грамотейка и на дороге между домами Гласным и Согласным стоит буква С и она никак не может решиться и зайти в нужный дом.
- Ребята, как вы думаете, в какой дом может заселиться буква С и почему? (ответы детей).
6. Д/И «На новоселье к букве С».
Логопед:
-Ребята, буква С обрадовалась, что нашла свой дом и приглашает Вас к себе на новоселье. С пустыми руками в гости ходить неудобно. Как же быть? (ответы детей).
Предложение подарить торжественно подарки: «Я хочу подарить букве С слона, потому что в слове слон слышится «С». (Дети по очереди подходят к доске, выбирают картинку с заданным звуком и вручают букве).
7. Д/И «Буквы в гости к С спешат познакомятся хотят». Логопед ведет указкой от гласных букв к модели домика, в котором находится С, дети читают закрытые слоги, а затем от домика с буквой С к гласным буквам (читают открытые слоги).
III часть (Рефлексивная):
Логопед:
-Вот и нам пора возвращаться и с Грамотейкою прощаться. Давайте поблагодарим и скажем, что Вам больше всего понравилось и запомнилось.
Звенит колокольчик.
Дети провожают Грамотейку к «Говорящей стене».
Логопед:
-Ребята, посмотрите, наш друг оставил разные задания с буквой С. Если вы захотите, то можете выполнить их самостоятельно или вместе с другом и стать еще грамотнее.
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по развитию связной речи и познавательной активности с детьми по теме «Поможем Светофорчику выполнить домашние задания из школы Дорожных наук»
Возрастная группа: старшая.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: Развитие связной речи и познавательной активности у детей по теме «Правила дорожного движения».
1.Коррекционно-образовательные задачи:
- Систематизировать представления о дорожных знаках и правилах перехода через улицу;
-Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах светофора и о необходимости их соблюдения в целях безопасности.
2.Коррекционно - развивающие задачи:
-Развивать речевую активность детей, через умение отвечать на вопросы полными распространёнными предложениями, используя объяснительную речь;
- Развивать связную речь через составление рассказа цепной организации предложений;
-Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие и память, тонкую и общую моторику.
3.Воспитательные задачи:
- Формировать навык сотрудничества в коллективе сверстников, активности, самостоятельности, инициативности.
Образовательная среда:
-Характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей;
-Средства обучения и воспитания: наглядные, словесные и практические;
-Предметно-практическая: игровой персонаж «Светофорчик»; пять конвертов с игровыми заданиями: 1.разрезные картинки дорожных знаков, 2.опорные картинки с дорожными ситуациями, 3.картинно-графическая схема рассказа «Случай на дороге» , 4. Д\И «Дорожные ситуации», 5. Д\И «Загадки отгадки»; мнемотаблица (для отдыхалочки) «Сигналы светофора».
Ведущая образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Планируемый результат: у детей развита связная речь и познавательная активность по теме «Правила дорожного движения».
Ход образовательной деятельности:
I часть (Мотивационно – побудительная):
(«Утренний круг»: дети сидят на ковре и беседуют с педагогом).
Логопед обращает внимание детей на то, что в группу пришел Светофорчик.
Светофорчик:
-Здравствуйте, ребята, я пришел к вам из школы «Дорожных наук».
Ой, со мной случилась беда, строгий учитель Светофор Светофорыч задал мне много домашних заданий. Я спокойно шагал по дорожке, но вдруг налетел ветерок и вырвал у меня из рук портфель с домашними заданиями. Я видел, что они залетели к вам. Вы их случайно не видели?
Логопед:
-Ребята, а вы понимаете, о чем идет речь? Мы как-то можем помочь Светофорчику? (Дети предлагают свою помощь).
II часть (Основная):
(Дети перемещаются по группе и находят в зеленых конвертах домашние задания Светофорчика и совместно выполняют их).
Задания из школы дорожных наук
- Д/И «Из частей целое»:
«Ты картинку собери знак дорожный назови, что он означает, расскажи» - развитие зрительного гнозиса.
(Дети работают в парах и собирают картинки с изображением дорожных знаков. Называют их и рассказывают, что они знают об этом знаке).
- Составление предложений по опорным картинкам «О правилах поведения пешеходов на проезжей части». (Дети поочередно выстраивают предложения по опорным картинкам и располагают их на мольберте).
- Отдыхалочка- стихотворение расскажем и движениями покажем «Сигналы светофора»
Если красный свет горит,
Это значит, путь закрыт!
Желтый - подожди чуть-чуть,
Будь готов продолжи путь!
А зеленый свет горит,
Это значит, путь открыт!
- Составление повествовательного рассказа цепной организации предложений «Случай на дороге» с опорой на картинно-графическую схему (дети рассаживаются на стулья перед доской полукругом).
- Д/И «На ситуацию посмотрите, нужный знак вы подберите» (Дети рассматривают дорожную ситуацию и выбирают нужный знак).
- Разгадывание загадок о ПДД «Дорожные загадки разгадайте, а ответы вы в картинках выбирайте».
Логопед:
-Ну, что Светофорчик, все задания мы выполнили?
Светофорчик благодарит детей за работу:
-За помощь вас друзья благодарю, за знание правил дорожного движения хвалю! И подарками вас одарю. Поскорее подрастайте и в школу дорожных наук поступайте.
(Светофорчик уходит).
III часть (Рефлексивная):
Логопед:
- Ребята, а где мы с вами побывали?
- А что мы с вами повидали?
- Что вам заполнилось друзья?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию языкового анализа и синтеза «Путешествие звука [Р] по Солнечной системе»
Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по развитию языкового анализа и синтеза «Путешествие звука [Р] по Солнечной систе...
Конспект образовательной деятельности "Посев семян моркови" с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект образовательной деятельности...
Конспект образовательной ситуации « в открытой системе» с детьми среднего и старшего возраста. Тема: « Моя семья»
Конспект образовательной ситуации « в открытой системе» с детьми среднего и старшего возраста. Тема: « Моя семья»...
Конспект образовательной ситуации «Организация подвижных игр с детьми раннего возраста в период адаптации»
Показ 3 подвижных игр в одном конспекте...
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи. Тема «Звуковая культура речи: звук [т]. в группе «Солнышко»Предварительная работа: Беседа по теме: «Транспорт», Д. ...
Конспект образовательной деятельностипо развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Путешествие с колобком"...
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо развитию речи и грамоте в подготовительной к школе группе ДАВАЙТЕ ПОМОЖЕМ ЗВЁЗДОЧКАМ! (с использованием игровых технологий, квест-технологии)
Цель:формировать навыки выделения в речи звуков к, г;Задачи:- продолжать учить выделять звуки [К], [Г] из названий картинок;- закреплять умение определять места звуков [К], [Г] в слове;- продолжать уп...