Теоретические основы развития словаря слабовидящих детей четвертого года жизни
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)

Петрова Полина Константиновна

Материал статьи раскрывает вопросы развития словаря слабовидящих детей четвёртого года жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл new_document_2.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Полина Константиновна

                      ГБОУ школа №544

с углубленным изучением английского языка

Московского района Санкт-Петербурга. 

Теоретические основы развития словаря слабовидящих детей четвертого года жизни.

Словарный запас любого человека состоит из пассивной и активной части. К активному запасу относятся те слова, которые мы употребляем в своей разговорной речи и письме, к пассивному – слова, которые мы знаем (узнаем на слух или при прочтении), но сами не используем.

Особенности развития речи у детей четвертого года жизни

В возрасте четырех лет происходит интенсивное развитие речи дошкольника. Однако понимание обращенной речи преобладает над речевыми возможностями ребенка.

Речь ребенка представлена преимущественно короткими фразами, состоящими из нескольких слов.Происходит дальнейшее развитие слухового внимания, фонематического слуха, слухо-речевой памяти. Ребенок данного возраста, в норме, создает новые слова или формы слов, пытается рифмовать, более отчетливо произносит звуки и слоги. Возможны запинки в речи, что связано с тем, что малыш еще не в полной мере регулирует речевое дыхание (не всегда делает паузы между словами, фразами, проглатывает окончания слов). Грамматический строй речи формируется, возможны ошибки ударности и при согласовании слов в предложении.

В среднем, словарный запас детей 4 лет составляет около 2 000 слов. Происходит увеличение использования существительных, глаголов и других частей речи. Кроме личных местоимений применяются притяжательные: мой, твой. Начинают появляться в активной речи слова-понятия: одежда, посуда, овощи, фрукты, игрушки.

По наблюдениям Ляминой Г. М. и Тихеевой Е. И. ближе к 4 годам, при нормотипочном речевом развитии:

- ребенок должен использовать распространенные фразы, высказывать суждения об окружающем, делать свои умозаключения;

- пытаться обобщать, объединяя сходные предметы или явления в одну группу;

- в речи активно формируется умение использовать падежные окончания и формы глаголов;

- ребенок должен использовать местоимения, числительные, наречия притяжательные прилагательные;

- ребенок может испытывать трудности при составлении связного и понятного взрослым рассказа, он допускать грамматические ошибки, неточности в употреблении предлогов.

Для ребенка четырех лет характерной психологической особенностью восприятия является способность видеть предмет как целостный образ, неумение замечать детали. Исходя из этого, следует помнить, что в речи детей мало слов –названий частей предметов: составных частей сложных вещей, частей тела животных. Так же дети еще не знают оттенки цветов.

На четвертом году жизни происходит усвоение активное формирование грамматического строя родного языка, в частности освоение процесса словообразования, который растягивается на весь дошкольный возраст.

Бородич А. М. отмечает, что дети допускают ошибки при употреблении тех или иных приставок. Возникают слова, не существующие в языке. Использование детьми собственных слов с ошибочным употреблением той или иной приставки свидетельствует о том, что дети понимают смысл употребляемых морфем, но они еще не запомнили, как их надо употреблять в речи, то есть они не усвоили речевой нормы.При этом, необходимо отметить, что на четвертом году жизни  словообразовательные нормы только начинают осваиваться ребенком, а словоизменением основных частей речи дети должны в основном овладеть. Можно сказать, что грамматические формы продуктивных типов склонений и спряжений применяются правильно. В то же время аграмматизмы встречаются потому, что дети переносят окончания продуктивных типов склонения на непродуктивные, как они это делали и на третьем году жизни.

На четвертом году жизни совершенствуется синтаксический строй речи, дети чаще используют различные синтаксические конструкции, стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию высказывания.

Необходимо отметить, что ребенок четырехлетнего возраста еще не может самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он стал. В высказываниях дошкольника еще нет развернутости, характерной для связанной речи. Как уже отмечалось, ребенок использует короткие предложения, не всегда соблюдая логическую последовательность в изложении события. Учитывая данную особенность, необходимо задавать дополнительные вопросы (простые, косвенные, тем самым развивая понимание обращенной речи и усвоение грамматического строя речи. Зачастую ребенок начинает рассказ, используя местоимения («он», «она») так что непонятно, о ком ребенок собирается рассказывать. Также трудности у четырехлетнего ребенка вызывает описание содержание сюжетной картинки. Чаще всего ребенок называет предметы и перечисляет действия, которые они совершают. Детям этого возраста доступно составить высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования иллюстраций, схем, пиктограмм.

Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Необходимо учитывать, что у нормотипичных детей четырех лет достаточно хорошая память, поэтому они наизусть могут читать стихи и пересказывать знакомые сказки.

