Роль сюжетно-отобразительной игры в развитии дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Костюкова Оксана Николаевна

В статье раскрываются особенности и основные направления работы по социализации дошкольников с умеренной умтсвенной отсталостью через сюжетно-отобразительную игру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Костюкова О.Н., учитель-дефектолог

ГБДОУ – детский сад №97 компенсирующего вида

Санкт-Петербурга

РОЛЬ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ВЫРАЖЕННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Игра, являясь ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, занимает важное место в его жизни. Игра является своего рода школой для ребенка, это его естественная жизнь, преломленная сквозь детскую психику. В игре, как в ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста, формируются его личностные качества, интересы, особенности взаимодействия с окружающими, а также отношение к действительности.

        Игра незаменима в период дошкольного детства. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, проявляет творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются активность и самостоятельность. Именно в игре складываются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в игру, первые совместные игры, умение считаться с интересами сверстников. В игре ребенок имеет возможность реализовывать и углублять свои знания. Через игру он входит в мир взрослых, что немало способствует социальной адаптации ребенка. В игре у детей складывается символическая (знаковая) функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей.

        Игра с куклой учит ребенка относится к кукле, как к игрушке, заменяющей человека, беречь и любить ее. Совершая с куклой действия отобразительного характера (купание, кормление, одевание и т.д.), ребенок переносит полученные в игре знания в реальную жизнь, в чем и заключается социальный аспект игровой деятельности. Исходя из того, что социальная адаптация является одной из важных задач обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, сюжетно-отобразительная игра имеет не последнее значение в коррекционно-развивающей работе.

        Задача взрослого при  обучении игре – отбирать содержание и создавать условия для того, чтобы игра началась и развернулась, руководить и управлять ею. Сначала взрослому необходимо играть ведущую роль. Затем взрослый помогает ребенку выбрать игрушку и учит действовать вместе, т.е. переходит к этапу совместной игры. Педагогу необходимо поощрять успехи ребенка, и тогда совместная игра станет желанной.

        Организуя игру детей, взрослый прежде всего воздействует на их эмоциональное состояние, поддерживает положительные эмоции. Во время игры педагог формирует поведение ребенка: учит выполнять правила игры, показывает, где и с какой игрушкой удобнее играть, воспитывает бережное отношение к игрушкам, учит не разбрасывать их, убирать на место.

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную деятельность детей, являются игрушки. Особенно тщательно игрушки должны отбираться педагогом для сюжетно-отобразительной игры, потому как они должны по возможности точно отображать близкие жизненные ситуации. Все игрушки, которые ребенок использует в сюжетно-отобразительной игре, обязательно должны быть похожи на настоящие предметы.

Игрушка для ребенка полна смысла. В игре они заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений между людьми. Ребенок, манипулируя игрушкой, копирует действия взрослого.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, способствует всестороннему развитию ребенка; посредством отобразительной игры с игрушкой, в частности с куклой, происходит социальная адаптация ребенка, перенос полученных в игре знаний в реальную жизнь.

         У детей с выраженной умственной отсталостью игра развивается крайне медленно и без специального обучения остается на уровне манипуляций с игрушками. Многие действия с игрушкой у таких детей однообразны и, как правило, не имеют игрового содержания.

        Нарушение темпа психического развития и его своеобразие как бы предопределяют недоразвитие игровой деятельности у умственно отсталых детей уже в раннем возрасте. Задержка сенсомоторного развития тормозит формирование у ребенка более сложных системных процессов (память, мышление, речь), а также затрудняет процесс овладения основными видами деятельности. У детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью предметная деятельность длительное время находится на очень низком уровне. Их действия с предметами часто имеют характер неспецифических манипуляций (бросают предметы и игрушки на пол, сосут, грызут, их, постукивают и т.д.).

        Все эти особенности приводят к длительной задержке развития у этих детей всех компонентов игровой деятельности.

        Необученные дети с выраженной умственной отсталостью не обнаруживают потребности в игре. Они не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к действиям с ними. У отдельных детей наблюдается избирательный интерес к игрушкам, выделяются любимые игрушки, с которыми они предпочитают играть. Однако этот интерес размыт, кратковременен, неустойчив. У таких детей отсутствует поглощение игрой, любые раздражители быстро отвлекают их внимание от игры, после чего она прекращается.

        У детей также не сформирован и целевой компонент. Их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Ребенок не умеет ставить перед собой конкретную игровую цель. Часто механически или по подражанию взрослому он выполняет те или иные простые манипулятивные действия с игрушками, нередко не отражающие ни физических свойств, ни назначения предметов. И лишь под влиянием длительного обучения у некоторых детей формируется умение осознанно ставить элементарную цель в игре с помощью взрослого (покатать куклу в коляске, покормить, одеть куклу и т.д.).

        В процессе длительного обучения эти дети способны овладеть не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-отобразительных игр. Последовательное выполнение нескольких действий весьма сложно для детей этой категории, поэтому они допускают нарушения порядка действий в цепочке, часто забывая, что делать дальше, и ожидая подсказки от педагога.

