«Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Применение нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с деть имеющими речевые нарушения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neyrogimnastika_dlya_detey_.doc2.44 МБ
Файл samoobrazovanie_2022-2024.docx118.19 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Согласовано:

 Зам зав. по УВР

_________ О.В. Гаврущенко

 «____» __________ 2022г.

Утверждено:

Заведующий МАДОУ г. Нягани «Детский сад № 5 «Дубравушка» ___________ И.А. Коломейцева

 «____» __________ 2022г.

План по самообразованию

учителя-логопеда

Старостина Татьяна Васильевна

«Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе

с детьми со статусом ОВЗ»

2022-2024 учебный год

Нягань 2022 г.

Актуальность выбранной темы.

На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей, а значит и путей ее коррекции. Самой многочисленной из групп с нарушенным развитием, является группа детей дошкольного возраста с ТНР, число которых бурно увеличивается год от года.

Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. При нарушениях речи происходит торможение познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркин, Т. А. Ткаченко). Происходит нарушение коммуникационного компонента (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Ю. Ф. Гаркуша и др.), торможение ведущей деятельности этого возраста – игровой (Е. М. Струнина, Т. А. Ткаченко и др.), что естественно отражается на формировании психического развития.

Речевые процессы проявляются высшей психической функцией, развиваются в процессе онтогенеза, по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую указывая уровень актуального психического развития. Усвоение ребенком родного языка не является исключением и так же происходит строго запрограммированный путь, основанный на законах развития мозга.

По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи, на всех этапах, невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения.

Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо знать научные факты о формировании мозговой организации психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход позволяет задействовать в работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.

Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективного коррекционного процесса. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности разрешают осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приёмов нейропсихологии.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ (ТНР).

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
  2. Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
  3. Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.
  4. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
  5. Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.
  6. Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с ТНР.
  7. Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
  8. Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.

Предполагаемый срок реализации: реализация программы по самообразованию рассчитана на два года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Этапы работы

  1. Ознакомительный

Цель: планирование работы по теме самообразования.

  • Знакомство с современными тенденциями в области нейропсихологии.
  • Изучение инновационных нейропсихологических технологий.
  1. Практический

Цель: практическое применение знаний, умений, навыков.

  • Участие в серии вебинаров для повышения самообразования и дальнейшего применения нейротехнологий на логопедических занятиях с детьми.
  • Составление перспективного плана занятий с учётом современных нейропсихологических технологий.
  • Составление конспектов занятий с применением выбранных нейропсихологических технологий.
  1. Отчётный

Цель: подведение итогов работы.

  • Выступление в рамках заседания РМО «Использование кинезиологического оборудования как инновационная технология в практической работе учителя-логопеда»
  • Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития для родителей.

Форма самообразования: индивидуальная

Этапы работы

Содержание работы

Сроки реализации

Практический выход (результат)

1.

Ознакомительный

Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме самообразования.

Сентябрь-октябрь 2022

Теоретическая база по заявленной теме самообразования

Обзор  передового педагогического опыта работы по нейропсихологии.

Опыт коллег по нейропсихологии

Знакомство с инновационными технологиями.

Актуализация информации

и систематизация теоретических знаний

2.

Практический

Освоение и внедрение базовых нейропсихологических технологий

в коррекции речевого развития.

2022-2024

Картотека упражнений для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий.

Картотека игр и упражнений для развития зрительной и слухоречевой памяти.

Картотека игр и упражнений для формирования навыков внимания и переключения.

Картотека игр и упражнений для развития зрительно-пространственных представлений.

2.1

Методический блок

Мастер- класс на ГМО логопедом: «Роль нейропсихологического подхода в профилактике речевых нарушений у детей»

Ноябрь

2022

Методическая разработка: «Развитие моторики рук при автоматизации звуков как современный подход в коррекционно-логопедическом процессе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи».

Организация активной коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-логопеда с учётом современных требований.

Ноябрь- Декабрь

2022

Создание активной коррекционно-развивающей среды за счёт приобретения кинезиологического оборудования: межполушарные доски, «умные мячики»,  сенсорный материал, колючие коврики, тренажёры, массажёры.

