Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
презентация по логопедии
Игры и упражнения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Лексико-грамматический строй речи» Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Одной из самых актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема формирования лексико-грамматического строя речи. Что же такое лексико-грамматический строй речи? Под лексико-грамматической стороной речи понимают словарь и грамматически правильное его использование. Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Грамматический строй речи– это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования. С интаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении и правильно использовать предлоги.
« Грамматический строй речи» Грамматический строй в процессе становления детской речи усваивается самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. При этом важны благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка . При типичном варианте развития речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные во всех падежах единственного и множественного числа. Но зачастую формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это объясняется тем, что грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил, а грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические. При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.
Состояние грамматического строя речи. Как проверить? 1) Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа: 4 года: стол-столы, кот-коты, дом-дома, кукла-куклы, рука-руки, окно-окна. 5 лет: рот-рты, лев-львы, река-реки, ухо-уши, кольцо-кольца. 6 лет: глаз-глаза, лист-листья, стул-стулья, дерево-деревья, пень-пни, воробей-воробьи. 2) Образование существительных множественного числа в родительном падеже (Ответь на вопросы по картинкам «Много чего») 5 лет: шаров, ключей, берёз, ложек, окон. 6 лет: карандашей, листьев, книг, вилок, вёдер. 3) Согласование прилагательных с существительными единственного числа (Назвать по картинкам) 4 года: мяч красный, шапка синяя, ведро желтое. 5 лет: апельсин оранжевый, бабочка голубая, блюдце белое. 6 лет: колокольчик фиолетовый, ворона серая, платье розовое. 4) Употребление предложно падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам) 4 года: Где стоит ваза? (На столе); Где лежат фрукты? (В корзине); У кого мячик? (У мальчика) 5 лет: Где сидит снегирь? (На дереве); Где стоит машина? (В гараже); У кого кукла? (У девочки); Где стоит коза? (За забором); Где едет машина? (По дороге). 6 лет: Где лежит мяч? (Под столом); Где летает бабочка? (Над цветком); Откуда вылетает птичка? (Из клетки); Откуда прыгает котенок? (С кресла).
Состояние грамматического строя речи. Как проверить? 5) Употребление числительных 2 и 5 с существительными: 4 года: два кота, пять котов; Две машины, пять машин; 5 лет: два мяча, пять мячей; две розы, пять роз; два окна, пять окон; 6 лет: два пня, пять пней; два воробья, пять воробьев; два ведра, пять вёдер. 6) Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам): 4 года: Стол-столик, чашка-чашечка, сумка-сумочка, ведро-ведёрко. 5 лет: Забор-заборчик, носок-носочек, лента-ленточка. 6 лет: палец-пальчик, изба-избушка, крыльцо-крылечко, кресло-креслице. 7) Образование названий детенышей животных: 4 года: у кошки-котёнок, у лисы-лисёнок, у утки-утёнок, у слонихи-слонёнок. 5 лет: у зайчихи-зайчонок, у волчицы-волчонок, у белки-бельчонок, у козы-козлёнок. 6 лет: У медведицы-медвежонок, у бобрихи-бобрёнок, у барсучихи-барсучонок, у собаки-щенок, у коровы-телёнок. 8)Образование относительных прилагательных: 6 лет: стол из дерева (Какой?), аквариум из стекла (Какой?), крыша из соломы (Какая?), стена из кирпича…, шапка из меха…, носки из шерсти…, сапоги из резины…, крепость из снега…, лопатка из металла…, сок из яблок… 9) Образование глаголов совершенного вида (Составь предложения по картинкам) 6 лет: девочка строит домик, а на этой картинке, что сделала девочка? Мальчик красит самолет, а на этой картинке, что сделал мальчик?
Выделяют следующие неправильные формы сочетания слов в предложении: — неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата, красный шары, много ложков); — неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети рисует, они упал). — неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц); — неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала); — неправильное употребление предложно – падежных конструкций (под стола, в дому, из стакан ). Значительную помощь в формировании лексико-грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает сроки работы над улучшением речи детей и дает положительные результаты.
ИСПРАВЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК Методика исправления ошибок разработана О. И. Соловьевой, А. М. Бородич . Основные положения: - Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно . - Неисправленная грамматическая ошибка–лишнее подкрепление неправильных условных связей как у того ребёнка, который говорит, так и у тех детей, которые его слышат. - Нужно, не повторять за ребёнком неправильную форму, а сразу дать ребёнку образец правильной речи и предложить повторить его. Ошибки следует исправлять тактично, доброжелательно. - С детьми младшего возраста исправление грамматических ошибок заключается в основном в том, что взрослый, исправляя ошибку, по-другому формулирует фразу или словосочетание. Например, ребёнок сказал : «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков ».–« Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек». - Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их, предлагать ему подумать, как сказать правильно. - При исправлении детских ошибок не следует быть слишком навязчивым , необходимо учитывать обстановку, быть внимательным и чутким собеседником.
Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах . Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи . Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном её назначении. Он видит и осознаёт игровую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т. д. Ребёнок в играх и упражнениях приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания. В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида : Игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.) Настольные печатные игры С ловесные игры. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. В работе с дошкольниками младшего и среднего возраста многие игры проводятся с использованием игрушек, реальных предметов. что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. С детьми старшего дошкольного возраста используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино , парные картинки. Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм (без наглядного материала). Они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки, учат опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.
«С ловообразование » Работа должна быть направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом формирование словообразования различных частей речи происходит параллельно.
Формирование словообразования существительных. Речевой материал предъявляется в следующей последовательности : А. Образование уменьшительно-ласкательных существительных 1. Работу по формированию грамматического строя речи следует начинать со словообразования уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом - ик - (с существительными мужского рода). а) без изменения звуковой структуры корня производного слова: дом — домик, куст — кустик, нос — носик, халат — халатик. хвост — хвостик, лист – листик, карандаш — карандашик; б) с чередованием глухих и звонких звуков в корне: таз — тазик, гвоздь — гвоздик, сад — садик, сад — садик, клюв — клювик, лоб — лобик. 2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с. существительными мужского рода). Речевой материал также предъявляется в следующей последовательности: а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов: забор — заборчик, костюм — костюмчик, шкаф — шкафчик, стул — стульчик, стакан — стаканчик, вагон — вагончик, блин — блинчик, суп — супчик, трамвай — трамвайчик, диван — диванчик; б) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав — рукавчик. 3. Словообразование с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательности: а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова: лапа — лапка, мышь — мышка, яблоня — яблонька, лошадь — лошадка, туча — тучка, ночь — ночка; б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования): шуба — шубка, капля — капелька, береза — березка, книга — книжка, корова — коровка, бумага — бумажка, синица — синичка, рука — ручка, страница — страничка, птица — птичка; в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова): крыльцо — крылечко, кольцо — колечко.
Формирование словообразования существительных. Речевой материал (Продолжение): 4. Словообразование существительных с использованием суффиксов - очк -, - е чк - проводится в следующей последовательности: а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я: Аня — Анечка, Таня — Танечка,Оля — Олечка, Соня — Сонечка, Ваня — Ванечка, Дима — Димочка; 6) словообразование неодушевленных существительных женского рода: лента ленточка, тумба — тумбочка, клумба клумбочка, верба — вербочка , звезда - звездочка, морда — мордочка. 5. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса - ичк -: вода — водичка, сестра — сестричка,коса — косичка. 6. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса - онък -, енък - проводится в следующей последовательности: а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я: Маша — Машенька, Надя — Наденька, Даша — Дашенька, Петя — Петенька,Миша — Мишенька , Коля — Коленька; б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова: береза — березонька, дядя — дяденька, дочь — доченька, мама — маменька, тетя — тетенька; в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова: рука — рученька, дорога — дороженька, нога — ноженька. 7. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов - ушк -, - ышк -, - иц -, - ец -, -ц-: а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом - ушк -: дед — дедушка, голова — головушка, соловей — соловушка, зима — зимушка, скворец — скворушка, рябина — рябинушка , поле — полюшко; б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом - ышк -: перо — перышко, стекло — стеклышко, солнце — солнышко, горло — горлышко, зерно — зернышко, гнездо — гнездышко; в) словообразование с помощью суффиксов - иц -, - ец -, -ц-: — суффикс - иц - в существительных женского рода: лужа — лужица, земля — землица, кожа — кожица, роща — рощица; — суффикс - ец - в существительных мужского и среднего рода: мороз — морозец, хлеб — хлебец, письмо — письмецо; — суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода: пыль — пыльца, мыло — мыльце, дерево — деревцо, зеркало — зеркальце, корыто — корытце, одеяло — одеяльце .
Формирование словообразования существительных Речевой материал ( Продолжение): Б . Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды) 1. На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова: суп — супница, соус — соусница, чай — чайница, салат — салатница, сахар — сахарница, конфеты — конфетница . 2. В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня: хлеб — хлебница, пепел — пепельница, сухари — сухарница, чернила — чернильница, селедка — селедочница. В . Образование существительных с помощью суффикса -инк- 1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня: бусы — бусинка, дождь — дождинка, пыль — пылинка, изюм — изюминка, солома—соломинка, роса—росинка, икра — икринка, мармелад — мармеладинка . 2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов: горох — горошинка, снег — снежинка, чай — чаинка, песок — песчинка, пух — пушинка .
Формирование словообразования существительных. Речевой материал ( Продолжение ) Г . Образование названий детенышей животных и птиц. В процессе работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности. 1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова: Гусь- гусенок - гусята, Еж - ежонок - ежата, лось. - лосенок — лосята, тигр - тигренок -тигрята, лиса — лисенок — лисята, слон — слоненок — слонята, кот — котенок — котята, ворона — вороненок — воронята. 2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов: волк — волчонок — волчата, орел — орленок — орлята, индюк — индюшонок — индюшата, лев — львенок — львята, медведь — медвежонок — медвежата, белка - бельчонок — бельчата, заяц — зайчонок — зайчата, галка — галчонок — галчата, кролик — крольчонок — крольчата. 3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма ): овца — ягненок — ягнята, свинья — поросенок — поросята, корова — теленок — телята, собака — щенок — щенята, лошадь — жеребенок — жеребята, курица — цыпленок — цыплята.
Формирование словообразования существительных. Речевой материал ( Продолжение ): Д . Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий») В работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе. Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности: 1.Словообразование существительных мужского рода: — с суффиксом - щик - барабанщик, кладовщик, часовщик, угольщик, танцовщик, сварщик, стекольщик, дрессировщик, носильщик; — с суффиксом -чик- +летчик, переводчик, грузчик, водопроводчик, переплетчик, разведчик. 2. Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола с суффиксами -ниц-, - иц -: художник — художница, учитель — учительница, работник — работница, писатель — писательница, проводник — проводница, певец — певица.
