Формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых технологий у дошкольников с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Успешное обучение детей в начальной школе по современным программам (требования ФГОС) предполагает высокий уровень развития мышления ребёнка, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания. Поэтому уже в дошкольный период формированию у дошкольников логико-мыслительной деятельности должно отводиться важное место. В формировании у детей логико-мыслительной деятельности широко используются игровые технологии, что позволяет легче и глубже усвоить необходимые знания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование логико-мыслительной деятельности с использованием игровых технологий у дошкольников с ОВЗ»
Успешное обучение детей в начальной школе по современным программам (требования ФГОС) предполагает высокий уровень развития мышления ребёнка, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания. Поэтому уже в дошкольный период формированию у дошкольников логико-мыслительной деятельности должно отводиться важное место. В формировании у детей логико-мыслительной деятельности широко используются игровые технологии, что позволяет легче и глубже усвоить необходимые знания.
«Игровые педагогические технологии» - это достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Преимущества использования игровых технологий в работе
с детьми с ОВЗ следующие:
- Внедрение игровых технологий осуществляется в соответствии с принципом «от простого - к сложному» и личностно - ориентированной моделью обучения. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей с ОВЗ. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра.
- Использование игровых технологий позволяет лучше запомнить материал, а также «раскрепощает» сознание и мышление ребенка. Процесс обучения становится интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует увеличению времени работоспособности детей на занятиях.
- Игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети с ОВЗ получают прочные, осознанные и прочувствованные знания, учатся анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления.
У детей с ОВЗ, воспитывающихся в нашей группе, были выявлены следующие особенности:
- Несформированность познавательной, поисковой деятельности. Дети стремились избежать любых интеллектуальных усилий и не были заинтересованы в результате выполнения задания. Для них был непривлекателен момент преодоления трудностей (отказывались выполнять трудную задачу, подменяли интеллектуальную задачу более близкой, игровой задачей).
- При предъявлении инструкции к заданию многие дети не понимая задания, стремятся побыстрее его выполнить, не обращая внимание на качество выполнения задания.
- Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.
Исходя из особенностей детей с ОВЗ мы целенаправленно используем игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера и кругами Эйлера.
Игровая технология «Палочки Кюизенера». С помощью игр с палочками дети смогли запомнить прямой, обратный и порядковый счет, у них перестали «выпадать» цифры при счете. Гораздо легче дети усвоили понятие «соседи чисел», обыгрывая, как числа живут в одном доме, но в разных комнатах; закрепили состав чисел. Играя с палочками, мы смогли показать наглядно чем различаются понятия «длинный-короткий» и «высокий-низкий». И в целом, через свои руки, детям было проще усваивать такие отношения, как «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
Игровая технология «Круги Эйлера». Разделяя геометрические фигуры по разным плоскостям, дети учились сравнивать и анализировать, вычленять существенные признаки предметов, выявлять свойства в объектах и классифицировать их. На первом этапе мы работали с одним кругом (обручем): закрепляли свойства геометрических фигур. При этом дети должны были усвоить, что у нас две игровые зоны (внутри обруча и вне его). А играя с двумя обручами, дети уже учились группировать объекты по нескольким признакам. Например, при закреплении темы домашних животных дети кормили кошек только желтым кормом, а собакам давали круглый корм. Самыми сложными оказались ситуации, когда нужно было найти общие фигуры, подходящие как в первой обруч, так и во второй, т.е. в пересечении двух обручей. С кругами Эйлера можно работать и за столом, используя небольшие круги и плоские геометрические фигуры.
Рекомендация: играя с обручами, лучше использовать однотонный ковер с неярко выраженным орнаментом, который бы не отвлекал и так неустойчивое внимание детей.
Игровая технология «Блоки Дьенеша». В играх с блоками мы используем альбомы и карточки с символами свойств. Можно придумать разные по уровню сложности игры, где каждый ребенок может справиться с игровой задачей и оказаться в ситуации успеха. Особенно блоки Дьенеша помогли нашим детям в усвоении сенсорных эталонов. Дети довольно быстро усвоили геометрические фигуры и формы предметов и даже сами просили игры с блоками в свободное время. Играя с блоками, дети учились сравнивать, анализировать, классифицировать и обобщать предметы. У детей лучше развивалось внимание и память, они стали больше говорить и отвечать на занятиях.
Таким образом, использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ позволяют сформировать мыслительные операции, развить гибкость мыслительных процессов, умение устанавливать причинно-следственные связи, повысить уровень речевого развития, Знания, полученные в занимательной форме, усваиваются детьми достаточно прочно и позволяют в дальнейшем успешно использовать их в повседневной жизни, перенося из игровых ситуаций в жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес»
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:• Принцип непрерывности (построено на основе предыдущих и с...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича в младшей группе «Путешествие в волшебный лес»
Возрастная группа: младшаяКонспект НОД поформированию элементарных математических представленийс использованием игровых технологий В.В. Воскобовичав младшей группе «Путешествие в волшебный лес&r...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых технологий.
создать условия для развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации....
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича во второй младшей группе «Путешествие в волшебный лес»
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей через использование развивающих игр В.В. Воскобовича.Задачи: Образовательные:Формировать умение мыслить с помощью приемов анализа, ...
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию формирование элементарных математических представлений с использованием игровых технологий во второй младшей группе по сказке «Колобок».
Конспект интегрированного НОД по познавательными развитию ФЭМП по сказке Колобок...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием игровой технологии в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Математика».
Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений с использованием игровой технологии в подготовительной к школе группе «Путешествие по стран...