Кинезиология
консультация
Кинезиология или «Гимнастика для мозга»— наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kineziologiya_-_gimnastika_dlya_uma.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Кинезиология - гимнастика для ума
Кинезиология или «Гимнастика для мозга»— наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Основная идея — это активизация деятельности двух полушарий гол.мозга.
Исследования физиологов показывают, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой. С помощью определенных движений и развивается межполушарное взаимодействие.
Вся работа строится на связи трех элементов: мозга, тела и эмоций.
В настоящее время практически у 80% жителей нашей планеты лучше развита левая половина мозга. Да и наше образование ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики, то есть нацелено на обучение «левого мозга».
Искусство же, музыку, творчество, развитие воображения (за это ответственен «правый мозг») мы практически игнорируем. При таком подходе весь мир занят развитием левой половины мозга ребенка, а правая не только «отдыхает», но и из-за «бездействия» чахнет.
Тест «Балерина»
Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживание мозга в состоянии молодости, не позволяет стариться всему телу.
Специальные упражнения применяли Конфуций, Гиппократ, Клеопатра. Считалось, что использование упражнений поддерживает мозг в активном состоянии.
Методику разработал педагог, психолог Пол Дэннисон еще в 60-х годах. Практиковал успешно, доказав, что любого ребенка можно «включить».
Да, кто-то включится на полную мощь, а кто-то только учится осваивать физические движения и задействовать два полушария мозга.
Но! Никто не остается на месте. При всей своей простоте методика дает удивительные результаты.
Применение данной методики развивает тело, позволяет улучшить память, внимание, речь, зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, развивает мелкую и крупную моторику, позволяет снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
Специальные кинезиологические упражнения обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, улучшают мыслительную деятельность ребенка, помогают выдерживать нагрузки, проявлять волевые качества.
Кинезиология - здоровьесберегающая технология. Её преимущества: не требует материальных затрат и достаточного количества времени.
Суть упражнений состоит в том, что они позволяют создавать новые нейронные связи и улучшают совместную работу двух полушарий голов. мозга.
А что происходит, когда левое полушарие работает в полную силу с правым и наоборот? Правильно – крепнет интеллект и расширяется разум.
Баланс – это работа сразу двух полушарий тесно связанных между собой системой нервных волокон, которое называют мозолистым телом. Именно оно является связующим звеном по обмену информации между полушариями.
Если нарушается проводимость энергии через мозолистое тело, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. В результате ребенок может либо не думая делать, либо размышляя и не делать.
Обычно блокируется именно левое полушарие и ребенок не способен мыслить, повышать эрудицию, быстро соображать, у него не срабатывает смекалка и конструкторская мысль.
Итак, несколько правил по применению кинезиологич. упражнений:
1. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.
3. Заниматься ежедневно.
4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.
5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.
6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
Лучше, пусть ваш ребенок на 5-10 минут меньше посидит над выполнением задания, но выполнит эти движений. Поверьте, в будущем это принесет отличные плоды, и скоро ваше чадо будет тратить в два раза меньше времени на выполнение «домашки».
Итак, разберем несколько упражнений в системе «Гимнастика мозга».
Крюки Дениссона
Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе). Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.
Данный прием (его можно выполнять также стоя или лежа) только на первый взгляд кажется простым и незамысловатым.
Кинезиологи утверждают, что при таком перекрещивании рук, ног и пальцев происходят сложные процессы, приводящие к сбалансированной работе моторных и сенсорных центров как каждого полушария мозга, так и среднего мозга, который находится прямо над твердым нёбом. При этом достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции), приводя к наиболее эффективной работе (обучению) и реагированию на происходящее.
Упражнение "Лобно-затылочная коррекция"
При возникновении чувства тревоги, неуверенности, волнения (или даже стресса) помогает так называемый лобно-затылочный охват. Одну ладонь положить на лоб, другую — на затылок. Сконцентрироваться. Сделав несколько глубоких ровных вдохов и выдохов, спокойно озвучить свою проблему. Если говорить вслух не получается, достаточно просто думать об этом. Посидеть так пару минут. Если возник зевок, то это значит, что тело уже избавляется от напряжения.