Для детей на четвертом году жизни характерным является ситуативность речи, преобладает экспрессивное изложение. Ребенок допускает много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Позднее речь становится более связной и контекстной. Развитие такой формы речи объясняется задачами и характером общения ребенка с окружающими. Усложняется познавательная деятельность ребенка, что требует более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают понятности и ясности его высказываний. Исходя из динамики речевого развития, складывается функция сообщения и диалог.

Детям на четвертом году жизни доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы). Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие явятся основой формирования монологической речи.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, а потребность в общении побуждает их к проявлению инициативы, они являются инициаторами разговора, уже умеют задавать вопросы, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Следует симулировать этот интерес, поскольку он является фундаментом дальнейшего речевого развития и других высших психических функций ребенка.

Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей четвертого года жизни, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители.

Логопеды выделяют характерные особенности развития речи детей на четвертом году жизни , которые являются нормой для большинства из них.

Нормы речевого развития детей на четвертом году жизни

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребенка. Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются. Детей интересуют явления природы, взаимоотношения между людьми, незнакомые предметы. Нужно поддержать этот интерес, так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребенка.

Словарь, которым пользуется ребенок, доходит в этом возрасте до 2000 слов. Среди них все еще преобладают существительные и глаголы, также появляются в речи местоимения, наречия, числительные. Именно на четвертом году жизни  начинается период детского словотворчества: малыши пытаются по-своему обозначать предметы и явления, используя слова, которых нет в родном языке.

Словоизменением основных частей речи дети уже в основном овладели. Можно сказать, что грамматические формы продуктивных типов склонений и спряжений в этом возрасте применяются правильно. В то же время аграмматизмы встречаются потому что, дети переносят окончания продуктивных типов склонения на непродуктивные, как они это делали и на третьем году жизни. Конечно, в данном возрасте таких ошибок все меньше и меньше. По непродуктивному типу изменяются такие слова, как глаголы ехать, есть, расти, разносклоняемые существительные типа имя. Трудно детям различать окончания винительного падежа у одушевленных и неодушевленных существительных (чаще они применяют окончание,свойственное неодушевленным существительным: «Видели конь»,но бывают ошибки и в обратном перенесении: «Купи игрушечного поезда».

Дети обычно склоняют несклоняемые существительные («без пальта пойду»). Категория рода существительных в основном усваивается к трем годам. Но ошибки в согласовании прилагательных с существительными могут остаться и в рассматриваемом периоде. Чаще всего встречается смешение окончаний женского и среднего рода («красивая платье», «зеленое трава). Это связано с тем, что окончания многих прилагательных безударные, на слух воспринимаются плохо.

Не справляются пока дети и со склонениями числительных («кошка с два котенка», тем более что их в речи детей очень мало, как и причастий с деепричастиями.

Дети с каждым днем говорит все более отчетливо и понятно для окружающих. Это связано с дозреванием артикуляционного аппарата, что дает возможность ребенку правильно произносить те звуки, которые раньше у него не получались.

Сроки полного овладения нормальным звукопроизношением у разных детей различны: некоторые до 4 лет не успевают справиться с данной задачей, но есть дети, которые уже в 3 года 6 месяцев овладевают нормальным звукопроизношением. Еще не считается речевым отставанием замена звука [Р] («рука») на [Л] («лука») и замена звука [Л] («лак») на мягкий [Л`] («ляк»). Если все сонорные звуки заменяются звуком [Й] («рука» - «йука», то можно уже говорить о некотором отставании в появлении звуков данной группы. Свистящие и шипящие к 4 годам могут быть недостаточно отдифференцированы; наблюдается смешение [С-Ш], [З-Ж], [С`-Щ].

Есть у детей на четвертом году жизни трудности управления своим голосовым аппаратом: малыши подчас говорят очень громко, не замечая этого. Дети неплохо перенимают интонацию и верно подражают взрослым при пересказе сказок. Речевое дыхание в данном возрасте удлиняется,на одном выдохе ребенок может произнести небольшую фразу или произнести медленно цепочку из 4 звуков: а-у-и-о.

В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка – балка, мышка – мишка). Развитие фонематического слуха опережает произносительные возможности детей, они, не умея произносить тот или иной звук, слышат его в чужой речи, замечают ошибку в произношении другого ребенка, начинают слышать свое ошибочное произношение.

Речь ребенка трех-четырех лет ситуативна, он еще не владеет монологической речью, поэтому пересказ сказок, небольших рассказов ему пока не доступен. Дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 4-5 слов. В этом возрасте ребенок еще не может самостоятельно рассказать о событиях, которые он видел. Трудно малышам описать содержание сюжетной картины. Чаще всего он называет предметы, людей, животных, а также перечисляет действия, которые они совершают. Пересказ небольшой сказки возможен, но это скорее рассказ наизусть. Дело в том, что у детей в этом возрасте очень хорошая память, и знакомую сказку они просто помнят. Многие дети данного возраста поражают своих родителей способностью запоминать длинные стихотворные сказки. Поощрять заучивание доступных для понимания стихотворных текстов нужно, так как многократное произнесение их вслух помогает развивать языковое чутье ребенка, обогащает его словарный запас, улучшает звукопроизношение. Другое дело, что подобная «гениальная память» в таком возрасте – обычное явление, и относиться к этой способности детей как к выдающейся не стоит (а тем более демонстрировать своего ребенка другим взрослым). Как раз неумение запомнить ту же «Муху Цокотуху» нужно рассматривать как тревожный сигнал. Если в этом виноваты родители (не читают детям, это нужно срочно исправлять, а если после многократных повторений ребенок не в состоянии декламировать наизусть детские стихи и потешки, тут надо насторожиться.