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Источники информации : 1. Р. И. Лалаева , Н. В. Серебрякова Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и грамматического строя) 2 . Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. 3. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят . 4. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. 5 . Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии . 6 . Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников . 7 . Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи . 8. «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Автор: Щербина М. В. Учитель-дефектолог.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словообразование существительных. Примерные задания и игровые упражнения. 2. Игра «Что для чего?» (Образование существительных с суффиксом - ниц-) Предлагаем ребенку назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задаем вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице , мыло — в мыльнице). После называния предмета ребенок кладет его в ту посуду, в которой он хранится. Далее предлагаем детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом подчеркиваем голосом ( интонируем) суффикс -ниц-. Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-. + В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах. Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница) Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница) Как называется сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница) Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)
Словообразование существительных. Примерные задания и игровые упражнения. 3. Игра «Кто у кого?» В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей. Вначале задаем ребенку загадку . Например: Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! А зовут ее ... Кто это? (Это лиса) А как называют детеныша лисы? (Лисенок) — Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотри на картинки и вспомни названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок) Показываем картинку и задаем вопрос: «Кто у лисы?» Ребенок отвечает : «У лисы лисенок» и т. д. — Послушай еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какие общие части есть в этих словах? (подсказываем - онок и - ёнок )
Словообразование существительных. Примерные задания и игровые упражнения. 4. «Назвать животных парами». Ребенку предлагается загадка: Хвост пушистою дугой. Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям может лазать, Строит он свой дом в дупле, Чтоб зимою жить в тепле. + Кто это? (Белка) А как называют детеныша белки? (Бельчонок) На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок). Показываем ребенку картинку, он называет пару слов: взрослого животного и детеныша. — А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок)
Словообразование существительных. Примерные задания и игровые упражнения. 5 . Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей)?» На доске картинка по сказке «Три медведя». Какую сказку тебе напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя») Вспомни, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа — медведь Михаил Иванович, мама — медведица — Настасья Петровна, детеныш — медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя — это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному. Ребенок называет по картинкам папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис — лиса — лисенок, заяц — зайчиха — зайчонок, волк —волчица — волчонок, еж — ежиха — ежонок, лев — львица — львенок, тигр — тигрица — тигренок, слон — слониха — слоненок. — А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык — корова — теленок, пес — собака — щенок, кролик — крольчиха — крольчонок, кот — кошка — котенок.)
Словообразование существительных. Примерные задания и игровые упражнения. 6 . Игра «Два брата ИК и ИЩ». — Жили два брата. Одного звали ИК, он, был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик , ИЩ — домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.) У ИКА был носик, а у ИЩА ?..(Носище) В дальнейшем закрепляется дифференциация слов: ротик — ротище, лобик — лобище , глазик — глазище, ручки — ручищи, ножки — ножищи. Делается вывод, если в слове слышится ик , это значит, что предмет маленький, a если ищ — значит предмет большой. Я сейчас буду говорить два слова и бросать мяч, а ты мне будешь отвечать одним словом, используя ик или ищ . Например, я буду говорить маленький дом, а ты будешь отвечать: домик . Я буду говорить большой дом, а ты будешь отвечать: домище. Предлагается следующий речевой материал: большой комар (комарище), маленький куст (кустик), большие усы (усищи), большой куст ( кустище ), маленький ковер (коврик), большая изба (избища), маленький винт (винтик), большой помидор ( помидорище ) и т.д.
Словообразование существительных. Примерные задания и игровые упражнения. 7 . Изменить слово по аналогии .(Подбери похожее слово) а) виноград — виноградина, горох — ...жемчуг — .. картофель — ...лед — ...бисер— …Вред —…град—…Дробь… б ) бусы — бусинка, дождь — ...пыль — ... снег— ... ... песок — ...изюм — ... пух —…град—…дробь—… в) Добавь похожее слово. Утренник, ночник … (будильник) Г овядина , виноградина, ...(градина) Д упло , весло ...(помело) Н ожищи , ручищи ...(усищи)
Словообразование существительных. Примерные задания и игровые упражнения. 8 . Назови профессии (по картинкам). Предлагаем ребенку ответить на вопросы: Кто носит багаж? Носильщик. Кто сваривает трубы? Сварщик. Кто вставляет стекло? Стекольщик. Кто работает на кране? Крановщик. Кто укладывает камни? Каменщик. Кто точит ножи? Точильщик. Кто чинит часы? Часовщик. Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик. Далее задаем вопрос: — Все эти слова очень похожи. Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик? Произнося эти слова, подчеркиваем интонационно, голосом суффикс - щик - 9 . Игра «Как назвать того, кто...?» Предлагаем ребенку назвать того, кто ... Кто управляет паровозом ? (Машинист) Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен) Кто песни сочиняет? (Композитор) Кто играет на пианино? (Пианист) Кто все ломает? (Хулиган) Кто водит самолет? (Летчик, пилот) Кто такой полководец? Кто главнее: маршал или полководец?
Источники информации : 1. Р. И. Лалаева , Н. В. Серебрякова Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и грамматического строя) 2 . Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. 3. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят . 4. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. 5 . Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии . 6 . Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников . 7 . Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи . 8. «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Автор: Щербина М. В. Учитель-дефектолог.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование словообразования глаголов (Речевой материал) Речевой материал предъявляется в следующей последовательности : Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида: образование глаголов совершенного вида с помощью приставок : -с- (играть — сыграть, петь — спеть, есть — съесть, делать — сделать),* -на- (рисовать — нарисовать, колоть — наколоть, писать — написать), -по- (обедать — пообедать, сеять — посеять, ужинать — поужинать), -про- (читать — прочитать); Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов ( умывает — умывается, обувает — обувается, купает — купается, качает — качается, прячет — прячется, одевает — одевается, причесывает — причесывается, вытирает — вытирается и т.д.). Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в- мы-, под- от-, при-, у-, пере-, за- от, на вы- входит -выходит, подходит — отходит, влетает - вылетает, подлетает—отлетает, въезжает — выезжает, подплывает — отплывает, прибегает — убегает, подъезжает — отъезжает, приезжает — уезжает, закрывает — открывает, прилетает — улетает, наливает — выливает, приходит — уходит, насыпает — высыпает.
