«Использование устного народного творчества в развитии речи детей логопедической группы»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Развитие личности ребёнка с речевыми нарушениями, посредством приобщения к русскому устному народному творчеству и оказание своевременной, профилактической и коррекционно – педагогической помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_u.n.t.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по теме:
«Использование устного народного творчества в развитии речи детей логопедической группы»
Воспитатель МДОУ детский сад
комбинированного вида № 28
Сафрайтер Елена Семёновна.
г. Ярославль 2020
Цель:
Развитие личности ребёнка с речевыми нарушениями, посредством приобщения к русскому устному народному творчеству и оказание своевременной, профилактической и коррекционно – педагогической помощи.
Задачи | Решения |
Показать красоту русского языка(воспитывать интерес и любовь к народному творчеству); | Знакомство с русским устным народным творчеством и его жанрами. |
Развивать артикуляционный аппарат у детей старшего дошкольного возраста; | Использование частушки, частоговорки, потешки – развивают ритмичность, чёткость. |
Развивать мелкую моторику рук; | Применение пальчиковой гимнастики и нетрадиционных техник в ИЗО. |
Создавать в группе комфортный микроклимат; Развивать у детей коммуникативные качества; | Проведение занятий в форме путешествий в непринуждённой обстановке, основываясь на интересе детей. |
Создавать и расширять предметно – развивающую среду. | В группе создана развивающая среда в соответствии с данной темой и возрастными особенностями детей. |
Структура фольклорного занятия:
- Сюрпризный момент (организационный момент и постановка цели).
- Словесные игры.
- Артикуляционную гимнастику.
- Чистоговорки и частоговорки.
- Пальчиковую гимнастику.
- Физкультминутки (русские народные игры, и игры хороводы).
- Упражнения на дыхание.
- Пословицы, поговорки ( вывод, итог).
Мною разработаны типы фольклорных занятий:
Типы занятий | Цикл занятий |
Чисто - фольклорные | «Путешествие в сказку» - встреча со сказочными героями «Русская горница» - знакомство с бытом «Знакомство с русской народной одеждой» |
Фольклорно - экологические | «Путешествие в лес» - сезонные экскурсии «Знакомство с природой» |
Фольклорно - коррекционные | «Поможем сказочным героям» |
Краеведение | «Мой город» |
Перспективный план работы на учебный год
с детьми подготовительной группы ( 6 – 7 лет)
по теме: «Использование русского устного народного творчества с детьми логопедической группы».
Месяц | Занятия
| Развлечения
4-я неделя месяца | ||
1-я неделя месяца | 2-я неделя месяца | 3-я неделя месяца | ||
Сентябрь | Определение уровня развития детей | «Что летом родиться, зимой пригодится…» - беседа о лете, его дарах; - повторение пословиц, поговорок, песенок…. | «Вершки да корешки» - знакомство со сказкой; - д/и «Вершки – корешки»; - загадывание загадок. | «В гостях у бабушки Загадушки» -загадки об овощах, фруктах; -придумывание загадок детьми; -словесные п/и |
Октябрь | «Вы скажите нам, откуда, появилось это чудо?» - рассказ о Дымковской игрушке; - украшение силуэтов Дымковской игрушки. | «Хлеб – всему голова!» - беседа о хлебе, старинных способах его уборки; - пословицы, поговорки о хлебе; | «Знакомство с русской народной одеждой» - сравнение с северной и южной (сарафан и юбка – понёва) | «Сказка в гости к нам пришла» -литературная викторина по иллюстрациям и предметам обихода. |
Ноябрь | «Путешествие в сказочную избушку» - использование всех видов жанров устного народного творчества. | «Дикие животные» -загадки о животных - как подготовились к зиме; - сказки о диких животных; - словесные п/и | «Печка – матушка» -загадки, пословицы о печке; - рассказ о печке: зачем нужна, чем топили, о русском гостеприимстве. | «Осенняя ярмарка»- концерт детей включает: -хороводы и песни; -конкурс частушек и загадок; - танцы. |
Декабрь | «Путешествие в Золотую хохлому». - рассказ о традициях хохоломской росписи; -рассматривание и выполнение основных элементов росписи; - основные цвета росписи. | «Мороз Иванович» - чтение сказки; -русские народные сказки о зиме; - повторить зачины и концовки. | «Знакомство с русской народной праздничной одеждой – платье сенокосица» -сравнение повседневной и праздничной одежды. | «Вечер загадок и отгадок о зиме» (на зимние темы) |
Январь | «Зимующие птицы» -почему зимующие? -как подготовлены к сезонным изменениям в природе? -как мы можем помочь перезимовать? | «Здравствуй гостья Зима» - приметы, пословицы, игры; -использование контрастных цветов в рисовании. | «Рождество Христово» -рассказы о рождении Христа; -традиции встречи нового года; - стихи о зиме. | Рождественские Колядки. |
Февраль | «Наш земляк К.Д. Ушинский» -биография; -чтение рассказов; -с/р игры; -загадки, скороговорки. | «Русские богатыри» -рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»; -фотографии отцов и дедов детей, когда служили в армии; -игры соревнования; - чтение стихотворений, пение песен. | «Знакомство со свадебным нарядом» -сравнение повседневной одежды со свадебным нарядом; - свадебные традиции; -запевки. | «Как на масленой неделе» -заучивание новых песенок; -как встречали масленицу наши предки(сжигание чучела); -совместные посиделки с родителями. |
Март | «При солнышке – тепло, при матушке – добро». -«От чистого сердца, простыми словами, давайте друзья потолкуем о маме»; -изготовление подарков; -чтение стихов. | «Путешествие в старину» - в избушку бабы Яги -знакомство с утварью и убранством старинной русской избы. | «Ярославль, любимый город, он всегда красив и молод» -знакомство с традициями родного города; -с достопримеча тельностями города; - заучивание стихов о родном городе. | «В гостях у бабушки Загадушки». - придумывание загадок; - словесные игры. |
Апрель | «Пасха –святое Христово воскресенье» -писанки, пластилинография; -р/н игры. | «Грач на горе – весна на дворе» -почему грач прилетает первым? -чтение закличек о весне; -шаги весны – весенние приметы. | Итоговое «Русский народные костюм» -вспомнить все виды. | «В гостях у бабушки Арины» - чтение любимой русской народной сказки; -мои любимые сказочные герои. |
Май | «Русские узоры» -повторение дымковской и хохломской росписи; -стихи и загадки по теме. | «Прощание с горницей и сказочными героями» -вспомнить русские народные сказки; -пение частушек; -рассказывание потешек; -пословицы о дружбе. | Определение уровня развития детей | «Когда это бывает?» -вечер загадок и отгадок. |
Конспекты занятий по циклам прилагаются
(разработаны воспитателем Сафрайтер Еленой Семёновной)
Перспективный план работы на учебный год
с детьми старшей группы ( 5 – 6 лет)
по теме: «Использование русского устного народного творчества с детьми логопедической группы».
