Представление из опыта работы на тему: «Игры с мячом в коррекции речевых нарушений дошкольников».
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Катасонова Ольга Викторовна

Мяч это прекрасный инструмент  для развития у детей общей и мелкой моторики. закрепления правильного произношения, развития фонматического слуха. обогащение словаря. Игры с мячом способствуют развитию глазоимера, ловкости. умению ориентироваться в пространстве

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

Представление   из опыта работы на тему:

«Игры с мячом в коррекции речевых нарушений дошкольников». 

Составили:

Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории
Ханахмедова Роза Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории

                                                     

г. Шарыпово, 2022г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

    Я, Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 3 «Чебурашка» и Ханахмедова Роза Михайловна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 3 «Чебурашка» представим вам опыт работы по теме: «Игры с мячом в коррекции речевых нарушений дошкольников». 

     На протяжении нескольких лет мы работаем с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Сами по себе речевые нарушения не исчезают. Нужна систематическая работа в данном направлении. Особое внимание в работе  с детьми  с ТНР мы уделяем играм с мячом, с которыми вас и познакомим.

     Почему выбрали мяч? Игры с мячом создают благоприятный эмоциональный фон на занятиях и улучшают настроение.  Это - прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, закрепления правильного произношения, развития фонематического слуха, обогащения словаря.  Игры с мячом способствует развитию глазомера, ловкости, умения ориентироваться в пространстве, Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

   Логопедические игры  и упражнения с мячом  можно разделить на 4 группы:

- развитие мелкой и общей моторики.

- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи.

  1. Игры на развитие мелкой  моторики – 6-8 чел.

Оборудование:  (массажные мячики, корзина)

• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

Игры на умение ориентироваться в пространстве (массажные мячики)

Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине» - 6-8 чел.

Цель: развитие ориентированности в собственном теле. Задачи: закрепление умения ориентироваться в собственном теле и пространстве (справа - слева, впереди - сзади); закрепления употребления предлогов. Оборудование: мячи, сшитые из ткани; теннисные мячи.

Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции взрослого: - В правую руку свой мячик возьми. Над головою его подними. И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, да на живот - не запутаться б мне.

Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади» (большие мячи) – 2 чел.

Цель: развитие моторики, ловкости и внимания. Задача: закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа – слева), закрепление навыков счета. Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания.

• Какой обруч находится слева (справа)?

 • Стукни три раза мячом в правый обруч.

• Стукни четыре раза мячом в левый обруч.

 • Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.

• Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

  1. Игры на развитие фонематического слуха

- «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх ( у каждого ребенка мяч)

- «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный  звук.

- «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.

4. Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков

- «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым  звуком.

- «Мяч скорее лови, чистоговорку повтори»

Ход игры. Дети стоят полукругом, ударяя мячом об пол, четко произносят чистоговорки, выговаривая все звуки:

Са – са –са – укусила в нос оса.

 Со – со – со – стал мой нос как колесо.

Сы – сы – сы – не боюсь я злой осы.

Су – су – су – я осу в руке несу.

  1. Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи

- На развитие умения согласовывать существительных с местоимением используем игру  - «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» 

- На развитие умения образовывать притяжательные прилагательные  используем игру «Чей же это хвост, отвечай на вопрос»

У лисы – лисий   хвост                            

 У волка – волчий

 У собаки – собачий

 У мыши – мышиный

 У тигра – тигриный

 У щуки – щучий

 У зайца - заячий

«Чья же это голова? Подскажи скорей слова»  с усложнением.

Дети идут по кругу приставным шагом. Ведущий бросает мяч из центра круга., а ребенок, бросая обратно мяч, заканчивает фразу.

У вороны голова  – воронья

 У рыси – рысья

 У кошки – кошачья

 У  рыбы - рыбья

  У медведя – медвежья

  У орла - орлиная

 На развитие умения образовывать существительные с  уменьшительно-ласкательными суффиксами используем игру «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи»

Ведущий начинает фразу, а ребенок договаривает.

Тарелка чистая, а тарелочка —… (чистенькая).
Чайник красивый, а чайничек —… (красивенький).
Сковорода круглая, а сковородочка—… (кругленькая).
Нож острый, а ножичек —… (остренький).
Суп вкусный, а супчик —… (вкусненький).

Следка соленая, селедочка солененькая

Конфета сладкая, а конфеточка – сладенькая

 Пряник ароматный,  а пряничек ароматненький

Булка – мягкая, а булочка – мягонькая

 Сыр твердый, а сырочек тверденький


Игру «Кто кем был?» используем для развития мышления,  расширения словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры: Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:

Цыплёнок — яйцом

Хлеб — мукой

Лошадь — жеребёнком

Шкаф — доской

Корова — телёнком

Велосипед — железом

Дуб — жёлудем

Рубашка — тканью

Рыба — икринкой

Ботинки — кожей

Яблоня — семечкой

Дом — кирпичом

 Лягушка — головастиком

Сильный — слабым

Бабочка — гусеницей

Взрослый — ребёнком

Цель игры «Большой мяч» - активизировать словарь глаголов, развивать общую моторику.

Дети встают в круг,  у кругу  водящий с мячом в руках. Водящий называет слово и кидает мяч кому – либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, который может совершать предмет, названный водящим.

Например: «снег»- идет, падает, сверкает, хрустит, искрится, тает, хрустит



На обогащение словаря прилагательными  используем игру «В нашем городе». 

Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок ловит мяч, возвращает его и повторяет предложение, расширяя его прилагательными. - В нашем городе много улиц. Каких?- В нашем городе много красивых и чистых улиц (зеленых, тихих, благоустроенных, широких, длинных).

 

В нашем городе много домов. Каких? - … (больших, красивых, высоких, одноэтажных, пятиэтажных, многоэтажных, старых, каменных, кирпичных).

 

Для совершенствования навыка составлять распространенные предложения  с  заданным словом играем в игру «Сбей кеглю».

 

Мы по кегле попадем,

предложение назовем.

 

Ребенок, называя слово, катает мяч, старясь сбить кеглю, стоящую  в середине круга. Если не получается, он сам составляет предложение со своим словом, а если получается, то предложение составляет тот ребенок, к которому прикатится мяч. Игра повторяется.

 

Рефлексия.

   Игры с мячом очень полезны для развития детей с нарушениями речи. Мяч помогает  разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей.

    Мы надеемся,  что предложенные игры  педагоги и учителя - логопеды будут широко использовать  в своей работе с детьми.

Желаем вам творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические...

Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста

в статье рассматривается система работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР 3 уровня с использованием развивающих технологий...

Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников

Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....

Опыт работы по использованию песочных игр в коррекции речевых нарушений дошкольников

Система работы по использованию песочных игр в коррекционной работе с дошкольниками....

Использование массажных мячей в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Использование массажных мячей в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста...

Сообщение из опыта работы по теме: «Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольников с ТНР»

Сообщение из опыта работы по теме:«Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольник...