Фонематический слух -основа правильного произношения.
статья по коррекционной педагогике

Тригубова Екатерина Викторона

   Фонематический слух. Развитие фонематического слуха. Нарушение

Умение сосредоточиться на звуке –очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит речь). Это умение называется фонематическим слухом....
 
В этой статье изложен ряд ответов на многие вопросы,такие как :
"Как распознать нарушения фонематического восприятия(слуха)?"
"Когда же начинать развивать фонематический слух?"
"Какие игровые приёмы использовать для детей с данным нарушением?" , так же приведены примеры игровых приёмов по формированию фонематического слуха детей разных возрастов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx64.84 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух. Развитие фонематического слуха. Нарушение

Умение сосредоточиться на звуке –очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит речь). Это умение называется фонематическим слухом.Фонематический слух напрямую связан с физиологическим, то есть с врожденной способностью слышать различные звуки внешнего мира. Различие между ними в том, что первый помогает не просто слышать, но и анализировать информацию.

Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – не что-то точное, а что-то очень приблизительное. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем.

Если восприятие фонем не сформировано по ряду причин, то происходит нарушение слоговой и звуковой языковых составляющих, а так же недостаточность фонематического слуха проявляется ярко в школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Это связано с тем, что дети не умеют дифференцировать звуки «ш-ж», «с-з», «ц-з» и др.

Что же влияет на формирование фонематического слуха?

В дошкольных учреждениях работа по формированию фонематической стороны речи проводится постепенно начиная с раннего возраста. Но фундамент для развитиея фонематического слуха  можно считать период до года:

  • Уже в двухмесячном возрасте младенец при нормальном развитии физиологического слуха различает материнский голос.
  • К трем месяцам жизни малыш определяет, откуда слышен звук, поворачивает голову в сторону раздражителя.
  • Еще через месяц он уже проявляет реакцию на экспрессивность речи (силу и интонацию голоса), может испугаться громкого звука, крика.
  • В 5 месяцев гуление заменяется лепетом. Полугодовалые дети с нормой в развитии внимательно слушают разговор, повторяют за взрослым звуки или прямые открытые слоги.
  • К восьми месяцам ребенок начинает использовать только звуки, присутствующие в его родной речи.

О правильном развитии фонематического слуха в 1-2 года будет свидетельствовать понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого. В этом случае подразумевается выполнение простых односложных поручений (к примеру: «дай машину», «принеси куклу»), правильное понимание элементарных вопросов («где папа» и т. д.). При норме интеллекта к трём годам фонематический слух почти сформирован, ребёнок различает и исправляет неправильную речь.

Проверить фонематический слух в домашних условиях можно с помощью несложных заданий:

1. Предложите ребенку, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие . Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

2.Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

3.Предложите ему выбрать нужную картинку (или повторить на слух): жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.

4.Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба- ба, ма-на-ма

Когда же начинать развивать фонематический слух?

Прямо с рождения. Именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и

звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками? Спрашивают у малыша:

  •  Как говорит кошка? (Мяу, мур-р)
  •  Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)
  •  Как едет машина? (У-у-у, др-р-р)
  •  Как говорит водичка? (С-с-с, кап-кап)

Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения . Здесь наша задача – научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того,чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно. Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по  русскому языку и возможны проблемы при изучении других языков, поэтому развитие фонематического слуха у детей— залог успешного обучения чтению и письму.

Логопедическая работа с детьми, страдающими задержкой в развитии фонематического восприятия и слуха, проводится систематически в рамках коррекционной программы ДОУ. Индивидуальная работа, в зависимости от специфики нарушений, ведется по следующим направлениям:

  • Понимание обращенной речи.
  • Различение речевых и неречевых звуков: на этом этапе, в зависимости от возраста, могут использоваться музыкальные инструменты, прослушивание звуков природы и ее явлений (журчание воды, щебет птиц, гром, дождь и др.), бытовые шумы (стук в дверь, звуки работающих приборов, телефонный звонок).
  • Коррекция восприятия схожих по произношению, но разных по значению слов (бабочка – бабушка).
  • Различение слов, отличающихся друг от друга только одним звуком (лук – люк, полка – палка, сорока – морока).
  • Работа над заменой и дифференциацией парных звуков (б-п – бочка − почка, з-с – коза − коса).
  • Развитие умения определять слоговую и звуковую структуру слова.

