Мастер - класс "Развитие познавательных процессов"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Николаиди В.О, педагог-психолог
МАДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад № 33 «Радуга»
СЛАЙД 1
ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ «ЛАБОРАТОРИИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ» НА САЙТЕ ДЕТСКОГО САДА
(ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
СДАЙД 2
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. В настоящее время первым звеном общей системы образования выступает общественное дошкольное образование. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребѐнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием и специалистом в детском саду.
В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.
СДАЙД 3
В системе дошкольного образования накоплен достаточно большой опыт по организации взаимодействия детского сада и семьи. Однако в настоящее время происходит активный поиск новых технологий и форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, обусловленными особенностями современного общества.
СДАЙД 4
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своѐ отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в:
-"Концепции дошкольного воспитания",
-Законе "Об образовании в Российской Федерации",
- ФГОС ДОО.
СДАЙД 5
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, как известно, является игра. Для ребенка игра – это самое серьезное дело. Совместные игры с родителями, прогулки с ними, в которых дети подражают взрослым, манипулирование игрушками и другими предметами - все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы, внимание, память, мышление и речь.
СДАЙД 6
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каждое образовательное учреждение имеет свой сайт. На нем отражена вся административная информация (устав, лицензия, правила приема и др.). Любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательного процесса, традициями, узнать последние новости.
В соответствии с планом управления проектом «Дети в приоритете» для интерактивного общения с родителями, с целью повышения их компетентности в области развития познавательных процессов дошкольников (памяти, мышления, речи) на сайте нашего дошкольного учреждения создана интерактивная «лаборатории детской игры для родителей «Играем вместе!».
В условиях современного дошкольного образования данная форма подачи информации является наиболее эффективной в организации взаимодействия и сотрудничества с родителями.
СДАЙД 7
Стилистика баннер привлекает внимание родителей и указывает им расположение сервиса, в котором собрана информация о том, в какие игры можно играть с ребёнком по различным разделам и направлениям.
- Раздел «Речевое развитие» - содержит игры и игровые упражнения, а также мастер-классы педагогов, на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества, на обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи; памятки и буклеты для родителей.
Например: игры с ЛЕГО конструктором, дидактические игры, игры на основе ТРИЗ-технологии, а также советы родителям, для заучивания стихов играя.
СДАЙД 8
Раздел «Творческое развитие» - содержит игры и игровые упражнения, а также мастер-классы педагогов, направленные на развитие продуктивной деятельности и детского творчества в рисовании, аппликации, лепке, конструировании.
Например: пальчиковая живопись, упражнения с использованием различных оттисков, рисование солью и мыльными пузырями, нетрадиционная техника рисования «Кляксография», различные виды аппликаций (обрывная, силуэтная, из салфеток, оригами).
СДАЙД 9
- Раздел «Сенсорное развитие» - содержит игры и игровые упражнения на различение и название цветов, геометрических фигур, на сравнение предметов, их группировку и счёт, выделение отличия и сходства между предметами и их группами по цвету, форме, размеру; а также мастер-классы педагогов по созданию игр-головоломок и использованию игры «VAY TOY».
Например: для закрепления сенсорных эталонов игра «Накорми котенка», «Разноцветные заборчики», игры с макаронами, игра «Ладошки», «Чудесный мешочек».
СДАЙД 10
- Раздел «Физическое развитие» - содержит подвижные игры и игровые упражнения, а также мастер-классы педагогов и инструктора по физической культуре, направленные на приобретение опыта в выполнении основных движений (ходьба, бег, прыжки), игры с предметами на развитие координации движений, гибкости, равновесия, в том числе игры, направленные на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Например: зарядка в игровой форме, игровой стретчинг, игры с мячом, бегом, прыжками, лазанием, метанием, игровые упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия.
СДАЙД 11
Раздел «Музыкальное развитие» - содержит игры и игровые упражнения для развития чувства ритма у дошкольников, а также мастер-классы педагогов и музыкального руководителя ДОО, направленные на поддержку детского экспериментирования с музыкальными инструментами, на различение свойств музыкального звука и характера музыки.
Например игры: «Угадай-ка!», «Веселый-грустный», «Лягушка», «Лесенка», «Кто поет?», «Мультпарад», «Ежик и барабан», «Дрова», «Солнышко» и др.
СДАЙД 12
Раздел 6 (6.1. и 6.2.) «Развитие психических процессов» - содержит памятки для родителей «Об особенностях возраста» детей 3-4, 4-5 и 5-7 лет.
СДАЙД 13
А также психологические игры и упражнения, мастер-классы педагога-психолога, направленные на развитие мышления, речи, релаксационные игры на формирование эмоциональной стабильности ребёнка.
СДАЙД 14
Например, игра «Путаница»
Цель игры: развитие зрительной памяти и внимания, пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.
Инструкция для родителей: ребенку демонстрируется карточка с наложенными друг на друга контурами различных фигур и предлагается найти, обвести по контуру каждую фигуру, которую он увидит на этом рисунке и таким образом разгадать путаницу. Далее попросите ребёнка назвать каждую фигуру и кратко её описать (Что или кто это? Что у него есть? Для чего нужен человеку? Какие звуки издаёт? и пр.) Можно сосчитать все предметы, которые находились в «Путанице».
