Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка по коррекционной педагогике
Важнейшей составной частью общего психического развития ребенка дошкольного возраста, подготовки его к школе и ко всей будущей жизни является умственное развитие, которое представляет собой сложный процесс, включающий в себя познавательное развитие, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Основой умственного развития, его основным содержанием является развитие мышления.
В статье представлены особенности словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи, задачи по развитию словесно-логического мышления в системе коррекционной работы, игры и упражнения, развивающие словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_slovesno-logicheskogo_myshleniya.docx | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие словесно-логического мышления
у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи»
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственное развитие – сложный процесс, включающий в себя познавательное развитие, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Основой умственного развития, его основным содержанием является развитие мышления.
Мышление – это процесс познания действительности с помощью различных психических процессов.
Виды мышления и их поэтапное развитие:
- Наглядно-действенное (предметно-действенное) – формируется в 2.5 – 3 года, является ведущим до 4 – 5 лет. Ребёнок входит в соприкосновение с окружающим миром, знакомится с ним в процессе личного опыта: видит предмет, трогает его, ощущает запах, слышит его звучание (если это возможно), выполняет какие-либо манипуляции с ним.
- Наглядно-образное – формируется в 3.5 – 4 года, является ведущим до 6 – 6.5 лет. Проявляется воссозданием наглядных образов предметов и оперированием ими в уме. Большое значение имеет собственный опыт предметно-практической деятельности, знания ребёнка, его кругозор. Данный вид мышления развивается в процессе рисования, тематического ознакомления с окружающим миром, прослушивания и обсуждения рассказов взрослого, рассказывания детьми из личного опыта.
- Логическое мышление (словесно-логическое) – формируется в 5.5 – 6 лет, становится ведущим с 7 – 8 лет и остаётся основной формой мышления у большинства взрослых людей. Данный вид мышления характеризуется использованием не конкретных образов, а отвлечённых понятий, логических конструкций, выражающихся словами; способностью к выполнению мыслительных операций.
Основные мыслительные операции:
- анализ – разделение изучаемого предмета на составляющие;
- синтез – выявление взаимосвязей и объединение разъединённых частей;
- сравнение – выявление схожих и различных качеств предметов;
- классификация – выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
- конкретизация – выделение определённой категории из общей массы;
- обобщение – объединение предметов и явлений в группы;
- абстрагирование – изучение конкретных предметов вне зависимости от других.
Все виды мышления взаимосвязаны и, в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой вид мышления.
Особенности словесно-логического мышления
у детей с общим недоразвитием речи
- недостаточное понимание детьми логико-грамматических конструкций;
- замедленность усвоения причинно-следственных закономерностей;
- затруднения в усвоении временных и пространственных отношений;
- низкий уровень формирования операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации;
- затруднения при определении и формулировании логической последовательности.
Исходя из этого, одна из важнейших коррекционных задач в системе логопедической работы – это развитие и совершенствование словесно-логического мышления ребёнка. Для реализации этой задачи необходимо включать дидактические игры и упражнения на развитие словесно-логического мышления не только в содержание подгрупповых и индивидуальных занятий логопеда, но и использовать их на образовательных занятиях, проводимых воспитателем, также в различных режимных моментах.
Любое занятие должно быть насыщено вопросами, стимулирующими мыслительную деятельность детей. Должно так задавать вопрос или ставить перед ребёнком какую-либо задачу, чтобы стимулировать включение как можно большего количества мыслительных операций. («Почему?» «Так ли это?» «Как ты считаешь?»).
Задачи по развитию словесно-логического мышления
в системе коррекционно-развивающей работы
Научить детей:
- описывать признаки предметов;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- определять различные и одинаковые свойства предметов;
- сравнивать предметы между собой;
- прививать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине, функции в практической жизни;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- ориентировать в пространстве;
- обобщать;
- давать определения тем или иным понятиям.
Игры и упражнения,
развивающие словесно-логическое мышление
Все задания на развитие мышления являются многофункциональными и задействуют внимание, память, воображение ребёнка.
- Загадки, кроссворды, ребусы, лабиринты.
- Пословицы - служат аналогией и говорят о предмете или явлении в переносном смысле.
- Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок. Ребёнок должен понять, как начали разворачиваться события, в какой последовательности развивались и чем всё это закончилось. Умение создавать подобные рассказы по опорным картинкам зависит не только от уровня развития связной речи, но и от навыков логического анализа событий, от умения устанавливать причинно-следственные связи.
- «4-й лишний».
- «Узнай предмет по заданным признакам».
(«У кого глаза на рогах, а дом на спине?» «Снег, мороз, иней. Это?).
- «Кто или что может быть узким и широким? Большим и маленьким? Кислым и сладким?» И т.д.
- Чем отличаются чашка от стакана? Стол от стула? Сад от огорода? Чем похожи?
- «Когда ты завтракаешь: утром или вечером? Когда ужинаешь?»
- «Чего не хватает?»
- Небылицы, нелепицы («Исправь ошибку художника»).
- «Продолжи ряд слов, назови одним словом». Колбаса, каша, хлеб - … (еда).
- «Подбери подходящее слово». (Солнце: книга, небо, слон, каша).
- «Скажи наоборот».
- «Вопросы на засыпку». (Чего больше – зайцев или заячьих ушей? Львица ждёт льва. Кто задержался? Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий, кто самый низкий, кто ниже жирафа? И т.п.).
- «Быстрые ответы». Кто (что) это? Отвечай быстрее.
Вкусный, алый, сочный - … .
Холодный, белый, пушистый - ….
Ползёт, шипит, извивается - … .
Клюёт, воркует, летает - … .
Оранжевый, сочный, полезный - … .
- «Я знаю 5 видов одежды (мебели, транспорта и т.д.).
- «Добавь словечко». К указанному слову подобрать слово, которое будет с ним логически связано (как в предыдущей паре), подробно объяснить свой выбор.
Магазин – продавец, больница - …,
самолёт – аэропорт, корабль - …,
белка – дупло, медведь - … .
- «Это правда или нет?» Детям говорится одно суждение. Они должны ответить «да», если суждение правильное и «нет», если суждение неправильное.
У птицы два крыла.
Кошка родила щенят.
Можно усложнить. На какое-либо суждение, если оно правильное, дети должны ответить «нет» и наоборот.
- «Кто кем (чем) был?»
1 вариант: Кошка была котёнком.
2 вариант: Хлеб был тестом, мукой, зерном, колосом.
Можно в обратном порядке.
- «Замри». Эта игра учит понимать схематическое изображение позы человека. Развивает координацию движения. Развивает символическое мышление, внимание.
У ведущего карточки со схематичным изображением человечка в какой-либо позе. Дети бегают по комнате, по команде ведущего: «раз, два, три - замри» должны остановиться. Произнося эти слова, ведущий показывает детям одну из карточек. Дети должны принять такую же позу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....
Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством лепки
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы педаг...
РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье рассматривается проблема развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Приводятся теоретические основы развития с...
Диплом "Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна
Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня....
Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...
Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...
Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье раскрывается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важность развития словесно-логического ...