Развитие мышления в словесных играх
статья по коррекционной педагогике

Речь- главный и ведущий процесс развития детей раннего возраста. Вместе с речью развивается и процесс мышления – они идут рука об руку. И многие игры, направленные на развитие ребенка: мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные беседы так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_myshleniya_v_slovesnyh_igrah.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мышления в словесных играх

Е.М. Сидельцева

учитель – дефектолог

Речь- главный и ведущий процесс развития детей раннего возраста. Вместе с речью развивается и процесс мышления – они идут рука об руку. И многие игры, направленные на развитие ребенка: мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные беседы так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей.

Или, наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.

Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления.

Постарайтесь подключить в этот процесс всех членов семьи. Пусть малыш каждый вечер рассказывает о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.

В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка. Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет кушать и так далее. Предлагаемые игры помогут сделать ваше общение с ребёнком не только интересным, но и полезным.

•        «Что бывает круглое?». Упражнение имеет многообразные варианты: «Что бывает квадратное (низкое, синее, железное, горячее и т. д.)?»

•        «Какой может быть стол?» (Круглый, квадратный, кухонный, письменный и т.д.)

•        «Какой бывает дом?» (дерево, машина и т.д.?). Взрослый самостоятельно придумывает дополнительные упражнения по аналогии.

•        «Что за чем?»: перечислить, из каких этапов состоит какое-либо действие. Например, «шить» или «варить».

•        «Кто это делает?»: назвать, что или кто может: летать, свистеть, бежать, плавать, скакать, прыгать, танцевать, петь, кукарекать, выть и т.д.

•        «Кому это нужно?»: самолет – летчику и т.д. И обратный вопрос: что нужно для работы учителю, моряку, пожарному, врачу, шоферу, повару и т.д.

•        Кто сделал эти предметы: костюм, пирог, дом, машину, сок и т.д.

•        «Из чего что сделано?». Например, стол (книга, одежда). Усложненный вариант: назвать части целого (предмета). Например, у дерева есть корни, ствол, ветки, листья. А что есть у машины?

•        «Кто что делает?» Повар – жарит, варит, печет, строитель – … и т.д.

•        «Что мы делаем с посудой, одеждой? и т.д.»

•        «Когда это бывает?»: на лыжах катаемся; в реке купаемся? Вариант: «Что бывает (что мы делаем) летом, зимой?»

•        Альтернативные вопросы: рыбы летают или плавают? и т.д.

•        «Загадки»: Место, где продают лекарства? (Аптека). Часть суток от конца дня до начала ночи? (Вечер).

•        «Кто это?» Ходит, жуёт, мычит … Летает, клюёт, прыгает… Ползает, шипит, жалит…

•        «Что где находится?» Сахар – в сахарнице, Хлеб - в … (Далее по аналогии: масло, книги, игрушки, соль, сухари и т.д.)

•        «Найди и исправь ошибку». У птицы крылья большие, а у бабочки цветные. Лист клёна резной, а лист рябины зелёный.

•        «Кто кем будет?» Яйцо – цыплёнком. Зёрнышко – … Гусеница – …

•        «Семьи». Перечислить членов «семей» зверей и птиц (лев, львица, львята; ворон, ворониха, воронята).

•        «Скажи наоборот». Я скажу слово «высоко», а ты ответишь «низко». Я скажу: «далеко», а ты – ….Возможно использование разных частей речи: наречий «далеко – близко», прилагательных «узкий – широкий», существительных «день – ночь», предлогов «над – под».

•         «Что делает?»: Солнышко - светит, сияет, греет, а еще… Машина - едет, гудит, светит… Кошка - бегает, ходит, пьет, спит, … Наоборот: Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара. Едет - машина, поезд, велосипед.

•        Называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие: И лягушка, и зайчик - прыгают. И птица, и муха летают.

•        Провести устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры: «Что есть у нас на кухне?», «Где у нас стоит телевизор?», «Где у нас лежат сковородки?».

•        «Мы идет гулять в лес» - Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?

•        «Что внутри?» Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места (дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, тумбочка - книжка, кастрюля - суп, дупло - белка, улей - пчелы, нора - лиса, автобус - пассажиры, больница – врачи).

Если заниматься с детьми постоянно, то к трём-четырём годам их речь и мышление будут развиты настолько, что они смогут выражать все свои желания и мысли, запоминать легкие стихи и песенки, исполнять их. Просто они уже рождаются со способностью усваивать речь и овладевать тем языком, на котором разговаривают все окружающие. Дети раннего возраста учатся говорить у нас, родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Развитие словесно-логического мышления через развивающие игры-головоломки»

Мышление - это социально обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения в действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на ос...

Развитие мышления у дошкольников: игры, задания, упражнения.

Прежде чем перейти непосредственно к заданиям и играм по развитию мышления, необходимо отметить этапы развития самого мышления. Мышление — это активный поиск связей и отно­шений между разным...

Развитие мышления у дошкольников. Игры.

Современные дети все чаще предпочитают компьютерные игры, а зря. Давайте вспомним несколько полезных, для развития детского мышления, игр....

Словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста...

Активизация речевого развития детей через словесные игры

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.Важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желани...