«Использование принципов прикладного анализа поведения при адаптации детей с РАС раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
консультация по коррекционной педагогике

Ефремова Анастасия Александровна

 «Использование принципов прикладного анализа поведения при адаптации детей с РАС раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx20.08 КБ
Файл rukovodyashchiy_kontrol_pamyatka.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

План выступления педагога-психолога ГБОУ школа 1467 ДО 4 Ефремовой А.А. к семинару-практикуму «Создание благоприятных условий адаптации в ДО для детей раннего и младшего возраста» (30.10.19 г.)

По теме «Использование принципов прикладного анализа поведения при адаптации детей с РАС раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Цель: ознакомления педагогов ДО с принципами прикладного поведенческого анализа в контексте адаптации детей с РАС в группе детского сада.

План:

  1. Вступительное слово.
  2. Характеристика нарушений при РАС. Ознакомление с программой «Прикладной анализ поведения», значение.
  3. Принципы работы: налаживание сотрудничества, руководящий контроль, организация пространства, визуализация среды, развитие социальных навыков.
  4. Подведение итогов. Обратная связь.

                                                    Конспект

Добрый день, уважаемые коллеги! Есть многое, что дети не умеют делать пока они маленькие, но одна вещь удается им очень хорошо, это обращать внимание на то, что они видят вокруг и учиться, опираясь это. Одна из часто встречающихся проблем при РАС заключается не в том, что дети не могут сосредоточиться, а в том, что они не могут сосредоточиться на  том, что нужно, их обучение носит социально не опосредованный, а следовательно обрывочный характер, что приводит  к сокращению способностей общаться и учиться. (слайд 2: диада нарушений РАС).

На сегодняшний день не существует медицинских способов «лечения» аутизма, но есть эффективные программы обучения и адаптации детей с  РАС. Залог их успеха — направленность на развитие социального взаимодействия и коммуникации (слайд 3: что входит в социальную коммуникацию). Одна из таких программ, научно доказанных, является Прикладной поведенческий анализ или АВА терапия, вышедшая из бихевиоризма. (слайд 4: АВА терапия). ПАП занимается формированием и модификацией поведения, умений, навыков с помощью изменений предшествующих и последующих факторов, которые влияют на данное поведение, причем под поведением имеется в виду любое действие или реакция (сидеть во время занятий спокойно, не кричать, если чего-то не хочешь, пользоваться словом «дай», если что-то хочешь и т.д.).

В рамках ДОУ в условиях группы, где помимо ребенка с РАС, есть еще и 25 других детей точно следовать программе без специального обучения, практики и дополнительного персонала не представляется возможным. Однако отдельные принципы работы мы можем взять и использовать их, что очень важно на наиболее ранних этапах, на этапах адаптации, чтобы максимально быстро и эффективно включить ребенка с РАС в процесс развития и обучения, а также сделать групповые правила и режимные моменты максимально доступными и понятными. Сегодня я вам расскажу о вполне реальных, доступных к воплощению принципах, которые особенно эффективны во время адаптации, когда мы сразу включаем ребенка, сразу даем ему доступный шаблон поведения, минуя формирование нежелательного поведения, негативизма.

1) Необходимость налаживания сотрудничества с ребенком. Сделать себя привлекательным и интересным для ребенка с РАС. Для продуктивного контакта, нужно чтоб педагог стал для него приятным. Например, каждое появление педагог может приносить или делать то, что ребенок любит (дуть мыльные пузыри, приносить играть игрушки по тематикам интересов, использовать сенсорные игрушки). Таким образом педагог будет уже сам ассоциироваться с чем -то хорошим и ребенок будет идти на сотрудничество.

2) Сначала просто играть с ребенком, далее привлекать его к интересным ему и посильным задачам, постепенно увеличивая их сложность.

3) Использование руководящего контроля. это то, что мотивирует детей к тому, чтобы слушать вас и делать то, о чем вы просите.  (слайд 5: руководящий контроль +памятки).

4) Контроль над поощрениями и поощрение ребенка за желательное поведение/выполненные инструкции. Когда ребенок освоит тот или иной навык, будет уверен, надобность в поощрении пропадет.

5) Организация пространства и визуальная поддержка. Вербальные инструкции и социальные сигналы трудны для распознавания, а визуальные подсказки помогают лучше понять то, что происходит вокруг. Зрительная поддержка, создаваемая в группе, чрезвычайно важна. Она позволяет сохранять спокойствие и поощряет независимость. Согласно исследованиям, люди с расстройствами аутистического спектра чувствуют себя комфортнее в организованной и предсказуемой среде.

