Перспективно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (старшая группа)
Успешность реализации Рабочей программы группы компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида второй категории №76 г.Шахты Ростовской области» во многом зависит от включения в систему намеченных коррекционных мероприятий родителей, а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и воспитателями: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время образовательной деятельности и по заданию логопеда. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективно-тематическое планирование
на 2022-2023 учебный год.
Успешность реализации Рабочей программы группы компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида второй категории №76 г.Шахты Ростовской области» во многом зависит от включения в систему намеченных коррекционных мероприятий родителей, а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и воспитателями: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время образовательной деятельности и по заданию логопеда. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки. Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно–речевой работы в логопедической группе принадлежит учителю-логопеду, деятельности которого присущи достаточно широкие и разнообразные функции.
Модель образовательного процесса
Формы работы | Задачи работы | Коррекционно-развивающие программы и методические пособия, дидактические материалы. |
Коррекционное логопедическое занятие. | 1 – расширение пассивного словаря, развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразования, различных типов синтаксических конструкций. 2 – Формирование предметного предикативного и адъективного словаря, экспрессивной речи. 3 – Формирование грамматических стереотипов словообразования и словоизменения в экспрессивной речи. 4 – Формирование синтаксической структуры предложения. 5 – Формирование связной речи. 6- Обучение грамоте: звукобуквенный анализ состава слова | Примерная адаптированная программы для дошкольников с ТНР под ред. Н. В. Нищевой Н.Э.Теремкова «Логопедические задания для детей 5-7 лет с ОНР»
|
Индивидуальная коррекционная работа в группе (развитие общей и мелкой моторики, координации и движений, коррекция проблем общения) | 1 – расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного и бытового опыта детей. 2-развивать фразовую речь в ходе комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, по иллюстративному материалу, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей; 3- совершенствовать планирующую функцию речи детей: намечать основные этапы предстоящего выполнения задания (Что будем делать сначала? Что потом?) | Примерная адаптированные программа для дошкольников с ТНР под ред.. - Н. В. Нищевой. Методические пособия: -Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Речевые игры -Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! -Лопатина Л.В.,Позднякова -Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников -Сергиенко Г.Н. Учимся, говорим, играем |
Коррекционная работа учителя-логопеда | 1- Коррекция нарушений фонетической стороны речи. 2- Формирование сенсорно- перцептивного уровня восприятия 3- Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры путём проведения | Примерная адаптированная программы для дошкольников с ТНР под ред. Н. В. Нищевой. Методические пособия: --Т.А.Ткаченко . Коррекция слоговой структуры слов . -Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова.-Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. -Т.А.Ткаченко Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа |
Артикуляционная гимнастика | Коррекция нарушения движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций | Примерная адаптированная программа для дошкольников с ТНР под ред. Н. В. Нищева. Методические пособия: -Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика -Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду -Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках |
Пальчиковая гимнастика | Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития ручной моторики. | адаптированная программа для дошкольников с ТНР под ред. Н. В. Нищевой. Методические пособия: -Кольцова М.М. Рузина Ребёнок учится говорить. -Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. -Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика. |
Мимическая гимнастика | Совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции. Развивать стремление передавать эмоциональные состояния. | Примерная адаптированная программа для дошкольников с ТНР под ред.. Н. В. Нищевой. Методические пособия: -Е. В. Рылеева Вместе веселее! -Ковалец И. В. Азбука эмоций. -Монакова Н. И. Путешествие с гномом. |
«Коррекционный час» - работа воспитателя по заданию учителя-логопеда. | Формирование связной речи. Формирование синтаксической структуры предложения. расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного и бытового опыта детей. | Примерная адаптированная программа для дошкольников с ТНР под ред Н. В. Нищевой. Методические пособия: -Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. -Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет». «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет». -Н. В. Нищева Задания по грамматике для детей с ОНР .-Н.Э.Теремкова «Логопедические задания для детей 5-7 лет с ОНР» |
Организованная образовательная деятельность организуется, как партнерская форма организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей), которая включает различные виды детской деятельности. При планировании работы учитывается принцип интеграции образовательных областей: формы работы, органичные для организации какого-либо вида детской деятельности, могут быть использованы и для организации других видов детской деятельности
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Продолжительность индивидуального занятия составляет 15 минут. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.
