Конспект и презентация . Тема " Насекомые" .
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Бегунова Наталья Александровна

 Тема " Насекомые" .Логопедическое занятие «Остров сокровищ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_tema_nasekomye.doc293 КБ
PDF icon otkr.pdf2.33 МБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ логопедического занятия «Остров сокровищ»

Средняя группа, (ОНР III, дизартрия)

Подгрупповое занятие по теме «Насекомые. Звук и буква М» с использованием ИКТ (презентация и интерактивная игра)

Форма занятия –путь по карте.

Цель: уточнение и закрепление представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых, ознакомление с буквой М, формирование умения находить ее среди других букв алфавита, создание условий для коррекции нарушений речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить обобщающее понятие «насекомые»;
  • уточнить, расширить ,активизировать словарь по теме (насекомые, бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки, усы);
  • закреплять умение составлять описательный рассказ о насекомом по данному плану;
  • совершенствовать грамматический строй речи (образование и употребление существительных и прилагательных в косвенных падежах), стимулировать речевую активность.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать связную речь, фонематический слух, зрительное внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, развивать стремление к поисково-познавательной деятельности

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
  • воспитывать умение преодолевать трудности, воспитывать интерес к занятиям
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия

1.Организационный момент( мобилизация внимания, мотивация).

 Слайд №1-заставка скрыт.  Слайд №2- заставка включен, создает соответствующую атмосферу.

Л.: Доброе утро, ребята. Нас ждут сегодня с вами приключения.

Л: Встретила  знакомого моряка. Он мне шляпу-треуголку подарил и вручил какой-то свиток . (показать треуголку ,свиток, надеть шляпу) Посмотрите ,какая модна-а-а-а-я…Шляпу решила себе оставить, а вот свиток …свиток давайте вместе развернем…посмотрим ,что там...

 

( разворачиваем свиток).

    Л.:..О.., здесь что-то написано, …читаем:

«Я бесстрашный пират!

 Всю жизнь я собирал сокровища, а потом сложил их в сундуки и спрятал в надежном месте. Если вы хотите найти мой клад,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    то вам придется доказать ,что вы этого достойны! Выполните задания, и я отдам вам карту.  За каждое задание - кусок карты.

Если не выполните хоть одно, то не видать вам карты как собственных ушей.

      Гроза морей Джон Сильвер.

 Да…чуть не забыл… обратите внимание на букашек, мух, таракашек вокруг вас ))…»

Л.: Ребята, да здесь настоящее письмо пирата! И шляпа эта -  пиратская.  

Он бросает нам вызов. Как вы думаете, справимся с его заданиями?

     Ответы детей.

На экране слайд №3(на время беседы)

Л.: А о каких букашках он в конце письма упомянул? Вы видели у нас в группе что-нибудь подобное? Букашки, мухи, таракашки …о чем это он? …Ну-ка, осмотритесь, поищите их.

Дети находят задания.

  Л: Точно, вижу : какие-то букашки с номерами есть. Начнем по порядку.  С номера один.  

    Для детей в группе размещены 5 пронумерованных вырезанных изображений насекомых(приклеены скотчем на предметы мебели), на обратной стороне каждого написано задание ,которое необходимо выполнить.

  После выполнения каждого задания дети прикрепляют часть карты на магнитно-маркерную доску. 

  Переход к выполнению следующего задания - загадка, которую нужно отгадать. Отгадка подскажет путь.

2.Выполнение  заданий (поиск частей карты).

На экране слайд № 4

Задание №1  (Загадка.Описание насекомого) 

 Л.: Ребята, задание №1 .Кто на картинке? (Паук.) Это насекомое? (нет) 

Послушайте загадку:

Отгадайте загадку:

Улей –дом,

А рой-семья.

Как зовут меня ,друзья?

     Ответы детей. Поощряются полные ответы.

Л: Верно,ребята,это Пчела. А чтобы получить первую часть карты ,нужно рассказать, как выглядит пчела. 

Сначала вы рассказываете, как называется насекомое и как оно выглядит, потом перечислите части тела насекомого. И наконец, расскажете, пользу или вред оно приносит. (Это пчела. Она маленькая, полосатая, мохнатая. У нее шесть лапок и прозрачные крылышки. Пчела собирает с цветов нектар и делает мед.)

Л.: Молодцы, хорошо рассказали о пчеле, задание выполнено.

Л: А вот и первая часть карты. Ребята, помните: загадка была про пчелу, значит,следующее задание будет на карточке с изображением пчелы.

На экране слайд № 5

Л:Чтобы получить вторую часть карты ,нужно посмотреть на картину и рассказать , какие насекомые живут на поляне? Перечислите  их.

    Ответы детей. Поощряются полные ответы.

Л: Что вы знаете о насекомых? (бывают полезными и вредными)

Л: Какие из них полезные? ( пчелы, муравьи ,божьи коровки)

Л: А какие вредные? (мухи, комары, гусеницы)

Л: Вы , оказывается, хорошо знаете  насекомых .

На экране слайд № 6

А чтобы перейти к следующему заданию, отгадайте загадку:

Маленькая модница

Села на ладошки.

Красненькое платьице

С черными горошками.

Л: Кто же это? (Божья коровка).

Л: Верно ответили ,ребята.

Л.: Переходим к следующему заданию.

На экране слайд № 7 

Л: Отгадайте, кто это?

Я летаю, как хочу

Боком, взад, вперед лечу.

Есть огромные глаза

Я летунья - …

Л: кто это, ребята? (Стрекоза).Верно ,это Стрекоза.

Л: И после того, как вспомним, как мы изображали с вами насекомых , получим третью часть карты. 

Физкультурная пауза «Пчела» (координация речи с движением, развитие творческого изображения)

Прилетела к нам вчера     (бегают по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками)

Полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелек (останавливаются, загибают по одному пальчику на обеих руках на                                                  

И веселый мотылек ,        каждое название насекомых)   

 Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.          (делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам)

Приходили муравьи         (шагают на месте , несут воображаемую ношу на плече)

И травинку принесли,

А паук на всех смотрел,   (повороты головы влево/вправо, воображаемое вязание кистями рук)

Сети плел и песни пел.

Л: Ребята, вы такие молодцы! У нас уже три части карты. Мы на полпути к сокровищам.

Л:Сначала угадайте ,кто будет в следующем задании?

На экране слайд № 8 

     Сам мал,

    Незаметно хожу,

    Но больше себя ношу..(Муравей)

Л: Верно,муравей.Итак,запоминаем,что следующее задание  у нас будет на картинке с изображением муравья.

На экране слайд № 9 . Элемент эл.игры «Муравьишка-путешественник» определить в двух рядах насекомых, кто лишний.

(На занятии используется одно из заданий эл. игры ,а именно слайд №7 ).

Л: После выполнения задания на нетбуках всегда нужно делать зарядку для глаз Это очень важно, так как о зрении необходимо заботиться.

Л:Кстати,ребята,вы ,кажется ,петь умеете?

 Попросим жука показать ,как он летает,а он нам поможет сделать зарядку для глаз.

На экране появляется Слайд №10 (логораспевка):

          -Жук, жук, пожужжи,

Как летаешь, покажи.

-Жу-жу-жу-жу,

Я летаю и жужжу!    (логораспевка под музыку Железновой)

Гимнастика для глаз

На полянку жук влетел

Зажужжал и запел – жжжжж

Вот он вправо полетел (дети смотрят вправо)

Вот он влево полетел (смотрят влево)

Жук, вот правая ладошка (правую руку вперед)

Жук, вот левая ладошка (левую руку вперед)

Жук наверх полетел

И на веточку присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали

Хлопаем дружно: хлоп, хлоп, хлоп

Чтобы улететь он смог: жжжжж.

Л: Очень хорошо ,у нас уже есть четвертая часть  карты.

Л:Про муравья мы загадку отгадали, всем известно ,какие муравьи трудолюбивые.

А теперь в  задании хотят проверить , хорошо ли умеют трудиться наши язычки.

А поможет нам в этом наша Лягушка –говорушка (вязаная  логолягушка

Артикуляционная гимнастика .

1)"Окошко" :            широко открыть рот — "жарко"

                                    закрыть рот — "холодно"

2)"Блинчик":  улыбнуться,  приоткрыть рот ,

положить широкий язык на нижнюю губу

3)"Месим тесто" – улыбнуться ,пошлепать

языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя...",

 покусать кончик языка зубками (чередовать

эти два движения)

На экране слайд №11

Л: Потрудились хорошо.

А теперь отгадаем загадку, чтобы получить оставшуюся часть карты.

Кузнечик, бабочка, пчела

И муравей, и стрекоза.

Мы даже муху позовем,

Но как мы всех их назовем? (Насекомые).

На экране слайд № 12

Л: Муравей-трудяга и ему больше всех заданий досталось: всем по два, а у него -три.

Л: Слушайте задание: определите на слух, какой согласный звук   есть во всех словах, которые я назову ( мачта, море, маяк, муравей)(развитие фонематического слуха, закрепление умения интонационного выделения звука [м]в слове). Какое слово среди названных мною является лишним? (муравей).

Л: Все части карты у нас есть..  

Теперь можем сложить их ,у нас получится карта , и мы  отыщем клад, о котором написал Джон Сильвер.

Дети складывают карту из частей.

Л; Смотрите , а одной части у нас ,кажется, нет…Пересчитаем? (дети считают части)… У меня в шляпе оказалась недостающая часть карты, какая по счету? (шестая)

   3.  Подведение итогов

Л.: Карту из кусочков сложили, оказывается: клад совсем близко. Но прежде всего скажите мне: понравилось ли вам искать клад? Вспомните, про кого загадки мы отгадывали? Как их можно назвать одним словом?

Что больше всего вам запомнилось?

      На экране слайд №13 .Появляется изображение карты.

Джон Сильвер доволен вами, ребята, порадовали вы его своими ответами.

      Вы достойно выдержали все испытания и заслужили награду.

Дети ориентируются по подсказкам на карте, направляются в кабинет логопеда. Там сундук с сокровищами.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: «Насекомые»

Конспект по  теме "Насекомые" Прогулка на поляну .Беседа рассматривание насикомых....

конспект занятия по теме "насекомые"

                  в подготовительной группе с детьми с ОВЗ...

Конспект занятия по теме "Насекомые"

Конспект фронтального занятия для детей с ОНР старшая группа....

Конспект НОД на тему: "Насекомые. Бабочка".

Цель: познакомить с названиями насекомых, их особенностями; упражнять в употреблении существительных множественного числа; учить передавать в рисунке характерные черты строения насекомых, создавать сю...

Конспект занятия по теме "Насекомые" в старшей логопедической группе

Грамматическая тема: "Составление предложений по рисункам с предлогом на"...