Что относится к визуальной поддержке?

-структурирование  пространства и материалов

- зрительная поддержка Основные компоненты зрительной поддержки:

  • визуальная организация: показывает, как пространство и материалы ограничены, организованы или расположены в определенных местах (контейнерах);
  •  визуальная четкость: привлечение внимание к важной информации (выделение цветом, ярлыки, подчеркивание);
  •  визуальные инструкции: показывают, с  чего начать; последовательность действий и шагов.

- Последовательность подачи материала. Во время выполнения задания на рабочем столе должны присутствовать только необходимые материалы.

- Визуальное расписание — это система, которая наглядно показывает, что и в какой последовательности будет происходить. Расписание — не жестко закрепленная рутина, оно должно все время меняться. Его задача — развивать у ребенка с РАС самостоятельность и гибкость, предупреждать о предстоящих изменениях, способствовать снижению тревоги и генерализации навыков и облегчать переходы от одного вида деятельности к другому. Общее расписание занятий группы. Обычно вывешивается в доступном месте и помогает информировать воспитанников о предстоящих активностях и распределять зоны ответственности.  Индивидуальные расписания. Помогают воспитанникам с аутизмом понять, что именно они должны делать.

- Использование таймера. Данная стратегия облегчает понимание длительности интервалов, структурирует представление ребенка о начале и конце той или иной деятельности и может применяться как вместе с расписаниями, так и изолированно. (слайд 6-7: визуальное расписание).

6) Обеспечить развитие социальных навыков

- Социальные истории

- Привлечение нормотипичных сверстников. Не стоит ожидать, что все типично развивающиеся дети будут проявлять желание общаться и играть с ребенком с  РАС. Но пока дети являются младшими дошкольниками и пока собственное развитие социальных навыков не позволяет увидеть контраст ребенка с РАС важно формировать у них доброжелательное отношение, ПО максимум привлекать к игре с аутичным ребенком.  Можно использовать волонтеров / помощников — детей, которые сами выскажут желание помогать ребенку с РАС или взаимодействовать с ним. Такое поведение у детей тоже нужно подкреплять похвалой или небольшими подарками. (слайд 8-11: социальные истории).



Предварительный просмотр:

https://outfund.ru

Шаги руководящего контроля.

Сотрудничество со взрослым является важным этапом для дальнейшего развития ребенка. Для успешной интеграции в сад/школу необходимо чтобы ребенок умел находится среди сверстников, умел слушать и выполнять задания учителя, т.е. умел сотрудничать! Сотрудничество является одним из главных критериев для успешного обучения ребенка.

1/Покажите ребенку, что только вы контролируете те предметы, которые он хочет держать или с ними играть, и только вы решаете, когда ребенок может получить к ним доступ. Все, что ваш ребенок предпочитает делать или играть, когда он находится в одиночестве, является потенциальным усилителем - поощрением его позитивного поведения. Контролирование этих предметов является необходимой частью для достижения "Руководящего контроля". Это не говорит о том, что нужно лишить ребенка всех радостей жизни и всех любимых занятий. Скорее, это говорит о том, что ребенок научится рассчитывать получить доступ к этим предметам, если он хорошо себя ведет и выполняет простые требования. Для начала, необходимо решить какие предметы ребенок может иметь в свободном доступе, и что он должен сделать, для того, чтобы вы решили предоставить ему этот доступ. Начните с того, что пройдясь по дому, соберите все любимые предметы ребенка и положите в такое место, в котором он сможет их видеть, но не сможет их достать. Прозрачные контейнеры могут подойти для маленьких детей. Запертая на ключ комната или шкаф могут подойти для старших детей.

2/ Покажите ребенку, что с вами весело! Сделайте каждую интеракцию между вами и ребенком веселым развлечением, для того, чтобы ребенок захотел проводить с вами больше времени. И как только ребенок начнет воспринимать вас как человека, с которым весело и интересно - он будет готов сотрудничать - только чтобы уловить побольше интересных минут. Говоря поведенческим языком, учитель должен приобрести такую же мотивационную ценность, как и любимые занятия и предметы ребенка. Если ребенок любит музыку - вы тот человек, который дает ему послушать музыку (см. Шаг первый). Но, кроме того, что вы включаете ребенку музыку, вы также танцуете с ним, берете на руки, подбрасываете или щекочи