Микрогрупповые занятия для 3-4 детей организуются на этапе автоматизации звука в текстах, а также для подгрупп, состоящих из двух детей, на этапе автоматизации звука в словах, фразах.
Тематический подход в планировании ОД позволяет оптимально организовать его для детей с особыми способностями и потребностями.. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов предполагает развитие детей по всем направлениям и областям познавательного, развивающего и обучающего характера в течение дня.
Самостоятельная образовательная деятельность определяет развитие детей по физической, социально-коммуникативной, познавательной, речевой и художественно-эстетической областям развития, предполагающая общение со сверстниками в уголках книги, в различных играх, экспериментах, конструировании, творческих проявлениях и увлечениях
Организуя совместную деятельность, педагоги создают дополнительную мотивацию при организации детских видов деятельности для решения образовательных задач, а также поддерживают познавательную активность детей через создание целой системы интересов, значимых для ребенка, а не через формальный авторитет взрослого человека.
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуется в различных видах деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, самообслуживание и бытовой труд, изобретательная и конструктивно-модельная, музыкальная, двигательная).
Характеристика видов детской деятельности
Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей. В группах компенсирующей направленности игра является подлинным средством творческой самореализации детей и в полной мере выполняет свои коррекционные и развивающие функции. Она организовывается, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и одновременно, как носитель коррекционного «языка» игры. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра сохраняется как свободная самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается независимый от взрослых мир детства. Основными принципами организации игровой деятельности являются:
∙ для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть с ними,
∙ на каждом возрастном этапе детям должен открываться новый более сложный способ игры,
∙ при формировании игровых умений ориентировать детей не только на проигрывание действия, но и на пояснение его смысла партнёрам.
Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду, способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.
Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
. Восприятие художественной литературы направлено на формирование у них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами
Самообслуживание и бытовой труд организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие направления работы с детьми как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Типы организации труда детей:
Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность направлена на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.
Музыкальная деятельность
организуется с детьми ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество, игра на музыкальных инструментах.
Двигательная деятельность проектируется с учётом психофизиологических особенностей и возможностей детей, требований реализуемой в ДОУ образовательной программы, условий местности, в которой находится ДОУ.
Проектная деятельность .
Этапы в развитии проектной деятельности:
∙ Общеразвивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как свои поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.
- Творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее последовательность.
Исследовательская деятельность
Этапы становления исследовательской деятельности:
- Ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования)
- Проблематизация (определение способов и средств проведения исследования)
- Планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска)
- Эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведения исследования, первичная систематизация полученных данных)
- Анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных)
К способам реализации Программы для детей с нарушениями речи относятся:
- Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
формирование доброжелательных, внимательных отношений;
-развитие самостоятельности; создание условий для развития свободной игровой, познавательной, проектной деятельности; создание условий для развития проектной деятельности, для самовыражения средствами искусства, для физического развития.
С учётом особенностей социализации дошкольников и механизмов освоения социокультурного опыта, можно выделить следующие группы методов реализации АООП ДО:
проектный метод; метод создания проблемных, поисковых, эвристический ситуаций;
игровые обучающие ситуации;
совместное со взрослым и самостоятельное детское экспериментирование;
выполнение детьми индивидуально-творческих занимательных заданий на игровом материале;
постановка вопросов причинно-следственного характера и вопросов, предполагающих рассуждение; решение изобретательских задач;
здоровьесберегающие технологии; нетрадиционные техники рисования; метод мнемотехники; информационно- коммуникативные технологии; технологии личностно-ориентированного обучения; игровые технологии.
