Формирование инженерного мышления дошкольников на основе Лего - конструирования
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_20.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование инженерного мышления дошкольников на основе Лего - конструирования
Автор: Гирькина Олеся Егоровна
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Все большую популярность в детском саду в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как ЛЕГО-конструирование.
Воспитание будущих инженерных кадров России, лего-конструирование с развитием инженерного мышления на современном этапе является одной из приоритетных задач.
Конструирование - любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Лего - конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
В плане развития элементов инженерного мышления у детей дошкольного возраста, важно понимать, что ребенок, начиная собственное техническое исследование, учится четко формулировать проблему, то есть определять, что будет исследовать. Реальный процесс технического творчества – это попытка сделать шаг в неизведанное.
Конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольном учреждении. Дети любят играть в свободной деятельности. В ходе образовательной деятельности дети становятся
строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Как известно, применение ЛЕГО способствует:
1 Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной
формы, окрашенные в основные цвета;
2 Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания,
мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез,
классификация, обобщение);
3 Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в
дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4 Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к.
дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность
данного конструктивного решения.
5 Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с
ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
Активная деятельность в процессе конструирования - необходимое звено в системе коррекционного обучения. Известно, что у детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь. Нами разрабатывается система занятий, которая позволяет переходить от простых конструкторских действий к сложным, развивает творческие и технические способности детей.
Работу начинам с игровых заданий по плоскостному моделированию (из геометрических фигур, палочек Кюизинера). Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу.
Данные задания позволяют легко запоминать и различать названия геометрических фигур, подбирать их по цвету, форме, искать интересные решения. В результате развивается внимание, восприятие, логическое мышление.
Дети также придумывают свои постройки, рассказывают о них друг другу. Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из самых разнообразных строительных материалов. Это деревянный конструктор, конструкторы «Лего», крупный напольный строительный материал. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей. Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали.
Одна из важнейших задач - это развитие речи детей в процессе конструирования, необходимо побуждать их рассказывать о своей постройке, помогать наводящими вопросами. Но самое интересное - это коллективная игра. Здесь дети могут забытьо своих трудностях и проблемах, перестают стесняться и максимально раскрываются в общении.
Так как наша задача - сделать одни и те же постройки из разного вида конструкторов, то дать детям дается возможность построить такой же город из ЛЕГО конструктора. Здесь уже потребуется другое исполнение и другие навыки. Таким образом, конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей.
Элементы инженерного мышления посредством лего-конструирования у детей развиваются не сразу. Для этого применяем такую модель:
- я - исследователь,
- я - конструктор,
- я - мастер,
- я - творец.
Совместную деятельность с детьми по ЛЕГО-конструированию выстраиваю в игровой форме, создаю проблемные ситуации, что помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
Широко использую экспериментальную деятельность детей, которая способствует решению проблемных ситуаций нестандартными способами (необычные рисунки с использованием элементов лего).
Использование этих методов и приемов организации деятельности детей позволяет объединить образовательное пространство семьи и детского сада, тем самым позволяя развивать инженерное мышление детям не только во время образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но и в свободной деятельности, как в детском саду, так и дома.
Планируя свою работу согласно модели: я - исследователь, я - конструктор, я - мастер, я – творец, и опираясь на индивидуальные и личностные качества ребенка, я пришла к выводу, что на разных этапах творчества развитие проходит по разному, сегодня он может быть творцом, а завтра стать исследователем, что непременно зависит от его психологического настроя.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию элементов инженерного мышления с помощью лего-конструирования способствует всестороннему развитию детей.
Эти навыки помогут детям без труда продолжать развивать инженерное мышление и конструктивную деятельность в школе на разных этапах робототехники, что поспособствует в дальнейшем выбрать нужную профессию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»
В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим спосо...
Презентация проекта «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»
Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, по...
Статья"Формирование инженерного мышления дошкольников"
quot;Формирование инженерного мышления дошкольников."...
Робототехника как средство формирования инженерного мышления дошкольников
На сегодняшний день робототехника является очень актуальным и востребованным направлением обучения, воспитания и развития детей....
Проект «Сенсорные эталоны – основа формирования инженерного мышления дошкольников»
Аннотация проекта Проект «Сенсорные эталоны – основа формирования инженерного мышления дошкольников» направлен на формирование у дошкольнико...
Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу челове...