СДАЙД 15
Игра «Последовательности»
Цель игры: развитие внимания, наглядно-образного мышления, речи.
Инструкция для родителей: Предъявляем ребёнку картинки в хаотичном порядке и просим установить правильную последовательность событий. Затем ребенок составляет рассказ по данным картинкам. Можно спросить о его отношении к данному сюжету. Можно поинтересоваться, какая картинка ему понравилась больше и почему, таким образом стимулировать речевую активность.
СЛАЙД 16
Игра «Противоположности»
Цель игры:развитие внимания, логического мышления, речи.
Инструкция для родителей: водящий бросает мяч ребёнку и называет слово, а ребёнок должен подобрать противоположное по значению ему слово (например: горячий – холодный, высокий – низкий, солёный – сладкий, грустный – весёлый, добрый – злой и т.д.)
СЛАЙД 17
Игра «Муха»
Цель игры: развивать внимание ребенка,способствовать развитию пространственных представлений.
Инструкция для родителей: с помощью этой игры ребёнок научится ориентироваться на плоскости листа и вы сможете закрепить понятия «лево-право», «верх-низ», «центр».
В центре клетки сидит муха, которая пытается выбраться из неё. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку.
Я (взрослый) буду говорить тебе (ребёнку), куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижениями. Как только она вылетит за границы клетки, сразу хлопай в ладоши, чтобы ее поймать. Если ты успеешь хлопнуть, пока я не сказала следующий ход, то «пойманную» муху сажаем тебе в мешок, а если мухе удастся тебя запутать и вылететь из клетки незаметно, то мы выпускаем ее в окошко. Каждый раз муха начинает свой полет из центра клетки. Если в конце игры мух в окне окажется больше – значит, муха оказалась проворнее тебя, если мух будет больше в твоём мешке – значит, соревнование с хитрой мухой выиграл ты.
СЛАЙД 18
Игра «Назови одним словом»
Цель игры: формирование умения классифицировать предметы, развитие внимания, мышления, сообразительности.
Инструкция для родителей: Родитель показывает карточку, или собирает предметы в доме. Ребенок называет их одним словом, объединяя в группу по определённому признаку. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, взрослый спрашивает: «Кто изображен на этой карточке? (тыква, помидор, лук, огурец, баклажан, картошка, перец, морковь, капуста)Что это? Или как можно их назвать одним словом? (овощи)… Или аналогичная работа проводится по закреплению понятий: ягоды, грибы, игрушки, одежда, головные уборы, бытовая техника, различные виды транспорта, дикие, домашние животные, птицы и пр.
СЛАЙД 19
Или релаксационная игра «Снеговик»
Цель игры: формирование эмоциональной стабильности ребёнка через умение управлять своим телом.
Инструкция для родителей: взрослый говорит, ребёнок выполняет соответствующие движения телом.
-Представь, что ты Снеговик. Весёлый, красивый, которого вылепили из снега. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких толстых ножках.
Сегодня прекрасное утро, ярко светит солнце. Его очень тёплые лучи обнимают Снеговика, начинают припекать всё сильнее и сильнее. И Снеговик начинает таять…
Покажи, что с ним происходит?
Далее ребёнок изображает, как тает Снеговик. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снеговик превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
Также в лаборатории «Играем вместе!» размещены интерактивные ссылки на игровые практики (сборники игр), которые были составлены участниками реализации проекта «Дети в приоритете» пункта 2.2. «Обеспечение времени и пространства для детской игры».
Из вышесказанного следует отметить, что такая форма интерактивного общения ведет к обновлению форм и методов вовлечения родителей детей в образовательную деятельность, повышению их компетентности не только в области развития познавательных процессов дошкольников через игру, но и в вопросах использования современных технологий, публичности и открытости образовательного процесса и готовности образовательного учреждения и семьи к решению актуальных вопросов в воспитании и развитии дошкольников.
СЛАЙД 20
На этом у меня всё, спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».
В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....
Мастер-класс по познавательным процесса.
Память - это способность принимать новую информацию и сохранять ее.Мы, взрослые, иногда записываем на бумаге то, что нам надо запомнить. А как поступает ребенок 3-4 лет? Его память непроизвольная, т. ...
Мастер-класс для родителей "Развитие познавательных процессов как элемент успешного обучения в школе"
В данном мастер-классе для родителей предствлены основные упражнения для развития познаватльных процессов, которые я, как педагог-психолог провожу с детьми. Мастер-класс является обучающим...
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников» для педагогов....
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»...
Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
Повышение профессиональной компетенций в вопросах познавательных процессов дошкольников с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля в условиях реализации ФГОС ДО....
Мастер-класс для родителей «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
Мастер-класс для родителей«Использование набора «Дары Фрёбеля»в развитии познавательных процессов дошкольников»Цель:Повышение родительских компетенций в вопросах познавательных...