Музыкально-ритмические игры в детском саду И
методическая разработка по коррекционной педагогике

В данной публикации рассматриваются различные варианты ритмических игр на музыкальных занятиях в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-ritmicheskie_igry_v_dou.docx21.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-ритмические игры в детском саду

И.К. Сухарева

Музыкальный руководитель ГБОУ №69

«…не забывайте никогда, что Библия музыканта начинается словами: «В начале был ритм» Г. Нейгауз

Введение:  

Удивителен и многообразен мир музыки. Это - народная песня, классическая и эстрадная музыка, государственные гимны и незатейливая детская песенка. Но есть нечто общее, объединяющее это многообразие – способность располагаться во времени. Подобно художнику, изображающему свою идею на холсте, музыкальный художник рассказывает нам о чём-либо, располагая свои замыслы на невидимом, беспрерывно движущемся полотне. Музыка – искусство, разворачивающееся во времени. Воспитанию чувства времени, а также воспитанию чувства ритма предназначен данный материал для работы с детьми дошкольного возраста. Музыкальный ритм - это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм - яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения. Очень большую роль ритм играет в джазовой музыке. Энергия движения вперёд через слабые доли к сильным является важнейшим условием для создания целостной, «упругой», «живой» формы произведения (в данном случае стихотворения или песни). Чувствование времени, владение ритмом является необходимым условием полноценного музыкального воспитания. Определяющим моментом является работа под равномерную движущуюся пульсацию, которая является основой основ всей ритмической работы. У детей необходимо изначально воспитывать умение слышать эту пульсацию, подчиняя ей исполнение словесного текста, ритмических последовательностей, а в целом - музыкального произведения (песня, музыкальная игра). Содержание музыки (темп, ритм, высотное восприятие) помогает упорядочению характера и темпа движения ребёнка. Это очень важно для детей, имеющих проблемы речевого развития. Ребёнок выбирает нужное движение, характерное для предлагаемого ему музыкального произведения. 4 Музыкально-двигательные игры помогают детям корригировать общую моторику. Это благотворно влияет на развитие речи. Ритм - основа музыкального произведения, так же, как темп и лад, создающая гармонию чувств и переживаний малышей. Важным условием при освоении ритмов является безостановочное исполнение стихотворений, а в дальнейшем – ритмических последовательностей. Благодаря этому во времени выстраивается определённая форма, адекватная временной форме исполняемого произведения. Необходимо изначально добиваться у детей безостановочного исполнения. Такой принцип в работе над ритмами воспитывает чувство формы. Работу по развитию чувства ритма, используя данный материал, можно проводить как на индивидуальных, так и на групповых музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста.

Игры, направленные на развитие чувства ритма.

Возраст 3-4 года «МАШИНЫ» Музыкальная игра, автор Назарова Л.М. Цель игры: научить детей слушать музыку, чётко исполнять простейший ритмический рисунок. Ход игры. Звучит песня «Машины», слова Л. Мироновой, музыка Л. М. Назаровой. Дети поют и свободно двигаются по залу, имитируя движение машин. На слова «Би-би-би» - хлопают в ладоши. ИГРЫ С ИГРУШКАМИ ИЛИ КАРТИНКАМИ Педагог приносит на занятие любую игрушку (картинку), вместе с детьми здоровается с ней и чётко произносит её название, затем ещё раз, одновременно хлопая в ладоши. Название персонажа прохлопываем только четвертными длительностями. Игрушке даётся имя. КОШ-КА – ТА-ТА МИШ-КА – ТА-ТА ЗАЙ-ЧИК СТЁПА – ТА-ТА ТА-ТА