Месяц | Занятия
| Развлечения
4-я неделя месяца | ||
1-я неделя месяца | 2-я неделя месяца | 3-я неделя месяца | ||
Сентябрь | Определение уровня развития детей | «Путешествие в лес» (занятие) - приметы осени; -стихи и загадки об осени; -пословицы по теме. | «Знакомство с тряпичной куклой « -элементы русской народной одежды; - интерьер избы. | «Что летом родится , то зимой пригодиться» -беседа о лете4 -повторение пословиц, поговорок, песенок; -загадывание загадок о лете. |
Октябрь | «Мебель» -сундук; -быт русского народа; -пословицы. | «Перелётные птицы»(экскурсия) -вспомнить перелётных птиц и познакомить с новыми -отметить зимующих птиц; -п/и | «Ознакомление с русским народным костюмом» -элементы рисунка костюма; -что относится к русской одежде. | «Что нам осень подарила?» -загадки; - словесные игры. |
Ноябрь | «Посуда» -продолжаем знакомство с бытом русского народа. -загадки. | «Дикие животные» (занятие) -какие животные относятся к диким? - почему их так называют? - чем они питаются? -загадки и стихотворения о животных. | «Ярославский край» -знакомство с картой ярославской области; -знакомство с природой ярославской области. | «В гостях у бабушки Арины» - д/и «Узнай сказку» |
Декабрь | «Инструменты» -знакомство; - приобщение к ведению хозяйство русского народа. | «Здравствуй Зимушка – зима» - рассказ - беседа о характерных особенностях декабря, с использованием народных примет; -разучивание заклички «Ты мороз….» | «Путешествие в «Горницу» - использование всех жанров фольклора. | «Зимние забавы» -загадки4 -игры подвижные; -потешки; -заклички. |
Январь | «Нитки» -продолжать знакомить с особенностями труда людей в деревне. | «Путешествие в зимний лес» -экскурсия -загадывание загадок о зиме4 Повторение заклички «Ты мороз…» - характерные особенности этого времени года. | «Любимый город» -легенда возникновения Ярославля. | «С Новым годом со всем родом» -рассказ о традициях празднования Нового года; -разучивание стихотворения «Дело было в январе…» |
Февраль | «Путешествие в сказку» -сюрпризный момент (появление бабы яги) -игры словесные по сказкам. | «Два мороза» - беседа о русских народных играх; - стихотворение о зиме; -слушание сказки. | «Сошью Маше сарафан» - знакомство с русской народной одеждой; -украшение силуэта сарафана нетрадиционными техниками. | «Драматизация сказок» -«Гуси – лебеди» - распределение ролей; -интонационная выразительность. |
Март | «В гости к Терёшечке» (Коррекционное занятие) -автоматизация звуков. | «Шаги весны» -экскурсия -загадки; -характерные особенности времени года. -игры. | «Сравнение современной одежды с русской народной» -знакомство с головным убором (кика рогатая) | «Мамин день» -хороводы; -песни -танцы -частушки -конкурсы. |
Апрель | «Поможем Машеньке» (коррекционное занятие) -автоматизация звуков с использованием устного народного творчества. | «У родителей и деток вся одежда из монеток» -загадки -пословицы; -сказки; - элементы изодеятельности. | «Пасха» -знакомство с пасхальными традициями; -рисование писонок – пластилинография. | «Весь апрель ни кому не верь» -знакомство с небылицами; -конкурс частушек. |
Май | «Ай да Иванушка» (коррекционное занятие) -автоматизация звуков с использованием устного народного творчества. | «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся» -рассказ о защитниках отечества; -сказка «Щи из топора» | Определение уровня развития детей | «Что за прелесть эти сказки» - умение определять по иллюстрации название сказок и сказочных героев; - рассказывание любимых сказок. |
Конспекты занятий по циклам прилагаются
(разработаны воспитателем Сафрайтер Еленой Семёновной)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь и...
«Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста»
Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки – все ...
Использование устного народного творчества в развитии речи детей
Использование устного народного творчества в развитии речи детей....
консультация для родителей детского сада на тему:"Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста".
Материал будет интересен воспитателям,родителям.Цель:познакомить родителей с устным народным творчеством.Задачи:-научить родителей использовать устное народное творчество в повседневной жизни;-развива...
Творческое использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием всех видов народного фольклора....
«Использование устного народного творчества для развития речи детей».
Консультация для родителей...
Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"
Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"...