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей на четвертом году жизни ,на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:

• проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;

• называть имена близких родственников и друзей;

• воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;

• говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;

•распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка, одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);

•находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;

•называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;

• точно повторять услышанное;

• пересказывать мультфильм, сказку;

• в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей четвертого года жизни , по которым очень просто проверить навыки и умения ребёнка. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.

Особенности развития речи у слабовидящих детей четвертого года жизни.

Слабовидящие дети-дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,5 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо нарушениями периферического зрения, приводящими к значительному снижению разрешающих способностей глаза.

Из-за нарушения деятельности зрительного анализатора речь детей с патологией зрения характеризуется определенными особенностями: отсутствием необходимого запаса слов; вербализмом, тоесть нарушением смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета; эхолалия- автоматическим (не контролируемым) повторением ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений; ранним недоразвитием речи.

Дошкольники с нарушением зрения характеризуются малым запасом предметных и пространственных представлений, неумением обозначать в речи воспринимаемые пространственные признаки и направления пространства. Умение выделять признаки предметов, находить обобщающие слова значительно отстает от нормы.

У детей отмечается ограничение возможностей познавательной деятельности.

В результате недостаточности предметных образов действительности отмечается сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний и правильного грамматического конструирования предложения. Наблюдается качественное снижение речевого развития при выполнении заданий на описание объектов реального мира.

Отмечается резкое отставание в области развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, первичных навыков чтения.

Выявлена и задержка развития ряда важнейших функций, которые имеют то или иное отношение к формированию речевой системы (праксис, гнозис, координация, пространственная ориентировка, снижение возможностей двигательной сферы, как общей, так и мелкой моторики).

Недостатки речевого развития ограничивают и без того суженый круг общения детей с нарушением зрения, это затрудняет формирование ряда качеств личности или ведет к появлению отрицательных свойств (замкнутость, негативизм и т.д.).

У детей с нарушениями зрения наблюдаются нарушения словарно-семантической стороны речи, формализм употребления значительного количества слов с их конкретными чувственными характеристиками. Усваивая новое слово, например, «воробей», ребенок с нарушениями зрения, который никогда не видел эту птицу, не знает ее признаков. При этом он может весьма активно употреблять это слово, не имея точного представления об этой птице. Даже при рассматривании картинки с изображением воробья дети отмечают лишь наличие головы, туловища, крыльев и ног, а наиболее характерные признаки - форма, величина, окраска оперения - остаются в тени, в результате чего образ памяти формируется как голая схема того или иного объекта.

Усвоение грамматического строя речи происходит в процессе общения со взрослыми на основе слухового восприятия и последующего подражания. При нормальном общении с окружающими слабовидящие дети имеют все условия для успешного овладения грамматическим строем. Но достаточно часто дети с нарушением зрения оказываются в условиях, резко ограничивающих возможность общения, что отрицательно сказывается на формировании у них речевых навыков и языкового чутья.

Накопление словарного запаса и усвоение грамматического строя речи родного языка способствуют развитию связной речи. Понимание и овладение связной речью, несмотря на ряд перечисленных особенностей, осуществляется у детей с нарушениями зрения по тем же закономерностям, что и у нормально видящих. Но недостаточность словарного запаса, непонимание значения и смысла некоторых слов, делают рассказы детей информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Устная речь детей с нарушениями зрения часто бывает сбивчива, отрывочна, непоследовательна. Они не всегда планируют свое высказывание. Ранняя коррекционная работа позволяет преодолеть задержки в речевом развитии и достигнуть уровня нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через систему мероприятий по развитию валеологических и физических качеств детей четвертого года жизни

Здоровье человека одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки. Миссия нашего ДОУ заключается в сохранении и укреплении здоровья и проживания дошкольного детства как самоценног...

Развитие связной речи детей четвертого года жизни

Большое значение речи дошкольника  в том , что  это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность  связанных друг с другом  мыслей, которые выражены...

Из опыта работы. «Развитие речи детей четвертого года жизни»

Речь для человека - важнейший фактор его развития, социализации.  Главная задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи....

Развитие психических процессов детей четвертого года жизни

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координи...

Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития словаря детей четвертого года жизни"

Для решения задач словарной работы выработано достаточно форм и методов работы. Одним из таких средств является дидактическая игра. Развитие словаря в дошкольном детстве занимает одно из ведущих ...

Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей четвертого года жизни

Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей четвертого года жизни...