Словообразование глаголов. Примерные задания и игровые упражнения. 1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Предлагаем ребенку показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается: мыла — вымыла, вешает — повесила, умывается — умылся, рисует — нарисовал одевается — оделся, прячется — спрятался гладит — погладила, стирает — постирала рисует — нарисовал, пишет — написал поливает — полил, ловит — поймал чинит — починил, красит — покрасил рубил — срубил, догоняет — догнал убирает — убрал, строит — построил
Словообразование глаголов. Примерные задания и игровые упражнения. 2. Игра «Чем отличаются слова?» Просим ребенка показать на картинках, кто умывает — умывается, обувает — обувается, купает — купается , качает — качается, прячет — прячется, одевает — одевается, причесывает — причесывается, вытирает — вытирается . Делается вывод: умывается, прячется, причесывается , обучается, качается, вытирается -это значит, что человек делает что-то сам с собой. Послушай еще раз эти слова и скажи, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ) С целью закрепления ребенок называет различные действия по картинкам.
Словообразование глаголов. Примерные задания и игровые упражнения. 3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам). а) В импрессивной речи. Называем слова, обозначающие действия , ребенок показывает соответствующую картинку. Речевой материал: входит — выходит, подлетает — отлетает, подходит — отходит, влетает — вылетает , наливает — выливает, залезает — слезает. Аналогичным образом проводится игра в лото. У ребенка карточки с картинками, изображающими действия. Называем слова, обозначающие действия, ребенок закрывает соответствующую картинку фишкой. б) В экспрессивной речи. Предлагаем ребенку назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.
Формирование словообразования прилагательных. Речевой материал предъявляется в следующей последовательности: A. Образование притяжательных прилагательных Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-, - ов -. Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый. Словообразование с использованием суффикса -/- без изменения звуковой структуры корня производного слова. Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий. 3. Словообразование с помощью суффикса -/- и с чередованием в корне. Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий, телячий, поросячий. Б. Образование качественных прилагательных 1. Словообразование с использованием суффикса -н-. а) Без чередования. Речевой материал: вкусный, жирный, умный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный. б) С чередованием в корне слов. Речевой материал: смешной, скучный, мрачный. 2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-, -лив-, чин-, - оват -, еват - и др. Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый и т. д .
Формирование словообразования прилагательных. Речевой материал (Продолжение). B . Образование относительных прилагательных 1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов - ое -, -ев-. а) Без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова. Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый. б) С чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевые, перцовый . 2. Словообразование с использованием суффиксов –н- а) Без чередования в корне производного слова Речевой материал: зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной. б) С чередованием звуков в корне производного слова. Речевой материал: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный. 3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -н-, - ян -, - ск -, - енн - и др. Речевой материал: кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, матросский, стеклянный, деревянный, соломенный.
Словообразование прилагательных. Примерные задания и игровые упражнения. 1. Игра «Чьи хвосты?» (Образование притяжательных прилагательных) Рассказываем ребенку сказку «Хвосты». Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давай мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост». Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке — тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.) Все животные нашли свои хвосты и были очень рады. — А теперь давай вспомним, как называются хвосты у домашних животных. Хвост собаки — собачий. Хвост кошки — кошачий,. Хвост коровы — коровий. Хвост лошади — лошадиный. Хвост быка — бычий. Хвост козы — козий. Хвост барана — бараний. Хвост овцы — овечий. В данном случае можно учиться образовывать прилагательные связанные и с другими частями тела животных (Уши, лапы и т.д.)
Словообразование прилагательных. Примерные задания и игровые упражнения. 2. Игра «Ералаш » (Образование притяжательных прилагательных) + Используются картинки с изображением животных, разрезанные на 3 части. Показываем ребенку части разрезанных картинок. На стол выставляется одна из частей какой-либо картинки, например изображение туловища животного. Ребенок находит у себя изображения других частей (головы, хвоста). Просим ребенка назвать, чья это голова, хвост или ноги: «У меня на картинке заячья голова», «У меня на картинке лисий хвост». Затем из частей нужно составить целое изображение животного.
Словообразование прилагательных. Примерные задания и игровые упражнения. 3. «Правильно назови листья». Лист дуба —'дубовый лист, лист осины — ... лист березы — ... лист клена — ... лист липы — ... лист яблони — ... лист рябины — ... лист смородины — ... шишка сосны — ... шишка ели — ... сережка ольхи —
Словообразование прилагательных. Примерные задания и игровые упражнения. 4. Игра в лото «Что из чего сделано ?» (Образование относительных прилагательных) У ребенка карточки лото с изображением различных предметов. Называем предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточках. Называет словосочетание прилагательного и существительного, т. е. отвечает на вопрос: «Какой?», «Какая?», «Какое?» (стеклянный стакан) и закрывает картинку фишкой . Если в игре участвует группа детей, выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки . --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная, нож из металла — металлический, ведро из железа — железное, ваза из хрусталя — хрустальная, чашка из фарфора — фарфоровая, платье из шелка — шелковое, коробка из картона — картонная, шарф из шерсти — шерстяной, булка из пшеницы — пшеничная, хлеб из ржи — ржаной, варенье из вишни — вишневое, дорога из песка — песчаная, сумка из кожи — кожаная, мяч из резины — резиновый, шуба из меха — меховая, крыша из соломы — соломенная, игрушка из пластмассы — пластмассовая, шарик из пластилина — пластилиновый, труба из кирпича — кирпичная, подушка из пуха — пуховая, одеяло из ваты — ватное, салфетка из бумаги — бумажная, сарафан из ситца — ситцевый, кувшин из глины — глиняный, погреб из камня — каменный,
Источники информации : 1. Р. И. Лалаева , Н. В. Серебрякова Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и грамматического строя) 2 . Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. 3. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят . 4. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. 5 . Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии . 6 . Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников . 7 . Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи . 8. «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Автор: Щербина М. В. Учитель-дефектолог.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Работа над родственными словами» Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования.
