БАНК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОХРАННЫМ РАЗВИТИЕМ И ДЕТЕЙ С ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Власова Татьяна Константиновна

БАНК  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОХРАННЫМ РАЗВИТИЕМ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bank_pp_soprovozhdeniya.docx51.03 КБ

Предварительный просмотр:

БАНК  ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С СОХРАННЫМ РАЗВИТИЕМ И ДЕТЕЙ С ОВЗ

Выполнила:

                          Власова  Т. К.

Санкт-Петербург 2022

Оглавление

  1. Арт-терапевтические методы и приемы для детей, воспитывающихся в инклюзивной группе.
  2. Диагностические методики для детей с ОВЗ.
  3. Материалы в помощь родителям.

Арт-терапевтические методы и приемы для детей, воспитывающихся в инклюзивной группе

Арт-терапия - направление психологической коррекции, основанное на применении искусства и творчества. Под арт-терапией обычно подразумевается терапия с использованием творческого процесса, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Методы арт-терапии направлены на самовыражение и самопознание человеком. Арт-терапия является актуальной и самой доступной формой самопонимания. Здесь нет ограничений, правил и законов.

Методам арт-терапии свойственно две функции:

- Воссоздание собственной проблемы, которая причиняет боль, а также рассмотрение ее со стороны, понимание;

- Изменение своего отношения к проблеме, нахождение правильных способов ее решения, избавление;

Они использоваться в двух формах:

- Когда задают тему или сюжет, которого необходимо придерживаться;

- Когда человеку предоставляется полная свобода, где он может делать то, что захочет.

Все, что включает творческое проявление себя, является методом арт- терапии. В арт-терапии выделяют такие виды, которые помогают в психотерапевтической работе:

  • Изотерапия – изобразительное искусство
  • Игровая терапия – игра и игровая терапия
  • Музыкотерапия- музыка
  • Песочная терапия- использование песка
  • Сказкотерапия- лечение сказкой

1. Изотерапия

В изотерапии частыми методиками становятся: лепка, рисование, роспись, рисование мандал. На сегодняшний день данный вид является самым частым в использовании.

При данной терапии человек расслабляется и придаѐтся творчеству. Здесь нет четких правил. Главными становятся цветовая гамма, формы, размеры рисунка и другие составляющие, которые человек выбирает.

Примеры изотерапевтических упражнений:

Упражнение «Цве ток»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.

Ход упражнения: Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и представить прекрасный цветок. Как он выглядит? Как он пахнет? Где он растет? Что его окружает? А теперь открой глаза и попробуй изобразить все, что представил. Какое настроение у твоего цветка? Давай придумаем историю про него.

Примечания: важно закончить упражнение на положительном настрое, если ребенок сочинил грустную историю или у его цветка плохое настроение, то можно предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.

Упражнение «Каракули Виникотта»

Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, умение понимать партнера без слов, снимать эмоциональное напряжение.

Материалы: бумага, карандаш.

Ход упражнения: «Нарисуй любые линии, какие только захочешь. А сейчас я продолжу твой рисунок. Хочешь продолжить рисунок ещѐ?Давай подумаем, на что похожи наши каракули? Дорисуем недостающие детали? Примечания: ведется своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор, пока оба не решат, что рисунок закончен. Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своѐ тело».

Упражнение «Маска»

Цель: развивать воображение, пространственное мышление, речь, возможность попробовать новые роли, отработать беспокоящие ситуации.

Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, мелкие детали для украшения маски, резинка для крепления маски, ножницы.

Ход упражнения: «Давай представим, что нас пригласили на бал-маскарад. Какую бы маску ты одел? Давай попробуем еѐ смастерить. А теперь давай разыграем историю, которая могла бы случится на балу с этими масками».

Примечания: не показывайте ребѐнку образец — пусть сам придумывает маску, вы можете помочь только с конструкцией. Подбадривайте ребѐнка. Неправильных или не красивых масок быть не может, т.к. только малыш знает, какой она должна быть. Включайтесь в игру и проигрывайте ситуацию в разных вариантах.

 

2.   Игровая  терапия

        Игротерапия - это психокоррекционное использование игры, которое оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, поскольку в процессе игры снимается опасность социально значимых последствий.

Это особый способ взаимодействия с ребѐнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми. Цель игровой терапии – дать ребѐнку свободу, возможность самому оценивать своѐ поведение, понять свой творческий потенциал.

Примеры игротерапевтических упражнений:

Упражнение «Айсберг» (автор Ю.А. Романовская)

Цель: релаксация.

Планируемое время: 5 минут.

Оснащение занятия: коврики по числу участников тренинга.

Ход упражнения: участники ложатся на коврики и закрывают глаза. Тренер дает установку максимально расслабиться. Он говорит: «Представьте себе бирюзовый бескрайний океан и голубое небо. Больше ничего. Бескрайний тихий океан. Вы плывете на плоту. Вас сопровождают дельфины, которые весело резвятся вокруг вас. Вы плывете на плоту и впереди вас белоснежный айсберг. Совсем небольшая часть видна на поверхности океана. Только верхушка переливается на солнце различными цветами. А там, за айсбергом вдалеке огромная яркая радуга. Вам так хочется рассмотреть этот айсберг. Узнать на что он похож, какие причудливые его формы скрыты под водой. Вы ныряете в теплую толщу воды океана. Вам совсем не страшно. Вам любопытно. Возможно, вы узнаете то, что не видел никто. Вот он весь перед вами, все тайны его открыты перед вами. Какой он? Рассмотрите его».

Включается легкая музыка.

Участники в течение трех минут представляют подводный айсберг.

Потом открывают глаза и делятся впечатлениями.

Рефлексия.

Игры, направленные на коррекцию агрессии:

«Сражение».

Игроки бросаются легкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.

«Злые и добрые кошки».

 По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.

Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения: 

«Снеговик»

Взрослый и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу. Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол

Музыкотерапия:

  • Пассивная музыкотерапия-когда ребенок слушатель. Для прослушивания предлагаются музыкальные произведения, близкие психическому состоянию ребенка. Этот метод направлен на формирование положительного эмоционального состояния ребенка и на выход ребенка с помощью музыки из проблемной ситуации;
  • Активная музыкотерапия-это вокалотерапия-повышение положительного эмоционального состояния с помощью пения;
  • Инструментальная музыкотерапия-формирование оптимизма при помощи игры на музыкальных инструментах;
  • Кинезитерапия, включающая в себя психогимнастику, ритмопластику, коррекционную ритмику, сюжетно-игровую кинезитерапию. Кинезитерапия учит выражать эмоции с помощью движений тела. С помощью этой техники ребенок приобретает навыки релаксации.

Примеры упражнений по музыкотерапии:

«В лесу».

 (Элементы музыкального моделирования и кинезитерапии).

Переживание эмоционального состояния. (Тревожная музыка). «Мы заблудились в лесу, кругом высокие деревья, колючие кусты, пни. Мы идем, высоко поднимая ноги, перешагивая высокую траву, кочки.

Этап выхода из сложной ситуации, успокоения.( радостная музыка) . «Но вот мы видим впереди солнечную полянку. На ней мягкая зеленая травка, посередине чистое озеро. В траве растут цветы необычайной красоты, на деревьях сидят птицы, в траве стрекочут кузнечики.»

Ребенок садится на пол, и смотрит вокруг.

Эмоциональное расслабление.(спокойная музыка для релаксации). « В озере тихо плещется вода, слышно как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок.» Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами.

«Облачко» (ритмопластика)

Упражнение хорошо проводить на воздухе.

«Посмотри, какие облака плывут по небу. Это облачко похоже на великана, а это на лошадку. А давай и мы с тобой превратимся в белые пушистые облака. Вот подул легкий ветерок, и мы плывем, кружимся по небу вместе с ним.(легкая музыка Чайковского).

 От дуновения ветра форма облака меняется.

 Двигаться следует плавно, легко, совершая различные движения.

«Пчелка в цветке (кинезитерапия)

Пчелка летает по полянке. (Римский-Корсаков «Полет шмеля»)

Садится то на один цветок, то на другой. (Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы (на диван, кресло, стул).

Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке.

Наступила ночь. (Брамс «Колыбельная»). Накидываем на ребенка плотный платок.

Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок. (Платок убираем, музыку меняем).

Песочная терапия

Песочная терапия-психокоррекционный, развивающий метод, направленный на разрешение личностных проблем, снятия внутреннего напряжения, с использованием песка; Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе.

