Формирование инженерного мышления дошкольников на основе Лего - конструирования
консультация по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_20.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование инженерного мышления дошкольников на основе Лего - конструирования
Автор: Гирькина Олеся Егоровна
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Все большую популярность в детском саду в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как ЛЕГО-конструирование.
Воспитание будущих инженерных кадров России, лего-конструирование с развитием инженерного мышления на современном этапе является одной из приоритетных задач.
Конструирование - любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой моторики рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. В процессе конструирования дети учатся работать по инструкции, по схеме, учатся работать в коллективе. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Лего - конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.
В плане развития элементов инженерного мышления у детей дошкольного возраста, важно понимать, что ребенок, начиная собственное техническое исследование, учится четко формулировать проблему, то есть определять, что будет исследовать. Реальный процесс технического творчества – это попытка сделать шаг в неизведанное.
Конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольном учреждении. Дети любят играть в свободной деятельности. В ходе образовательной деятельности дети становятся
строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Как известно, применение ЛЕГО способствует:
1 Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной
формы, окрашенные в основные цвета;
2 Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания,
мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез,
классификация, обобщение);
3 Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в
дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4 Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к.
дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность
данного конструктивного решения.
5 Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с
ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
Активная деятельность в процессе конструирования - необходимое звено в системе коррекционного обучения. Известно, что у детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь. Нами разрабатывается система занятий, которая позволяет переходить от простых конструкторских действий к сложным, развивает творческие и технические способности детей.
Работу начинам с игровых заданий по плоскостному моделированию (из геометрических фигур, палочек Кюизинера). Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу.
Данные задания позволяют легко запоминать и различать названия геометрических фигур, подбирать их по цвету, форме, искать интересные решения. В результате развивается внимание, восприятие, логическое мышление.
Дети также придумывают свои постройки, рассказывают о них друг другу. Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из самых разнообразных строительных материалов. Это деревянный конструктор, конструкторы «Лего», крупный напольный строительный материал. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей. Использование разных конструкторов, показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются его детали.
Одна из важнейших задач - это развитие речи детей в процессе конструирования, необходимо побуждать их рассказывать о своей постройке, помогать наводящими вопросами. Но самое интересное - это коллективная игра. Здесь дети могут забытьо своих трудностях и проблемах, перестают стесняться и максимально раскрываются в общении.
Так как наша задача - сделать одни и те же постройки из разного вида конструкторов, то дать детям дается возможность построить такой же город из ЛЕГО конструктора. Здесь уже потребуется другое исполнение и другие навыки. Таким образом, конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей.
Элементы инженерного мышления посредством лего-конструирования у детей развиваются не сразу. Для этого применяем такую модель:
- я - исследователь,
- я - конструктор,
- я - мастер,
- я - творец.
Совместную деятельность с детьми по ЛЕГО-конструированию выстраиваю в игровой форме, создаю проблемные ситуации, что помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.
Широко использую экспериментальную деятельность детей, которая способствует решению проблемных ситуаций нестандартными способами (необычные рисунки с использованием элементов лего).
Использование этих методов и приемов организации деятельности детей позволяет объединить образовательное пространство семьи и детского сада, тем самым позволяя развивать инженерное мышление детям не только во время образовательной деятельности в дошкольном учреждении, но и в свободной деятельности, как в детском саду, так и дома.
Планируя свою работу согласно модели: я - исследователь, я - конструктор, я - мастер, я – творец, и опираясь на индивидуальные и личностные качества ребенка, я пришла к выводу, что на разных этапах творчества развитие проходит по разному, сегодня он может быть творцом, а завтра стать исследователем, что непременно зависит от его психологического настроя.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию элементов инженерного мышления с помощью лего-конструирования способствует всестороннему развитию детей.
Эти навыки помогут детям без труда продолжать развивать инженерное мышление и конструктивную деятельность в школе на разных этапах робототехники, что поспособствует в дальнейшем выбрать нужную профессию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»
В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим спосо...
Презентация проекта «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»
Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, по...
Статья"Формирование инженерного мышления дошкольников"
quot;Формирование инженерного мышления дошкольников."...
Проект «Сенсорные эталоны – основа формирования инженерного мышления дошкольников»
Аннотация проекта Проект «Сенсорные эталоны – основа формирования инженерного мышления дошкольников» направлен на формирование у дошкольнико...
Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу челове...
Консультация для педагогов «Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков»
Консультация для педагогов "Формирование предпосылок инженерного мышления дошкольников на основе развития конструктивных навыков"...