Взаимодействие воспитателя со специалистами групп компенсирующей направленности
консультация по коррекционной педагогике
Взаимодействие воспитателя со специалистами групп компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie.docx | 25 КБ |
milyukova_e.s.pptx | 423.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие воспитателя со специалистами групп компенсирующей направленности
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя.
В нашем детском саду функционирует 5 групп для детей с ОВЗ, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные услуги, поэтому остается актуальным вопрос о взаимодействии специалистов и воспитателя, т.к. устранение дефектов и развитие психических процессов требует комплексного подхода.
Проблемы, которые затрудняют совместную деятельность специалистов и воспитателя:
- совмещение программ групп компенсирующей направленности с основной общеобразовательной программой ДОО;
- отсутствие требований к организации совместной деятельности специалистов и воспитателей в нормативных документах и методической литературе, имеющихся на сегодняшний день;
- сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований СаНПиНа;
- отсутствие четкого деления функций между воспитателем и специалистами;
- невозможность взаимопосещения занятий специалистами, работающими на группе, и воспитателем в группах.
Перед специалистами и воспитателями коррекционных групп стоят чрезвычайно важные задачи:
Среди них:
1. Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников;
2. Формировать познавательные процессы и способствовать умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и речи, как средства познания.
3. Совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию.
4. Обеспечить оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь.
5. Формировать у детей эстетическое отношение к миру.
При организации личностного подхода к детям педагоги нашего ДОУ создают следующие педагогические условия:
- видеть в каждом ребенке уникальную личность;
- проектировать ситуации успеха для каждого ребенка в учебно-воспитательном процессе;
- изучать причины детского незнания и устранять их.
Совместная работа педагогов проводиться по следующим направлениям:
- своевременное обследование детей с целью выявления уровня их психического развития, особенностей памяти, мышления, внимания, воображения, речи;
- обеспечение гибкости педагогических воздействий на дошкольников с учетом изменяющихся у них возможностей на основе коррекционной работы;
- планирование индивидуальной работы с каждым ребенком;
- развитие познавательных интересов, познавательной активности на основе освоения окружающей действительности;
- овладение детьми коммуникативными средствами общения.
Основные виды организации совместной деятельности специалистов и воспитателя
1. Совместное изучение содержания АООП обучения и воспитания а так же составление совместного плана работы.
2. Совместное планирование организованной деятельности воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
3. Обсуждение достигнутых результатов
4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам
5. Разработка общих рекомендаций для родителей.
Воспитатель | Специалист |
Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами специалистов. | Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития у детей. |
Формирует у детей необходимый уровень знаний по теме во время прогулок, на занятиях. | Проводит основную работу |
Формирует технические и изобразительные навыки | На подгрупповых занятиях закрепляет технические умения и изобразительные навыки. |
Проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений. | Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю для закрепления. |
Оказывает помощь специалисту во введении полученных знаний в повседневную жизнь. Обеспечивает полное практическое знакомство с предметами, с применением их в быту по назначению. | Формирует у детей знания об окружающей действительности в ходе специальных занятий. |
Работа по взаимодействию специалистов и воспитателей ведется в следующих формах:
- тематические педсоветы, консультации;
- мини-педсоветы;
- индивидуальные беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке;
- деловые игры, «круглый стол»;
- творческие гостиные;
- теоретические и практические практикумы;
- картотеки методических рекомендаций для воспитателей по каждой предметной области;
- наблюдения за динамикой развития детей;
- совместные рекомендации специалистов по детям, входящим в состав «группы риска»;
- памятки и буклеты в помощь родителям по преодолению проблем;
- подбор материала для коррекции различных видов деятельности.
Точки соприкосновения в работе специалистов и воспитателей: диагностика, коррекция, профилактика, работа с семьей.
Диагностическая работа
Воспитатель | Специалист |
Проводит диагностику общего развития. Сообщает специалисту результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего развития и условия семейного воспитания. Опираясь на диагностические данные специалистов, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач. | Проводит ежегодное комплексное обследование всех детей группы. |
Результаты совместно обсуждаются и анализируются, намечается индивидуальный план работы с конкретным воспитанником. |
Коррекционная работа
Воспитатель | Специалист |
Осуществляет контроль за достижениями детей на занятиях и во время режимных моментов. Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики. Оказывает помощь по закреплению достигнутых успехов на занятиях специалистов. Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса. | Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы. Дает еженедельные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период. |
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях. |
Профилактическая работа
Воспитатель | Специалист |
Организует предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в развитии. Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования недостатков. | Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей. Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению. |
Развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ возможно только при хорошо организованной предметно – развивающей среде |
Работа с семьей
Воспитатель | Специалист |
Включает родителей в совместную работу по пополнению РППС группы. Помогает принять ребенка таким, какой он есть на самом деле. | Разъясняет родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает специалист. |
Родители становятся заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. |
Таким образом:
1. Совместно со специалистами воспитатель планирует занятия. Преемственность в работе специалиста и воспитателя предполагает не только совместное планирование, но и обмен информаций, обсуждение достижений детей на занятиях.