Примеры некоторых упражнений: 

1.«Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

• Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

        • Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

            • Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонѐнок, как быстрый зайчик.

4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

5. Создать узоры и рисунки — солнышко, бабочка, буква А или целое слово. 6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

8. Разложить на песке в особой логической очерѐдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

10. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

11. Выложить фишками геометрическую фигуру.

12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

13. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

14. Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

15. Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.

16. Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.

Особо хочется отметить роль песочной терапии в коррекции когнитивных навыков у детей с ОВЗ. Работа в песочнице с небольшими фигурками дает много возможностей для:

 - развития памяти.

Пример: специалист ставит перед ребенком от 4 до 7 фигур в зависимости от возраста и уровня развития, затем ребенок закрывает глаза, в это время специалист прячет какую-либо фигуру, ребенок открывает глаза и называет недостающую фигуру, вынимает ее из песка. Упражнение можно усложнять, пряча несколько фигур.

 - развития внимания.

Пример: на световом столе рисует рубашку с оторванной пуговицей и рядом много пуговиц разных размеров. Ребенок должен понять по пуговицам на одежде, какая подходящая и пальцем соединить ее с рубашкой.

 - восприятия.

Пример: высыпаем в песочницу различные цветные предметы, перемешиваем их. Ребенок должен найти и положить каждый предмет в ведерко соответствующего цвета.

 - мышление.

Пример: игра в «3 лишний» или «4 лишний». Рисуем на столе 3 или 4 предмета, объединенных по одному признаку, и один предмет, отличный от остальных. Ребенок должен сказать, какой предмет отличается и почему. Далее по такому же принципу водит сам ребенок.

 - воображение.

Пример: даем ребенку простую инструкцию «Построй свой мир». Этот метод является проективным, и зачастую такие постройки являются дополнительной диагностикой внутрисемейных взаимоотношений, а также пополняет темы работы с родителями.

Сказкотерапия

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Можно выделить основу сказки, на чем она построена и вместе с ребенком сочинить свою сказку.

Основная сюжетная линия выглядит так:

- Главный герой;

- Развитие событий, герой сталкивается с задачей или проблемой, которую ему необходимо решить, иначе случиться беда;

- Герой отправляется на поиски решения этой проблемы;

 - Путь героя, где по пути он бескорыстно помогает попавшим в беду;

 - Герой добывает волшебный предмет, который ему поможет;

- Герой теряет предмет;

- На помощь главному герою приходят те, кому он помогал по пути и возвращают утерянный предмет или находят новый;

- Герой возвращается и решает проблему.

В эту схему можно добавить еще различные варианты или убрать лишние. Важно дать детям возможность фантазировать и лишь иногда указывать им направление сюжета.

Сказка «Маленький жираф»

Жил был на свете маленький жираф. И очень он любил повторять две фразы: «Я сам!! И «Не хочу!». Жираф капризничал и дрался. Звери, которые жили рядом, старались обходить жирафа стороной. И вот однажды большая черепаха сказала жирафу:

- Зачем ты упрямишься и дерёшься? Ты хочешь, чтобы все тебя боялись?

Жираф по привычки ответил: «Не хочу!»

- Разреши мне помочь тебе? Ты злишься так сильно, что пятнышки на твоем теле становятся такими яркими, что все вокруг боятся к тебе подходить. Давай сделаем их немножко бледнее?

- Нет. Я сам!

Жираф принялся сам разводить яркие пятнышки водой и раскрашивать камешки, лежащие на дороге. Глядя на это, большая черепаха улыбнулась и сказала:

- Ты молодец! Теперь ты самостоятельно можешь следить за своими пятнышками. Как только они станут очень яркими, делай их бледнее. Ты такой молодец!

Диагностические методики для детей с ОВЗ

№ п/п

Название диагностической методики, возраст детей

Цель

Описание

1

Методика Кооса

(от 5 лет и старше)

Выявление конструктивного праксиса, способности

к пространственной ориентировке, анализу фигуры (по чертежу) и ее последующему синтезу (из кубиков)

Кубики Кооса (16 штук) имеют одинаковую раскраску: синюю, красную, желтую, белую, бело-красную и желто-синюю стороны. 18 чертежей с изображениями фигур разной (возрастающей) сложности (из 4, 9 или всех 16 кубиков).

