Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
материал по коррекционной педагогике
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут реализовать свой потенциал развития лишь при вовремя начатом, правильно организованном специальном обучении и воспитании.Это потребности не только с применением специальных технических и медицинских средств, но и особое содержание методов обучения. Они должны помочь ребенку с ОВЗ развивать свой внутренний мир и помогать строить отношение с другими детьми в процессе получения знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_korr-razv._raboty_s_detmi_ovz.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Группа методов | Содержание метода | |
Наглядные методы | Непосредственные: показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из обучающихся. -Метод имитации; В качестве коррекционных приемов внутри метода используются приемы оценки и учета загруженности перцептивного поля загруженности 5-7 объектов). | Опосредованные: демонстрация учебных видеофильмов, двигательных действий, рисунков, схем. - Демонстрация объектов и способов действий; - показ иллюстраций; - рассматривание иллюстраций; -рассматривание предметов, таблиц, чертежей схем моделей; - наблюдение за явлениями природы, различными закономерностями в окружающем мире. При этом необходимо учитывать особенности дошкольников с нарушениями в развитии (меньший объем восприятия, его замедленный темп, неточности). Строго дозировать и структурировать предлагаемый материал. |
Словесные методы | - называние педагогом упражнений; - описания; - объяснения и комментирование хода их выполнения; - указания; - распоряжение; - вопросы к детям; - рассказ; - беседа; - объяснения и пояснение; - словестные дидактические игры; - выразительное чтение стихотворений. Приемы словесного метода составляют самую большую группу: - название упражнения; - описание и объяснение; - напоминание; - уточнения; - пояснения и указания; - распоряжения; - команды и сигналы; - беседы; - рассказы и вопросы; - стихи; - считалки; - загадки и жеребьевки; - оценка выполнения упражнений. Словесные методы имеют наибольшую специфику в обучении детей с нарушении в развитии. К ним относятся приведенные далее методы. Методы нормализации речевой среды для развития вербальной и не вербальной коммуникации. Методы и приемы, лежащие в основе формирования системы фонематического восприятия (фонетическая ритмика, методы развития слухового и речевого восприятия). Метод «малых порций» (дробление материала на несколько смысловых частей), сопровождение устного высказывания дефектолога визуальными материалами. Метод алгоритмизированного и структурированного объяснения нового материала. Использование психотерапевтических методов и приемов (опережающего одобрения, словесного рисования). | |
Практические методы | Выполнение движений совместно-распределенное, совместно-последовательное выполнение движений вместе с педагогом и самостоятельное выполнение). Включают повторение упражнений с изменениями и без, проведение их в игровой форме, в виде игровых упражнений и соревновательной форме. При работе с детьми ОВЗ данный метод трансформируется на основе специальных двигательно-кинестетических приемов. | |
Коммуникативные методы | Игры-задания в инклюзивной группе. Примеры заданий: - задание на знание в рамках межличностного интеллекта: «Повтори, что сказала Маша»; - задания на понимание: «Объясни, что сказал Петя»; - задания на примирение: «Договоритесь, кто и что будет делать»; - задания на анализ «Догадайтесь, о чем будут думать ребята»; - задание на оценку: «Скажи, чье решение тебе показалось лучшим и почему?». Игры с правилами – стимул совершенствования у детей коммуникативных умений. Метод проектов - в основе направленность познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над проблемой. В проектной деятельности – ключевой признак самостоятельный выбор. Центры активности – одно из условий , которые провоцируют коммуникативную деятельность. | |
Продуктивные методы | Характеризуется тем, что педагог не демонстрирует способа, а лишь создает условия для его открытия самими детьми. При выполнении таких упражнений ребенок прибегает к мыслительным и практическим пробам, выдвигает предположения и проверяет их, учится использовать прежние знания в новой ситуации, проявляя сообразительность и смекалку. | |
Репродуктивные методы | Основаны на воспроизведении способа действия. При этом действия детей полностью регламентируются воспитателем, который своими указаниями, пояснениями, непосредственной помощью корректирует действия ребенка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....
Педагогические методы М. Монтессори в воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, она заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умст...
Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции, развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка....
Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса. Опыт...
Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."
Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...
«Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами....
Из опыта работы. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Цель: представление опыта работы по использованию нетрадиционных форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Задачи: ...