         У детей с выраженной умственной отсталостью проявляется склонность к использованию игрушек, являющихся копией предметов окружающей действительности. Функция замещения спонтанно у них не формируется. Поэтому их необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве заменителей. Неумение использовать предметы-заместители связано не только с недоразвитием у детей образного мышления и воображения, но, прежде всего, с тем, что у них чрезвычайно скуден запас представлений об окружающем мире и беден опыт предметных действий.

        Все это позволяет сделать вывод о том, что в процессе обучения и воспитания детей с выраженной умственной отсталостью особая роль должна быть отведена формированию игровой деятельности.

        Формирование игровой деятельности у всех детей построено на основе комплексного подхода, который включает следующие компоненты:

 - диагностика детей по игровой деятельности;

 - определение задач обучения игровой деятельности

 - организация предметно-игровой среды;

 - обогащение жизненного опыта детей;

 - обучающие игры;

 - общение взрослого с детьми в процессе игры.

        Для выявления уровня развития игровой деятельности в первоначально проводится обследование по данному виду деятельности.

        Исходя из особенностей контингента детей, и по результатам проведенной диагностики были определены задачи обучения и воспитания на год:        

  1. Формировать умение проявлять интерес к играм и игрушкам.
  2. Формировать умение адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые образные игрушки.
  3. Формировать умение выполнять игровые действия (совместно со взрослым, по подражанию, по образцу).
  4. Воспитывать интерес и потребность в эмоциональном общении с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения.
  5. Развивать умение подражать неречевым и речевым звукам, имитировать соответствующие движения и звуки (плач куклы, мотор машины и т.д.).
  6. Развивать умение выполнять простые игровые действия, соединять их в простую цепочку игровых действий, отражающую бытовую ситуацию.

Для реализации поставленных задач процесс работы проводился в следующих направлениях:

- занятия по обучению сюжетно-отобразительной игре

В соответствии с результатами обследования и поставленными задачами составляется примерное проектирование коррекционно-развивающей работы по обучению сюжетно-отобразительной игре. На еженедельных занятиях учителя-дефектолога у детей формируется особое отношение к кукле как к «игровому заместителю человека». Ребята обучаются новым игровым действиям с куклой, которые закрепляются в индивидуальной работе с воспитателями.

 - создание развивающей среды

Для успешной реализации поставленных задач необходимо создание соответствующей развивающей среды в помещении группы. Необходимо постоянное пополнение и обновление атрибутики кукольного уголка в соответствии с проводимой игрой. Постепенно вводятся предметы-заместители (например, кубик – кусок мыла), дети учатся использовать их в игре по назначению.

 - обогащение жизненного опыта детей

Работа по этому направлению ведется посредством проведения дидактических игр с куклой, направленных на подготовку к сюжетно-отобразительной игре. Также обогащение жизненного опыта детей проводится на специально организованных занятиях учителя-дефектолога по развитию речи и формированию представлений об окружающем мире. На этих занятиях дети знакомятся с предметами и явлениями, необходимыми для проведения сюжетно-отобразительной игры, в соответствии с изучаемой лексической темой (например, одежда, предметы посуды, постельные принадлежности, мебель и т.д.)

 - общение взрослого с детьми в процессе игры

        Для успешного обучения игровой деятельности необходимым является общение педагога с ребенком во время проведения игры. Педагог разъясняет последовательность игровых действия, одновременно показывая их, с целью последующего соединения действий в простую игровую цепочку. Также во время непосредственного общения в игре педагог показывает образец правильной, грамотной речи, учит звукоподражаниям и выполнению действий по словесной инструкции. Все это способствует расширению пассивного и активизации активного словаря воспитанников.

Многолетний опыт работы педагогов нашего учреждения показывает, что перечисленные виды деятельности способствуют:

  1. Обогащению жизненного опыта детей;
  2. Формированию представлений о ближайшем социальном окружении;
  3. Переносу отдельных, хорошо усвоенных действий, из игры и занятий в повседневную жизнь ребенка;
  4. Воспитанию интереса и потребности в эмоциональном общении со взрослым, посредством использования различных средств коммуникации.

Что, в конечном итоге, способствует одной из главнейших целей воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ – их социализации в дальнейшей жизни вне стен дошкольного учреждения.

Литература:        

  1. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детский игре. М.: Просвещение, 1982.
  2. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие.-СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. (Серия «Коррекционная педагогика»)
  3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2002.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников...

Роль сюжетно-ролевой игры в развити дошкольника.

Анализ роли сюжетно-ролевой игры для социального и психического развития  ребенка дошкольного возраста....

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника

Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследств...

Мастер - класс для родителей "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников"

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.  Игра – это искра, зажигающая огон...

Консультация. «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников»

Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития, ролевые действия детей не всегда согласованы. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они в...