Прохождение онлайн-курса «Нейропсихоло-гический подход в организации коррекцион-ной работы педагога»

До мая 2023

Сертификат

Составление картотек  по внедрению кинезиологических упражнений.

2022 – 2023

Создание картотеки: «Использование кинезиологических упражнений в коррекции речедвигательных нарушений»

Показ опыта работы для воспитателей логопедической группы

Методическая разработка: «Влево-вправо, вверх вниз» - нейроигра на развития пространственных представлений и автоматизацию звуков

2.2

Работа с детьми

Нейропсихологическая диагностика дошкольников с нарушениями речевого развития.

Сентябрь 2022 – Май 2023

Сентябрь 2023 – Май 2024

Анализ показателей уровня развития детей

Внедрить в коррекционно-образовательный процесс современные нейропсихологические технологии.

2022 - 2024

Конспекты занятий с применением современных технологий

2.3

Работа с родителями

Проведение родительских собраний

(1 полугодие и 2 полугодие)

2022 – 2023

Тема собрания: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»

Тема собрания: «Образовательная кинезиология»

Разработка памяток и буклетов для родителей

2022 – 2023

Картотека дыхательных упражнений.

Оформление информационного материала в уголке логопеда

2023 – 2024

Консультация: «Двуручное письмо»

Провести мастер-класс с родителями

2023 – 2024

«Умные мячики» как инновационная технология

в логопедической работе».

3.

Отчётный

Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования

Апрель 2023

Аналитический материал: «Повышение качества речевого развития детей посредством внедрения современных педагогических технологий».

Обобщение и трансляция опыта

Апрель 2024

Демонстрация опыта в форме открытого занятия

с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития.

2022 – 2024

Публикация методического материала на образовательных порталах.

Оформление результатов работы по теме самообразования

Май 2024

Анализ работы по самообразованию, отчёт

о проделанной работе.

Предполагаемый результат: 

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
  • владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста;
  • повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.
  • повышение эффективности логопедических занятий.

Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • интернет-ресурсы и медиа-информация;
  • семинары – практикумы, конференции;
  • дистанционные курсы повышения квалификации.

Изучение учебно-методической литературы

  • Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М.: Теревинф, 2019. – 272 с.
  •  «Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста»: Учебное пособие / Под. ред. Л. С. Цветковой. – М., 2001.
  • Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
  •  «Гимнастика ума». Деннисон П.,  Деннисон Г. - М.,1993.
  • Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
  • «Нейропсихологические занятия с детьми»  в 2ч. Ч1.Колганова В.С., Пивоварова Е.В. – М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.
  •  «Нейропсихологические занятия с детьми»  в 2ч. Ч2.Колганова В.С., Пивоварова Е.В. – М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.
  • «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего  онтогенеза» Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.- 474с.
  • «Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения». Сиротюк А. Л. – М., 2003.
  •  «Основы нейропсихологии». Лурия А. Р. - М.,1973.
  • Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.
  •  «Психогимнастика» Чистякова М. И. - М.,1995.
  •  Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.
  • Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.
  • Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
  • Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
  •  «Упражнения для психомоторного развития дошкольников»: Практическое пособие. Сиротюк А. Л.  – М.: Аркти, 2008. -60с.

Изучение статей, конспектов  по самообразованию и проектной деятельности  на интернет сайте: http://nsportal.ru.

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога.

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, о которых сегодня делюсь опытом, может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.

Почему применяю именно нейропсихологию?

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

Своё знакомство с теоретическим и практическим опытом в области нейропсихологии начала с 2001 года, работая педагогом - психологом в ДОУ.

Изучала новую информацию путём саморазвития: читала публикации, книги, просматривала обучающие видео, вебинары с целью повысить свои профессиональные навыки.

Работая воспитателем с детьми с особыми образовательными потребностями, решила применять полученные знания в профессиональной деятельности.

