Буклет "Нейрогимнастика, как одно из средств запуска речи детей с ТНР"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Матвеева Светлана Владимировна

Нейрогимнастика -  это двигательная нейропсихологическая коррекция (или сенсомоторная коррекция).

Она полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

Нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, она помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx208.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4 «Теремок» города Новопавловска

БУКЛЕТ

«Нейрогимнастика  

как одно из средств запуска речи детей с ТНР»

C:\Users\Админ\Desktop\нейрогимнастика\20221213_105126.jpg

Подготовила: учитель-логопед

Матвеева Светлана Владимировна

г. Новопавловск 2021

Нейрогимнастика -  это двигательная нейропсихологическая коррекция (или сенсомоторная коррекция).

Она полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития, направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

Нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, она помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга.

Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий мозга. 

(дыхательные упражнения, самомассаж).

«Энергетическая зевота»

 Необходимо закрыть глаза и, имитируя зевоту, делать массажные движения в области соединения челюстей. Продолжительность – 1-2 минуты, но начать можно и с меньшего. Регулярное выполнение помогает развить внимание и способность осознанно слушать информацию.

«Сова» – отличное упражнение, помогающее улучшить память, речь, математические способности. С ним справятся дети 5-6 лет и старше. Порядок выполнения таков: левой рукой осуществляется своеобразный «захват» мышц правого плеча; теперь необходимо повернуть голову, чтобы взглянуть назад через левое плечо, сделать вдох, сохраняя плечи прямыми; затем подбородок опускается на грудь, делается вдох, плечи расслабляются; после этого упражнение повторяется на другую сторону. Интересно, что для развития левого полушария следует как можно чаще тренировать правую сторону

– и наоборот.

 «Жаба»- руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

«Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнения закрепляет воспитатель на индивидуальных занятиях

 в вечернее время.

«Червячок в яблочке» -дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Используем речевой материал для автоматизации какого-либо звука: червяк дорогу сверху вниз в огромном яблоке прогрыз.

Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации 

(движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга)

 «Звуковая тропинка» - дети идут точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А - ○], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [У - ○], наступать нужно левой ногой.

(в старшей группе берём символы пройденный звуков, а в подготовительной группе используем буквы). Используем картинки на дифференциацию любых звуков.

«Перекрёстные шаги»-пройти по болоту, высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.

«Хлопни, топни»- прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок.

«Чья картинка?»- из фасолевого или горохового бассейна ребёнок достаёт по одной картинке и кладёт к определённому символу звука. Например: если в слове есть звук

[Л] - кладём правой рукой, если в слове звук

[Р]- кладём левой рукой.

Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности 

(ритмичное изменение положений рук)

«Кольцо»- по очереди в медленном темпе, когда начинает получаться более быстро перебирать пальцами обеих рук, соединяя их

в кольцо с большим пальцем. Правая рука - от указательного пальца к мизинцу, а левая - от мизинца к указательному при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

 «Кулачок - ладошка»- дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх, перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем

 в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу - ладошка. Упражнение сопровождаем стихотвореньем: На поляне большой стоит печка с трубой.

«Зеркальное рисование» -способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пескотерапия,как одно из средств развития речи детей.

             Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто ...

Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования речи детей-логопатов дошкольного возраста.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».И.П. ПавловТема  работы «Развитие пальцевой моторики как одно из средств формирования ...

Диспут для родителей «Музыкальная игра – как одно из средств формирования речи детей раннего дошкольного возраста»

Материал может использоваться в качестве выступления на родительском собрании, на заседании педагогической мастерской, как материал из опыта работы музыкального руководителя....

Консультация для родителей. Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Консультация для родителей «Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста».

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...