Чтобы интерес к звукам и словам не пропал у детей, необходимо вовлечь их в интересную, содержательную игровую деятельность


Примеры игр на развитие фонематического слуха для младших дошкольников

  • На формирование понимания обращенной речи − выполнение поручений.
  • Игры на подражание: игры с движениями «Делай, как я», «Повторяй за мной» (например, педагог предлагает детям попрыгать как зайчики, затем потопать, как медведи, первоначально показывая детям и выполняя вместе с ними соответствующие движения). «Кто, как здоровается (кошка – мяу, корова – му и т. д.)»
  • Игры «Где хлопнули?», Игра «Где позвонили?» и т.д.
  • «Угадай, кто сказал».Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу.
  • С музыкальными инструментами, ширмой и др.: «Угадай, что играет», «Громко − тихо», «Откуда слышен стук».

Примеры игр для детей среднего дошкольного возраста:

  • «Что за машина?»

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

  • Игра «Отгадай, чей звук». Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр... Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
  • «Найди пару»: малышам предлагается найти одинаковые коробочки, но не по внешним признакам, а по звучанию. Чтобы оформить такую игру, понадобятся одинакового размера и из одного и того же материала коробочки. Отлично подойдут железные емкости из-под канцелярских кнопок, либо «желтки» от киндеров. В них до половины засыпаем крупы или другие сыпучие вещества (сахар, соль, перец, макароны). Должно получиться по две баночки с одинаковой начинкой, при этом на вид они отличаться друг от друга не будут. Чтобы найти пару, ребенку нужно на слух определить, какие баночки «звучат» одинаково.    
  •  Для формирования фонематического восприятия такой части слова, как слог, подойдут обучающие игры и упражнения «Доскажи словечко», «Назови, какое слово получилось», «Посчитай, сколько слогов в слове» и т. п.


Примеры игр и упражнений для старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте ребенку предлагают задания на восприятие звука, определение его характеристики и места в слове. Сначала дают более легкие игры, где ребенку необходимо дифференцировать звук в изолированном звучании или в слоге, затем уже и в словах:

  • Игра «Поймай звук» подойдет для закрепления умения слышать и различать определенные звуки. Например, логопед попросит ловить звук «Л», сначала называет детям цепочку изолированных звуков «р – о – с – л», когда назван заданный звук, ребята должны успеть хлопнуть в ладоши (как бы «поймать» его). То же самое в слогах и словах («са – ко – мы – ли»). Эта игра поможет сформировать слуховое внимание и восприятие.
  • Повторялки»

Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя.

АУИО ИАУО УИОА

Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
ТУ—КА—ПО ВЫ—КА—ТУ
ХО—НУ—МЫ ТУ—БА—ДО

  •  «Поймай звук» (определение наличия звука в слове).Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
  • «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

  •  "Правильно-неправильно"

 Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши

  • Игры на определение места звука в слове (в начале и в конце): «Найди ошибку», «Что перепутал автор», «Придумай слово с заданного звука».

Если к началу поступления в школу все будет исправлено, то к 6-7 годам дети смогут даже выполнять фонетический разбор слова.

На фронтальных и индивидуальных занятиях с логопедом, в режимных моментах, на прогулке, при вовлечении в малоподвижные игры, например, «Угадай, кто позвал», происходит непрерывная коррекционная работа по устранению фонетико-фонематических нарушений у воспитанников речевой группы.

