Статья на тему: "Система проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми разного уровня развития"
статья по коррекционной педагогике
В Центрах содействия семейному воспитанию находятся дети с разным уровнем развития. Есть дети, которые не понимают обращенную речь и ситуативно только могут реагировать на голос, жест педагога. Но также есть дети, которым доступно выполнение развивающих заданий, они способны запомнить информацию и даже применять полученный знания в своей деятельности. Поэтому и дефектолог, и воспитатель должны учитывать такой диапазон уровней развития детей и в соответствии с этим строить свои занятия, подбирать задания, игровой материал. В нашем Центре учителя-дефектологи и воспитатели организовали свою работу в соответствии с 4-мя уровнями развития детей. В этой статье мы хотим на примере характеристики собственной деятельности детей и подборки заданий, упражнений, игр по лексической теме «Осень» показать систему проведения коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога и занятий воспитателя с детьми разного уровня развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Система проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми разного уровня развития
В Центрах содействия семейному воспитанию находятся дети с разным уровнем развития. Есть дети, которые не понимают обращенную речь и ситуативно только могут реагировать на голос, жест педагога. Но также есть дети, которым доступно выполнение развивающих заданий, они способны запомнить информацию и даже применять полученный знания в своей деятельности. Поэтому и дефектолог, и воспитатель должны учитывать такой диапазон уровней развития детей и в соответствии с этим строить свои занятия, подбирать задания, игровой материал. В нашем Центре учителя-дефектологи и воспитатели организовали свою работу в соответствии с 4-мя уровнями развития детей. В этой статье мы хотим на примере характеристики собственной деятельности детей и подборки заданий, упражнений, игр по лексической теме «Осень» показать систему проведения коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога и занятий воспитателя с детьми разного уровня развития.
Характеристика деятельности детей 1-го уровня развития
Присутствуют биологические потребности; возможны социальные - потребность в общении. Может реагировать, воспринимать элементарные бытовые просьбы. Целенаправленность условна, необходима постоянная стимуляция педагога, но возможно стремление удовлетворить повседневные бытовые потребности. При активной помощи педагога возможно выполнение элементарного задания-действия. Способ выполнения заданий: пассивный отраженно-сопряженный и сопряженный.
Примеры заданий для детей 1-го уровня развития по лексической теме «Осень»
Развитие психических процессов:
демонстрация картины/ролика «Осень»;
прослушивание звуков осени (шум дождя, ветра);
соотнесение звуков природного явления и тактильных ощущений (вода из душа, воздушный поток из фена);
зрительно-тактильное изучение листьев деревьев, желудей, шишек;
определение на ощупь мокрых и сухих предметов одежды.
Развитие речи:
прослушивание потешек «Осень», «Дождик»;
фиксирование взгляда на называемом предмете, картинке;
доступное участие в обыгрывании текста потешки;
Развитие мелкой моторики рук:
отработка ладонного захвата листьев, природного материала;
удерживание в руках зонта;
формирование захвата карандаша; раскрашивание листочка;
расположение на листе бумаги листьев;
раскрашивание одежды и обуви (шапка, сапожки);
сортировка природного материала;
отжимание мокрых элементов одежды.
Формирование игровой деятельности:
игры-потешки;
игра «Дай ёжику листик» (выбрать из природного материала только листья и отдать игрушечному ёжику); игру можно продолжить с другим природным материалом;
игра «Дождик» (услышав шум дождя нужно спрятаться под зонт).
Социальное развитие:
выполнение заданий: «Дай (покажи, положи на место), сапоги (куртку, шапку, зонт)»
игра «Сложу и уберу» (сложить кофту, повесить куртку, правильно поставить обувь)
надевание предметов одежды.
