Тактильные коврики
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (младшая группа)

Николаева Светлана Ивановна

Дети познают окружающий мир всеми органами чувств, и одним из важных направлений детского развития является знакомство с различными тактильными ощущениями. Сенсорные (или тактильные) карточки можно использовать в играх и занятиях с детками самого разного возраста. Тактильные карточки - не просто интересная игра; они развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают малышу познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktilnye_kovriki.docx124.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 218»

ПАСПОРТ

«Тактильные коврики»

Авторы – изготовители: С.И. Николаева

                                     И. П. Пятибратова

Цель: Развитие тактильных ощущений

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить со способом обследования руками и ладонями различных по фактуре предметов.

Развивающие:

  • развивать сенсорное восприятие
  • развивать мелкую моторику пальцев
  • развивать воображение, память, мышление

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к партнеру по игре, побуждать к соблюдению правил игры.

Дети познают окружающий мир всеми органами чувств, и одним из важных направлений детского развития является знакомство с различными тактильными ощущениями. Сенсорные (или тактильные) карточки можно использовать в играх и занятиях с детками самого разного возраста.

Тактильные карточки - не просто интересная игра; они развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают малышу познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

1,5-2 года - возраст лавинообразного роста активного словарного запаса. С помощью тактильных карточек можно выучить с ребенком названия цветов, наклеенных материалов, названия характеристик поверхностей и ощущений от прикосновения к ним. Учить названия цветов и фактур можно, например, предлагая ребенку найти пару для карточки по цвету.

Начиная с полутора лет, можно попробовать поиграть с малышом в игру "Третий лишний":

  • положить перед ним три карточки, две из которых будут одинаковыми, а одна будет отличаться по цвету или ощущению от прикосновения.

С цветом фона всё понятно, а примером разных фактур могут быть бархатная или глянцевая бумага, ткань и бусинки одного и того же цвета.

По мере взросления ребенка количество карточек, используемых в игре, и их признаков-характеристик увеличивается.

С 2х - 2,5 лет

С двухлетним малышом можно группировать сенсорные карточки по цвету или другому признаку. Если ребенок уже хорошо говорит, можно предложить ему угадать материал, когда он ощупывает предложенную карточку под покрывалом.

Дети старше 2-2,5 лет уже достаточно сознательны, чтобы поиграть с ними в "Мемори", эту простую, но всеми любимую игру еще интереснее. Правила ее просты. Играющие по очереди открывают по паре карточек. Если попались одинаковые, они убираются, а игрок имеет право на еще один ход.

Если карточки разные, они снова переворачиваются "рубашкой" кверху, и право хода получает следующий игрок.

С Зх лет

1) С детьми 3 лет и старше можно раскладывать карточки от самой мягкой до самой твердой, от самой гладкой до самой шершавой по ощущениям.

2) Также можно поиграть с малышом с помощью тактильных карточек в игру - соединялку:

выложить их в два столбика (начните с 3 карточек в каждом) и предложить найти парные по цвету или по материалу.

3) Предложите ребенку выложить такой же ряд, как сделали вы. Благодаря подобным играм малыш учиться  действовать по образцу и развивает внимание. Можно усложнить задание: пусть карточки в рядах будут совпадать только по одному признаку - цвет или фактура. Если он подобрал подходящие карточки с одинаковыми материалами, но разного цвета, попросите его закрыть глазки и убедиться в идентичности карточек в рядах на ощупь.

4) Следующая игра подойдет для тех детей, которые уже спокойно относятся к завязыванию глаз. Выложить ряд карточек, предложить пощупать и запомнить их. Затем завязать малышу глазки, заменить одну из карточек и попросить угадать, что поменялось.

5) С детьми, которые уже хорошо выражают свои мысли с помощью слов, можно использовать сенсорные карточки при прослушивании музыки. Попросите малыша описать с помощью карточки, какой на ощупь ему показалась мелодия. Такие задания разовьют его фантазию и ассоциативное мышление.

6) В следующей игре могут принимать участие несколько человек. Выберите одну, начальную карточку, а оставшиеся разделите между игроками поровну. Теперь им предстоит посоревноваться - выложить как можно более длинную дорожку, с тем условием, что все соседние карточки должны быть связаны друг с другом, т.е. иметь одинаковый цвет или материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой самомассаж пальцев рук с использованием тактильного коврика

В консультации представлен материал для самомассажа пальцев и кистей рук с использованием тактильного коврика...

Мастер-класс «Оздоровительный проект «Тактильные коврики»»

Мастер-класс «Оздоровительный проект «Тактильные коврики»» Тема: «Веселые художники»Мастер-класс проводит: воспитатель высшей квалификационной категории Дмитриева Ирина ВитальевнаУчастники: Дети,...

Статья "Использование тактильного коврика в коррекции нарушений речи у детей с ОНР и ЗПР"

В статье раскрыты возможности использования авторского дидактического пособия "Тактильный коврик по временам года" для коррекции нарушений речи у детей с диагнозами ОНР и ЗПР.  Статья опубл...

«Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильной дощечки»

Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...

Тактильные коврики

Дети познают окружающий мир всеми органами чувств, и одним из важных направлений детского развития является знакомство с различными тактильными ощущениями. Сенсорные (или тактильные) карточки можно ис...

Конспект НОД по развитию речи с использованием тактильных ковриков с детьми раннего возраста. Тема: «Зима»

Конспект построен с учетом принципа интеграции образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», ...

Тактильный коврик (мир природы)

Цель: развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет через разные формы образовательной деятельности...