Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка по коррекционной педагогике

Денисова Наталья Николаевна

     Важнейшей составной частью общего психического развития ребенка дошкольного возраста, подготовки его к школе и ко всей будущей жизни является умственное развитие, которое представляет собой сложный процесс, включающий в себя познавательное развитие, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.  Основой умственного развития, его основным содержанием является развитие мышления.

     В статье представлены особенности словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи, задачи по развитию словесно-логического мышления в системе коррекционной работы, игры и упражнения, развивающие словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovesno-logicheskogo_myshleniya.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие словесно-логического мышления

у детей старшего дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи»

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственное развитие – сложный процесс, включающий в себя познавательное развитие, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Основой умственного развития, его основным содержанием является развитие мышления.

Мышление – это процесс познания действительности с помощью различных психических процессов.

Виды мышления и их поэтапное развитие:

  • Наглядно-действенное (предметно-действенное) – формируется в 2.5 – 3 года, является ведущим до 4 – 5 лет.  Ребёнок входит в соприкосновение с окружающим миром, знакомится с ним в процессе личного опыта: видит предмет, трогает его, ощущает запах, слышит его звучание (если это возможно), выполняет какие-либо манипуляции с ним.
  • Наглядно-образное – формируется в 3.5 – 4 года, является ведущим до 6 – 6.5 лет. Проявляется воссозданием наглядных образов предметов и оперированием ими в уме. Большое значение имеет собственный опыт предметно-практической деятельности, знания ребёнка, его кругозор. Данный вид мышления развивается в процессе рисования, тематического ознакомления с окружающим миром, прослушивания и обсуждения рассказов взрослого, рассказывания детьми из личного опыта.
  • Логическое мышление (словесно-логическое) – формируется в 5.5 – 6 лет, становится ведущим с 7 – 8 лет и остаётся основной формой мышления у большинства взрослых людей. Данный вид мышления характеризуется использованием не конкретных образов, а отвлечённых понятий, логических конструкций, выражающихся словами; способностью к выполнению мыслительных операций.

Основные мыслительные операции:

  • анализ – разделение изучаемого предмета на составляющие;
  • синтез – выявление взаимосвязей и    объединение разъединённых частей;
  • сравнение – выявление схожих и различных качеств предметов;
  • классификация – выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
  • конкретизация выделение определённой категории из общей массы;
  • обобщение – объединение предметов и явлений в группы;
  • абстрагирование – изучение конкретных предметов вне зависимости от других.

       Все виды мышления взаимосвязаны и, в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой вид мышления.

Особенности словесно-логического мышления

у детей с общим недоразвитием речи

  • недостаточное понимание детьми логико-грамматических конструкций;
  • замедленность усвоения причинно-следственных закономерностей;
  • затруднения в усвоении временных и пространственных отношений;
  • низкий уровень формирования операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации;
  • затруднения при определении и формулировании логической последовательности.

Исходя из этого, одна из важнейших коррекционных задач в системе логопедической работы – это развитие и совершенствование словесно-логического мышления ребёнка. Для реализации этой задачи необходимо включать дидактические игры и упражнения на развитие словесно-логического мышления не только в содержание подгрупповых и индивидуальных занятий логопеда, но и использовать их на образовательных занятиях, проводимых воспитателем, также в различных режимных моментах.

Любое занятие должно быть насыщено вопросами, стимулирующими мыслительную деятельность детей.  Должно так задавать вопрос или ставить перед ребёнком какую-либо задачу, чтобы стимулировать включение как можно большего количества мыслительных операций. («Почему?» «Так ли это?»  «Как ты считаешь?»).

Задачи по развитию словесно-логического мышления  

в системе коррекционно-развивающей работы

Научить детей:

  • описывать признаки предметов;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • определять различные и одинаковые свойства предметов;
  • сравнивать предметы между собой;
  • прививать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине, функции в практической жизни;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • ориентировать в пространстве;
  • обобщать;
  • давать определения тем или иным понятиям.

Игры и упражнения,

развивающие словесно-логическое мышление

Все задания на развитие мышления являются многофункциональными и задействуют внимание, память, воображение ребёнка.

  • Загадки, кроссворды, ребусы, лабиринты.
  • Пословицы - служат аналогией и говорят о предмете или явлении в переносном смысле.
  • Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок. Ребёнок должен понять, как начали разворачиваться события, в какой последовательности развивались и чем всё это закончилось. Умение создавать подобные рассказы по опорным картинкам зависит не только от уровня развития связной речи, но и от навыков логического анализа событий, от умения устанавливать причинно-следственные связи.
  • «4-й лишний».
  • «Узнай предмет по заданным признакам».  

(«У кого глаза на рогах, а дом на спине?»  «Снег, мороз, иней. Это?).

  • «Кто или что может быть узким и широким?  Большим и маленьким? Кислым и сладким?» И т.д.
  • Чем отличаются чашка от стакана? Стол от стула?  Сад от огорода?  Чем похожи?
  • «Когда ты завтракаешь: утром или вечером? Когда ужинаешь?»
  • «Чего не хватает?»
  • Небылицы, нелепицы («Исправь ошибку художника»).
  • «Продолжи ряд слов, назови одним словом».   Колбаса, каша, хлеб - … (еда).
  • «Подбери подходящее слово».  (Солнце: книга, небо, слон, каша).
  • «Скажи наоборот».
  • «Вопросы на засыпку».  (Чего больше – зайцев или заячьих ушей?   Львица ждёт льва.  Кто задержался?  Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий, кто самый низкий, кто ниже жирафа? И т.п.).
  • «Быстрые ответы».  Кто (что) это?  Отвечай быстрее.

Вкусный, алый, сочный - … .

Холодный, белый, пушистый - ….  

Ползёт, шипит, извивается - … .  

Клюёт, воркует, летает - … .  

Оранжевый, сочный, полезный - … .

  • «Я знаю 5 видов одежды (мебели, транспорта и т.д.).
  • «Добавь словечко».  К указанному слову подобрать слово, которое будет с ним логически связано (как в предыдущей паре), подробно объяснить свой выбор.  

Магазин – продавец, больница - …,  

самолёт – аэропорт, корабль - …,  

белка – дупло, медведь - … .

  • «Это правда или нет?»   Детям говорится одно суждение.  Они должны ответить «да», если суждение правильное и «нет», если суждение неправильное.  

У птицы два крыла.  

Кошка родила щенят.  

Можно усложнить.   На какое-либо суждение, если оно правильное, дети должны ответить «нет» и наоборот.

  • «Кто кем (чем) был?»  

1 вариант: Кошка была котёнком.  

2 вариант: Хлеб был тестом, мукой, зерном, колосом.  

Можно в обратном порядке.

  • «Замри».  Эта игра учит понимать схематическое  изображение позы человека. Развивает координацию движения. Развивает символическое мышление, внимание.

У ведущего карточки со схематичным изображением человечка в какой-либо позе. Дети бегают по комнате, по команде ведущего: «раз, два, три - замри» должны остановиться. Произнося эти слова, ведущий показывает детям одну из карточек. Дети должны принять такую же позу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад учителя-логопеда на тему: "Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Теоретический материал для учителей-логопедов по развитию лексико-грмматических категорий у детей с ОНР....

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством лепки

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы педаг...

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье  рассматривается проблема  развития словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Приводятся теоретические основы развития с...

Диплом "Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня", учитель начальных классов, Захарова Олеся Сергеевна

Загадка как средство развития вербального мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня....

Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

   В статье раскрывается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важность развития словесно-логического ...