Характеристика деятельности детей 2-го уровня развития
Сформированы основные социальные потребности - общение, привязанность; доступна кратковременная мотивация игровой деятельности. Понимает привычную односложную инструкцию, подкрепленную наглядностью и невербальными средствами. При заинтересованности возможно кратковременное целенаправленное выполнение заданий. При помощи педагога ориентируется в очень простом задании, при объяснении обязательно использование демонстрации действий и наглядности. Доступно самостоятельное выполнение хорошо знакомых элементарных бытовых и игровых действий, но часто отвлекается; при выполнении новых или более сложных заданий необходим постоянный контроль и организующая помощь взрослого. Способ выполнения заданий: поэтапное отраженное выполнение действий с использованием помощи. Помощь использует избирательно, очень ограниченно.
Примеры заданий для детей 2-го уровня развития по лексической теме «Осень».
Развитие психических процессов:
игра «Путешествие листочка» (проведение пальцем по пунктирной линии, идущей от нарисованного листа);
игра «Найди такой же лист»;
упражнение «Разрезные картинки» (2 части);
игра «Найди пару» (подобрать по цвету предметы одежды и обуви).
Развитие речи:
упражнение «Что это?» (соотнесение предмета с его изображением, проговаривая название);
упражнение «Подбери нужную одежду, обувь» (показать и назвать, что надеваем на голову, руки, ноги).
Развитие мелкой моторики рук:
игра «Нарви ягоды рябины»;
игра «Разложи шишки сосны и ели»;
игра «Найди грибы» (достать игрушечные грибы из контейнера с крупой);
аппликация из засушенных листьев;
раскрашивание одежды и обуви (шапка, сапожки);
выкладывание из счетных палочек картинки «Дождь».
Формирование игровой деятельности:
игра «Одень куклу Машу на прогулку»;
игра «Прогулка!» (педагог говорит слово «прогулка», ребенок под сопровождение музыки надевает шапку).
Социальное развитие:
разбросать листья на полу и убрать их в контейнер;
игра «Дождь!» (услышав шум дождя надеть капюшон, открыть и закрыть зонт.
Характеристика деятельности детей 3-го уровня развития
Сформирована мотивация игровой и частично трудовой и учебной деятельности, но при возникновении трудностей теряет интерес к заданию. Понимает простую инструкцию, без подкрепления наглядности. Доступнацеленаправленная деятельность, но необходима организующая и стимулирующая помощь педагога; сохраняются трудности удержания алгоритма выполнения заданий. Хорошо ориентируется в простом или знакомом задании; при более сложном или новом задании возможна продолжительная ориентация и необходима помощь. Доступно выполнение задания по устной инструкции с использованием образца. Использует помощь, но помощь должна быть многократной.
Примеры заданий для детей 3-го уровня развития по лексической теме «Осень».
Развитие психических процессов:
упражнение «Найди одинаковые листочки»;
раскладывание листьев по размерам;
игра «Что изменилось?» (с использованием предметов одежды и обуви или карточек с их изображением для осени).
Развитие речи:
игра «Повтори, не ошибись» (повторение 2-3-х слов по теме);
разложить по цвету шапки, шарфы, перчатки (или их картинки);
составление по образцу и проговаривание двухсложной распространенной фразы: «Осенью я надену куртку (шапку, джинсы)»;
повторение проговаривание стихотворения/потешки по теме.
Развитие мелкой моторики рук:
вычеркивание листочков из ряда графических изображений;
соединение листочков по порядку от самого маленького до самого большого;
штриховка листиков определенного размера;
найти и обвести: кленовый лист - красным, березовый - желтым, дубовый - зеленым цветом.
Формирование игровой деятельности:
настольная игра «Времена года». (лото, пазлы, домино)
игра «Одень куклу Машу на прогулку» (найти правильный вариант сезонной одежды).
Социальное развитие:
Беседа: «Осенняя работа в огороде»
игра «Урожай» (подобрать картинки овощей, которые выросли осенью).