Работа над родственными словами 1. Картинка «Зима». Проводится беседа но картинке. а)А теперь подбери слова — «родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой ? (Он какой?-Зимний .) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц ты знаешь? А как по-другому сказать «остаются на зиму»?» ( Зимуют.) Итак, какие же ты вспомнил(а) слова-«родственники» к слову зима? (Зимушка, зимний, зимовать, зимующие). Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день), «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа), «зимнее» (небо, солнце, утро). б)Посмотри на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях лежит... (снег). Подберите слова-«родственники» к слову «снег» (снежинка, снежок). Кого лепят из снега? (Снеговика.) А как сказать о горке, сделанной из снега? (Она какая?-Снежная .) А как называется цветок, который первым появляется из-под снега весной? (Подснежник.) Итак, какие же слова-«родственники» мы подобрали к слову снег (снежок, снежинка, снеговик, снежная, подснежник). Аналогичная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами. Лес, лесок, лесной, лесник; гриб, грибок, грибник, грибной; вода, водные, водяной, водолаз, наводнение; сахар, сахарный, сахарница; носят, поднос, носильщик; гора, горка, гористый, горный, пригорок; лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный; дуб, дубок, дубовый; еж, ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый; весна, весенний, веснянка, веснушка.
Работа над родственными словами 2. Назови общую часть слов-«родственников». Зимушки, зимовать, зимний; животное , живет, живой; пасет, пастух, пастушка; печка, печник, испечь; дворик, дворник, дворовый; корма, кормить, кормление; сорить, мусор, насорить; звонить, звонок, звонкий. 3 . Найди «лишнее» слово. Б оль, большой, больница; водить, вода, водный; лес, лесник, лестница; море, морщины, морской; беседа, беседка, соседка. горе, горный, горестный ; -Почему ты думаешь, что это слово лишнее?..... Печник Печка Испечь
Работа над родственными словами 4. Объясни, почему так называется. Рыболов (рыбу ловит), листопад (листья падают), пчеловод (пчел разводит), ледоход (лед ходит, идет), землекоп (землю копает), самокат (сам катается), пешеход (ходит пешком), вездеход (везде ходит), ледокол (колет лед), самосвал (сам сваливает), лесоруб (рубит лес), паровоз (возит с помощью пара), трубочист (трубы чистит), пароход (ходит, едет с помощью пара), самолет (сам летает). 5 . Придумай одно слово вместо двух: Снег чистит — (снегоочиститель), канавы копает — (канавокопатель), трубы укладывает — (трубоукладчик), возит с помощью электричества — (электровоз), быстро ходит — ( быстроход ), сама ходит — (самоходка), землю роет — (землеройка). Самокат Паровоз Самолёт
« Формирование словоизменения у дошкольников » Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению, сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов, прилагательных единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова .
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 1 . Игра «Что в магазине?» (на дифференциацию существительных единственного и множественного числа). а)У взрослого один предмет, у ребенка («на прилавке магазина») — несколько предметов. У меня яблоко, а в магазине? Ребенок: А в магазине — яблоки. У меня огурец, а в магазине? Ребенок: А в магазине — огурцы. И т. д. б)Вариант игры: У меня яблоко, а в магазине много ...(?) Ребенок: А в магазине много яблок.
2. Игра «Убираем урожай» (Закрепление формы винительного падежа существительных). Объясняем, что овощи убирают по-разному. Морковь, свеклу, репу, редис дергают. Огурцы, помидоры, горох срывают. Картофель выкапывают. Затем показываем картинки овощей и просим ответить на вопрос: «Как убирают данный овощ? Ребенок составляет предложения: Морковь дергают. Картофель выкапывают . Капусту срезают. Горох срывают. Свеклу дергают и т. д. Словоизменение Задания и игровые упражнения .
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 3. Игра «Огород» (Закрепление формы винительного падежа). П редлагаем ребенку «посадить» овощи (Игра с опорой на картинки), затем спрашиваем, что он делает: « Ч то ты сажаешь?» (Я сажаю огурцы.) «А сейчас, что ты посадила?» (Я посадила редис.) «А сейчас, что ты посадишь?» (Я посажу капусту) и т. д.
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 4. Игра «Подбери больше слов» (закрепление формы винительного падежа). Предлагаем назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки. — Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.) — Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.) — Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.) — Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.) — Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.) — Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.) — Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.) Если игра проводится с группой детей, побеждает тот, кто подобрал больше слов.
