Примеры разных видов сказок и алгоритмы их написания
статья по коррекционной педагогике
Как сказка врачевать научилась (Татьяна Большакова.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primery_raznyh_vidov_skazok_i_algoritmy_ih_napisaniya.docx | 34.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Как сказка врачевать научилась (Татьяна Большакова.)
Жила была Сказка. Весело ей жилось, потому что рядом всегда были добрые и верные друзья. Вместе они могли и посмеяться, и порадоваться; и страшновато им порою делалось, но всегда все хорошо заканчивалось.
И вот однажды встретила Человека.
- Ты любишь людей? - спросил он.
- Да, - ответила она. Она ведь и, правда, всех любила.
- Тогда пойдем со мной, и я научу тебя помогать людям, избавлять их от болезней.
- А подружек можно с собой взять?
- Можно, - разрешил Человек.
И тогда она согласилась: ведь с друзьями нигде не страшно.
Человек привел компанию в большой красивый дом. Там было много людей, и все они долго-долго слушали сказки, истории, притчи. Потом люди горячо заговорили о чем-то не очень понятном, и стали разные ученые слова произносить.
Поняла только Сказка, что странные люди собираются из нее с подружками какой-то смысл извлекать и разные лекарства делать.
Испугалась она сначала, но не убежала: друзья рядом - стыдно, и любопытно, как этот смысл извлекать будут. Да и людям помочь хотелось, чтобы не болели они, бедные. Ведь когда самой хорошо, хочется, чтобы и другие жили счастливо.
И началась жизнь Сказки в институте Сказкотерапии. Поначалу, действительно, многое странным казалось. Ведь она привыкла, что, слушая сказки, все улыбаются, а здесь слушали серьезно, потом долго-долго спорили, а порою даже хмурились, но, уходя от нее, все равно говорили: «Спасибо!»
И то, что извлекали из нее, тоже казалось будто и не из нее вовсе.
Но потом поняла Сказка, что открыли в ней люди новый талант, и теперь она не только радовать, но и лечить может.
Лечить то, что всего нужнее - Душу человеческую!
А, научившись лечить, Сказки снова пошли по белу свету, продолжая рассказывать свои истории, только теперь у них для каждого есть своя, особенная...
Виды сказок
✓ Художественные сказки
✓ Дидактические сказки
✓ Психотерапевтические сказки
✓ Психокоррекционные сказки
✓ Медитативные сказки
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и прочее) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
Пример дидактической сказки:
Как зайчонок морковку вырастил
Очень любил зайчонок морковку кушать, и решил он свою морковку посадить. «Чего проще! - думает он. - Положу семена в ящик, и вырастет у меня большая морковка».
День ждал, два ждал - не видно морковки. Решил зайчонок узнать у сосны, почему она такая большая выросла? «А меня земля питает», - ответила сосна. Зайчонок накопал землицы, положил ее в ящик, посадил туда семечки и стал ждать. А семечки всё не растут. Опять спросил Зайчонок сосну: «Сосна-сосна, а почему ты такая большая?». «А меня дождик поливает», - ответила сосна. Набрал Зайчонок в лейку воды и полил свои семечки. Но опять не растет морковка. А сосна шепчет: «Меня еще солнышко греет». Подставил зайчонок ящик с семечками под солнечные лучики. И вскоре появились первые зеленые росточки и стали расти. А внизу, в земле красная морковка виднеется. К концу лета у зайчика такая большая и сладкая морковка выросла - объедение! Оказывается, даже маленькой семечке, чтобы вырасти, нужно солнышко, вода и земля.
Алгоритм создания дидактической сказки:
- Создание образа сказочной страны, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране. Например, страна «Звуколандия».
2
- Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние (стало скучно, тоскливо, отсутствие друзей)).
- Восстановление страны: чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание (упаковка учебного задания).
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ СКАЗКИ
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.
Пример психокоррекционной сказки:
СКАЗКА ПРО ДЕВОЧКУ НАСТЮ,
КОТОРАЯ БОЯЛАСЬ ТЁМНЫХ КЛАДОВОК
Юлия Кулешова
Жила-была девочка Настя. Жила с мамой и папой в большой и уютной квартире. У Насти была своя маленькая и светлая комната, там вместе с ней жили ее игрушки. И все бы было замечательно, да вот только боялась Настя проходить мимо темной и мрачной кладовки, в которой хранились разные старые вещи и всякие разные баночки с вареньями и соленьями. А уж чтобы заглянуть в эту кладовку, вообще, не могло быть и речи.
Однажды в воскресное утро вся семья собралась на кухне пить чай. «Ой, я же варенье забыла достать, — сказала мама, — Настенька, сходи возьми в кладовке баночку с вареньем». Застучало у Насти сердечко, но она встала и пошла за вареньем. Подошла Настенька к двери кладовки, сердечко еще громче забилось, ну никак не хотелось ей дверь открывать, потопталась она возле двери и пошла обратно на кухню. «Нет, мамочка, — тихонько сказала она, — ты лучше сама варенье принеси, а то я не знаю, какое взять...» «Ну, ладно, принесу сама», — ответила мама.
Весь день Настя думала о том, что произошло утром. Неудобно как-то получилось, ведь мама попросила ее помочь, а она не смогла просьбу выполнить, ну уж очень не хотелось заходить в кладовку.
Вечером легла Настя спать в свою теплую, мягкую, уютную кроватку, положила рядом с собой плюшевого мишку и быстро уснула. И приснился Настеньке удивительный сон, будто вся квартира ожила и все комнаты разговаривают между собой.
«Какие хорошие у нас хозяева, добрые, заботливые, аккуратные. А маленькая хозяйка — такая милая», — сказал зал. «У меня она часто бывает, она у меня спит, и играет здесь и часто болтает у меня со своими друзьями, — сказала детская комната, — ...а по выходным она сама приводит меня в порядок». «И у меня она часто бывает, — сказала кухня, — часто она втихаря от мамы залезает в буфет и лакомится конфетами, но я не говорю об этом маме». «А знаете, какая смешная она по утрам, такая сонная, — сказала ванная комната, — а когда она купается, то так весело играет с мыльными пузырями, ну просто умиление!» «А по вечерам она часто сидит у меня и смотрит мультфильмы по телевизору», — сказала самая большая комната.
«А ко мне она не заходит и даже не заглядывает», — раздался тихий обиженный голосок. Это сказала маленькая кладовка. «Но почему? — воскликнула ванная. — Ведь у тебя хранится столько всего вкусного!» «А когда наша маленькая хозяйка болела и кашляла у тебя нашлась для нее баночка меда», — подтвердила кухня. «Наверное, она боится меня, потому что на самых нижних полках у меня хранится много старых, пыльных ненужных вещей, и вообще я темная и невзрачная и у меня нет ничего интересного», — грустно сказала кладовка. «Но вместе со старыми вещами в тебе хранятся их истории таинственные и загадочные, романтичные и веселые. Не плачь, кладовочка, я уверена, моя хозяйка к тебе заглянет, обязательно заглянет и увидит, что ты совсем не страшная», — воскликнула детская комната. Тут в окно заглянул первый луч света и комнаты замолчали.
Проснулась Настенька и думает, приснилось ей это или правда она такой разговор слышала. Вспомнила она свой сон и так жалко ей стало кладовку, вскочила она с кровати, побежала к кладовке и остановилась у двери, потихоньку протянула руку и открыла дверь. Солнечные лучи с кухни проникли в темную маленькую комнатку и Настя увидела, что кладовка совсем не страшная, немного темновато, зато как-то все загадочно, а вот и баночки с любимым настиным вареньем.
