Психолого - педагогические условия преодоления интеллектуальной пассивности у детей старшего дошкольного возраста средствами игры.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Психолого - педагогические условия преодоления интеллектуальной пассивности у детей старшего дошкольного возраста средствами игры.
Сорокина Н.М., педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 36»
Психолого - педагогические исследования и педагогическая практика показывают, что у значительного количества детей старшего дошкольного возраста (60%) проявляется интеллектуальная пассивность.
Одной из основных причин такого положения, на наш взгляд, является повсеместно наблюдающаяся в настоящее время тенденция к раннему обучению детей, подмена игры- ведущей деятельности, в недрах которой происходит всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста,- уроками (не игровыми занятиями!). Завышенные требования современных родителей к уровню интеллектуального развития своих детей без учета специфических детских потребностей в игре, активной разносторонней деятельности, эмоционального общения и т.д. ведет к тому, что жизнь дошкольника оказывается задидактизированной. При том, что такие дети в результате натаскивания, чисто механического заучивания поглощают предлагаемый им взрослыми объем знаний (пока еще недоступных их восприятию). Психологи фиксируют у них низкий уровень развития познавательных психических процессов, отсутствие интеллектуальной активности, познавательного интереса. Знания и навыки, приобретаемые детьми в «маленьких школах», оказываются очень узко направленными, дети не способны осуществлять перенос их в новые условия (отсутствует экстраполяция знаний и навыков интеллектуально-познавательной деятельности: ребенок не может пользоваться ими как собственным достоянием). Кроме того, (что так же немаловажно для гармоничного полноценного развития дошкольника) такие «маленькие всезнайки» очень часто лишены самого главного, составляющего суть Детства- бесценного периода жизни и развития каждого человека: у них отсутствует живой, непосредственный интерес ко всему происходящему в окружающем мире, по-детски эмоциональное его восприятие.
Следствием всего этого является не только увеличивающееся из года в год количество отклонений в функциональном развитии детей, но и формирование у многих детей уже в дошкольном возрасте интеллектуальной пассивности.
Под интеллектуальной пассивностью понимается сниженный уровень интеллектуальной деятельности, обусловленный в основном особенностями воспитания, которой проявляется в недостаточной сформированности интеллектуальных умений, негативном отношении к умственному напряжению , использовании обходных путей при выполнении интеллектуальных задач.
Исследования Л.С. Славиной, Л.В. Орловой показали, что интеллектуально –пассивные дети характеризуются:
1.Недостаточной сформированностью интеллектуальных навыков и умений
2.Отрицательным отношением к интеллектуальной деятельности
3.Отсутствием познавательного отношения к действительности
В.С. Юркевич характеризует интеллектуальную пассивность как результат отсутствия у ребенка любознательности.
Н.Н. Поддьяков выделяет два типа активности ребенка: 1) собственная активность ребенка, проявляющаяся в деятельности, где происходит реализация своих интересов, потребностей, где ребенок выступает как субъект собственной активности; 2) активность стимулируемая Л.Л. Гуровой, М.И. Лисиной, А.М. Матюшкина показали, что фактором, обуславливающим развитие познавательной активности в онтогенезе являются общение ребенка с окружающими людьми. В дошкольном возрасте познавательная активность распространяется на все сложные явления окружающего мира, включая социальные отношения, которые реализуются в игровой деятельности.
Главная причина возникновения интеллектуальной пассивности в дошкольном возрасте- негативное формирование мотивационно- потребностной сферы личности, неудовлетворение базовых потребностей ребенка в свободе и игре. Все чаще мы слышим от педагогов, что игра уходит из дошкольных учреждений. Именно в игре, как ведущей деятельности, происходят главнейшие изменения в психических процессах, психологических особенностях личности. Игра является своеобразной формой практического размышления ребенка об окружающей его действительности (С.Л. Новоселова). Ребенок в игре учится пользоваться полученной информацией и это становится его знанием. В игре происходит процесс, который ведет к возникновению у ребенка стремления учиться. В старшем дошкольном возрасте растет потребность в расширении круга познания и углублении имеющихся знаний, причем ребенок сам стремится получить необходимые знания через активную умственную работу. Эта потребность зарождает новый мотив собственно-познавательной деятельности.
Игровой и познавательный мотивы взаимодействуют, постоянно сменяя друг друга: новое знание инициирует игру, а развитие игры требует новых знаний. Потребность в новых знаниях является важнейшей составляющей познавательной активности и учебной мотивации. В игре формируется необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действий, способность действовать в уме. Опыт практического преобразования ситуации, приобретаемый ребенком в игре, в дальнейшем приводит к их теоретическим преобразованиям, что служит основой развития теоретического мышления. (А.В. Запорожец).
Игра реализует потребность ребенка в достижении успеха, обусловливает возникновение таких личностных качеств, как любознательность инициативность в поиске новых знаний и замыслов, креативность, социальная компетентность.
Психолого – педагогические исследования показали, что высокий уровень развития игровой деятельности способствует формированию интелектуальной зрелости и предпосылок возникновения у ребенка способности усвоения теоретических знаний. А в связи с этим, на наш взгляд, заключается в создании благоприятных условий для развития игровой деятельности детей в возможности находить время для игры в режиме дня, включение в игру в качестве равноправного партнера, обогащая содержание и поощряя активность детей.
В тоже время необходимо отметить, что в последние годы произошли серьезные изменения в использовании игровой деятельности в воспитательно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста. Психологи (Н.И. Гуткина, Е.А. Смирнова и др.) отмечают ряд тревожных тенденций, связанных с игрой дошкольников: 1) современные дошкольники все меньше и меньше играют в традиционные игры(игра постепенно уходит из ДОУ, семьи, с детской площадки); 2) традиционные игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, развивающие, подвижные, …) все больше вытесняются компьютерными и электронными; 3) сюжеты игр современных дошкольников, по сравнению с их сверстниками двадцати-тридцатилетней давности, оскуднели и претерпели значительные изменения ( игры на профессиональные и общественно-политические темы заменяются в настоящее время играми по сюжетам мультфильмов, кинофильмов, сериалов); 4) современные дошкольники не могут организовать свою деятельность, наполняя ее смыслом; у большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить; 5) изменилось отношение детей к игре ( а значит, изменилась и сама игровая деятельность) – уходит ответственное поведение играющего Е.Е. Смирнова).
Таким образом, назрела острая необходимость поиска новых путей педагогического руководства игрой дошкольников и создания благоприятных психологических условий для преодоления детьми в игровой деятельности интеллектуальной пассивности. При этом необходимо обеспечить: во-первых, учет индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей развития каждого ребенка, а во-вторых, полноценное развитие игровой деятельности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические условия снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Статья написанная по материалам выпускной квалтфикационной работы....
Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.
На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...
Психолого-педагогические условия формирования социальной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие личности не может осуществлятся самостоятельно, это не хаотичный процесс, неоходимо целенаправленно воздействовать на него, создавая для этого психолого-педагогические условия....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
раскрываются ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИЕМОВ ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА в детском саду...
Статья на тему: "Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста".
Ермакова К.В. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональных представлений у детей старшего дошкольного возраста / К.В. Ермакова, Е.В. Галеева // Воспитание и обучение: теория, методика и...
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР»
Дошкольное детство - особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческ...
Проблема психолого-педагогических условий формирования семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Понятие семейных ценностей, его виды и функции, а также формы и методы формирования семейных ценностей. ...