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 5. Игра «Охотник и пастух» (закрепление формы винительного падежа по теме «Домашние и дикие животные»). На доске картинки: слева — «охотник», справа — «пастух». Внизу под этими картинками изображения диких и домашних животных. Примерные картинки. — Кто изображен на картинках вверху? (охотник, пастух) — Что делает пастух? (Пастух пасет домашних животных.) — Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных.) Предлагаем поставить картинки с изображением домашних и диких животных под соответствующими картинками пастуха и охотника. Затем задаем вопросы, указывая на картинку с изображением животных. — Пастух пасет кого? (Корову или коров, лошадь или лошадей , свиней, овец, коз и т. д.) — Охотник охотится на кого? (На зайца или на зайцев, на лису или на лис, на белку ... на медведя ... на кабана ... и т. д.)
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 6. Игра «Что без чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда»). На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. З адаем вопрос: «Что без чего?» Стул без ножки. Машина без колеса. Стул без спинки. Шуба без воротника. Кастрюля без ручки. Чайник без носика. Платье без рукава. Кофта без пуговиц. Ботинки без шнурков. Расческа без зубчиков. Грузовик без фары.
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 7. Игра «Кому что дадим?» (Закрепление формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные »). На доске расставлены картинки с изображением корма для животных (морковка, орехи, грибы, малина, мед, косточка, овощи, молоко и др.). ' На столе — игрушечные животные (корова, лошадь, еж, заяц , белка, медведь, кошка, собака, свинья). В процессе игры дети берут по одной картинке с изображением корма для животных, кладут ее около соответствующей игрушки (или картинки) и отвечают на вопрос: «Кому это дадим?» Сено дадим корове, лошади. Грибы дадим белке. Яблоко дадим ежу. Орехи дадим белке Малину дадим медведю. Молоко дадим кошке. Мед дадим тоже медведю. Косточку дадим собаке. Овощи дадим свинье.
Источники информации : 1. Р. И. Лалаева , Н. В. Серебрякова Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и грамматического строя) 2 . Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. 3. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят . 4. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. 5 . Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии . 6 . Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников . 7 . Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи . 8. «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Автор: Щербина М. В. Учитель-дефектолог.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 4. Игра «Подбери больше слов» (закрепление формы винительного падежа). Предлагаем назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки. — Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.) — Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.) — Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.) — Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.) — Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.) — Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.) — Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.) Если игра проводится с группой детей, побеждает тот, кто подобрал больше слов.
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 5. Игра «Охотник и пастух» (закрепление формы винительного падежа по теме «Домашние и дикие животные»). На доске картинки: слева — «охотник», справа — «пастух». Внизу под этими картинками изображения диких и домашних животных. Примерные картинки. — Кто изображен на картинках вверху? (охотник, пастух) — Что делает пастух? (Пастух пасет домашних животных.) — Что делает охотник? (Охотник охотится на диких животных.) Предлагаем поставить картинки с изображением домашних и диких животных под соответствующими картинками пастуха и охотника. Затем задаем вопросы, указывая на картинку с изображением животных. — Пастух пасет кого? (Корову или коров, лошадь или лошадей , свиней, овец, коз и т. д.) — Охотник охотится на кого? (На зайца или на зайцев, на лису или на лис, на белку ... на медведя ... на кабана ... и т. д.)
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 6. Игра «Что без чего?» (закрепление формы родительного падежа существительных по теме «Мебель, посуда, транспорт, одежда»). На доске картинки с изображением предметов, которые надо починить. З адаем вопрос: «Что без чего?» Стул без ножки. Машина без колеса. Стул без спинки. Шуба без воротника. Кастрюля без ручки. Чайник без носика. Платье без рукава. Кофта без пуговиц. Ботинки без шнурков. Расческа без зубчиков. Грузовик без фары.
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 8. Игра «Угадай, кому нужны эти вещи» (закрепление формы дательного падежа существительных ). На доске расставлены два ряда предметов: слева — картинки , на которых изображены люди без каких-то предметов, справа — недостающие предметы. П оказываем ребенку предмет и предлагаем назвать, кому нужен этот предмет, и положить изображение предмета к соответствующей картинке. Указка нужна учителю , весы — продавцу, термометр — доктору, кисть — художнику, шприц — медсестре, ружье — охотнику, удочка — рыболову, ножницы — парикмахеру.
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 9. Заучивание стихотворения «Кому что?» и его анализ ( закрепление формы дательного падежа существительных). Иголке — нитка, Уткам — пруд, Забору — калитка, А лентяю — труд, Супу — картошка. Солнышко — лету, А книжке — обложка. Стихи — поэту, А братишке — сестра, И всем воскресенья нужны Без сомненья.
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 10. Игра «Кто чем управляет?» (закрепление формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт»). На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Показываем картинку и задаем вопросы: «Кто управляет ... автобусом , самолетом и т. д.)?» Ребенок должен ответить полным ответом полным предложением . Автобусом управляет водитель. Грузовиком управляет шофер. Поездом управляет машинист. Вертолетом управляет вертолетчик. Самолетом управляет летчик. Кораблем управляет капитан. Мотоциклом управляет мотоциклист. Велосипедом управляет велосипедист. Ракетой управляет космонавт.
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 11. Игра «Кого мы видели?» (закрепление правильного употребления окончаний существительных винительного падежа множественного числа по теме «Животные жарких стран»). На доске картинки с изображением различных животных. Д аем ребенку задание отобрать только тех животных, которые живут в жарких странах . — А кто из сказочных героев ездил в Африку лечить животных? ( Айболит.) Представим себе, что мы вместе с Айболитом поехали в Африку и увидели там много разных животных. Мы видели много ... львов, тигров, носорогов, слонов, верблюдов, бегемотов , леопардов , крокодилов , кенгуру, обезьян и т. д.).
