Метод прикладного анализа поведения в работе с деми с РАС
статья по коррекционной педагогике
Чтобы сформировать социально-полезные навыки у ребенка с РАС и снизить те, что вызывают проблемы, адаптировала и применяю в коррекционной работе метод прикладного анализа поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_prikladnogo_analiza.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод прикладного анализа поведения.
Чтобы сформировать социально-полезные навыки у ребенка с РАС и снизить те, что вызывают проблемы, адаптировала и применяю в коррекционной работе метод прикладного анализа поведения.
Суть метода базируется на обучении ребенка с РАС малыми измеряемыми циклами систематически. Каждый навык, который ребенок не проявляет – от относительно простых реакций, как например, смотреть на других, до сложных действий, как спонтанное общение и социальное взаимодействие – разбивается на малые шаги. Каждому шагу обучаю путем специальной реплики (намека) или инструкции (команды). Иногда добавляю подсказку (в виде жеста, движения), чтобы ребенок начал. Действия ребенка записываю и оцениваю по специальным объективным позициям и критериям. Данные заношу в таблицу, чтобы была видна картина достижений ребенка, позволяющая педагогу регулировать обучение, если желаемых результатов нет. Время и этапы формирования навыков определяю исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Если у ребенка одинаковые действия следуют за правильно выполненной командой постоянно, то считается, что этот навык закрепился.
Для успешной организации обучения необходимо соблюдать ряд обязательных условий:
- окружающая обстановка должна как можно меньше отвлекать внимание ребенка (в поле зрения находятся только те предметы, которые будут использованы на занятии);
- занятие должно быть увлекательным и динамичным (речь педагога экспрессивна, эмоционально окрашена, обязательно присутствие тактильного контакта с ребенком);
- определяем набор подобных заданий для ребенка (3-4 игры), которые предъявляем систематически, до получения результата;
- применение запланированных вознаграждений (это может быть похвала, угощенье, игрушка, в нашем случае - объятья);
- использование в обучении моделирующих (демонстрация действия взрослым) и физических подсказок («рука в руке»);
- моделируя речь, строим короткие, простые фразы. Если ваш ребенок еще не употребляет слов, говорите с ним фразами из одного слова.
На первом году обучения коррекционная работа была направлена на формирование таких навыков, как:
- установление зрительного контакта:
- В ответ на имя.
Инструкция по формированию навыка: сядьте на стул напротив ребенка. Назовите его имя и одновременно подскажите ему посмотреть на вас (взглядом, жестом), поднеся осязаемый стимулятор на уровень своих глаз. После того, как ребенок посмотрит на вас в течение одной секунды, сразу же отдайте ему этот предмет. На последующих занятиях, называя имя ребенка, задерживайте предъявление стимулятора на несколько секунд, отмечая, смотрит ли ребенок на вас без подсказки. По-разному закрепляйте реакции взгляда без подсказки. На всех остальных занятиях также положительно реагируйте, когда ребенок смотрит на вас без стимулятора.
- В течение 5 секунд – повторите процедуру, описанную в №1, но удерживайте зрительный контакт в течение 5 сек., прежде чем отдать ребенку предъявленный стимулятор.
Инструкция - имя ребенка
| Реакция (1-5) устанавливает зрительный контакт | Дата введения | Дата усвоения |
| |||
|
- имитирование основных движений:
Инструкция по формированию навыка: сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Делай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.
Инструкция: «Делай это» | Реакция | Дата введения | Дата усвоения |
| |||
| |||
| |||
|
- имитирование действий с предметами:
Инструкция по формированию навыка: поместите два одинаковых предмета на стол перед ребенком. Предъявите команду «Делай это», одновременно совершая действия с одним предметом. Подстимулируйте ребенка повторить движение с другим предметом. С каждым разом помощь – подсказку ослабляйте. В конце концов одобряйте только правильные самостоятельные действия. Подсказки сводятся к непосредственным физическим действиям. Учите ребенка тем игровым операциям, которые могут доставить ему удовольствие.
Инструкция «Делай это» | Реакция | Дата введения | Дата усвоения |
| |||
| |||
| |||
| |||
|
- выполнение единичных команд:
Инструкция по формированию навыка: сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Делай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.
Инструкция: «Делай это» | Реакция | Дата введения | Дата усвоения |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
Использование в работе метода прикладного анализа поведения позволило добиться следующих результатов:
- ребенок устанавливает зрительный контакт (3-5 секунд);
- ребенок имитирует основные движения (прыгает, хлопает в ладоши, стучит, с помощью взрослого);
- имитирует действия с предметами (бросает мяч, толкает машину, крутит юлу, стучит молотком, с помощью взрослого);
- выполняет единичные команды с помощью жестовых инструкций взрослого (помаши «до свидания», сядь, обними меня, положи на полку, дай мне руку);
- узнает предметы (правильно дает один предмет из двух, в ответ на инструкцию «Дай мне…»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ABA - терапия, метод прикладного анализа поведения
АВА - Applied Behavior Analysis – Прикладной Анализ Поведения – вид терапии, основывающийся на представлениях о поведении человека с точки зрения бихевиорального направления в психологии. Это метод мо...
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...
Прикладной анализ поведения (АВА)
Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии и, тем самым, смягчить или предупредить вторичные их проявления, скорректировать уже и...
Использование метода прикладного анализа поведения в воспитании ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС)
Приветствую вас, родители! Ваш ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) требует особого подхода к воспитанию и развитию. Один из эффективных методов, которые вы можете использовать, называ...
Консультация для родителей: "Прикладной анализ поведения в инклюзивной среде дошкольного образовательного учреждения"
Прикладной анализ поведения - это научный подход, основанный на принципах поведенческой психологии, который позволяет изучать причины и последствия поведения детей с особыми образовательными потребнос...
Консультация для родителей: "Прикладной анализ поведения в инклюзивной среде дошкольного образовательного учреждения"
Прикладной анализ поведения - это научный подход, основанный на принципах поведенческой психологии, который позволяет изучать причины и последствия поведения детей с особыми образовательными потребнос...
«Использование принципов прикладного анализа поведения при адаптации детей с РАС раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
laquo;Использование принципов прикладного анализа поведения при адаптации детей с РАС раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»...