В работе с детьми 5 года жизни ритм усложняется: ЗАЙ-ЧИК СТЁ-ПА – ти-ти ТА-ТА КУК-ЛА КА-ТЯ – ти-ти ТАТАОтхлопывать ритм можно по коленям, по животику, по щёчкам, по полу (ногами). БАРАБАН Цель игры: закреплять умения исполнять простейший ритмический рисунок. Ход игры. Педагог предлагает детям послушать, как разговаривает барабан. 6 Вместе повторить его песенку: «БАМ! БАМ! БАМ!». Далее вместе со стихотворением проговорить, пропеть слова, выполняя ритмические движения. Мне купили барабан – БАМ, БАМ, БАМ! Я на нём играю сам – БАМ. БАМ. БАМ! Варианты исполнения: • Проговаривая текст, ритмично хлопать в ладоши или по коленям. • Хлопать ладошками по полу. • Хлопать одной рукой по коленям одну фразу, другой рукой вторую фразу. • Стучать палочками по полу, палочкой о палочку, менять руки с палочками на каждую фразу. • Ритмично ударять кулачком о кулачок. • Ударять пальчиком о пальчик. • Дети ритмично маршируют по залу: на слова «БАМ, БАМ, БАМ!» шлёпают руками по коленям или хлопают в ладоши.

Возраст: 4-5 лет. УГАДАЙ, КТО ИДЁТ Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки, её темпом и ритмом. Оборудование: музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги».

Ход игры.

 Сейчас прозвучит музыкальная пьеса. Послушайте её, ребята и постарайтесь определить, о чём она рассказывает. Звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». Дети слушают музыку, затем рассказывают, что они представили себе. Эта пьеса называется «Шаги». Как вы думаете, ребята, музыкальные фразы шаги отличаются одна от другой? По размеренной, и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями передать происходящие в ней изменения.  

ИГРА С ЗАЙКОЙ Цель игры: развить сложные умения музыкального характера (узнавать сильные доли такта, воспроизводить их при помощи музыкального инструмента). Оборудование: бубны (по количеству игроков) и мягкая игрушка — заяц. Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с целой группой Ход игры. Педагог предлагает прослушать музыкальные произведения и сыграть на бубне сильную долю. Зайка-зайчик, Серенький кафтанчик. Розовенький носик. Коротенький хвостик. Любит заинька плясать, Мы же любим поиграть... Ну-ка, зайка, попляши, попляши, Свою удаль покажи, покажи. Лапками прыг прыг, Ушками дрыг-дрыг. В бубны весело мы бьем, Зайке песенку поем... Вот и пляске конец. Ай да зайка! Молодец! ЭХО Цель игры: развить музыкальный слух и чувство ритма у детей. Ход игры. Педагог спрашивает у ребят, знают ли они, что такое эхо и где оно может быть. В доступной форме объясняет природу возникновения этого природного явления, после чего знакомит детей с условием игры: необходимо с наибольшей точностью повторить (прохлопать) прослушанный ритмический рисунок. Примечание. При повторении игры задание может быть несколько изменено: вместо педагога ритм задаёт ребенок, а детям нужно его точно повторить. Ребёнка, задающего ритм можно выбрать по считалочке (автор Л. М. Назарова): Раз, два, три, четыре, пять Будем ритм мы повторять! Простучим, прохлопаем, Ножками протопаем. Раз, два, три, раз, два, три, Ты слова не говори, Раз, два, три, раз, два, три, Кто попался – выходи! Бум, бум, та-ра-ра – Начинается игра!

ИГРА С МЯЧОМ

 Цель игры: развитие чувство ритма, внимания, координацию движений, коммуникативные качества у детей.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В руках у одного из них мяч. Нужно передавать мяч по кругу точно на сильную долю, говоря при этом слова: Ты лети весёлый мячик Быстро, быстро по рукам. У кого весёлый мячик, Тот сейчас станцует нам. Ребёнок, у которого на слово «нам» остался в руках мячик, выходит в круг и танцует. Остальные дети аплодируют ему в такт музыки.

Игра «БУМКА»

Цель игры: воспитывать музыкальное внимание, ритмическую и музыкальную память, коммуникативные качества.

Ход игры.

Дети становятся в круг, в центре которого ребёнок с мячом, исполняющий роль медвежонка Бумки. Звучит «Песня о медвежонке», слова Вернер-Бёнке, музыка Ханса Наумильката Во время проигрыша ребёнок, исполняющий роль медвежонка Бумки, бросает мяч, на сильную долю, поочерёдно каждому игроку, стоящему в кругу. Ребёнок, которому Бумка бросил мяч, бросает его, на сильную долю, обратно игроку, исполняющему роль Бумки. Тот ребёнок, у которого мяч остался в финале проигрыша становится в круг, теперь он исполняет роль медвежонка Бумки. Исполняется следующий куплет.

