Консультация Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 43 «Аленушка» с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»
города Невинномысска
Консультация
На тему: Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников
Подготовил:
воспитатель Котова О.А.
Невинномысск 2017
Детство младшего дошкольника –очень важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное представление об окружающем мире, начинает складываться личное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, формируется характер.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В игре развиваются духовные силы и физические навыки ребёнка, его внимание, речь, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, а также творческие способности будущего школьника.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми - это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Сюжетно-ролевая игра - это творчество, в котором ребенок воссоздает разнообразные виды человеческой деятельности.
Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые представления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которых прежде всего хочется подражать.
Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о младших. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений.
В сюжетно-ролевой игре дети отображают жизнь и труд взрослых.
Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, лечат зверушек, готовят обед. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
В игре ребенок удовлетворяет свои психологические потребности - быть как взрослый. Желание ребенка делать то, что делают взрослые и стремление использовать те же инструменты - это свидетельство стремления ребенка жить общей со взрослыми жизнью и участвовать в их работе.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Только в сюжетно-ролевой детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой в воображаемой ситуации. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного. Прежде чем взять на себя роль клоуна в цирке, нужно найти колпачок, а это может быть перевернутый пластиковый стакан из набора детской посуды.
Любая детская сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Через сюжетно-ролевую игру происходит обогащение жизненного опыта детей, развиваются навыки самоорганизации, творческая инициатива. Игра формирует такие качества как чуткость, доброта, развивает общительность, взаимопомощь.
Сюжет игры - это действительность, которая находит отражение в игре. В сюжете ребенок отражает свое отношение к миру. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети накапливают опыт социальных отношений между людьми, опыт социальных переживаний. Наиболее распространенными сюжетами являются:
• профессиональные (доктор, повар)
• военизированные («стрелялки», «догонялки»)
• созидательные (строительство)
• поиск и открытие (путешествие, «космос»)
• связанные с искусством (цирк, театр)
• сказочные
• фантастические
• этнографические («масленица»).
Обогащение игровых сюжетов детей формируется через экскурсии, наблюдения, ознакомительные беседы о труде окружающих людей, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изобразительную деятельность, конструирование, физкультминутки, пальчиковую гимнастику. Все эти формы взаимодействия взрослого и ребенка являются основным способом обогащения игрового опыта детей.
Проведение сюжетно-ролевых игр сопряжено с большим ощущением свободы, эмоциональным подъемом, радостью весельем. Поэтому сюжетно-ролевая игра - это лучшее, понятное, доступное средство эмоциональной сферы ребенка-дошкольника.
Сюжетно-ролевую игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Отсутствие сюжетно-ролевой игры-это лишение ребенка главного источника развития, импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.
Таким образом, учитывая изложенное, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра в воспитательном процессе способствует всестороннему развитию детей младшего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, ...
консультация "Роль сюжетно ролевых игр в ознакомлении дошкольников с правилами здорового питания".
В консультации представлен материал из личного опыта работы по знакомлению дошкольников с правилами здорового питания с помощью сюжетно ролевых игр....
Консультация Роль сюжетно ролевой игры
Консультация...
Консультация. «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников»
Игра детей дошкольного возраста характеризуется низким уровнем развития, ролевые действия детей не всегда согласованы. Наблюдается частое пересечение ролевых и реальных отношений играющих детей, они в...
Консультация «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей»
Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста.Являясь таковой, именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психи...
Консультация «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, ...