«Настя, ты что там делаешь? Беги умываться», — раздался голос мамы. «Я еще загляну к тебе», — шепнула Настя и побежала в ванную.
Потом как всегда семья собралась за завтраком. «Сейчас я принесу варенье», — сказала мама. «Сиди, сиди, мамочка, -закричала Настя, — я сама принесу!» Она подбежала к кладовке, распахнула дверцу, и, казалось, все баночки на полках заулыбались ей. «Я теперь часто буду к тебе заглядывать», — прошептала Настя и провела рукой по серой крашеной стене.
4
Вечером, когда Настя ложилась спать, она оглядела свою комнату, подмигнула ей и тихонько спросила: «Я все правильно сделала?» И ей показалось, что люстра весело качнулась ей в ответ, как бы кивая: «Да».
Сказка для тех, кого не любят в классе:
"Ежик"
Анна Смирнова
Маленький Ежик заблудился в лесу, Целый день он пытался найти тропинку, ведущую к дому, но с каждым шагом только углублялся в чащу леса. Стемнело, пошел дождь, и вместе с его капельками из глаз Ежика падали слезинки.
Ежик замерз, проголодался и представил, как сильно беспокоится его мама, которую он очень любил и не хотел ничем огорчать.
Рассчитывать на чью-либо помощь было бесполезно, потому что друзей Ежик не имел. Лесные зверята вечно подсмеивались над ним и подшучивали только за то, что он не такой мягкий и пушистый как они, а колючий, маленький; да к тому же еще и толстый, когда сворачивается в клубок. Никого не интересовало, что под этими колючками скрывается что-то очень нежное и доброе. С Ежиком даже не пытались подружиться -ведь тогда не над кем будет посмеяться,
Каждое утро в лесу пятеро друзей - Зайчик, Медвежонок, Барсук, Енот и Белочка начинали с придумывания пакостей и дразнилок для Ежика.
Однажды Заяц предложил вырыть яму, замаскировать ее ветками и позвать Ежика. После этого случая. Ежик несколько дней хромал, потому что, падая в яму, подвернул лапку. Никому его не было жалко. Наоборот, с забинтованной лапкой он был еще более смешон, чем раньше.
И от однажды наступил такой момент, когда всем надоело дразнить Ежика старыми способами, а новые никак не придумывались. Что-то странное произошло между друзьями. Они стали ссориться и подшучивать друг над другом.
- Что это вы меня дразните?! - возмутился Медвежонок - Я же не еж какой-нибудь! - И тут Медвежонок удивился, насколько точными были его слова. Именно в эту минуту он оказался на месте Ёжика.
- Косолапый! Косолапый! - кричали хором Заяц, Барсук, Енот и Белочка.
- Перестаньте!
Но звери не унимались. Они нашли себе новый интерес. Увидев, что участь Ежика постигла его самого, Медвежонок ушел. "Вот и не стало у меня друзей, - грустил он, - никому-то я теперь не нужен".
Медвежонок шел, не глядя себе под ноги, и, не заметив пенек, споткнулся.
- Ой, как больно! Помогите!
Но на помощь никто не шел, и снова Медвежонок вспомнил Ежика. Как же ему должно было быть больно, когда он упал в яму.
А тем временем, Ежик все искал дорогу домой. Увидев Медвежонка, он очень обрадовался, что хоть кто-то повстречался ему на пути. "Сейчас он начнет надо мной смеяться", - подумал Медвежонок. Но вместо этого Ежик погладил бок, которым тот ударился, что-то пошептал, и боль сразу прошла.
- Спасибо, - улыбнулся Медвежонок, - я и не знал, что ты умеешь лечить. Почему ты никому не рассказывал о своем даре?
- Потому что меня никто ни о чем не спрашивал, - ответил Ежик.
И тут Медвежонку стало стыдно за то, как не справедливо относились они к Ежику.
- Я больше тебя не обижу, - сказал он.