Ребенку дают кубики и какой-либо из чертежей и просят составить из кубиков изображенную на чертеже фигуру. Целесообразно начинать с более легких чертежей. Можно проводить диагностическое "обучение" по специальной схеме, пользуясь определенными чертежами и системой дозированных подсказок к ним. Хорошим приемом служит повторное выполнение того же чертежа без образца, только по зрительному представлению.

Данная методика позволяет выявить возможности ребенка в отношении выполнения таких мыслительных операций, как анализ и синтез на материале конструктивной, внеречевой деятельности. Это особенно важно в тех случаях, когда ребенок не владеет речью, не понимает или не слышит обращенной к нему речи либо по каким-то причинам отказывается от вербального контакта со взрослым.

2

"Доски Сегена»

(от 2 лет и старше)

Исследование наглядно-действенного мышления

   Используются доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими им вкладками (имеются варианты этих досок различной сложности). Элементарная доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с двухлетнего возраста. Наиболее распространенный вариант доски Сегена (из 10 вкладок) предъявляется детям старше трех лет.

   Сложность заключается в том, что некоторые пазы могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок.

   Методика проведения опыта: экспериментатор показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вернуть их на место.

   Трудности при выполнении заданий указывают на недостатки зрительного восприятия и недостаточный уровень сформированности наглядно-действенного мышления.

3

"Почтовый ящик"

(ранний возраст)

Исследование наглядно-действенного мышления, позволяя выявить способность ребенка к осмысливанию нового способа действия.

  "Почтовый ящик" представляет собой коробку со съемной крышкой. В крышке сделаны прорези различной конфигурации. Разноцветные фигурки (каждая в двух экземплярах) своим основанием повторяют форму прорези на крышке коробки.

    Эта методика не требует речевых ответов со стороны ребенка в процессе выполнения, поэтому очень удобна в работе с безречевыми детьми.

   Инструкция в зависимости от возраста обследуемого может быть дана в нескольких вариантах: словесная ("Вот разные фигурки. Опусти все фигурки в эту коробку") или наглядная (экспериментатор на двух-трех фигурках показывает выполнение).

4

Установление последовательности событий (с 3х лет)

Выявление возможности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи по серии сюжетных картинок.

     Для проведения обследования необходимо иметь несколько серий сюжетных картинок, каждая из которых состоит из трех - пяти картинок и отражает какое-либо событие несложного сюжета. Подбираются серии разной степени трудности: от самых легких до таких, в которых имеется пропущенное звено. Желательно иметь картинки в красках, так как цветные изображения воспринимаются детьми легче, чем черно-белые, и вызывают больший эмоциональный интерес.

     Ребенку показывают пачку перемешанных, заранее пронумерованных картинок: "Вот здесь на картинках один рассказ. Найди, с чего все началось, что было потом, чем закончилось. Положи все картинки по порядку (одновременно показывают жестом). Сюда положи первую картинку, сюда - вторую ... а сюда положи последнюю картинку".

Перед ребенком выкладывают перемешанные в беспорядке картинки: "Посмотри картинки и начинай раскладывать".

     В протоколе регистрируются все действия ребенка: как он рассматривает картинки, как начинает действовать (целенаправленно или хаотично, не задумываясь над очередной картинкой), замечает ли ошибки и исправляет их или не обращает на них внимания и продолжает выкладывать дальше, просматривает ли еще раз всю раскладку после ее завершения и т.д.

     После окончания раскладки экспериментатор записывает в протоколе полученную последовательность. Если ребенок сразу выполнил задание правильно, ему предлагается другая, более сложная, серия с краткой инструкцией.

    Примерные серии последовательных картинок для младших детей: "Волки", "Лодки", "Колодец", "Собака-санитар", "Вороны", "Весна наступила", "Мальчик и собака", "Лиса и ворона", "Хитрый мышонок", "Заяц и морковка", "На льдине".

5

Исключение неподходящего предмета (четвертый лишний)

Исследование умения делать обобщения и давать логическое объяснение их правильности

      Для проведения эксперимента необходимо иметь набор карточек,градуированных по степени трудности. На каждой карточке нарисовано по четыре предмета, три из которых объединяются одним общим понятием, а четвертый предмет под это понятие не подходит.