ПЕСНЯ О МЕДВЕЖОНКЕ Слова Вернер-Бёнке, музыка Ханса Наумильката

1. Толстый медвежонок мой – Он всегда такой смешной! Всем ребятам он знаком – Бумкой мы его зовём! Припев: Ну-ка, Бумка, Ну-ка, Бумка, Не зевай! Ну-ка, Бумка, Ну-ка, мяч поймай!

2. Добрый медвежонок мой Машет лапой, как рукой Всех друзей зовет он в дом – Бумкой мы его зовём!

3. Любит медвежонок мой Целый день играть со мной! Хочет стать он вратарём! Бумкой мы его зовём!

Возраст 6 лет.

ИГРА-СКАЗКА «ТЕРЕМОК» (по мотивам одноимённой русской сказки) Цель игры: научить детей освоить пространство, развивать коммуникативные качества, чувство ритма, умение слушать, воспринимать и воспроизводить музыку. Оборудование. Фортепиано, ксилофон, детский столик, декорация теремок. Ход игры. До начала сказки каждому ребёнку определяют роль лесного жителя: Мышка, Лягушка, Зайка-побегайка, Петя-петушок, Ёжик – ни головы, ни ножек и другие. Во время игры дети изображают животных.

Дети поют русскую народную песню «Теремок» Стоит в поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

А по полю - полю мышка бежит

У дверей остановилась и стучит (Ребёнок произносит текст и играет на ксилофоне, имитируя стук в дверь, точно повторяя ритм стихов).

Ребёнок: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт?

Педагог: Ой, какая тишина, В теремочке я одна. Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок.

А по полю лягушка бежит У дверей остановилась и стучит. (Ребёнок поет и играет на ксилофоне, имитируя стук в дверь, точно повторяя ритм стихов).

Ребёнок: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт? Дети произносят текст ролям: Я, мышка – норушка. А ты кто? Я, лягушка-квакушка, Пустите меня жить? Буду вкусно вас кормить. Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. А по полю - полю зайка бежит У дверей остановился и стучит. (Ребёнок поет и играет на ксилофоне, имитируя стук в дверь, точно повторяя ритм стихов). Ребёнок: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт? Дети произносят текст ролям: Я, мышка – норушка. Я, лягушка-квакушка. А ты кто? А я, зайка – попрыгайка. Пустите меня жить? 11 Огород буду садить. Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. А по полю ёжик бежит У дверей остановился и стучит. (Ребёнок поет и играет на ксилофоне, имитируя стук в дверь, точно повторяя ритм стихов). Дети произносят текст ролям: Ребёнок: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт? Я, мышка – норушка. Я, лягушка-квакушка, Я, зайка – попрыгайка. А ты кто? А я ёжик – ни головы, ни ножек. Пустите меня жить? Буду терем сторожить. Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. А по полю петушок бежит У дверей остановился и стучит. (Ребёнок поет и играет на ксилофоне, имитируя стук в дверь, точно повторяя ритм стихов). Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в не высоком живёт? Я, мышка – норушка. Я, лягушка-квакушка, Я, зайка – попрыгайка. А я ёжик – ни головы, ни ножек. А ты кто? А я Петя, петушок, золотистый гребешок. Пустите меня жить? Буду рано вас будить. Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. В теремочке друзья живут, Они трудятся и песенки поют. Закончить сказку можно весёлым танцем.

 ИГРА С ДОЖДЁМ (автор игры Назарова Л. М.)

Цель игры: развивать у детей чувство ритма, импровизационные навыки, наблюдательность и воображение. Оборудование: музыкальное произведение «Дождик», слова Нины Пикулевой, музыка Елены Попляновой, фортепиано. Ход игры. Дети поют песню «Дождик», слова Нины Пикулевой, музыка Елены Попляновой, хлопают в ладоши на слова «Бом-бом-бом!» Затем звучит мажорный аккорд и марш, дети свободно двигаются по залу. Как только прозвучали лёгкие отрывистые ноты, имитирующие капли дождя, дети «прячутся в свои домики», т.е. садятся на стульчики. Дождик бегает по крыше, Бом-бом-бом! По весёлой, звонкой крыше, Бом-бом-бом! Дома, дома посидите, Бом-бом-бом! Никуда не выходите Бом-бом-бом! Почитайте, поиграйте В дом, в дом, в дом! Я уйду – тогда гуляйте, Бом…бом…бом… Дети поют песенку, хлопают в ладоши на слова «Бом-бом-бом!»