Ему захотелось сделать для Ежика что-нибудь хорошее. Узнав, что тот заблудился, Медвежонок с радость проводил его домой. По дороге они о многом разговаривали, смеялись. Впервые Медвежонку было весело просто так. Он сделал открытие: оказывается, для того чтобы тебе стало весело совсем не обязательно смеяться над кем-то.
- Знаешь, - сказал он Ежику, - это даже хорошо, что все со мной перестали дружить. Иначе я бы никогда не понял, как плохо остаться одному, как тяжело на душе, когда тебя дразнят и как здорово находить себе новых друзей. Нужно обязательно рассказать об этом моим старым друзьям.
На следующий день, увидев Медвежонка с Ежиком, Белочка закричала:
- Смотрите! Косолапый разговаривает с колючкой!
- Как же они смешно смотрятся! - поддержал ее Енот.
- Не обижайте моего друга, - попытался остановить Медвежонок. - Чтобы дружить, совсем не обязательно делать кому-то плохо. Можно ведь вместе играть и помогать друг другу.
- Вот уж нет! - крикнул Заяц. - С предателями мы не водимся!
- Да ведь это вы меня бросили, но я не сержусь, - сказал Медвежонок, - благодаря вам я узнал, что нельзя обижать кого-то только за то, что он на нас не похож. Посмотрите, какие мы все разные: Белочка - самая пушистая, Енот - самый маленький, я - большой, Заяц - быстрый, но это же не мешало нам быть вместе.
- А ну их! - крикнул Барсук. - Пойдемте лучше в сороку колючкам кидаться.
- Они так ничего и не поняли, - вздохнул Медвежонок.
- Не расстраивайся, - успокоил его Ежик, - пройдет время, и они поймут, обязательно поймут...
Пока Барсук, Енот и Белочка гоняли сороку, Зайчик случайно застрял в расщелине дерева. Когда Белочка увидела, как он пытается выбраться, она рассмеялась:
- Ой, вы только посмотрите, какой наш Заяц глупый и не осторожный!
- Ничего смешного, лучше помоги выбраться, а то еще лиса прибежит, - попросил Зайчик.
- Я бы помогла, да только что ты мне за это дашь?
- У меня нет ничего!
- Вот когда будет, тогда и позовешь! - весело сказала Белочка и побежала по тропинке.
- Белочка! Постой!- закричал Зайчик. - У меня дома есть сочная морковка - бери сколько хочешь, только не оставляй меня на съедение лисе!
- А я не ем морковь! - раздался вдалеке голос, и беличий хвост скрылся за деревьями.
- Барсук! Енот! - кричал Заяц, но никто не шел на помощь.
Спустя какое-то время, появилась Лиса, которой так боялся Зайчик. Она подошла к нему поближе и облизнулась. "Вот и все", - подумал Заяц и закрыл глаза. Лиса схватила его за уши, открыла рот... но вдруг...
Вдруг что-то больно укололо ее в спину.
- О-о-ой! - закричала Лиса, подскочив и выронив Зайца. - Что это?!
Обернувшись, она увидела Ежа и Медвежонка.
- Ладно, маленькая колючка, - прошипела Лиса, потирая спину. - Я до вас еще доберусь, - крикнула она, убегая. Медвежонок помог Зайцу выбраться.
- Вы спасли мне жизнь! Что я могу для вас сделать? —спросил Зайчик.
- Просто давай играть вместе, - предложил Ежик.
- А вы меня возьмете? - удивился Заяц.
- Конечно! Играть в прятки или жмурки гораздо интереснее, чем кидаться колючками в птиц.
- Ежик, я причинил тебе так много неприятностей...
- Не продолжай Зайчик, я не держу на тебя обиду, главное, что ты все понял.
