Представление из опыта работы на тему: «Игры с мячом в коррекции речевых нарушений дошкольников».
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Мяч это прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики. закрепления правильного произношения, развития фонматического слуха. обогащение словаря. Игры с мячом способствуют развитию глазоимера, ловкости. умению ориентироваться в пространстве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры с мячом в работе по коррекции речевых нарушения у дошкльников | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально – личностному направлению развития детей»
Представление из опыта работы на тему:
«Игры с мячом в коррекции речевых нарушений дошкольников».
Составили:
Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории
Ханахмедова Роза Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории
г. Шарыпово, 2022г.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я, Катасонова Ольга Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 3 «Чебурашка» и Ханахмедова Роза Михайловна воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 3 «Чебурашка» представим вам опыт работы по теме: «Игры с мячом в коррекции речевых нарушений дошкольников».
На протяжении нескольких лет мы работаем с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Сами по себе речевые нарушения не исчезают. Нужна систематическая работа в данном направлении. Особое внимание в работе с детьми с ТНР мы уделяем играм с мячом, с которыми вас и познакомим.
Почему выбрали мяч? Игры с мячом создают благоприятный эмоциональный фон на занятиях и улучшают настроение. Это - прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, закрепления правильного произношения, развития фонематического слуха, обогащения словаря. Игры с мячом способствует развитию глазомера, ловкости, умения ориентироваться в пространстве, Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
Логопедические игры и упражнения с мячом можно разделить на 4 группы:
- развитие мелкой и общей моторики.
- развитие фонематического слуха;
- закрепление правильного произношения и дифференциация звуков;
- развитие словаря, грамматического строя речи.
- Игры на развитие мелкой моторики – 6-8 чел.
Оборудование: (массажные мячики, корзина)
• «Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.
• «Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.
• «Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.
Игры на умение ориентироваться в пространстве (массажные мячики)
Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине» - 6-8 чел.
Цель: развитие ориентированности в собственном теле. Задачи: закрепление умения ориентироваться в собственном теле и пространстве (справа - слева, впереди - сзади); закрепления употребления предлогов. Оборудование: мячи, сшитые из ткани; теннисные мячи.
Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции взрослого: - В правую руку свой мячик возьми. Над головою его подними. И перед грудью его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись. Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину вернется. С голени правой да к левой ступне, да на живот - не запутаться б мне.
Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади» (большие мячи) – 2 чел.
Цель: развитие моторики, ловкости и внимания. Задача: закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа – слева), закрепление навыков счета. Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания.
• Какой обруч находится слева (справа)?
• Стукни три раза мячом в правый обруч.
• Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
• Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.
• Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.
- Игры на развитие фонематического слуха
- «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх ( у каждого ребенка мяч)
- «Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.
- «Стукни раз, а может два, по частям скажи слова » - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.
4. Игры с мячом для закрепления правильного произношения и дифференциации звуков
- «Мяч передавай, слово со звуком [ш] называй» - повторение слов с определённым звуком.
- «Мяч скорее лови, чистоговорку повтори»
Ход игры. Дети стоят полукругом, ударяя мячом об пол, четко произносят чистоговорки, выговаривая все звуки:
Са – са –са – укусила в нос оса.
Со – со – со – стал мой нос как колесо.
Сы – сы – сы – не боюсь я злой осы.
Су – су – су – я осу в руке несу.
- Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
- На развитие умения согласовывать существительных с местоимением используем игру - «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи»
- На развитие умения образовывать притяжательные прилагательные используем игру «Чей же это хвост, отвечай на вопрос»
У лисы – лисий хвост
У волка – волчий
У собаки – собачий
У мыши – мышиный
У тигра – тигриный
У щуки – щучий
У зайца - заячий
«Чья же это голова? Подскажи скорей слова» с усложнением.
Дети идут по кругу приставным шагом. Ведущий бросает мяч из центра круга., а ребенок, бросая обратно мяч, заканчивает фразу.
У вороны голова – воронья
У рыси – рысья
У кошки – кошачья
У рыбы - рыбья
У медведя – медвежья
У орла - орлиная
На развитие умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами используем игру «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи»
Ведущий начинает фразу, а ребенок договаривает.
Тарелка чистая, а тарелочка —… (чистенькая).
Чайник красивый, а чайничек —… (красивенький).
Сковорода круглая, а сковородочка—… (кругленькая).
Нож острый, а ножичек —… (остренький).
Суп вкусный, а супчик —… (вкусненький).
Следка соленая, селедочка солененькая
Конфета сладкая, а конфеточка – сладенькая
Пряник ароматный, а пряничек ароматненький
Булка – мягкая, а булочка – мягонькая
Сыр твердый, а сырочек тверденький
Игру «Кто кем был?» используем для развития мышления, расширения словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры: Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок — яйцом
Хлеб — мукой
Лошадь — жеребёнком
Шкаф — доской
Корова — телёнком
Велосипед — железом
Дуб — жёлудем
Рубашка — тканью
Рыба — икринкой
Ботинки — кожей
Яблоня — семечкой
Дом — кирпичом
Лягушка — головастиком
Сильный — слабым
Бабочка — гусеницей
Взрослый — ребёнком
Цель игры «Большой мяч» - активизировать словарь глаголов, развивать общую моторику.
Дети встают в круг, у кругу водящий с мячом в руках. Водящий называет слово и кидает мяч кому – либо из детей. Дети пускают мяч по кругу, называя действия, который может совершать предмет, названный водящим.
Например: «снег»- идет, падает, сверкает, хрустит, искрится, тает, хрустит
На обогащение словаря прилагательными используем игру «В нашем городе».
Ход игры: Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок ловит мяч, возвращает его и повторяет предложение, расширяя его прилагательными. - В нашем городе много улиц. Каких?- В нашем городе много красивых и чистых улиц (зеленых, тихих, благоустроенных, широких, длинных).
В нашем городе много домов. Каких? - … (больших, красивых, высоких, одноэтажных, пятиэтажных, многоэтажных, старых, каменных, кирпичных).
Для совершенствования навыка составлять распространенные предложения с заданным словом играем в игру «Сбей кеглю».
Мы по кегле попадем,
предложение назовем.
Ребенок, называя слово, катает мяч, старясь сбить кеглю, стоящую в середине круга. Если не получается, он сам составляет предложение со своим словом, а если получается, то предложение составляет тот ребенок, к которому прикатится мяч. Игра повторяется.
Рефлексия.
Игры с мячом очень полезны для развития детей с нарушениями речи. Мяч помогает разнообразить коррекционную работу, активизирует мелкую и общую моторику, ориентировку в пространстве, внимание, помогает наладить контакт с детьми, нормализует поведение гиперактивных детей.
Мы надеемся, что предложенные игры педагоги и учителя - логопеды будут широко использовать в своей работе с детьми.
Желаем вам творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические...
Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста
в статье рассматривается система работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР 3 уровня с использованием развивающих технологий...
Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников
Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....
Представление опыта работы по теме: «ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Из опыта работы....
Опыт работы по использованию песочных игр в коррекции речевых нарушений дошкольников
Система работы по использованию песочных игр в коррекционной работе с дошкольниками....
Использование массажных мячей в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Использование массажных мячей в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста...
Сообщение из опыта работы по теме: «Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольников с ТНР»
Сообщение из опыта работы по теме:«Интеграция познавательно-исследовательской и изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей, коррекции речевых нарушений дошкольник...