2. Воспитатель выполняет помимо общеобразовательных задач, коррекционные задачи. Особое внимание воспитатель должен уделять развитию восприятия, мышления, развитию интереса к познанию.
3. Работа воспитателя во многих случаях предшествует занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих занятиях, обеспечивая этим самым базу для формирования различных знаний и умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на занятиях.
Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемы взаимодействия специалистов и воспитателя: - совмещение программ коррекционных групп с основной общеобразовательной программой ДОО; отсутствие требований к организации совместной деятельности специалистов и воспитателей - сложность в распределении запланированной коррекционной работы в рамках рабочего времени и требований Санитарных Правил; - невозможность взаимопосещения занятий специалистами, работающими на группе, и воспитателем в группах.
Задачи: 1 . Создать условия для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармонического включения в коллектив сверстников; 2. Формировать познавательные процессы и способствовать умственной деятельности; усвоению и обогащению знаний о природе и обществе; развитию познавательных интересов и речи, как средства познания. 3. Совершенствовать функции формирующегося организма, развивать двигательные навыки, тонкую ручную моторику, зрительно-пространственную координацию. 4. Обеспечить оптимальное вхождение детей с ОВЗ в общественную жизнь. 5. Формировать у детей эстетическое отношение к миру.
Совместная работа педагогов - своевременное обследование детей - обеспечение гибкости педагогических воздействий на дошкольников с учетом изменяющихся у них возможностей на основе коррекционной работы; планирование индивидуальной работы с каждым ребенком ; развитие познавательных интересов овладение детьми коммуникативными средствами общения.
Основные виды организации совместной деятельности специалистов и воспитателя Воспитатель Специалист Планирует и организует занятия с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами специалистов. Планирует и организует занятия с учетом возраста и индивидуальных нарушений развития у детей. Формирует у детей необходимый уровень знаний по теме во время прогулок, на занятиях. Проводит основную работу Формирует технические и изобразительные навыки На подгрупповых занятиях закрепляет технические умения и изобразительные навыки. Проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений. Разучивает комплекс необходимых артикуляционных упражнений, предоставляет их воспитателю для закрепления. Оказывает помощь специалисту во введении полученных знаний в повседневную жизнь. Формирует у детей знания об окружающей действительности в ходе специальных занятий.
Диагностическая работа Воспитатель Специалист Проводит диагностику общего развития. Сообщает специалисту результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего развития и условия семейного воспитания. Опираясь на диагностические данные специалистов, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач. Проводит ежегодное комплексное обследование всех детей группы.
Коррекционная работа Воспитатель Специалист Осуществляет контроль за достижениями детей на занятиях и во время режимных моментов. Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики. Оказывает помощь по закреплению достигнутых успехов на занятиях специалистов. Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса. Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы. Дает еженедельные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период.
Профилактическая работа Воспитатель Специалист Организует предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в развитии. Уделяет повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования недостатков. Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей. Дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.
Prezentacii.com Работа с семьей Воспитатель Специалист Включает родителей в совместную работу по пополнению РППС группы. Помогает принять ребенка таким, какой он есть на самом деле. Разъясняет родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает специалист.
Вывод: Эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от характера сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Учителя – логопеда, 1 группы компенсирующей направленности Лёзной Светланы Игоревны
ЦИКЛОГРАММА...
статья Взаимодействие специалистов групп компенсирующей направленности по внедрению педагогики оздоровления дошкольников с ОНР в соответствии с ФГОС
Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы. Поэтому мы поставили перед собой такие задачи:1. Развитие псих...
Особенности взаимодействия специалистов группы компенсирующей направленности
При достижении наиболее эффективных результатов в коррекционной деятельности, необходимо совместное взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя, которые решают определенноые коррекциооные задачи в с...
«Формы работы по взаимодействию учителя – логопеда с воспитателями и родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Работая с детьми с речевыми нарушениями очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Дети приходят в группу из разных групп детского сада и родители не сразу понимают ...
Взаимодействие с родителями детей группы компенсирующей направленности
Взаимодействие с родителями детей группы компенсирующей направленности...
Индивидуальный маршрут взаимодействия воспитателей и специалистов группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
ИОМ разработан воспитателями и специалистами группы компенсирующей напрвленности для детей с ОВЗ с ТНР...
«Взаимодействие воспитателя и специалистов группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР»
Одним из важных направлений современного образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможнос...