Тактильные коврики
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тактильные коврики | 124.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад № 218»
ПАСПОРТ
«Тактильные коврики»
Авторы – изготовители: С.И. Николаева
И. П. Пятибратова
Цель: Развитие тактильных ощущений
Задачи:
Обучающие:
- познакомить со способом обследования руками и ладонями различных по фактуре предметов.
Развивающие:
- развивать сенсорное восприятие
- развивать мелкую моторику пальцев
- развивать воображение, память, мышление
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к партнеру по игре, побуждать к соблюдению правил игры.
Дети познают окружающий мир всеми органами чувств, и одним из важных направлений детского развития является знакомство с различными тактильными ощущениями. Сенсорные (или тактильные) карточки можно использовать в играх и занятиях с детками самого разного возраста.
Тактильные карточки - не просто интересная игра; они развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают малышу познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.
1,5-2 года - возраст лавинообразного роста активного словарного запаса. С помощью тактильных карточек можно выучить с ребенком названия цветов, наклеенных материалов, названия характеристик поверхностей и ощущений от прикосновения к ним. Учить названия цветов и фактур можно, например, предлагая ребенку найти пару для карточки по цвету.
Начиная с полутора лет, можно попробовать поиграть с малышом в игру "Третий лишний":
- положить перед ним три карточки, две из которых будут одинаковыми, а одна будет отличаться по цвету или ощущению от прикосновения.
С цветом фона всё понятно, а примером разных фактур могут быть бархатная или глянцевая бумага, ткань и бусинки одного и того же цвета.
По мере взросления ребенка количество карточек, используемых в игре, и их признаков-характеристик увеличивается.
С 2х - 2,5 лет
С двухлетним малышом можно группировать сенсорные карточки по цвету или другому признаку. Если ребенок уже хорошо говорит, можно предложить ему угадать материал, когда он ощупывает предложенную карточку под покрывалом.
Дети старше 2-2,5 лет уже достаточно сознательны, чтобы поиграть с ними в "Мемори", эту простую, но всеми любимую игру еще интереснее. Правила ее просты. Играющие по очереди открывают по паре карточек. Если попались одинаковые, они убираются, а игрок имеет право на еще один ход.
Если карточки разные, они снова переворачиваются "рубашкой" кверху, и право хода получает следующий игрок.
С Зх лет
1) С детьми 3 лет и старше можно раскладывать карточки от самой мягкой до самой твердой, от самой гладкой до самой шершавой по ощущениям.
2) Также можно поиграть с малышом с помощью тактильных карточек в игру - соединялку:
выложить их в два столбика (начните с 3 карточек в каждом) и предложить найти парные по цвету или по материалу.
3) Предложите ребенку выложить такой же ряд, как сделали вы. Благодаря подобным играм малыш учиться действовать по образцу и развивает внимание. Можно усложнить задание: пусть карточки в рядах будут совпадать только по одному признаку - цвет или фактура. Если он подобрал подходящие карточки с одинаковыми материалами, но разного цвета, попросите его закрыть глазки и убедиться в идентичности карточек в рядах на ощупь.
4) Следующая игра подойдет для тех детей, которые уже спокойно относятся к завязыванию глаз. Выложить ряд карточек, предложить пощупать и запомнить их. Затем завязать малышу глазки, заменить одну из карточек и попросить угадать, что поменялось.
5) С детьми, которые уже хорошо выражают свои мысли с помощью слов, можно использовать сенсорные карточки при прослушивании музыки. Попросите малыша описать с помощью карточки, какой на ощупь ему показалась мелодия. Такие задания разовьют его фантазию и ассоциативное мышление.
6) В следующей игре могут принимать участие несколько человек. Выберите одну, начальную карточку, а оставшиеся разделите между игроками поровну. Теперь им предстоит посоревноваться - выложить как можно более длинную дорожку, с тем условием, что все соседние карточки должны быть связаны друг с другом, т.е. иметь одинаковый цвет или материалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой самомассаж пальцев рук с использованием тактильного коврика
В консультации представлен материал для самомассажа пальцев и кистей рук с использованием тактильного коврика...
Мастер-класс «Оздоровительный проект «Тактильные коврики»»
Мастер-класс «Оздоровительный проект «Тактильные коврики»» Тема: «Веселые художники»Мастер-класс проводит: воспитатель высшей квалификационной категории Дмитриева Ирина ВитальевнаУчастники: Дети,...
Статья "Использование тактильного коврика в коррекции нарушений речи у детей с ОНР и ЗПР"
В статье раскрыты возможности использования авторского дидактического пособия "Тактильный коврик по временам года" для коррекции нарушений речи у детей с диагнозами ОНР и ЗПР. Статья опубл...
«Развитие тактильной памяти у детей дошкольного возраста с помощью тактильной дощечки»
Память — важнейшая познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения. Одним из её видов является сенсорная память, которая опирается на чувства и ощущения и в свою очередь включает в ...
Конспект НОД по развитию речи с использованием тактильных ковриков с детьми раннего возраста. Тема: «Зима»
Конспект построен с учетом принципа интеграции образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», ...
Тактильные коврики
Дети познают окружающий мир всеми органами чувств, и одним из важных направлений детского развития является знакомство с различными тактильными ощущениями. Сенсорные (или тактильные) карточки можно ис...
Тактильный коврик (мир природы)
Цель: развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет через разные формы образовательной деятельности...