Ритмические игры и упражнения для работы с дошкольниками с недоразвитием речи
консультация по коррекционной педагогике

Собакина Марина Николаевна

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается  как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций детей с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом. Предлагаются некоторые приёмы логоритмики для работы с дошкольниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ритмические игры и упражнения для работы с дошкольниками с недоразвитием речи

В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается  как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций детей с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.

«Поющий мяч»

Дидактические задачи: воспитание плавного, длительного речевого выдоха с помощью заданных педагогом гласных звуков определенной высоты, развитие координации звука и голоса.

Игровой материал: мяч.

Методика проведения. Дети сидят по кругу на полу. В руках у педагога мяч.

Показывая артикуляцией губ определенную гласную, он направляет мяч к

одному из детей, сидящих в кругу. Пока мяч катится, необходимо пропевать

звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику,

озвучивая весь путь. Музыкальный руководитель дает интонационную опору

для исполнителя.

«Волшебный клубок»

Дидактические задачи: воспитание равномерного звучания с опорой на

зрительные ориентиры, обучение пению на мягкой голосовой атаке.

Игровой материал: дети держат в руках мягкие шерстяные клубки.

Методика проведения. Дети по очереди начинают пропевать определенный

звук, разматывая при этом нитку. Возможность вытянуть более длинную нитку стимулирует соответствующую протяженность звучания. Обрыв нити связан с прекращением звучания голоса. Выигрывает тот ребенок, чья ниточка окажется длиннее. Затем из полученных ниток различной длины выкладывается на фланелеграфе партитура, которую дети коллективно озвучивают. Направление мелодии определяет педагог с помощью дирижерских жестов. После того как дети поняли, что длина нити зависит от продолжительности звучания голоса, на

полу выкладываются различные узоры из ниток, дети их «озвучивают».

«Мыльные пузыри»

Дидактические задачи: развитие динамического диапазона, зрительного

внимания.

Игровой материал: мыльные пузыри.

Методика проведения. Педагог выдувает мыльные пузыри. Детям предлагается выбрать взглядом какой–нибудь пузырь и сопровождать его звуком определенной высоты. Как только пузырь исчезает, звук прекращается.

«Приветствие»

Дидактические задачи: развитие звуковысотного слуха, голосового диапазона,

координации пения и движений.

Музыкальный материал: попевка на материале имен, строится на тоническом трезвучии.

Методика проведения. Педагог: «Поздороваемся, споем: здрав-ствуй-те!».

Педагог показывает «лесенку» правой рукой или перемещает руки по схеме:

голова, плечи, туловище.

«А теперь поздороваемся ручками и ножками» (отхлопывает и протопывает

ритмическую структуру слова). Дети выполняют все действия по образцу.

Затем педагог обращается к каждому ребенку: «Ты кто?» (пропевает на двух нотах

и прохлопывает слоговую структуру слов).

Дети: «Ва-ся, Ка-тя и т. д.» (также поют и хлопают).

«Птичка»

Дидактические задачи: развитие музыкального слуха, певческого диапазона,

координации речи и движений.

Игровой материал: резиновые птички по количеству детей, глиняная

свистулька, бусинки (зернышки).

Музыкальный материал: «Птичка летает» музыка А. Аренского.

Методика проведения. Звучит пьеса «Птичка летает», музыка А. Аренского.

Педагог: «Прислушайтесь, кто это к нам прилетел?»

Дети: «Это птичка».

Педагог с детьми встают в круг и поют песенку с использованием имен всех

детей. Птичка поочередно оказывается на ладонях каждого из детей.

 «Птичка прилетела, на ладошку села, Нашему Никите песенку пропела: - Ля – ля

– ля – ля, вот и песня вся». Педагог: «Давайте ее покормим», рассыпает по полу.

Речедвигательные упражнения

Дыхательно-артикуляционный тренинг

«Говорливый ручеек»

Дидактические задачи: развитие артикуляционной моторики.

Методика проведения. Дети берутся за руки, идут друг за другом и

проговаривают песенку ручейка: «По камешкам - динь-динь-динь, по корягам - буль-буль-буль, по осоке – ш-ш-ш-ш».

«Гудок»

Дидактические задачи: развитие слухового и зрительного внимания, силы и

длительности речевого выдоха.

Игровой материал: фонограмма театрального шума «Поезда».

Методика проведения. Педагог сообщает детям: «Сегодня мы отправимся в

путешествие, на чем же мы поедем?» Звучит театральный шум «Поезда». Дети определяют, на чем они поедут, считают, сколько паровозиков их повезут и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется дирижерским жестом: «У – у!».

«Повтори-ка»

Дидактические задачи: воспитание удлиненного речевого выдоха, развитие

просодических компонентов речи.

Методика проведения. Педагог предлагает повторять за ним текст эхом.

Каждый раз количество слов во фразе увеличивается. Дети должны

произносить фразу на одном дыхании.

1. Парк... Парк, слушай...

Парк, слушай песню...

Парк, слушай песню ветра...

Парк, слушай песню ветра «у-у-у-у» (вокальное музицирование с использованием

партитуры).

2.Снег.

Снег скрипит... Снег скрипит от мороза...

Снег скрипит от мороза кгх-кгх-кгх (звуковая импровизация).

3.Дождь...

Дождь поет... Дождь поет песню...

Дождь поет песню осени (ритмическая импровизация с использованием

шумовых инструментов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...

Методическая разработка "Музыкально-ритмические игры и упражнения как средство всестороннего развития дошкольника"

Методическая разработка " Музыкально-ритмические игры и упражнения как средство всестороннего развития дошкольника"...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-дефектолога в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...