       Например: карманные часы, настольная лампа, будильник, пятикопеечная монета; керосиновая лампа, электрическая лампочка, солнце, свечи и т.д.

Можно и самим составить наборы, но обязательно с соблюдением особенностей подбора и оформления карточек (нефиксированное положение "лишнего" предмета, включение цветных рисунков).

    Все карточки, которые будут предлагаться ребенку, заранее располагают в порядке возрастающей сложности и складывают стопкой на столе. Инструкция дается на примере самой легкой карточки: "Здесь нарисовано четыре предмета. Три предмета похожи, их можно назвать одним словом. А один предмет к ним не подходит. Найди, какой?".

     Если ребенок сразу правильно выделяет предмет, его просят объяснить: "Почему этот предмет не подходит? Как эти предметы можно назвать одним словом?". Если же ответ ребенка неверен, экспериментатор вместе с ним разбирает первую картинку, дает обозначение трем предметам и объясняет, почему надо исключить четвертый предмет.

   Следующую карточку, по трудности одинаковую с первой, предъявляют ребенку с более короткой инструкцией: "Здесь тоже один предмет не подходит к другим. Посмотри, что здесь надо убрать?". Если задание выполнено правильно, спрашивают: "Почему не подходит? Как одним словом назвать эти три предмета?".

    При неправильном исключении предмета с помощью вопроса выясняют мотивацию ребенка. Затем ему говорят, что он сделал неправильно, и повторяют на примере этой карточки подробный разбор вместе с ним.

    В протоколе отмечается номер карточки, вопросы и замечания экспериментатора, исключаемый предмет, объяснения ребенка и обобщающее слово.

Рекомендации

  1. При проведении обследования дошкольника необходимо учитывать личностные особенности данного ребенка.
  2. При выборе методик отдавать предпочтение тем, где есть вербальные и невербальные задания, т.к. дети с ОВЗ часто имеют отставания в развитии речи.
  3. Контакт взрослого и ребенка крайне важен в процессе обследования.
  4. Отсутствие контакта может стать причиной отказа ребенка от выполнения предложенных заданий.

Материалы в помощь родителям детей с недостатками эмоционально- личностных отношений и поведения (расстройства аутистического спектра)

Информационные сайты

1. https://antontut.ru/about/

Благотворительный фонд «Антон тут рядом» — фонд системной поддержки людей с аутизмом. Полезные материалы, проекты.

2. http://gmpmpk.ru/obrazovanie-detey-s-ovz/268

Сведения об образовательных учреждениях (школах) в Санкт-Петербурге, предоставляющих образовательные услуги детям-инвалидам и инвалидам, имеющим расстройства аутистического спектра.

Полезная литература

  1. Иванов Е.С. Спорные вопросы диагностики раннего детского аутизма.
  2. Каган В.Е. Основные симптомы // Преодоление: неконтактный ребенок в семье.
  3. Каган В.Е., Исаев Д.Н. Диагностика и лечение аутизма у детей.

Учреждения, оказывающие услуги детям с РАС и их родителям

  1. Обследование и уточнение диагноза:

Национальный        медицинский        исследовательский центр психиатрии        

и неврологии

им. В.М. Бехтерева. 192019, Санкт-Петербург, ул. Бехтерева, д. 3, тел. +7 (812)

670-02-20

http://nmic.bekhterev.ru/clinika/psihiatriya/deti/autizm/index.php

  1. Комплексная реабилитация при РАС:

«Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г.А. Альбрехта». Детский реабилитационно-восстановительный центр. Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский проспект, д. 11, литера «Б». тел. 8(812) 591-75-23 https://center- albreht.ru/ru/drvc/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"

Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....

Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием

Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с сохранным развитием...

Тьюторское сопровождение детей - аутистов как способ социализации детей с ОВЗ в ДОУ

Материал предназначен для специалистов, работающих в сфере образования с детьми с РАС (детский аутизм), с ОВЗ. В статье представлен материал из личного опыта работы....

Сборник статей на тему: "Психолого - педагогическое сопровождение детей: современные тенденции развития"

Статья на тему: "Фольклор в воспитании у дошкольников любви к малой Родине"....

Сборник статей на тему: "Психолого - педагогическое сопровождение детей: современные тенденции развития"

Статья на тему: "Фольклор воспитании у дошкольников любви к малой Родине"....