Затем звучит мажорный аккорд и марш, дети свободно двигаются по залу. Как только прозвучали лёгкие отрывистые ноты, имитирующие капли дождя, дети «прячутся в свои домики», т.е. садятся на стульчики.

ИГРА С БУБНОМ

 Цель игры: развивать чувство ритма у детей; познакомить с приемами игры на бубне. Прослушать ритмические способности каждого ребёнка. Оборудование: бубен, фортепиано.

Ход игры. У одного из играющих бубен. Звучит русская народная мелодия. Дети поют: «Ай - да, Ваня, как играет, Как ладошкой отбивает» 13 Ваня играет на бубне. Дети поют: «Поиграл, вот и всё, Бубен другу отнесём». Ваня передаёт свой бубен следующему игроку, игра начинается сначала.

РЕЧЕВОЙ ХОР.

 Цель: научить детей исполнять песни и стихи в ансамбле, ритмически точно произносить текст, начинать и заканчивать игру на бубнах одновременно, не торопясь и не отставая.

Ход игры. Дети хором чётко проговаривают текст, один из игроков аккомпанирует на бубне, стараясь повторить ритм стихотворения. Данные стихи можно читать с музыкальным аккомпанементом (русская народная мелодия «Барыня») Как у наших, у ворот Удивляется народ: Комар в бубен бьет, С комариком поет. Тут такие чудеса - С решетом пришла лиса. Стала воду носить, Хвостом тесто месить. А за нею — серый волк, В пирогах он знает толк. Волк лисичке помогает, Тесто в решете мешает. Из лесу медведь ревет, Кадку меда он несет: «Заходи, народ честной, Будет пир у нас горой!» Я на том пиру была, Мед из кадки пила. Песни пела, Пироги ела. До ночи плясала, Пока не устала. Как луна взошла, Я домой пошла. 14 Примечание. В процессе игры ребята узнают историю происхождения бубна, учатся приемам владения этим ударным инструментом: Полученные знания дети тут же закрепляют, озвучивая при помощи бубна стихи.

 «ВЕСТНИК ВЕСНЫ»

Цель: развивать у детей чувство ритма, координацию движений, зрительную, музыкальную, ритмическую память, умение исполнять мелодию и ритм на детском музыкальном инструменте «Колокольчики».

Оборудование: Фортепиано, детский столик, колокольчики. Во время звучания песни «Вестник весны», слова неизвестного автора, музыка Л. М. Назаровой, исполнитель играет на колокольчиках, настроенных на мажорный лад. Ему необходимо в припеве песни сыграть не только заданный ритм, но и мелодию. Это не так-то просто, но очень интересно. Дети с удовольствием играют на колокольчиках. А если дома под рукой нет таковых, можно использовать обычные стаканы, перевернув их вверх донышком и прикрепить к ним цветные кружочки, согласно цветовой гамме колокольчиков. Безусловно, звучание будет другим, но отрабатывать координацию движений и ритм можно.

ФРАНЦУЗСКИЙ ВАЛЬС

 Цель: научить детей танцевать в парах, слушать музыку, точно двигаться, сохраняя темп и ритм музыки.

Оборудование: запись народной французской песни «Парижские мосты».

Ход игры. Дети стоят парами по кругу. Мальчики стоят спиной в центр круга. Звучит народная французская песня «Парижские мосты», обработка Жан Луис Ноттон. 1-4 такты – три шага в центр круга, два хлопка; 4-8 такты - три шага из центра круга, два хлопка; 9-12 такты - три шага в центр круга, два хлопка; 13-16 такты - три шага из центра круга, два хлопка; 17-20 такты – партнёры меняются местами, два хлопка; 15 21-24 такты – партнёры меняются местами, два хлопка; 25-26 такты – руки в третьей позиции, лёгкие махи вправо и влево, 27-28 такты - каждый партнёр делает шаг вправо, происходит смена партнёров. Танец начинается сначала.