Характеристика деятельности детей 4-го уровня развития
Сформирован устойчивый интерес к деятельности. Понимает инструкцию, состоящую из 1-го и более действий. Доступно произвольное достижение цели, в сложных для ребенка ситуациях необходима помощь и стимуляция педагога. Хорошо использует помощь, самостоятельно корректирует хорошо знакомые действия в соответствии с замечаниями педагога.При ориентировке в задании достаточно устной инструкции, в сложном задании требуется более активная помощь.Способ выполнения заданий:по устной инструкции и самостоятельно; доступно использование операционно-технологических карт.
Примеры заданий для детей 4-го уровня развития по лексической теме «Осень».
Развитие психических процессов:
игра «Четвертый лишний»
игра «Запомни и зачеркни»
(запомнить ряд предметов, на другой карточке определить лишние предметы)
игра «Найди, обведи, расскажи»
(указать картинки, относящиеся к осени);
составление картины «Осень» из готовых элементов-картинок.
Развитие речи:
игра «Какое время года?»; (найти картинки, на которых изображена осень, назвать основные признаки осени, названия осенних месяцев)
«Назови признак/действие»
дождь/ветер (какой?)
дождь/ветер (что делает?)
«Скажи ласково»;
«Один - много»;
«Сосчитай до пяти» (один лист, два листа и т.д.);
составление рассказа по вопросам по сюжетной картинке.
Развитие мелкой моторики рук:
найти и раскрасить картинку, на которой изображена осень;
игра «С какого дерева упали листья?»
Покажи стрелочками и раскрась
аппликация из готовых элементов «Осень» (самостоятельный выбор элементов и расположение деталей на листе бумаги).
Формирование игровой деятельности:
игра «Времена года» (подобрать к каждому времени года картинки с их признаками)
подвижная игра «На прогулку!» (педагог называет время года, ребенок надевает головной убор/обувь в зависимости от сезона).
Социальное развитие:
беседа: «Деятельность человека осенью»;
упражнение «Помощник» (педагог называет действия человека в разное время года, ребенок хлопает в ладоши только тогда, когда называются действия человека осенью).
Предложенные нами задания выполняются как учителем-дефектологом, так и воспитателем во время групповых и индивидуальных занятий.
Воспитатели и специалисты работают в команде и должны владеть необходимыми знаниями и пониманием того, что можно ожидать от работы с ребёнком. Работа всех педагогов должна строиться с учетом актуального уровня развития ребенка и его потенциальными возможностями.
Список литературы
Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программы / С.В.Андреева, С.Н.Бахарева, А.М.Царёв и др.; Под ред. А.М.Царёва. - Псков: Центр социального проектирования «Возрождение», 2004 - 5 с.
Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушениями интеллекта / Баранова Т.Ф., Басангова Б.М., Мартыненко С.М., Шоркина Т.Д.: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера. - 2018 - 64.
Формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью/ Баранова Т.Ф., Басангова Б.М., Мартыненко С.М., Танцюра С.Ю., Шоркина Т.Д. - М.: ТЦ Сфера. - 2020 - 64 с.
Худенко Е.Д., Приходько О.Г. Программа воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта. М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".
Уважаемые коллеги и родители! Представляю вам конспект логопедического занятия, на котором дети учатся в игровой форме грамотно произносить слова и строить предложения....
Отчет о проведении коррекционно-развивающей работа с "проблемными" детьми
Одной из основных задач детского сада, является: сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника и коррекция нежелательных личностных проявлений.Раннее выявление и диагностика отклонений в п...
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной к школе группе на тему «Я и моя семья».
Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, второй год обучения....
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в старшей группе по теме "Овощи".
Конспект коррекционно-развивающего занятия. Для детей старшего дошкольного возраста....
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в старшей группе по теме "Игрушки".
Предлагается конспект группового занятия для детей с общим недоразвитием речи, в котором представлены лексико-грамматические задания направленные на развитие и обогащение словарного запаса таких детей...
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»
План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ на ребенка с низким уровнем развития психических процессов
Так как на тот момент статус ОВЗ у ребенка с синдромом Дауна не был присвоен, занятия проводились, как с ребенком с низким уровнем развития психическх процессов. Целью было создание благоприятных усло...