Статья "Развитие социально-бытовых навыков у детей с РАС"
статья
В данной статье рассматривается проблема формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sotsialno-bytovyh_navykov_u_detey_s_ras.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Краска Анастасия Викторовна,
учитель-дефектолог
«Вчера 40 минут ждали синего автобуса, на другие Ваня не садится». «У нас большая радость, Маша согласилась надеть новую кофточку». «Сегодня Гоша опять выскочил на проезжую часть, стоило мне чуть-чуть отвлечься. Я так больше не могу, мне страшно от того, что когда-нибудь с ним может случиться что-то плохое». Родители и родственники детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, наверняка, поймут горечь, радость и отчаяние, прозвучавшие в этих словах. То, что со стороны может казаться неадекватными капризами ребенка, может быть связано с тяжелыми нарушениями в его развитии.
Для развития детей с РАС формирование социально-бытовых навыков является особой проблемой. Сложности обучения навыкам самообслуживания и бытового поведения для окружающих связаны, прежде всего, с нарушениями контакта, трудностью произвольного сосредоточения и страхами [5, с. 210]. Многие страхи детей основаны на их сверхчувствительности и на отрицательном опыте взаимодействия с родными или с кем-то из окружающих. Подобное может случиться и со здоровыми детьми, но у них эти состояния менее стойки и легче преодолеваются [1, с. 33]. Ребенок с РАС может бояться ходить в туалет, если горшок когда-то оказался слишком холодным, одеваться, если однажды ощутил неприятные ощущения от колючего свитера, мыться, если в прошлом вода попала ему в нос или глаза. Прогулка, поездка на природу или поход в магазин могут повергнуть такого ребёнка в ужас. Импульсивность и разлаженность поведения, и иные поведенческие проблемы аутичных людей нередко заставляют их родителей отказаться от выхода в общественные места и резко ограничить круг своего общения.
Подобные страхи и негативизм могут быть преодолены, если близкие понимают, что стоит за отказом ребенка, терпеливо ободряют его, подчеркивая, какой он уже большой и сильный, дают ему возможность освоиться в пугающей ситуации [1, с.35].
Необходимо замечать, изучать и использовать имеющиеся у ребенка стереотипы (таковые есть у большинства детей с РАС). Именно они представляют уровень его социализации (контакта со средой), который он освоил. Обогащение нужных действий запасом стереотипов ребенка, их изменение, превращение из случайного набора в систему связей с окружающим — это наиболее эффективный путь на начальных этапах социальной адаптации таких детей. Чтобы обеспечить формирование более гибкой системы стереотипов взаимодействия с окружающим миром, необходимо раннее начало коррекционного обучения ребенка с проявлениями аутизма. В результате такой работы он научается обслуживать себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми [5, с.215].
Если в норме дети часто овладевают многими умениями, подражая взрослым, действуя путем проб и ошибок, то аутичному ребенку требуется специально организованное обучение и многократное, совместное со взрослым проживание повседневных бытовых ситуаций. При этом самостоятельное овладение ребенком социально-бытовыми навыками бывает связано с конкретной ситуацией. Перенести же уже сформированный навык в другую ситуацию ребёнку крайне затруднительно. Очень важно организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнением задачи, обеспечить поддержку постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у ребёнка возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах [3, с.27]. Неудача может вызвать стойкий протест такого ребенка против повторной попытки неудавшегося действия.
Взрослым надлежит быть очень последовательными в отношениях с ребенком. Необходимо договариваться об общих требованиях к нему, иначе ребёнок может так и не научиться навыкам самообслуживания. Так, бабушка, кормящая трёхлетнего внука с ложки, в то время как мама пытается научить его есть самостоятельно, оказывает ему "медвежью услугу"[6, с.79].
Если научить ребенка выполнять простейшие поручения, его будет легче организовать в повседневных ситуациях и обучать более сложным навыкам. Важно, чтобы поначалу просьбы, обращенные к ребенку, заключали в себе привлекательные для него действия.
Аутичные дети чувствуют себя спокойнее, в большей безопасности и лучше регулируют свое поведение, если существует четкий распорядок дня, семейные привычки и традиции. Если в семье еще не сложился постоянный режим дня, то требуется установить удобный для всех, но неукоснительно соблюдающийся порядок основных домашних дел (еда, прогулка, сон, занятия и т.д.) [2, с. 18].
Наряду с временной организацией дня также важен ритм занятий. Аутичный ребенок может выдерживать ситуацию активного взаимодействия очень недолго. Обучение, совместная деятельность могут занимать вначале очень короткое время, 1-2 минуты, но необходимо, чтобы действие было завершено, и ребенок сразу испытал успех.
В заключении следует отметить, что при обучении аутичных детей социально-бытовым навыкам очень важно заранее продумать составляющие конкретного навыка и сами приемы обучения [4, с.7]. Безусловно, с аутичным ребенком необходимо проводить комплексную работу по развитию эмоциональной сферы, интеллекта, взаимодействия с окружающим миром на самых разных уровнях. Только в этом случае привитые навыки самообслуживания и поведения в разнообразных житейских ситуациях могут быть использованы им наиболее эффективно и гибко.
Библиографический список
1. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение 1 / Дефектология. - 1997. - № 2. - С.31-40.
2. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение 2 / Дефектология. - 1997. - №3. - С. 15-20.
3. Ковалец И. В. (сост.) Программа работа с детьми с проявлениями раннего детского аутизма. / Министерство образование республики Беларусь, 1998. – 32 с.
4. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной./ С.А. Морозов - Материнство, 1997, № 1. - С. 6 - 9.
5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи / М.: Теревинф, 2005 - 288 с.
6. Шипицина Л.М. Детский аутизм. - М.: Дидактика Плюс, 2001. – 285 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование социально - бытовых навыков у детей с РДА
У большинства аутичных детей, независимо от уровня их интеллектуального развития, овладение социально-бытовыми навыками вызывает значительные (иногда почти непреодолимые) трудности. Это связан...
Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения
Сообщение из опыта работы.Рекомендуемые игры и задания....
Доклад «Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната»
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ И ДЕТЯМ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕН...
Формирование социально-бытовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Педагоги и родители совместными усилиями способствуют всестороннему развитию личности ребенка, в котором трудовое воспитание занимает достаточно важное место. Формирование у ребенка социально-бытовых ...
Социально-бытовая адаптация детей со сложным дефектом через воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Я работаю воспитателем в группе «Особый ребенок», которую посещают дети – инвалиды со сложным дефектом, имеющих сочетание двух и более недостатков в физическом и психическом развитии - дети с особыми ...
Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки «Весна» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ
Конспект НОДпо развитию социально-бытовой ориентировки «Весна»для детей подготовительной группы с использованием ИКТ...
Конспект НОД по развитию социально-бытовой ориентировки «Весна» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ
Конспект НОДпо развитию социально-бытовой ориентировки «Весна»для детей подготовительной группы с использованием ИКТ...