А в 2017 году ещё и прошла переподготовку в НИПКиПРО по программе «Дошкольная дефектология», где читалась дисциплина «Психомоторная коррекция в работе с детьми с ОВЗ».

Провела следующую работу:

1. Повысила свою компетентность в вопросах нейрокоррекционного воздействия по методике А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», технологии «Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей с задержкой психического развития» из книги Конева Е.А., Рудаметова Н.А. «Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями». – Новосибирск, 2008 (научный редактор Г. М. Вартапетова).

2. Подобрала системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием.

3. Ежедневно отводила время в работе с детьми на выполнение упражнений с последующим их усложнением.

4. Привлекла специалиста – руководителя изостудии – включение двуручного рисования.

5. Поддерживала взаимосвязь с учителем – логопедом, которая также применяла с детьми упражнения в своей практике.

6. Вовлекла родителей (качественное выполнение упражнений с ребенком дома по рекомендациям воспитателя).

Удалось добиться следующих результатов:

– Дети включаются в деятельность более активно, они начали лучше воспринимать информацию.

– У детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным.

– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились.

– В режимных моментах и при выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий.

– На занятиях по продуктивным видам деятельности детям удается доводить начатое дело до конца, получая результат своей работы.

– Уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос.

– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.

– Улучшилась внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делились новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения), повысилась их самооценка.

– Повысилась мотивация родителей для участия в образовательной деятельности ДОУ.

Составляющие компоненты психомоторного развития, используемые мною в работе:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Глазодвигательные упражнения.

Помогают расширить объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление.

Например, упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по группе различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.

3. Упражнения для развития артикуляции. Большая часть моторной коры мозга участвует в мышечных движениях полости рта - артикуляция её активизирует.

4. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие. Развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, интегративная функция мозга.

http://www.io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2018/02/kolechki.jpg?itok=OG-TL_Uz

5. Дыхательные упражнения. Развивают умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями.

6. Растяжки. Направлены на нормализацию тонуса мышц. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей гипотонуса мышц (вялость), зажимов и гипертонуса – повышенного двигательного беспокойства.

Например, растяжка «Сова». Помогает расслабить мышцы шеи, спины, снять напряжение, возникшее при длительном напряжении в статичной позе. Благодаря этому восстанавливается кровообращение, нормализуется приток крови к головному мозгу. Это активизирует навыки внимания, памяти, чтения. С помощью «уханья» освобождаются челюстные зажимы, что способствует совершенствованию навыков внутренней речи, мышлению, и как следствие, более плавной и связной речи. Можно выполнять сидя и стоя.

1. Правой рукой захватите мышцу посередине левого плеча (надкостную мышцу).

2. Поверните голову немного влево, к руке, которая сжимает мышцу. Одновременно выполняйте следующие движения: рука сжимает мышцу, шея вытягивается немного вперед, подбородок выпячивается, глаза расширяются, губы сворачиваются трубочкой и произносят звук «УХ».

3. Возвращаемся в исходное положение: рука опускает мышцу, шея и глаза занимают свое исходное положение, губы расслабляются.

4. Выполняйте упражнения, чередуя пункты 2 и 3. С каждым «УХ» перемещайте голову по направлению от плеча, которое сжимает рука, к другому плечу (5-6 «УХ» в одну сторону).

5. Делайте упражнение по ощущениям, сколько считаете нужным.

6. Поменяйте руку и повторите то же самое.

http://www.io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2018/02/lezginka.jpg?itok=mnOXbAPA

7. Функциональные упражнения – это упражнения, направленные на развитие определённых когнитивных функций (памяти, внимания, и др.), развитие саморегуляции.

Примеры функциональных упражнений.

«Черепаха». Цель: развитие двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора дети начинают медленное движение к противоположной стене, изображая маленьких черепашек. Никто не должен останавливаться и спешить. Через 2-3 минуты инструктор подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуждает с группой трудности в выполнении упражнения.

«Руки-ноги». Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности, развитие навыков удержания программы. И. п. – стоя.

Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами. Ноги вместе – руки врозь. Ноги врозь – руки вместе. Ноги вместе – руки вместе. Ноги врозь – руки врозь.

Цикл прыжков повторить несколько раз.

Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный» (старинная игра). Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, погашение импульсивности.

Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяющего жестом (легкий хлопок ладошкой по голове); затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» (легкий хлопок ладошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение треугольника руками).

http://www.io.nios.ru/sites/io.nios.ru/files/styles/fotostatija/public/images/2018/02/uho-nos.jpg?itok=XBhZcmiR

8. Коммуникативные упражнения – направлены на развитие общения между детьми. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

Примеры коммуникативных упражнений.

Упражнение «Тачка». Дети разбиваются на пары. Один из партнеров принимает «упор лежа», другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость движения.

«Сороконожка». Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде инструктора «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».

Упражнение с правилами «Животные». Дети встают в круг. Инструктор каждому участнику шепотом на ушко говорит название какого-либо животного: собака, корова, кошка и т.д - Название животного держится в секрете. Дети закрывают глаза и «превращаются» в это животное, издавая соответствующие звуки: гав-гав, му-му, мяу-мяу и т.д. Дети должны медленно передвигаться по комнате и прислушиваться к голосам всех «животных», объединяясь в родственные группы. Нашедшие друг друга «собаки», «коровы», «кошки» берутся за руки и передвигаются вместе. Во время выполнения упражнения глаза должны оставаться закрытыми.

9. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Все упражнения использовались как в совокупности и представляли собой комплекс психомоторной гимнастики (имели чёткую структуру с ритуалом начала занятия, релаксацией, ритуалом окончания), так и выступали элементом непосредственной образовательной деятельности, применялись в режимных моментах.

Например,

– зарядка или утренняя совместная деятельность (5-7 мин.) – ползательные, дыхательные, пространственные упражнения, растяжки;

– физминутка (во время занятия, 1-2 мин.) – глазодвигательные упражнения, или на развитие межполушарного взаимодействия;

– игры на свежем воздухе (лето до 20 минут, зима – 10 минут) – пространственные упражнения, коммуникативные и игры на регуляцию движения;

– пробуждение (2-3 минуты) – дыхательные упражнения, растяжка.

Имеют как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Применение данного метода позволяет:

Улучшить у детей память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить работоспособность к произвольному контролю.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

Занятия проводятся по 10-15 минут.

Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

От детей требуется точное выполнение движений и приёмов.

Упражнения проводятся стоя и сидя за столом.

Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, после этого обучать дошкольников.

Рекомендую коллегам освоить этот метод коррекции и внедрять его в работе с детьми.

Есть ограничения. Дети с эпилептической готовностью, дети с психиатрическими проблемами, генетическими синдромами, сердечной недостаточностью, астмой нуждаются в сопровождении врача.

Список используемой литературы:

1. Горячева Т.Г., Султанова А.С. Сенсомоторная коррекция при нарушениях психического развития в детском возрасте. Москва, 1999.

2. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей: Базовое пособие по Образовательной Кинесиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

4. Конева Е. А., Рудаметова Н. А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. – Новосибирск, 2008.

5. Лютова Е.К., Монина. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2005.

6. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.

7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.

8. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.

9. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.

10. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

11. Хомская Е.Д. Нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007.

12. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.

13. Программа «Применение основ нейрокоррекции в работе педагога дошкольного учреждения». Сборник материалов для педагогов дошкольного образования под редакцией и научным руководством Тихомировой Е. А., кандидата психологических наук. Образовательный проект «Международной Школы Лидерства для Молодежи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нейропсихологических приёмов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в д...

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевани...

План по самообразованию учителя-логопеда «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у дет...

Использование нейропсихологических техник в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ. «Из опыта работы».

В конце прошлого века учеными были проведены несколько исследований показавшие, что определенные движения тела влияют на состояние нейронных связей в головном мозге. Глубже этим вопросом занимали...

мастер - класс для воспитателей «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Одной из актуальных проблем современного образования остаётся проблема повышения эффективности коррекционно - образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возм...