Оставшись втроем, Белочка Енот и Барсук почувствовали, что им все надоело и ничего уже не интересно. Всех птиц они разогнали, Медвежонка и Зайчика потеряли. Смеяться над Ежиком стало уже опасно, ведь теперь он не один, а с Мишкой - самым сильным среди них и Зайчиком - самым быстрым и ловким.
- Вы как хотите - сказал Барсук - а я иду мириться. Мне надоело придумывать, чем сегодня или завтра кидаться в сороку, кому вырыть яму, а потом в нее же и попасть, как случилось с Медвежонком и Зайчиком Может они примут меня в свой круг. Ежик знает много игр. Я видел вчера как им хорошо весело.
Енот задумался.
- Да пусть идет, - сказала Белочка, - нам и вдвоем будет не хуже.
- Нет, такая жизнь меня больше не устраивает, - ответил Енот - скоро с нами вообще никто не будет знаться. Ничего хорошего ведь от нас не видели. А Ежик может научить залечивать раны.
- Как хотите, - надулась Белочка, - проживу и без вас, сказала она и взбежала вверх по дереву к своему дуплу.
Несколько дней подряд наблюдала она оттуда, как резвятся ее бывшие друзья и спешат на помощь к тем, кому это нужно.
- Иди к нам Белочка - звал ее Медвежонок, но она пряталась в своем домике.
Спустя еще один день, Белочка, наконец, поняла, как грустно и скучно оставаться одной. "А как же Ежик жил все это время?" - подумала она и с этой мыслью спустилась с дерева.
Так в лесу возникла команда Спасателей, которые спешат на помощь тем, кто попал в беду. Ежик научил своих друзей залечивать раны, играть в разные интересные игры, рассказал множество удивительных историй. Спасатели дружили много лет, ибо в этой команде каждый занял свое особое место; каждый знал, что всегда может рассчитывать на плечо друга; каждый принимал другого таким, какой он есть.
Алгоритм создания психокоррекционной сказки:
- В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
- Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
- Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
- Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, доводить ее до абсурда. Герой может увидеть последствия своих действий, и это подтолкнет его к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации. Может повстречать фигуру мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего.
- Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
Сказки, врачующие Душу. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом, а это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Для взрослых психотерапевтические сказки часто облекают в форму притчи, где символически отражаются переживания или события жизни клиента.
Психотерапевтические сказки могут быть адресованы детям, если нужно объяснить проблему жизни и смерти, смерть близкого человека. Или в случае психоэмоциональной травмы, например, развода родителей. То есть в тех случаях, когда необходимо раскрыть смысл происходящего и помочь изменить к нему отношение.
Составить психотерапевтическую сказку очень непросто. Здесь требуется опыт, знания и мастерство. Поэтому, если вам необходима такая сказка, обратитесь лучше за помощью к специалисту - сказкотерапевту или воспользуйтесь готовыми сказками.
Например, почти все сказки Ганса Христиана Андерсена - психотерапевтические.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности»
Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъективной позиции ребенка в разных видах деятельности...
Методическая разработка: «Алгоритмы ознакомления детей с разными видами трудовой деятельности»
Алгоритм поможет воспитателю в работе над перспективным планом, в продумывании последовательности и выборе конкретных форм и методов работы для более полного и своевременного формирования всех навыков...
виды сказок и алгоритм их написания
Библиотека педагога-психолога ДОУ по сказкотерапии...
Способы поддержки детской инициативы и примеры проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности
В работе с детьми необходимо ориентироваться на следующие подходы к поддержке детской инициативы: • Социокультурный подход – поскольку развитие инициат...
Методическая разработка "Алгоритмы ознакомления детей с разными видами трудовой деятельности"
Для детей старшего дошкольного возраста....
«Алгоритмы ознакомления детей с разными видами трудовой деятельности»
Методическая разработка...
Алгоритмы по разным видам трудовой деятельности в ДОУ
Набор иллюстраций (алгоритмов) для детей дошкольного возраста, по разным видам трудовой деятельности...