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 12. Игра в лото «Два и пять» (закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа ). Предлагаем карточки лото с изображением двух и пяти предметов . Например, два помидора, пять вишен, два огурца, пять яблок и т. д. Называем ребенку предмет. Ребенок находит на карточке изображение предмета и определяет количество, называет словосочетание числительного с существительным и закрывает картинку фишкой. Если игра проводится с группой детей выигрывает тот, кто правильно называл количество предметов и раньше других закрыл все карточки лото.
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 13. Игра «Кто чем работает?» (закреплении! формы существительных творительного падежа). Ребенку предлагаются картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник , садовник и др.). П редлагаем ребенку ответить на вопрос «Кто чем работает?» столяр-пилой, маляр - кистью, плотник - топором, дворник - метлой, лесоруб -пилой, садовник – лопатой, парикмахер – ножницами.
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 14. Ответы на вопросы по картинкам «Чем можно?» ( закрепление формы творительного падежа). Рубить — топором, резать — ножом, умываться — водой, пилить — пилой, вытираться — полотенцем, рисовать — кисточкой , писать — ручкой, вытирать — тряпкой, причесываться — расческой, упаковывать — бумагой, есть — ложкой .
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 15. Игра «Что с чем?» или «Назвать пары предметов» ( закрепление формы творительного падежа с предлогом с). Предлагаем ребенку назвать «что с чем» изображено на картинке. П редлагаются картинки, например: корова с теленком , чашка с блюдцем, кружка с клубникой, корзина с яблоками , ваза с цветами, стакан с молоком. 16. Игра «С чем корзинка, с чем ящик?» У детей игрушечные корзинки, ящички, муляжи овощей и фруктов . Куда мы положим фрукты? Ребенок: В корзинку. А куда мы положим овощи? Ребенок: В ящик. Рома , с чем у тебя ящик? Ребенок: У меня ящик с капустой. Ира , а у тебя с чем корзина? Ребенок: У меня корзина с яблоками. И т. д
Источники информации : 1. Р. И. Лалаева , Н. В. Серебрякова Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и грамматического строя) 2 . Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. 3. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят . 4. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. 5 . Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии . 6 . Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников . 7 . Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи . 8. «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Автор: Щербина М. В. Учитель-дефектолог.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 17. Игра «Приглашение к чаю» (закрепление фирмы существительных творительного падежа с предлогом С ). Ход игры: Сегодня мы приглашаем к чаю гостей: Мишку, куклу Таню, Винни Пуха, зайчика и лисичку. Чтобы накрыть стол к чаю, надо знать, с чем любят пить чай наши гости. Как вы думаете, с чем? Дети: Мишка любит чай с медом. Винни Пух — с вареньем . Зайчик — с булочкой. Лисичка — с печеньем. И т. д. А с чем вы любите пить чай? Дети отвечают на вопрос, используя форму творительного падежа.
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 18. Игра «Где что растет?» (закрепление формы предложного падежа). На доске слева — картинки с изображением огорода, сада, леса , луга, поля, болота; справа — картинки с изображением овощей , фруктов, деревьев, травы, пшеницы, клюквы. Ход игры: Растения сбежали со своих мест и заблудились. Помогите им вернуться на свои места, туда, где они растут. Где растут овощи? Дети: Овощи растут на огороде. Картинка овощей располагается около изображения огорода и т. д. Аналогичным образом проводится игра «Где что покупают ?» (лекарство, хлеб, газеты, молоко), «Где что хранится?» ( посуда-на кухне, книги- на полке и т.д.).
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 19. Игра «Кто где живет?» (закрепление формы существительных предложного падежа). На доске выставляются картинки с изображением жилищ животных . Предлагаем детям ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимует)?» Собака живет в конуре. Белка живет в дупле. Лиса живет в норе. Ежик живет в гнезде. Медведь зимует в берлоге. Мышка живет в норе. Волк живет в логове. Лошади живут в конюшне. Корова живет в коровнике. Свиньи живут в свинарнике. Телята живут в телятнике. Кролики живут в крольчатнике.
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 20. Игра «Что в чем?» (закрепление формы предложного падежа существительных по теме «Посуда». На доске картинки с изображением посуды. Задаем вопросы . Дети отвечают, выбирая нужную картинку . В чем варят суп ? (Суп варят в кастрюле.) В чем носят воду из колодца (Воду носят в ведре.) В чем кипятят воду? (Воду кипятят в чайнике.) В чем носят молоко? (Молоко носят в бидоне.) В чем хранят сахар? ( Сахар хранят в сахарнице .) В чем подогревают еду? (Еду подогревают в миске.) Аналогичным образом используется вопрос «Где что лежит ?» Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице .) Где лежит салат? (Салат лежит в салатнице.) Где лежат конфеты ? (Конфеты лежат в конфетнице .) Где (на чем) жарится рыба ? (Рыба жарится на сковородке.)
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 21. Игра «Где мы были, что мы видели?» (закрепление окончаний существительных родительного падежа множественного числа). В процессе игры используются сюжетные картинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Обращаемся с вопросами к детям: «Где ты был? Что ты видел?» Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков ... Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов ... Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов ... Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков...
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 22. Игра «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий). Предлагаем детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед , сзади и др.). Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч? Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку? Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик? Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку? Положи яблочко перед куклой. Куда ты положил яблочко? Положи эту вещь между двумя предметами. Где она? — перед другим предметом. Где она? — выше другого предмета. Где она? — ниже другого предмета. Где она? — правее другого предмета. Где она? — левее другого предмета. Где она? Встань так, чтобы дверь была справа от тебя. Где дверь? Встань так, чтобы дверь была слева от тебя. Где она ? Встань так, чтобы дверь была сзади от тебя. Где дверь? Встань так, чтобы дверь была перед тобой . Где дверь?