Танец «ХЛОП-ХЛОП»

Цель: научить детей танцевать в парах, слушать музыку, точно двигаться, сохраняя темп и ритм музыки, свободно ориентироваться в пространстве. Оборудование: запись с произведением «Хлоп-хлоп» Дети стоят парами по кругу. Мальчики стоят спиной в центр круга. 1-4 такты – 4 хлопка 5-8 такты - дети кружатся в парах, руки держат «лодочкой». 9-12 такты – 4 хлопка 13-16 такты - дети кружатся в парах, руки держат «лодочкой». 17-20 такты – имитируют игру на дудочке 21-24 такты - исполняют движение «Пружинка» 25 – 32 такты - имитируют игру на дудочке 33-36 такты - исполняют движение «Пружинка» 37-40 такты – выставляют поочерёдно правую и левую ножку на пятку 41-44 такты – каждый партнер исполняет поворот во круг своей оси. 45-48 такты - выставляют поочерёдно правую и левую ножку на пятку 49-52 такты - каждый партнёр делает шаг вправо. Происходит смена партнеров. Танец начинается сначала.

ДОБРЫЙ МАСТЕР (песня-игра, автор - Ирина Евгеньевна Костина)

Цель игры: развивать у детей внимание и выдержку, ритмическую память и умение играть в ансамбле.

Ход игры. Детям раздаются бубны, деревянные ложки, колокольчики. Звучит песня, в припеве которой, дети играют на предложенных детских музыкальных инструментах, но согласно тексту песни и его ритму.

16 1. Добрый мастер в сказке славной Инструменты мастерил. Ложки, дудки, погремушки Детям с радостью дарил. Припев: Тук -тук, ложки в руки, Тук -тук, туки -туки, Тук -тук, поиграйте, От меня не отставайте. Тук -тук, ну -ка вместе. Тук -тук, эту песню Тук -тук, посмелее, Тук -тук, веселее, 2. Добрый мастер в сказке славной Даже бубны вырезал. Песенки припев забавный Он всё время повторял Шлёп, шлёп, бубен в руки, Шлёп, шлёп, туки -туки, Шлёп, шлёп, поиграйте, От меня не отставайте. Шлёп -шлёп, ну -ка вместе. Шлёп -шлёп, эту песню Шлёп -шлёп, посмелее, Шлёп -шлёп, веселее, 3. Добрый мастер в сказке славной Инструменты мастерил. Колокольчики -звоночки Детям с радостью дарил. Дзынь - дзынь, пошумите, Дзынь – дзынь, позвените, Дзынь – дзынь, поиграйте, От меня не отставайте. Дзынь – дзынь, ну -ка вместе. Дзынь – дзынь, эту песню Дзынь – дзынь, посмелее, Дзынь – дзынь, веселее! 4. Добрый мастер в сказке славной 17 Очень музыку любил Музыкальных инструментов Много детям подарил. Тук-тук, ложки в руки, Тук-тук, туки-туки, Динь-динь, погремушка, Динь-динь возле ушка. Шлёп-шлёп, ну-ка вместе. Шлёп-шлёп, эту песню Дзынь – дзынь, посмелее, Дзынь – дзынь, веселее! Во время проигрыша ритм может быть изменён. Звучат ритмические импровизации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду. Малые Олимпийские игры в детском саду.

Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культурыКонспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду.Малые Олимпийские и...

Хороводные игры в детском саду.Практический материал для всех возрастов детского сада (средний, старший, подготовительный)

Хороводные игры для развития коммуникативных навыков, певчевских и танцевальных....

Конспект открытого занятия музыкально-ритмического кружка «Ритмика в детском саду»

Это конспект открытого занятия музыкально-ритмического кружка.Дети с удовольствием посещают этот кружок. Родители тоже довольны....

Музыкально - ритмические игры в детском саду. Сказки - шумелки.

Автором представлена консультация для педагогов и родителей....

18.05-22.05 младшая группа Музыкально-ритмический танец -игра "Побежали ножки"

Учимся слушать музыку и слова песни, действовать соответственно тексту. Совершенствуем основные движения. Смотреть видеоматериал ....