3/ Покажите ребенку, что вам можно доверять. Научитесь "не бросать слова на ветер", а говорить то, что вы конкретно имеете в виду. Если вы сказали ребенку выполнить что-либо, не позволяйте ему получить то, что он хочет, пока он не выполнит ваше требование. Если это необходимо - помогите ребенку выполнить ваше требование и используйте подсказки. Другими словами, если вы требуете от ребенка поздороваться с тетей Юлей доступным ему способом - у ребенка нет других вариантов (убежать в другую комнату, отвернуться, или уставиться в телевизор). Если вы решили, что ребенок должен поздороваться с тетей Юлей, и вы видите, что самостоятельно он не сможет сделать этого в данный момент - не "экономьте", дайте подсказку. Спокойно подойдите к ребенку, протяните ему руку, проведите к тете Юле, и скажите: "Поздоровайся!". Таким образом, вероятность того, что ребенок избежит этого требования, уменьшается.

4/ Покажите вашему ребенку, что ему выгодно выполнять ваши инструкции и это наилучший способ для него получить то, что он хочет. Давайте ребенку простые инструкции так часто, насколько это возможно и усиливайте его сотрудничество поощрениями. Например, ребенок просит у вас конфету. Вы говорите: "Да, пожалуйста" - и держа конфету перед ребенком, снимаете фантик. Потом протягиваете фантик ребенку, и просите "Выбрось в мусор" - ребенок выбрасывает в мусор и получает свою конфету. Ребенок указывает на книгу на полке. Вы достаете книгу и держа ее в руках, говорите "Садись на диван". И после того, как ребенок сел на диван - вы даете ему книгу.

5/ На ранних стадиях установления руководящего контроля поощряйте каждую желаемую реакцию и постепенно переходите на переменный режим поощрений. Постоянство - это один из наиболее важных компонентов в обучении и воспитании ребенка. Благодаря вашим последовательным действиям ребенок учится, что выбрав сотрудничество, он получит то что хочет  - быстрее и легче. Понимание того, что правильный выбор приводит нас к желаемым последствиям, отражает все, что происходит в повседневной жизни, и происходит только тогда, если изначально каждый правильный выбор приводит к позитивным результатам. Другими словами, эти возможности выбора основываются на инструкциях, которые мы даем ребенку, и ребенок должен увидеть, что выполнение инструкций -  это неотъемлемый компонент повседневной жизни.

6/ Все дело в мотивации, не правда ли? Покажите ребенку, что вы знаете о его приоритетах не меньше, чем о своих собственных. Делайте записи о каждом предмете или действии, которое вызывает интерес ребенка. Записывайте, в каких ситуациях он предпочитает тот или иной предмет. Постарайтесь ввести в курс дела своих родных и близких, которые находятся в постоянной интеракции с ребенком, и пытайтесь целенаправленно развивать и расширять интересы ребенка, чтоб было больше предметов и действий, которыми можно поощрить ребенка.

7/ Покажите ребенку, что игнорирование ваших инструкций или выбор неподходящего поведения не приведут его к поощрению. Седьмой шаг в процессе достижения "Руководящего контроля" является самым сложным, но и незаменимым. Вся суть заключается в том, что если ребенок не выполняет то требование или инструкцию, которые вы ему даете, то он не может получить доступа к тому, что он хочет. Ребенок не получит желаемый предмет ни при каких условиях, если он не выполняет то, что от него требуют. Его выбор просто не поощряется. На поведенческом языке данное действие называется Extinction или Прекращение Усиления / Гашение. Использование процедуры прекращения усиления / гашения (Extinction) является одним из самых эффективных инструментов для уменьшения нежелательного поведения. Первые шесть шагов для достижения "Руководящего контроля" помогают мгновенно увеличить частоту желательного поведения, и при правильном использовании существенно облегчают повседневную интеракцию с ребенком. Пока ребенок с вами сотрудничает, вы прекрасно и весело проводите время. Но эффект прекращения усиления не проявляется мгновенно. Результат приходит в будущем, и основывается на отсутствии усиления нежелательного поведения. Вы применяете седьмой этап обучения "Руководящего контроля" каждый раз, когда хотите уменьшить нежелательное поведение. Другими словами, для эффективного применения седьмого этапа необходимо подготовиться к "взрыву", и морально, и физически, и всегда действовать последовательно и не уступать. Результаты не заставят себя ждать. Если в первый день истерика ребенка будет продолжаться 40 минут, на следующий день она будет длиться намного меньше, а на третий-четвертый день может и вовсе не возникнуть. Конечно, при последовательном применении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние». Лев Толстой...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ

Выступление на общем родительском собрании для вновь поступающих родителей...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Мои первые шаги»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Мои первые шаги»...

Консультация "Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"

Консультация "Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ"...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...