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Источники информации : 1. Р. И. Лалаева , Н. В. Серебрякова Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и грамматического строя) 2 . Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. 3. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят . 4. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. 5 . Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии . 6 . Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников . 7 . Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи . 8. «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Автор: Щербина М. В. Учитель-дефектолог.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 23. Игра с мячом «Добавь слова» (закрепление использования предлогов-наречий справа, слева, впереди, позади). Называем часть предложения и бросаем мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова справа , слева, впереди , позади. Стол стоит ... Полочка с книгами висит ... Мишка сидит ... Пирамидка стоит ... Кукла лежит ... Лампа висит ... Дверь находится ...
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 24. Игра «Умей найти свое место» (закрепление предложно-падежных конструкций ). Предлагаем детям быстро встать друг за другом, уточняя место каждого ребенка по отношению к соседям. При этом используем слова за, перед, между, впереди, сзади (Коля за Костей, Сережа впереди Кости и т. д.). Затем просим каждого ребенка ответить на вопрос: «За кем ты стоишь? (перед кем, между кем, впереди кого, позади кого ?)».
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 25. Игра «Исправь ошибки» (закрепление предложно-падежных конструкций ). Ход игры: Жил человек рассеянный на улице Бассейной ... Кто написал про этого рассеянного человека? Один такой рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и правильно понять предложения. Вот как он прочитал: Дед в печи, дрова на печи. Исправьте его. Сушки на столе, шишки на сосне. А как правильно? На столе сапожки, под столом лепешки. А как надо сказать? Овечки в речке, караси у печки. А как правильно? Под столом портрет, над столом табурет. Исправьте его. И т . д.
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 26. Игра «Юный архитектор». В процессе игры используется макет улицы с поворотами, а также картинки или бумажные макеты с изображениями различных объектов (высотный дом, маленький дом, школа, детский сад, магазин, грузовик, такси, автобус). Игра может быть проведена на магнитной доске. Ход игры: Сегодня мы поиграем в архитектора. Я буду главным архитектором, а вы — моими помощниками. Мы будем разрабатывать проект одной улицы. На ней будут высокие и низкие дома, школа, детский сад, детская площадка, сквер. По этой улице пойдут автобусы, легковые машины, грузовики. На доске вы видите дорогу. Слева — начало улицы, справа — ее конец . Итак, начнем планировать, маленький дом мы разместим в начале улицы, справа от дороги. (Один из детей располагает его на макете.) А где бы вы хотели расположить высокий дом? Справа или слева от дороги, в начале или в конце улицы? (Слева от дороги, в конце улицы.) В наших домах живет много детей. Что нужно для них? ( Детский сад и школа). Построим школу слева и подальше от дороги в начале улицы, а между школой и высоким домом — детский сад. Дети любят гулять и играть. Нужно сделать для них детскую площадку: качели, горку ... А где мы сделаем сквер? ( Между дорогой и школой.) А что еще можно разместить справа от дороги? ( Кино-театр , магазин.) — Итак, мы разместили слева от дороги? Справа от дороги ? Что мы построили между высоким домом и школой? А что находится между школой и дорогой? А теперь покажем движение по улице. Автобус идет направо от нас. (Один из детей размещает картинку или макет автобуса .) Такси движется налево от нас. А грузовик едет впереди автобуса . — Итак, куда едет грузовик, автобус такси?
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 27. Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате» (закрепление предложно-падежных конструкций по теме «Мебель») Используется игрушечная мебель. Игра может проводиться в двух вариантах . 1-й вариант. Предлагается картинка, изображающая комнату. З адаем вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просим детей использовать слова справа, слева, спереди, позади. Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель так же, как и на картинке . При этом дети комментируют свои действия: поставим стул перед столом и т. д. 2-й вариант. Самостоятельное расположение мебели. После того, как дети расположили мебель в комнате, задаем вопросы: «Где находится стул по отношению к шкафу?», «Где расположен лампа по отношению к шкафу?» и т. д.
Словоизменение Задания и игровые упражнения . 28. «Игра в поезд» (закрепление предложно-падежных конструкций, дифференциация предлогов в, на, под). На доске макет поезда. Ход игры: Пассажиры везут разные вещи в поезде. В 1-м вагоне везут вещи , про которые можно составить предложение со словом В. Во 2-м вагоне — вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в 3-м — со словом . ПОД Показываем картинки. Дети придумывают предложение и помещают картинку в один из вагонов. (На вагончиках можно сделать надписи из слов в, на, под ), также можно сделать изображения символов этих предлогов. Например, картинка «Мяч лежит под стулом» помещается в 3 вагон, картинка «Цветы стоят в вазе» —в 1-й вагон. А картинка «Девочка сидит на стуле» — во 2-й вагон. В НА ПОД
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Источники информации : 1. Р. И. Лалаева , Н. В. Серебрякова Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (Формирование лексики и грамматического строя) 2 . Филичева Т. В., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. 3. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят . 4. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной. 5 . Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии . 6 . Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников . 7 . Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи . 8. «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» Автор: Щербина М. В. Учитель-дефектолог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...
Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Возрастные задачи....
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевой патологией за счет обогащения и активизации глагольного словаря.
Овладение ребенком лексико-грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опоср...
«Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста при ФФНР».
Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы роного языка являются "материальной основой мышления". Граммати...
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"
Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...
«Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с ...
Статья на тему: «Особенности развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.»
Статья раскрывает особенности становления грамматического строя речи на протяжении всего дошколного возраста...