«Роль дидактических игр и упражнений в формировании счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста». (обобщение педагогического опыта)
консультация
В современной жизни проблема обучения детей математике приобретает глобальное значение. Прежде всего, это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные сферы знаний.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает пересмотр содержания, методов, форм и средств работы с детьми. Большое внимание в процессе обучения детей дошкольного возраста элементам математики уделяется работе по формированию у них навыков счетной деятельности, так как эти навыки являются основой для дальнейшего обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_morozova_novyy.docx | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
(обобщение педагогического опыта)
Выполнила воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Морозова Е.А.
г. Покачи 2018 г.
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
В современной жизни проблема обучения детей математике приобретает глобальное значение. Прежде всего, это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные сферы знаний.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает пересмотр содержания, методов, форм и средств работы с детьми. Большое внимание в процессе обучения детей дошкольного возраста элементам математики уделяется работе по формированию у них навыков счетной деятельности, так как эти навыки являются основой для дальнейшего обучения в школе.
На формирование опыта оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы; изучение опыта коллег; курсовая подготовка по теме «Обучение счету и математике детей дошкольного возраста».
Анализ деятельности детей в дошкольном учреждении выявил следующие проблемы:
- недостаточный уровень мотивационной готовности дошкольников к формированию счётной деятельности;
- недостаточное количество пособий с занимательным счётным материалом;
- отсутствие пособий для формирования навыков счёта в быту, на прогулке и в период режимных моментов.
Актуальность опыта вытекает из потребности совершенствования системы обучения, а именно поиска новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы формированию у детей счётных навыков.
Теоретико-методологическую основу опыта составляют:
- концепции математического развития детей дошкольного возраста;
- теоретические аспекты исследований процесса формирования счетной деятельности и количественных представлений у детей раннего и дошкольного возраста.
(Опыт работы по данной теме основан на принципах и подходах, которые отражены на экране. Убрать)
Проанализировав теоретические аспекты формирования счётной деятельности детей дошкольного возраста, мною была поставлена
цель работы с воспитанниками:
- способствовать развитию счётных навыков детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения.
Исходя, из поставленной цели были определены следующие задачи:
- формировать понимание смысла арифметических действий, отношений, понятий (сложение и вычитание, больше-меньше, число и цифра);
- воспитывать интерес к счётной деятельности;
- обогатить предметно-развивающую среду группового помещения дидактическими играми, игровыми упражнениями и пособиями;
- обеспечить эффективность взаимодействия с педагогами и родителями воспитанников в вопросах формирования счётных умений и навыков через организацию различных форм взаимодействия.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается
- в создании условий и предпосылок, обеспечивающих повышение уровня сформированности счётных умений и навыков дошкольника;
- в педагогике сотрудничества, которая позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого ребёнка,
- Своеобразие и новизна опыта отражены на экране.(ЭКРАН).
Опыт разработан в русле основных принципов и подходов, (отражены на экране), среди которых я бы выделила принципы доступности, индивидуального подхода, систематичности и последовательности.
Копилку дидактических игр и упражнений я стала формировать по следующему алгоритму: Игры и упражнения для
- овладения операцией счёта предметов,
- определения понятий число и цифра,
- определения взаимосвязи между количественной и порядковой характеристикой числа,
- овладения приёмами отсчитывания и присчитывания.
Чтобы счет вошел в привычку, ребенок должен был часто производить счётные операции.
Предметно- развивающая среда нашего детского сада оснащена большим арсеналом счётного материала. Поэтому в выборе средств больших затруднений не было. Основные средства обучения представлены на экране.
- Счётные палочки Кюизенера
- логические блоки Дьенеша,
- математические игры Воскобовича,
- материалы М.Монтессори
- ЛЕГО конструкторы,
- пособие «Учимся считать»
А многофункциональные пособия «Тренажёр для упражнений» и «Прозрачный экран» были изготовлены самостоятельно. Я планирую их использовать в следующем конкурсном испытании.
Но помимо этого необходимо было подобрать или разработать такие игры и упражнения, чтобы с одной стороны можно было избежать монотонности, а с другой – необходимо было научить детей считать разными способами.
Тут на помощь пришли народные и авторские сказки - наши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций.
Дидактические игры и упражнения с использованием сказочного сюжета знакомили детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. С помощью сказочных игр дети учились преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство.
В моей электронной копилке также появились обучающие мультфильмы, клипы, физминутки, голосовые песенки и считалки. Самый любимый мультик наших детей «Козлёнок, который умел считать до 10».
Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети научились свободно оперировать числами в пределах 50-100 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет», «Которой игрушки не стало?» и многие другие использовались на занятиях и в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игра «Считай и не ошибись!» помогла детям в усвоении порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, превносило элемент занимательности, помогало детям прочно усвоить программный материал. Большинство игр было связано с движением. Сами же занятия проходили в форме походов, квест – игр, приключенческих прогулок. Включение этих подвижных элементов в образовательную деятельность стало мощным мотивационным моментом, создало позитивный настрой детей, снизило их утомляемость.
В результате дети стали внимательными, наблюдательными, стали считать всё, что их окружает в помещении группы, на улице.
Мною были разработаны:
- образовательный проект «Всё хотим мы сосчитать!», где собраны материалы для счётного тренинга в быту, режимных моментах, прогулке;
- цифровой образовательный ресурс «Счетовозик для малышей»,
- исследовательский проект «Весёлый счёт».
- создана картотека занимательных игр по формированию счётных навыков у детей дошкольного возраста. Эти материалы позволят детям превратить счётную деятельность в увлекательное и интересное занятие.
В своей работе использую
- технологии проблемного обучения,
- элементы технологии ТРИЗ (игры «Хорошо – плохо», «Да-нет»),
- мнемотехники -использование схем, символов, лежащих в основе искусственных ассоциаций, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает мыслительную деятельность детей.
- информационно-коммукационные технологии,
- развивающие Монтессори-материалы.
Работа по обучению счёту реализуется в тесном взаимодействии с родителями в традиционных и нетрадиционных формах: такие как беседа, консультация, я использую такие формы как семейный проект, мастер-классы, совместные развлечение с родителями, совместное изготовление математических пособий (работа в мероприятиях окружного проекта «Математический знайка»).
Мониторинг формирования счётной деятельности осуществлялся на основе методики, разработанной кандидатами педагогических наук Н.С. Ежковой и О.И. Кокоревой. По его результатам можно судить о том, что у детей 5-6 лет наблюдается наибольшая положительная динамика по показателям «называние чисел «соседей» в пределах 20», «счет до 20 через 1 и обратно». У детей 6-7 лет положительная динамика наблюдалась менее выраженной, так как у большинства из них данные показатели находился уже в зоне «актуального развития».
По результатам диагностики можно сделать вывод: систематическая работа по обучению навыкам счёта с использованием при этом наглядных средств, дидактических игр позволяет не только включить детей в активный познавательный процесс, но и сделать изучаемый материал более доступным для понимания.
Дети стали активнее работать, внимательнее слушать объяснения, увереннее делать самостоятельные выводы, а главное - полученные ими навыки позволили проводить операции со счётом с большим желанием и интересом.
Условия, обеспечивающие стабильные результаты работы представлены на экране.
Адресная направленность опыта заключается в том, что данный опыт может быть использован в практике воспитателей групп, родителей в домашних условиях.
Трудности в реализации данного опыта состоят в том, что необходимо изготавливать много наглядного, раздаточного материала, подбирать необходимые дидактические игры и упражнения. Необходимо чтобы педагог владел хорошими знаниями в области дидактических игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста»
«Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста» Педагогический совет «Реализация ООП МДОУ в соответствии с ФГОС ДО как средство повышения качества обр...
опыт работы "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
опыт работы...
Семинар «Роль логических задач и упражнений в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста».
Ценность обучения вообще и математики в частности в настоящий период объясняется не только тем, что на математике мы развиваем математические знания, на развитии реч...
Консультация для родителей. «Роль дидактических игр и упражнений в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста».
Консультация для родителей. «Роль дидактических игр и упражнений в математическом развитии детей младшего дошкольного возраста»....
Формирование психологической компетентности детей старшего дошкольного возраста. Обобщение опыта работы.
В процессе становления личности дети часто встречаются со сложными, стрессовыми ситуациями, которые ими или тяжело преодолеваются, или не преодолеваются из-за отсутствия психологических знаний. Такие ...
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете ДОУ Тема "Роль и место LEGO-конструирования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"
В каждом ребёнке от природы заложена жажда изобретать и исследовать что-то новое. Для реализации этих потребностей как нельзя лучше подходит LEGO-конструирование, являющееся оптимальным средством позн...
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании счётной деятельности детей старшего дошкольного возраста». (обобщение педагогического опыта)
В современной жизни проблема обучения детей математике приобретает глобальное значение. Прежде всего, это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные сферы знаний...