Умение сосредоточиться на звуке –очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит речь). Это умение называется фонематическим слухом.Фонематический слух напрямую связан с физиологическим, то есть с врожденной способностью слышать различные звуки внешнего мира. Различие между ними в том, что первый помогает не просто слышать, но и анализировать информацию.

Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – не что-то точное, а что-то очень приблизительное. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем.

Если восприятие фонем не сформировано по ряду причин, то происходит нарушение слоговой и звуковой языковых составляющих, а так же недостаточность фонематического слуха проявляется ярко в школе при обучении письму и чтению. Дети с недоразвитием фонематического слуха читают медленно и с ошибками; при письме пропускают буквы, переставляют их местами, не дописывают одну-две буквы в конце слова. Это связано с тем, что дети не умеют дифференцировать звуки «ш-ж», «с-з», «ц-з» и др.

Что же влияет на формирование фонематического слуха?

В дошкольных учреждениях работа по формированию фонематической стороны речи проводится постепенно начиная с раннего возраста. Но фундамент для развитиея фонематического слуха  можно считать период до года:

  • Уже в двухмесячном возрасте младенец при нормальном развитии физиологического слуха различает материнский голос.
  • К трем месяцам жизни малыш определяет, откуда слышен звук, поворачивает голову в сторону раздражителя.
  • Еще через месяц он уже проявляет реакцию на экспрессивность речи (силу и интонацию голоса), может испугаться громкого звука, крика.
  • В 5 месяцев гуление заменяется лепетом. Полугодовалые дети с нормой в развитии внимательно слушают разговор, повторяют за взрослым звуки или прямые открытые слоги.
  • К восьми месяцам ребенок начинает использовать только звуки, присутствующие в его родной речи.

О правильном развитии фонематического слуха в 1-2 года будет свидетельствовать понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого. В этом случае подразумевается выполнение простых односложных поручений (к примеру: «дай машину», «принеси куклу»), правильное понимание элементарных вопросов («где папа» и т. д.). При норме интеллекта к трём годам фонематический слух почти сформирован, ребёнок различает и исправляет неправильную речь.

Проверить фонематический слух в домашних условиях можно с помощью несложных заданий:

1. Предложите ребенку, услышав заданный слог, выполнить какое-либодействие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.

2.Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.

3.Предложите ему выбрать нужную картинку (или повторить на слух): жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.

4.Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба- ба, ма-на-ма

Когда же начинать развивать фонематический слух?

Прямо с рождения. Именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс. Когда учим повторять и различать слова и

звукоподражания. Помните, как разговаривают с грудничками? Спрашивают у малыша:

  •  Как говорит кошка? (Мяу, мур-р)
  •  Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)
  •  Как едет машина? (У-у-у, др-р-р)
  •  Как говорит водичка? (С-с-с, кап-кап)

Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот этот, более сложный этап обучения . Здесь наша задача – научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать парные согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для грамотности ребенка, для того,чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если не научить ребенка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно. Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку по  русскому языку и возможны проблемы при изучении других языков, поэтому развитие фонематического слуха у детей— залог успешного обучения чтению и письму.

Логопедическая работа с детьми, страдающими задержкой в развитии фонематического восприятия и слуха, проводится систематически в рамках коррекционной программы ДОУ. Индивидуальная работа, в зависимости от специфики нарушений, ведется по следующим направлениям:

  • Понимание обращенной речи.
  • Различение речевых и неречевых звуков: на этом этапе, в зависимости от возраста, могут использоваться музыкальные инструменты, прослушивание звуков природы и ее явлений (журчание воды, щебет птиц, гром, дождь и др.), бытовые шумы (стук в дверь, звуки работающих приборов, телефонный звонок).
  • Коррекция восприятия схожих по произношению, но разных по значению слов (бабочка – бабушка).
  • Различение слов, отличающихся друг от друга только одним звуком (лук – люк, полка – палка, сорока – морока).
  • Работа над заменой и дифференциацией парных звуков (б-п – бочка − почка, з-с – коза − коса).
  • Развитие умения определять слоговую и звуковую структуру слова.

