Выступление на РМО. «Деловая игра для педагогов»
материал по коррекционной педагогике
Организация коррекционно - логопедической работы в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.docx | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО
«Деловая игра для педагогов»
(организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)
В нашей работе главная цель - развитие речи детей,
В ногу со временем следуем ей!
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.
Цель семинара-практикума: Оказание помощи воспитателям и логопедам в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях.
Задачи:
- Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
- Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
- Совершенствовать педагогическую компетентность логопедов и воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников.
- Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителями-логопедами ДОУ.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие.
Структура проведения деловой игры
1. Организационный момент
2. Речевые игры на развитие зрительного восприятия, памяти, активизации речи и мышления
- артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики);
- игра «Похожие слова»;
- игра «Кошка» (обогащение словаря);
- «Скороговорки» (развитие дыхания и голоса);
- Физкультурная минутка ;
- «Чудесный мешочек» (развитие общей моторики, мелкой моторики);
- игры-перевёртыши;
- игры на развитие фонематического слуха;
- игры на развитие фонематического восприятия.
3. Заключительная часть. Итог
1. Организационная часть
Ведущий:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Внимание! Внимание!
Сегодня на повестке дня гениальная идея одна:
Всем предлагаю активное участие принять!
С коллегами опытом поделиться,
В педагогической работе это пригодится!
- Предлагаю поиграть в речевые игры - активизируем речь и мышление.
Участники семинара – практикума делятся на две команды : «Говоруньи» и «Болтуньи». Затем проводятся конкурсы. Жюри оценивает каждый конкурс от одного до трёх баллов.
Основная часть
Задание № 1.
Разминка
Ведущий :
- Как называется гимнастика для языка? (артикуляционная)
- С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаю выполнить артикуляционную гимнастику:
- В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили - старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку. - (открываем широко рот)
В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости - (надуваем щёки),
А с ними худые - лишь кожа да кости - (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись- (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались - (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись - в улыбочке губы, - (снова широкая улыбка).
Чистили все свои верхние зубы - (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи- (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим- (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик!- (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили - (подуть с «чашечки» вверх).
Блин испекут и на блюдца положат - (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим - (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем - малиновым вкусным - (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен - («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье мы слижем! - (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!
На улице ждёт интересного много!
Дед для внучат приспособил качели- (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже…- (щёлкаем языком),
Вот замедляет лошадка шажочки,- (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим? Мы видим грибочки! - (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!- (цокаем языком)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»
Конкурс №1
- Знание органов артикуляции (от 1 до 3 баллов)
Ведущий по очереди задаёт вопросы командам :
- Какой главный артикуляционный орган у человека? (язык)
- Какие части языка вы можете назвать? ( кончик , спинка, корень, боковые края)
- Какие органы артикуляции участвуют в образовании звуков? ( язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость)
- Как образуется голос? (воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются , то размыкаются)
- Знание артикуляционных упражнений (от 1 до 3 баллов)
Каждая команда получает картинки с изображением артикуляционных упражнений ( можно на слайдах). Команды должны назвать упражнения, показать , как они выполняются и сказать для постановки каких звуков они используются :
1 команда – «Горка», «Чашечка», «Грибок», «Качели»
2 команда – «Лопатка», «Чистим верхние зубки», «Маляр», « Иголочка»
«Горка», «Лопатка» - свистящие,
«Чашечка», «Чистим верхние зубки» - шипящие
« Лошадка», «Маляр» - Р
«Иголочка», «Качели» - Л
Конкурс №2
Речевые игры (для активизации речи и мышления).
Задание № 2. Игра «Похожие слова»
Ведущий :
- Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон! ....
Задание:
- Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!
- Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.(1 балл за слово)
Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)
Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)
Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)
Кислые слова – ( лимон, клюква, виноград, яблоко)
Задание № 3. Игра «Кошка»
Ведущий :
- Отгадайте загадку:
- Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная
(кошка).
Задание:
- Подберите как можно больше глаголов к этому существительному.
- Что умеет делать кошка? : (1 балл за слово)
бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.
- Подберите как можно больше прилагательных.
- Кошка бывает какая?(1 балл за слово) :
Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.
- Подберите как можно больше существительных.
- Что любит кушать кошка? (1 балл за слово) :
Молоко, мышку, рыбу, мясо, сметану, корм для кошек.
Конкурс №3
Задание № 4.
Cкороговорки
Ведущий :
- С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.
- Мы же используем скороговорки при автоматизации поставленных звуков у воспитанников.
- В народе говорили - «Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»
Ведущий предлагает командам карточки со скороговорками ( каждая скороговорка оценивается от 1 до 3 баллов)
( на карточках скороговорки и определённый эмоциональный настрой)
- Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:
- На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).
- Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).
- Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,
Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (удивленно).
- Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» (раздраженно)
Конкурс №4
Задание № 5. «Чудесный мешочек»
Команды по очереди достают из «чудесного мешочка» предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.
Предметы: шишка, прищепка, пуговица, шнурок, бусы, карандаш, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка. (1 балл за предмет).
Конкурс № 5
Задание № 6. «Игры-перевёртыши»
Ведущий :
- Дети не всегда чётко умеют выразить свои мысли, но в любом случае мы должны уметь их понимать.
- «Переведите» пословицы и поговорки на русский язык. (1 балл за правильный ответ)
Пословицы и поговорки:
- Счастье перемещается кучами - «беда не ходит одна».
- Уйти от новой стиральной машины - «остаться у разбитого корыта».
- От смелости затылок мал - «У страха глаза велики».
- Тот не заблудится , кто спрашивает –« Язык до Киева доведёт».
- Молчаливый рот – золотой рот – «Слово серебро, а молчание золото».
- Сын леопарда – тоже леопард – « Яблоко от яблони недалеко падает».
Строчки из стихотворений:
- Во поле берёзку срубили - «В лесу родилась ёлочка».
- Ты ненавидишь мою коровку - «Я люблю свою лошадку».
- Ваша Маша тихо смеётся - «Наша Таня громко плачет».
Названия сказок и книг:
- Лиса и шестеро цыплят - «Волк и семеро козлят».
- Утки - индюшки - «Гуси - лебеди».
- Бледненький кустик - «Аленький цветочек».
- Пёс без босоножек - «Кот в сапогах».
- Квадратик - «Колобок».
Ведущий :
- А теперь, посмотрим, как мы понимаем друг друга.
Задание для педагогов - отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
- Василий Иванович остается на работе - «Иван Васильевич меняет профессию».
- Грустные взрослые - «Веселые ребята».
- Громче стоишь - ближе не будешь - «Тише едешь - дальше будешь».
- Крик баранов - «Молчание ягнят».
- Мужик на телеге - мерину тяжелее - «Баба с возу - кобыле легче».
- С ленью не засунешь и птицу в море - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
- Холодные ноги - «Горячие головы».
- Не бойся велосипеда - «Берегись автомобиля».
- В симфоническом оркестре не только мальчики - «В джазе только девушки».
- Ручной кактус - «Дикая орхидея».
Задание № 7. «Объявление» (1балл за предложение)
- Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук
Например: на звук [К]
Куплю красивую кошечку.
Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.
Например: на звук [П]
Петя подарил Павлику пирамидку.
Конкурс № 6
Задание № 8. «Фонематический слух»
Ведущий :
- Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.
Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже «козой косят луг», «коса щиплет травку», а «Мишина машина превращается в мыши на машине».
- Продолжи предложение: (за правильный ответ 1 балл)
- Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке … (жук)
- Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась … (шишка)
- Здесь в лесу есть злые звери,
Запирайте на ночь … (двери)
- Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке … (мяч)
- Как-то вечером две мышки
Унесли у Пети … (книжки)
- Не полезет Влад на ель
У него в руках … (портфель)
- «Я трудиться не привык!»
Отвечает … (грузовик)
- Cобирали васильки
на голове у нас … (венки)
Задание № 9. «Фонематическое восприятие»
Игра : « Определи место звука в слове» (физминутка)
Ведущий :
- Если в слове , которое я произнесу , звук Л слышится в начале слова_ вы поднимаете руки вверх и потягиваетесь.
- Если звук Л в середине слова – руки на пояс .
- Если звук Л в конце слова – наклонитесь вперёд и руки на колени.
Слова: лампа, кулак, стол, осёл, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, дятел.
Ведущий :
- Фонематическое восприятие - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Игра: «Отвечай - не торопясь»
Ведущий:
- Какое слово получится, если к слогу [РО] прибавить один звук?( за слово 1 балл)
(рот, ром, рог, ров, род, рок).
СО – сок, сор, сом
КО – кот, ком, код, кок
Игра : «Подбери слово к схеме» (1 балл за слово)
Ведущий:
- на слайдах схемы слов , состоящие из 3 звуков. Команды по очереди , подбирают и называют слова к этим схемам. Кто больше придумает слов.
(синий, красный, синий - сад, дуб, мак, жук, лук, рак, бак, сом, дом, кот; зелёный, красный, синий - лес, рис, пёс, лис, кит, лев; синий, красный, зелёный - рысь, лось, гусь, сыч, семь, лещ, пень, день…)
3. Заключительная часть
Вот и закончилась деловая игра,
Подвести итог пора!
Итог семинара-практикума
- Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, (педагоги передают мяч друг другу, высказываются).
Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!
Жюри подводит итог.
Результаты конкурсов
Задания | 1 команда | 2 команда |
Знание органов артикуляции (от 1до3баллов) | ||
Знание артикуляционных упр. (от1 до 3) | ||
«Похожие слова» (1балл за слово) | ||
«Подбери слова к слову кошка»(1 б.за слово) | ||
«Скороговорки» ( 1б. за скороговорку) | ||
«Чудесный мешочек» (1б. за предмет) | ||
« Игры – перевёртыши» (1б. за прав.ответ) | ||
« Объявления» (1б. за предложение) | ||
« Продолжи предложение» (1б. за прав.ответ) | ||
« Отвечай не торопясь»(1б. за слово) | ||
« Подбери слово к схеме» (1б. за слово) | ||
ИТОГ |
Список литературы
- Т.Б.Буденная. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.
- М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003 год.
- Е.А.Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва ТЦ «Сфера» 2001 год.
- С.В.Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.
- Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб: Корона 2004 год.
- О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак». 2004 год.
- Т.Е Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. Основы логопедии - Москва Просвещение 1989 год.
- Е.Л.Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2003 год.
- Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Москва. 2003 год.
- Е.А.Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 ле.т Москва. 2005 год.
- М.Ю.Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва. 2004 год.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: И.Ц. Сфера, 2007.
- П.Деннисон, Г.Деннисон. Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А.В. Малушиной. М.: Изд-во Рос.откр. ун-та, 1992.
- Е.А.Дьякова. Логопедический массаж. - М., 2004.
- Е.А.Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Е.Л.Ковалева, Ю.И. Остапенко. Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательной кинезиологии - Волгоград «Перемена», 1996г.
- В.В. Нищева. Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001.
- Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
- Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1.
- З.А.Репина. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи -Екатеринбург, 1996.
- Н.Семенова Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. - СПб., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Деловая игра для педагогов"
Выступление на педсовете "Деловая игра для педагогов"...
Выступление на педагогическом совете Деловая игра для педагогов на тему: «Знатоки ФГОС ДО»
Деловая иградля педагогов на тему:«Знатоки ФГОС ДО»...
Выступление на педсовете деловая игра "Знаем, умеем, покажем"
Пополнение знаниу педагогов по развитию речи детей дошкольного возраста с ЗПР...
Выступление на педсовете.Деловая игра «Знатоки предметно-пространственной среды в ДОО»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования в освоении и реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде в ДОО....
Презентация к выступлению "Деловая игра для педагогов "здоровье ребенка в наших руках"
Презентация "Деловая игра для педагогов «Здоровье дошкольника в наших руках»...
Деловая игра для педагогов ДОУ «Кто на самом деле не умеет играть: дети или педагог?»
Наверняка вы не раз слышали от коллег и сами лично делали такие выводы, что современные дети не умеют играть и что игры у них бестолковые и...