Когда рука прикасается ко лбу, происходит приток крови, она начинает лучше циркулировать по лобным долям мозга. В этом участке мозга происходят анализ, осознание и оценка проблемы, и определяются пути выхода из такой ситуации. На затылке расположена зона, которая воспринимает зрительно те образы, которые потом хранятся в нашей памяти. Прикладывание к этой области ладони стимулирует кровообращение. Человек как бы стирает подобным образом проблемы, образы, негативные ситуации. Благодаря глубокому дыханию, в кровь поступает кислород, воздух вентилируется — и из организма улетучивается негатив. Упражнение дает желаемый результат.
Упражнение «Слон»
Это одно из наиболее интегрирующих упражнений «Гимнастики мозга» Пола Деннисона. Оно активизирует и балансирует всю целостную систему организма «интеллект—тело», улучшает концентрацию внимания.
Итак, ухо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнение выполнять медленно, по 3—5 раз каждой рукой.
Особенно интригует утверждение специалистов, что «Слон» позволяет выявить скрытые способности и расширить границы возможностей мозга.
Перекрёстные шаги.
Для начала мысленно проведем линию от лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины. Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Поэтому "Перекрестные шаги" -это основа походки, танцевальных «па» и маршировки. Перекрестные шаги помогают связать левое и правое полушария, что помогает активизироваться речевым и языковым центрам, способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.
Рисование «ленивой восьмёрки»
Ленивые восьмёрки – упражнение для улучшения зрения, снятия усталости глаз, интеграции связи «рука-глаз». Оно способствует также расслаблению шеи и мышц спины. Психологический аспект упражнения – улучшения видения цели и контекста, снятие стресса из-за гиперфокуса, пробуждение творческого компонента личности.
Упражнение «Думательная шляпа»
Упражнение «включает» кратковременную память и активизирует работу мозга. Его очень полезно выполнить перед выходом к доске или сдачей экзамена.
Ребенок должен ухватиться за свои уши таким образом, чтобы его большой палец оказался с тыльной стороны, а все остальные - спереди. Пусть помассируйте уши сверху вниз, а затем чуть развернет их к затылку.
Упражнение "Зеркальное рисование"
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Начать рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, цифры. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий мозга синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
К слову, в кинезиологии есть такой любопытный прием, не только полезный, но и увлекательный. Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия правой рукой (левши — левой). А что, если поэкспериментировать, пробуя чистить зубы, причесываться, брать в руки те или иные предметы и так далее, другой рукой?
Исследования показывают, что выполнение обычного действия «неудобной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Такие упражнения очень нравятся детям.
Упражнение "Ухо — нос"
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Упражнение "Кочерга"
Приподнятую стопу вывернуть внутрь и по 8 раз качнуть ею вперед и назад. То же другой ногой.
----------
Гимнастика мозга – это уникальный метод, при котором развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Нас раньше учили нужно вначале подумать, а потом сделать. Так вот, можно иначе, если речь идет о методах в кинезиологии. Начните вначале работать руками, ногами и телом, как умные мысли сами начнут посещать голову. Многочисленные исследования в этой области доказали стопроцентную правоту этих слов. Как следствие - кинезиология прочно внедряется в педагогическую практику.
Хотите, чтобы ваши детки стали вундеркиндами? Даже если нет, то научить их быстро воспринимать информацию, обрабатывать её и выдавать в нужное время – очень полезный навык для детей. А раскрытие потенциала, творческой жилки и лидерских качеств – безусловно, поможет вашему ребенку в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная работа на тему: "«Использование методов нейропсихологии и кинезиологии в процессе формирования высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста»
Пояснительная записка к данной экспериментальной работе...
"Кинезиология - как направление коррекционной работы"
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные физические упражнения. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в кото...
влияние метода кинезиологии на развитие музыкальности
Наиболее часто возникающая проблема, встречающаяся в музыкально-педагогической практике – ребёнок слышит, но не может петь, видит, но не может рисовать, повторить даже простейшее танцеваль...
Оптимизация развития музыкальности детей дошкольного возраста в условиях системного использования метода кинезиологии
«Кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта и творче...
Кинезиология
...
что такое кинезиология
краткий обзор по теме: "Что такое кинезиология"...
доклад по кинезиологии
доклад по работе по здоровьесберигающим технологиям...