Статья "Система работы по формированию инженерного мышления дошкольников"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sistema_raboty_po_formirovaniyu_inzhenernogo_myshleniya_doshkolnikov.docx | 22.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию инженерного мышления дошкольников.
Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в «мир техники».
Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем. Одним из путей в данной работе является использование конструкторов LEGO, как одного из активных, практико-ориентированных, креативных и вдохновляющих средств развития дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте детский интеллект уже функционирует на основе принципа системности. Заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний. Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то работа с различными видами конструктора позволяет ребенку более эффективно исследовать мир. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:
- познавательное развитие: техническое конструирование
- воплощение замысла из деталей конструктора;
- речевое развитие: создание игровых ситуаций с использованием построек из конструктора способствует развитию связной речи;
- художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование;
- создание замысла из деталей конструктора;
- физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Цель данного проекта: формирование предпосылок предынженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством легоконструирования.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению.
- Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы.
- Совершенствовать умение детей работать с различными видами конструктора развивать элементарное логическое мышление, воображение, внимание, память.
- Совершенствовать умение планировать свою конструктивную деятельность.
- Воспитывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
- Развивать навык коллективной работы.
Для реализации данного проекта была разработана программа по развитию инженерного мышления. Специалист, прошел обучение на курсах «Развитие инженерного мышления» и провел несколько обучающих семинаров и мастер-классов для педагогов.
Так же был закуплен начальный комплект оборудования для групповой и кружковой работы:
- 4 комплекта LEGO Education «Простые механизмы»
- 1 комплект LEGO WeDo 2.0
- 2 комплекта Lego Education – StoryStarter "Развитиеречи"
- 3 комплекта LEGO Education «LearnToLearn»
- 2 комплекта Lego Education «Увлекательнаяматематика»
- планшет Prestigio
Использование разработанной системы открывает педагогам новые возможности для развития не только инженерного мышления, но и коммуникативных умений, навыков у детей дошкольного возраста.
Существенно повысить мотивацию детей к общению со сверстниками и взрослыми, сформировать положительное отношение к самому себе и к окружающим, радуясь успехам и сопереживая неудачам других. Дети научились договариваться, стараясь разрешить конфликты. За счет этого дети стали более любознательны, инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, а так же способны к принятию собственных решений с опорой на знания и умения.
Таким образом, работая с конструктором LEGO, воспитанники знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что, несомненно, пригодится им в течение всей будущей жизни.
Перечень источников
- Бедфорд А. Большая книга LEGO [Текст]- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
- Волкова С. И. Конструирование — М: Просвещение, 2010.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.
- Дополнительная образовательная программа познавательно-речевой направленности «Лего-конструирование» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nsportal.ru /
- Комарова Л.Г. Строим из Лего. Л. Г.Комарова [Текст]- М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
- Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 545-548.
- Меерович, М. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие Текст. / М. И. Меерович, JI. И. Шрагина // Библиотека практической психологии. — Минск: Харвест, 2003.- 432 с.
- Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду [Текст]– М.: Творческий центр «Сфера», 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»
В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим спосо...
Презентация проекта «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»
Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, по...
Статья"Формирование инженерного мышления дошкольников"
quot;Формирование инженерного мышления дошкольников."...
Робототехника как средство формирования инженерного мышления дошкольников
На сегодняшний день робототехника является очень актуальным и востребованным направлением обучения, воспитания и развития детей....
Проект «Сенсорные эталоны – основа формирования инженерного мышления дошкольников»
Аннотация проекта Проект «Сенсорные эталоны – основа формирования инженерного мышления дошкольников» направлен на формирование у дошкольнико...
Формирование инженерного мышления дошкольников на основе Лего - конструирования
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...