Использование технологии "Сказочные лабиринты игры" В. В. Воскобовича в коррекционной деятельности с детьми с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  технологии «Сказочных лабиринтов игры» В. В. Воскобовича в коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

В связи с происходящей в стране модернизацией образования, внедрение ФГОС ДО обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации коррекционного процесса в образовательных учреждениях. Каждому педагогу приходится находить свои инновационные вспомогательные средства, которые способствуют облегчению и систематизации коррекционного процесса, т. е. наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик — современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна. В настоящее время в логопедической практике существует множество нетрадиционных развивающих технологий. Особое место среди них занимает методика В. В. Воскобовича. Использование данной игровой технологии, важны и интересны для детей с ОВЗ, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Эти игры включают манипуляции с игровым материалом, что так любят дети, это способствует удовлетворению детей в моторной активности, движении, помогает им в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролировать правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание — творчество — становятся эффективными. Учитывая особенности высшей психической деятельности детей с ОВЗ, все вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость [2]. Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в педагогическом процессе дает возможность перейти от привычных коррекционных занятий с детьми с ОВЗ к речевой игровой деятельности. Игра стимулирует проявление речевых способностей ребенка, создает условия для его личностного развития. Система таких игр позволяет решать множество коррекционно-развивающих задач.

Освоение игр детьми с тяжелыми нарушениями речи происходило в три этапа. На начальном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому, который знакомит дошкольников с персонажами сказок и образной терминологией, подбором игровых заданий в зависимости от возможностей и интересов ребенка.

На втором этапе дети осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, иногда выполняют задания, которые требуют от ребенка интеллектуального напряжения, волевых усилий и концепции внимания.

На третьем этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дошкольники без помощи педагога придумывают игровые задания и упражнения, изобретают новые решения задач, предлагают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы. Технология работы с развивающими играми В. Воскобовича разработана таким образом, что происходит интеграция различных направлений коррекционно-развивающего процесса. В игровых ситуациях дошкольникам предоставляется возможность выполнять физические упражнения, представлять себя тем или иным персонажем и от его лица рассказывать , показывать, как он будет действовать, в той или иной ситуации, участвовать в экспериментировании, рисовать придуманные предметы [1]. При проведении организованной образовательной деятельности по развитию речи в нашем детском саду применяются следующие игры: «Геоконт», «Чудо-крестики», «Нетающие льдинки», данные игры способствуют речевому развитию детей с тяжелыми нарушениями речи: они придумывают названия составленным предметным силуэтам, описывают их, рассказывают о назначении предметов, беседуют друг с другом и взрослым, высказывают предположения, сочиняют рассказы.