Чтобы интерес к звукам и словам не пропал у детей, необходимо вовлечь их в интересную, содержательную игровую деятельность


Примеры игр на развитие фонематического слуха для младших дошкольников

  • На формирование понимания обращенной речи − выполнение поручений.
  • Игры на подражание: игры с движениями «Делай, как я», «Повторяй за мной» (например, педагог предлагает детям попрыгать как зайчики, затем потопать, как медведи, первоначально показывая детям и выполняя вместе с ними соответствующие движения). «Кто, как здоровается (кошка – мяу, корова – му и т. д.)»
  • Игры «Где хлопнули?», Игра «Где позвонили?» и т.д.
  • «Угадай, кто сказал».Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаиле Ивановичу.
  • С музыкальными инструментами, ширмой и др.: «Угадай, что играет», «Громко − тихо», «Откуда слышен стук».

Примеры игр для детей среднего дошкольного возраста:

  • «Что за машина?»

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

  • Игра «Отгадай, чей звук». Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр... Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
  • «Найди пару»: малышам предлагается найти одинаковые коробочки, но не по внешним признакам, а по звучанию. Чтобы оформить такую игру, понадобятся одинакового размера и из одного и того же материала коробочки. Отлично подойдут железные емкости из-под канцелярских кнопок, либо «желтки» от киндеров. В них до половины засыпаем крупы или другие сыпучие вещества (сахар, соль, перец, макароны). Должно получиться по две баночки с одинаковой начинкой, при этом на вид они отличаться друг от друга не будут. Чтобы найти пару, ребенку нужно на слух определить, какие баночки «звучат» одинаково.    
  •  Для формирования фонематического восприятия такой части слова, как слог, подойдут обучающие игры и упражнения «Доскажи словечко», «Назови, какое слово получилось», «Посчитай, сколько слогов в слове» и т. п.

Примеры игр и упражнений для старших дошкольников:

В старшем дошкольном возрасте ребенку предлагают задания на восприятие звука, определение его характеристики и места в слове. Сначала дают более легкие игры, где ребенку необходимо дифференцировать звук в изолированном звучании или в слоге, затем уже и в словах:

  • Игра «Поймай звук» подойдет для закрепления умения слышать и различать определенные звуки. Например, логопед попросит ловить звук «Л», сначала называет детям цепочку изолированных звуков «р – о – с – л», когда назван заданный звук, ребята должны успеть хлопнуть в ладоши (как бы «поймать» его). То же самое в слогах и словах («са – ко – мы – ли»). Эта игра поможет сформировать слуховое внимание и восприятие.
  • «Повторялки»

Вслед за взрослым ребенок повторяет сочетания гласных звуков, четко их артикулируя.

АУИО ИАУО УИОА

Вслед за взрослым ребенок повторяет цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками.
ТУ—КА—ПО ВЫ—КА—ТУ
ХО—НУ—МЫ ТУ—БА—ДО

  •  «Поймай звук» (определение наличия звука в слове).Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
  • «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

  •  «Правильно-неправильно»

 Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши

  • Игры на определение места звука в слове (в начале и в конце): «Найди ошибку», «Что перепутал автор», «Придумай слово с заданного звука».

Если к началу поступления в школу все будет исправлено, то к 6-7 годам дети смогут даже выполнять фонетический разбор слова.

На фронтальных и индивидуальных занятиях с логопедом, в режимных моментах, на прогулке, при вовлечении в малоподвижные игры, например, «Угадай, кто позвал», происходит непрерывная коррекционная работа по устранению фонетико-фонематических нарушений у воспитанников речевой группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух – основа правильной речи.

игры на развитие фонематического слуха...

Фонематический слух - основа правильной речи

Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи.

Памятка для педагогов и родителей....

Фонематический слух-основа правильной речи

семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"

Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи

Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...