Направления в коррекционной работе воспитателя группы детей с ТНР
консультация по коррекционной педагогике

Томилина Елена Викторовна

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми проводятся во второй половине дня. Во время вечерних занятий отрабатывается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Выполняются следующие виды упражнений:

·         Закрепление поставленных звуков, произношение слогов, слов, предложений, повторение стихотворений, рассказов;

·         Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

·         Активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы. В группе имеется логопедический уголок, в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д.

·         Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 384 г. Челябинска» __________________________________________________________________________

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21;  Email:  mdouds384@mail.ru

Консультация для педагогов

На тему:

Направления в коррекционной работе воспитателя

группы детей с ТНР


                                                

Подготовила: воспитатель Томилина Е.В.

        (высшая категория)

2022 г.

Специфика работы воспитателя в логопедической группе заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми проводятся во второй половине дня. Во время вечерних занятий отрабатывается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Выполняются следующие виды упражнений:

  • Закрепление поставленных звуков, произношение слогов, слов, предложений, повторение стихотворений, рассказов;
  • Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • Активизация связной речи в беседе на знакомые лексические или бытовые темы. В группе имеется логопедический уголок, в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д.
  • Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.


Воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи выполняет, как общеобразовательные, так и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.

При этом педагог направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, и обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.

К коррекционным задачам, выполняемым воспитателем на речевых группах, относятся следущие:

  • закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях; пополнение, уточнение и активизация словарного запаса в процессе всех режимных моментов;
  • систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
  • развитие памяти и внимания - процессов тесно связанных с речью; совершенствование словесно-логического мышления, как одной из функций речи;
  • работа по развитию артикуляционной и пальцевой моторики.

Отличительной особенностью в логопедической группе является то. Что во время проведения фронтальных занятий воспитатель обязан, помимо образовательных и воспитательных задач включать и коррекционные задачи, непосредственно связанных с лексической темой.


Еще одно из направлений работы воспитателя в группе для детей с ТНР – это организация и проведение коррекционной работы по заданию логопеда.

Цель ее - развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программ. Состав детей и содержание коррекционно-развивающей работы вносятся логопедом в «Тетрадь взаимодействия», которая заполняется им один раз в неделю. Содержание работы раскрывается по трем разделам:

  • Логопедические пятиминутки.
  • Игры и упражнения.
  • Индивидуальная работа.

Логопедические пятиминутки используются воспитателем на любых занятиях, в разных ситуациях и видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне; соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание. Важно, не превращать пятиминутки в мини-занятия.

Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут проводиться воспитателем во второй половине дня или использоваться на занятиях во время динамических пауз.

Индивидуальную работу воспитатель проводит в первую половину дня (до завтрака) и во вторую половину дня, сразу же после дневного сна. Ежедневно воспитатель занимается с 2-3 детьми индивидуально.

Одна из главных задач воспитателя в работе с детьми, имеющими речевые нарушения - создание доброжелательной обстановки в детском коллективе,

  • укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью,
  • формирование интереса к занятиям.

Кроме того, воспитатель обращает внимание на выработку правильного поведения в коллективе, а также развитие их этических и нравственных представлений. В процессе воспитания воспитатель организует возможность межличностного общения детей, совместные игры и занятия. У дошкольников при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения


В задачу воспитателя логопедической группы также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.п. В обязанности воспитателя входит также хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.

Важное, значение имеет речь воспитателя, в повседневном общении с детьми логопедической группы. Она должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной. 

Кроме перечисленных выше особенностей работы воспитателя на логопедической группе, хочется отменить еще одну: у детей с общим нарушением речи, как правило, недостаточно сформирована игровая деятельность, и их просто необходимо учить играть. Для этого необходимо создать базу, подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни, которые в наибольшей степени дети получают в ходе целевых прогулок. Перед такой прогулкой воспитателю обязательно следует наметить объем понятий, с которыми он собирается знакомить детей, словарь, который придется уточнить. Во время прогулки необходимо не только привлечь внимание детей к каким-то объектам, совершаемым действиям, но и называть их, а, кроме того, просить детей запоминать и повторять название. То есть, коррекционная работа продолжается и во время режимных моментов.

Таким образом, в работе воспитателя логопедической группы можно выделить два направления: коррекционно-воспитательное и общеобразовательное. Задачи первого направления являются ведущими, а задачи второго направления - подчиненными.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Рекомендации для воспитателей для организации работы  по закреплению изучаемой лексической темы во время прогулки....

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ КОМПЕНСИУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Рекомендации для воспитателей по закреплению лексической темы во время проведения прогулки...

Представление опыта работы воспитателей группы детей 4-5 лет

Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения....

Коррекционная работа воспитателя группы компенсирующей направленности в режимных моментах

В статье предствавлены примеры коррекционной работы воспитателя в течение дня. Даны игровые упражнения, образовательные ситуации, физминутки по лексической теме "овощи"....

Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе воспитателей групп компенсирующей направленности. в соответствии с ФГОС ДО.

В статье представлены игровые педагогические технологии, используемые в коррекционной работе с детьми с  нарушением интелекта: технология организации с/р игры, игровые технологии в НОД, при прове...

Реализация здоровьесберегающих технологий посредством ритмопластики в контексте организации коррекционной работы воспитателя группы ЗПР

Актуальным направлением работы педагогов ДОО становится сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Ритмопластика как здоровьесберегающая технологии выполняет задачи охраны и укрепления здоровья де...

Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе детей с расстройством аутистического спектра.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра, раскрываются особенности начальной коррекционной работы. Ключевые слова: ребёнок...