«Использование устного народного творчества для развития речи детей».
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №117 Невского района Санкт-Петербурга
Консультация для родителей.
Тема: «Использование устного народного творчества для развития речи детей».
Воспитатель:
Мишина О.В.
2019-2020
Консультация для родителей. Тема: «Использование устного народного творчества для развития речи детей».
С произведениями устного творчества ребенок встречается с первого года жизни. Жанровые формы фольклора разнообразны: былины, предания, легенды, песни, сказки, а также малые формы – потешки, частушки, загадки. Язык которых прост, точен, выразителен. Использование игровых песенок, потешок, приговоров в совместной деятельности со взрослым доставляет малышу огромную радость. Сопровождения действий словами способствует непроизвольному обучению речи: умению вслушиваться в звуки, улавливать ритм, отдельным звукосочетаниям и постепенно понимать их смысл. Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег. Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации. Устное народное творчество необходимо для развития просодической стороны речи. С его помощью дети усваивают не только родной язык, но и овладевают речью в совершенстве: достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Народное творчество благотворная почва для автоматизации звуков речи. Дети овладевают всеми звуками речи, замечают неправильное произношение, исправляют его в шутке, игре, в непринуждённой обстановке, в привычной им среде. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь? Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылиц, перевёртыши, загадки. Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки. Народное творчество даёт возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатлённый в слове. Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова. Говоря о народном творчестве, мы подразумеваем не только русский фольклор, но и творчество других народов. Колыбельные песни Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек. Древнерусские слова «баять», «убаюкивать» означают говорить, уговаривать, заговаривать. Колыбельные песни – это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Народ создал множество песенок и потешек именно для эмоционального контакта с ребёнком. Баю-бай, баю-бай, Ты, собаченька, не лай, Мою дочку не пугай! И в гудочек не гуди, До утра не разбуди! А приди к нам ночевать, В люльке Машеньку качать.
Люли, люли, люли, Прилетели гули. Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Тихо Машу усыплять: - Спи, малютка, почивай, Глаз своих не открывай.
Заклички
Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Повторные сочетания действий ребёнка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания.
Гром гремучий, Тресни тучи, Дай дождя С небесной кручи.
Ах ты, радуга-дуга, Ты высока и туга! Дай нам солнышка- Колоколнышка.
Приговорки
Приговорка своим словесным строением и оформлением настраивает ребёнка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Для каждого растения существует своё определение, ласковое слово.
Приговорки во время игр – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью.
Улитка, улитка, Высунь рожки -- Дадим лепёшки, Свиные ножки, Каши горшок, Хлеба ворошок!
Матушка репка, Уродись крепка, Ни густа, ни редка, До великого хвоста.
Прибаутки
Прибаутка предлагает ребёнку увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребёнок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор. Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках.
Перевёртыши
Перевёртыши открывают ребёнку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для неё выразительность, образность, юмор.
Как петух в печи пироги печёт, Кошка на окошке рубаху шьёт, Поросёнок в ступе горох толчёт, Конь у крыльца в три копыта бьёт, Уточка в сапожках избу метёт.
Приметы
Приметы помогают расширить словарный запас детей, способствуют развитию слуховой памяти, дают возможность поднять интерес у детей и снять напряжение, развивают фонематический слух, оказывают помощь в автоматизации звуков речи, знакомят с ритмичностью народного календаря.
Январь – году начало, зиме – серёдка. Много частых и длинных сосулек – к урожаю. Декабрь год кончает, зиму начинает. Если журавли летят высоко, не спеша – будет хорошая осень.
Скороговорки
Использование скороговорок помогает закрепить чёткую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует чёткость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: даёт возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребёнка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.
Дразнилки
Дразнилка склонна к преувеличению и преуменьшению. Она учит подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, слышать слова и подбирать их по звучанию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым жизненным ситуациям. В дразнилке удалось сохранить чёткость, ритмичность, краткость, выразительность.
Антошка-картошка, Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с локоток.
Загадки
Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, а отгадать. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребёнка к восприятию классической литературы.
Хотя в старшем дошкольном возрасте дети обладают определёнными знаниями и интеллектуальными умениями, они не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки.
Пословицы и поговорки
Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от неё не является полным суждением. Поговорка – часть суждения.
После дождичка в четверг.
Ложка дегтя в бочку меду.
Пословицы знакомят ребёнка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.
В чужом глазу сучок видит, а в своём и бревна не замечает. Что на уме, то и на языке. Быстрее мысли ничего нет. Ум без разума – беда. Подвижные игры, считалки Главная особенность считалки – чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова.
Тара-бара, Домой пора Коров доить,
Тебе водить.
Сказки
Игра и прелесть сказки – в незамысловатом прибавлении к хорошо известным фактам всё новых и новых деталей и подробностей. Трудность игры заключается не только в том, чтобы запомнить все подробности, но и в том, чтобы уловить их порядок, не перепутать, что за чем следует. В этом – секрет сказки.
Уважаемые, родители!
Чтобы работа по развитию речи детей была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, весёлой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь и...
«Использование устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста»
Огромное значение на развитие речи ребенка влияют произведения устного народного творчества. Колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки, прибаутки, русские народные сказки – все ...
Использование устного народного творчества в развитии речи детей
Использование устного народного творчества в развитии речи детей....
консультация для родителей детского сада на тему:"Использование устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста".
Материал будет интересен воспитателям,родителям.Цель:познакомить родителей с устным народным творчеством.Задачи:-научить родителей использовать устное народное творчество в повседневной жизни;-развива...
Творческое использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием всех видов народного фольклора....
Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"
Материал для использования в работе "Использование устного народного творчества в развитии речи детей"...