Средства реализации Программы — совокупность материальных и идеальных объектов: демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми)визуальные (для зрительного восприятия); аудийные (для слухового восприятия), аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком); реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные);
С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности детей: двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.); игровой (игры, игрушки); коммуникативной (дидактический материал); чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал); познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.); трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда); продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный мате риал, конструкторы, природный и бросовый материал); музыкально- художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
Для реализации программы применяются не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.), но и современные, а также перспективные дидактические средства, основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные образовательные ресурсы). Также следует отметить, что они должны носить не рецептивный (простая передача информации с помощью ТСО), а интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи повышает эффективность реализации АООП ДО для детей с нарушениями речи.
Деятельность детей | Формы образовательной деятельности | |||||
Организационная | Самостоятельная 4образовательная деятельность в ходе режимных моментах | Образовательная деятельность детей в центрах активности: | ||||
Игровая | Виды игр: 1.Экспериментальные игры 2.Игры - забавы 3.Игры с правилами а) дидактические: настольно-печатные, игры с предметами, словесные (по развитию речи, по РМП, по развитию эмоциональной, личностной, познавательной сферы, по формированию целостной картины мира, по ОБЖ); б) подвижные: с элементами спортивных игр: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, бадминтон ; в) с основными движениями: с бегом, ловлей, с прыжками, с метанием, с лазанием, на ориентировку в пространстве, на равновесие. 4.Творческие игры а) сюжетно-ролевые: ознакомительная, отобразительная, сюжетно-ролевая режиссерская ; б) строительно - конструктивные: конструирование и обыгрывание вместе с воспитателем, по готовому образцу воспитателя, по чертежу, по схеме, по иллюстрации, рисунку, по замыслу (в соответствии с замыслом сюжетно-ролевой игры); в) театрализованные: – ряженья, игры – драматизации, режиссерские. | |||||
Коммуникативная | Наблюдение . Чтение. Игра. Игровое упражнение. Проблемная ситуация. Беседа. Совместная с воспитателем игра. Совместная со сверстниками игра. Индивидуальная игра. Праздник. Экскурсия. Ситуация морального выбора. Детское проектирование. Коллективное обобщающее занятие. | Игровое упражнение. Совместная с воспитателем игра. Совместная со сверстниками игра. Индивидуальная игра. Ситуативный разговор с детьми. Педагогическая ситуация . Беседа. Ситуация морального выбора . Проектная деятельность. | Разнообразные виды деятельности во всех центрах активности группы. | |||
Познавательно- исследовательская | Сюжетно-ролевая игра. Рассматривание. Наблюдение. Чтение. Игра- экспериментирование. Развивающая игра. Экскурсия .Конструирование. Исследовательская деятельность. Рассказ. Беседа. Коллекционирование. Детское проектирование. | Сюжетно-ролевая игра. Рассматривание. Наблюдение. Игра-экспериментирование. Развивающая игра. Ситуативный разговор с детьми. Экскурсия. Конструирование. Исследовательская деятельность. Рассказ. Беседа . Проектная деятельность. Экспериментирование. | Разнообразные виды деятельности во всех центрах активности группы. | |||
Восприятие художественной литературы | Чтение. Обсуждение. Рассказ. Беседа. Игра. Инсценирование. Викторина. Игра. Продуктивная деятельность. Самостоятельная деятельность в центрах активности «Наша библиотека» и «Играем в театр» (рассматривание, инсценировка и т.п.) (рассматривание, инсценировка и т.п.). | Ситуативный разговор с детьми. Игра (сюжетно-ролевая, театрализованная).Продуктивная деятельность. Сочинение загадок. Проблемная ситуация. Использование различных видов театров. | Игра. Продуктивная деятельность. Самостоятельная деятельность в центрах активности «Наша библиотека» и «Играем в театр». | |||
Самообслуживание и бытовой труд | Совместные действия. Наблюдения. Поручения. Беседа. Чтение. Совместная деятельность взрослого и детей. Рассматривание. Дежурство. Игра . Экскурсия. Проектная деятельность. | Разнообразные виды деятельности во всех центрах активности группы. | ||||
Изобразительная и конструктивно- модельная деятельность | Занятия (рисование, аппликация, художественное конструирование, лепка). Изготовление украшений, декораций, подарков, предметов для игр. Экспериментирование. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства . Игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые). Тематические досуги. Выставки работ декоративно- прикладного искусства, репродукций произведений живописи. Проектная деятельность . | Наблюдение. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы. Игра. Игровое упражнение .Проблемная ситуация .Конструирование из песка и другого природного материала, из конструкторов, кубиков, пазлов, неоформленного материала. Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.). Создание коллекций. | Украшение личных предметов. Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые). Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Самостоятельная деятельность в центрах «Учимся конструировать», «Учимся строить», «Художественного творчества». | |||
Музыкальная деятельность | Слушание музыки. Экспериментирование со звуками. Музыкально- дидактическая игра. Шумовой оркестр. Разучивание музыкальных игр и танцев. Совместное пение. Импровизация. Беседа интегративного характера. Интегративная деятельность. Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение. Музыкальное упражнение. Попевка. Распевка . Творческое задание. Концерт-импровизация .Танец. музыкальная сюжетная игра. | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов. Музыкальная подвижная игра. Интегративная деятельность. Концерт-импровизация. Музыкально-дидактическая игра. | Разнообразные виды музыкальной деятельности во всех центрах активности группы. | |||
Двигательная деятельность | Физминутка в процессе занятий проводится с целью предупреждения проявления утомления у детей. Упражнения для разгрузки определенных органов. Коррегирующие упражнения для профилактики состояния систем организма .Динамическая пауза между занятиями проводится ежедневно между занятиями с преобладанием статистических поз – 7- 10мин. Подвижные игры (средней и малой подвижности), хороводные игры, игровые упражнения. Упражнения для профилактики состояния нервной системы организма (психогимнастика) Физкультурные занятия с дифференциацией двигательных заданий с учётом состояния здоровья, уровня физической подготовленности, пола детей. Дни здоровья. Игры-соревнования между возрастными группами и сверстниками. Совместные физические развлечения и досуги родителей и детей. Физкультурный досуг, праздник. | Утренняя гимнастика содержание зависит от индивидуальных особенностей детей, их интересов, двигательных потребностей –длительность 8- 10 мин. (традиционная, на основе подвижных игр (народных), с использованием полосы препятствий, с элементами ритмики) Гимнастика после сна проводится с целью оздоровления организма ребёнка, формирования мотивации у детей в сохранении своего здоровья – длительность 5-10 мин. Физические упражнения и подвижные игры на прогулке подбираются с учётом интересов детей, их двигательной способности и этнокультурной составляющей содержания образования. Народные подвижные игры. Упражнения и игры на развитие двигательных способностей детей. | Активный отдых детей Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется ежедневно в центре активности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Комплексно – тематическое планирование на 2022 – 2023 учебный годМБДОУ «Красномаяковский детский сад»...
Календарно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год в 1 младшей группе "Пчёлки"
Календарно-тематическое планирование....
Перспективное тематическое планирование на 2022-2023 учебный год в старшей коррекционно-развивающей группе
Перспективно тематическое планирование образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности 5-6 лет...
Перспективно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа воспитателя для детей среднего дошкольного возраста разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образ...
Перспективно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год (вторая группа раннего возраста)
Перспективно-тематическое планирование на 2022-2023 учебный год (вторая группа раннего возраста)...
Перспективно- тематическое планирование на 2022-2023 учебный год. Средняя группа
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми среднего возраста по инновационной программе «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. ...
Перспективно-тематический план работы на 2022-2023 г. по программе «Детство», подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Перспективно-тематический план работы на 2022-2023 г. по программе «Детство»Подготовительная к школе группа (6-7 лет)...