В коррекционной деятельность используем следующие игры: «Геоконт», на котором для обозначения точек используем буквы, это способствует непроизвольному запоминанию детьми букв. При работе с «Геоконтом» дошкольники выкладывают контуры по названию координат, по схеме, по картинке, проговаривают свои действия , развивая мышление, восприятие, внимание , ориентировку в пространстве, понимание сложных речевых инструкций . 000000 «Забавные буквы» данная игра представлена карточками, на которых изображены гласные буквы русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, второй шут извился буквой О и его имя — Орлекин и т. д. Пропевая имена шутов и играя с карточками дети знакомятся с буквами, упражняются в звуковом анализе слов; развивают память, мышление, внимание, воображение и речь [3]. С целью обучения грамоте, в своей работе используем игры на буквенный анализ слов, такие как «Конструктор букв», «Прозрачные буквы, цифры», «Шнур-затейник», дети составляют буквы из частей по графическому образцу, придумывают и видоизменяют слова. Игра«Конструктор букв»представляет собой фанерную дощечку с закрепленными на ней резинками. Они выполняют функцию фиксации деталей буквы. Конструктор помогает дошкольникам в изучении алфавита, с его помощью дети выкладывают графическое обозначение каждой буквы, переделывая потом ее в другую [1]. Так же в работе с детьми с ОВЗ используем пособие Коврограф «Ларчик», оно выглядит как игровое поле из ковролина, в наборе с наглядным материалом: «Забавные буквы», «Разноцветные круги», «Разноцветные веревочки», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки и т. д. Данное пособие решает следующие задачи речевого развития детей: установление речевых контактов, умение договариваться, вести коллективные разговоры; активное использование слов, обозначающих действия с предметами; свойства и особенности предметов, составление описательных и сюжетных рассказов, придумывание сказок. В процессе игры Коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса. Игровая методика «Сказки Фиолетового Леса» реализуется в игровой форме с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича и сюжета сказок Фиолетового леса [4]. Таким образом, герои сказок помогают детям усвоить азы чтения, учат взаимопониманию и конструктивному общению. Важно, что дети не утомляются в процессе образовательной деятельности, потому что имеют возможность самостоятельно выбирать нагрузку и темп, переключаться с одного задания на другое. Данная технология применяется нами во всех видах детской деятельности, используется как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Утро детей начинается со сказки, которая продолжается в течение всего дня в разных видах деятельности с использованием развивающих игр в соответствии с возрастом детей. Например, с помощью игры «Геоконт», используя цветные резиночки разной длины, собираем домик для сказки «Теремок». После прогулки дети продолжают сказку, конструируя из различных игр её героев (Зайку-побегайку с помощью игры «Чудо-цветик» и «Чудо-соты» и т. д.). Вечером дети с увлечением продолжают самостоятельно играть в эти игры, самостоятельно конструируя предметы, располагая их в пространстве, придумывая и составляя своих персонажей сказок. Таким образом, образовательное содержание с применением развивающих игр В. В. Воскобовича строится по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали. Представления и умения, которые получают дети, опираются уже на приобретённые знания. Содержание выстраивается на достаточно высоком уровне трудности, что позволяет эффективно развивать речевые способности детей дошкольного возраста. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. В. Воскобовича позволяет применять их с целью коррекции и формирования речевого развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Применение «Сказочных лабиринтов игры» В. В. Воскобовича в коррекционной работы, а так же применение игровых методик и наглядных пособий В. В. Воскобовича способствует развитию всех компонентов речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. Развивающие игры могут стать важным средством в коррекционной деятельности с дошкольниками с ОВЗ.

Литература: 

1. Воскобович В. В., Вакуленко Л. В. Развивающие игры В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; — Хабаровск, СПб, 2014.

2. Воротягина И. Г., Степанова Е. Ю., Зевакина Н. Н. Внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в воспитательно-образовательный процесс ДОУ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3. — С. 88–89.

3. Демидова Н. В. Развивающие игры Воскобовича. Образовательные проекты Совёнок для дошкольников. — 2013. — № 5

4. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3–7 лет Сказочные лабиринты игры. — СПб.: ООО «РИВ», 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Использование игровизора и волшебного квадрата В.Воскобовича в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения в детском саду."

Демонстрация разновидностей заданий и игр на Игровизоре для педагогов. Положительные стороны, многофункционнальность, разновозрастный диапозон Игровизора. Примеры использования в работе с детьми с ОВЗ...

Методическая разработка «Использование сказочных персонажей и элементов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»В.Воскобовича в период адаптации к детскому саду младших дошкольников

Развитие познавателдьнл-творческих способностей младших дошкольников  в игровой деятельности с использованием элементов игровой технологии В.Воскобовича. Новизна проекта заключается в создан...

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

В основе методики Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Главная отличительная особенность игр – образн...

Настольные игры по познавательному и речевому развитию с использованием сказочных героев из технологии "Сказочные лабиринты игры" В.Воскобовича, сделанные самими педагогами

Настольные дидактические игры "Сказочные герои Фиолетового леса". Придуманы и сделаны самими педагогами. Дети очень любят знакомых героев, которые живут в их группе,  участвуют во всех ...

Картотека игр для Коврографа Ларчик с использованием игр и пособий технологии "Сказочные лабиринты игры" В. Воскобовича

Материал из методического пособия "Коврограф Ларчик" по материалам Всероссийской Конференции, проведенной ООО "Развивающие игры В.Воскобовича", Томским государственным университето...

Внедрение технологии “Сказочные лабиринты игры”В.Воскобовича как аспект инновационной деятельности в развитии детей раннего возраста

Инновационные (современные) технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений...

Статья на тему: "Использование технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство - это период рождения личности, раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности....