Выступление на ГМО учителей - логопедов по теме: "Постановка звуков раннего онтогенеза: [т], [д], [н]"
консультация по коррекционной педагогике
Цель: оказание информационной и методической поддержки учителям - логопедам в постановке звуков раннего онтогенеза [т], [д], [н].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_zvukov_d_t_ndocx.docx | 82.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на городском методическом объединении по теме: «Постановка звуков раннего онтогенеза: [н], [т], [д]»
Цель: оказание информационной и методической поддержки учителям – логопедам в постановке звуков раннего онтогенеза [н], [т], [д].
Здравствуйте! Работая в группах компенсирующей направленности, мы стали замечать, что все чаще встречаются дети у которых отсутствуют или заменяются звуки раннего онтогенеза.
Сегодня мы с вами поговорим о звуковызывании звуков раннего онтогенеза звуках [т], [д], [н]. Для того чтобы правильно поставить звук мы должны знать место и способ его образования. По способу образования эти звуки смычно-взрывные. Органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается. По месту образования -это переднеязычные звуки, когда мы произносим звук язычок у нас находиться за верхними зубами. При произнесении звука [д]:
а) губы находятся в положении следующего за [д] гласного;
б) зубы сближены, но не сомкнуты;
в) передняя часть спинки языка при произнесении [д] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый звук [д]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует с ним смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха.
г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
При произнесении звука [т]:
а) губы находятся в положении следующего за [т] гласного;
б) зубы сближены, но не сомкнуты;
в) передняя часть спинки языка при произнесении [т] в сочетании с гласными [а, о, у, ы] (твердый [т]) прижата к верхним зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемой струей воздуха
г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
д) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
При произнесении звука [н]:
а) губы находятся в положении следующего за [н] гласного;
б) видны передние зубы, они сближены, но не сомкнуты;
в) передняя часть спинки языка при сочетании [н] с гласными [a, o, у,ы ]
(твердый звук [н]) прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, которая при переходе к гласному мягко размыкается.
г) мягкое нёбо опущено, вследствие чего выдох происходит через нос;
д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Работа над постановкой звуков проводиться в несколько этапов.
1.Подготовительный. На этом этапе идет подготовка артикуляционной моторики. Выполняем артикуляционную гимнастику «Покусай язычок», «Накажем непослушный язычок», «Пополощем зубки», «Пожуем жвачку», «Качели», «Чистим зубки». Удержать под счет. «Лопатка», «Улыбка – Трубочка», «Парус». Также на этом этапе мы должны поработать над силой выдоха, т. к. мы знаем, что этот звук смычно-взрывной, то нам необходим сильный резкий выдох, а не долгий и продолжительный. Здесь мы можем использовать упражнения, которые будут формировать сильный выдох. Чтобы ребенок видел, что у него получается можно использовать визуальные подкрепление можно использовать салфетки, фетровый материал, снежинки любой материал, который легко сдувается.
2.Становление звука. У малышей это вызывание звука, а у детей постарше постановка. Мы можем поставить этот звук по подражанию, механически с помощью каких-либо предметов, а также межзубным способом.
Постановка по подражанию. Вы берете зеркало . Просим ребенка улыбнуться, прикусить язычок и дуть на язычок. Сильный выдох. Для ребенка очень важно визуальное подкрепление, поэтому можно взять стаканчик с салфетками и дуть в него. Салфетки будут разлетаться. И так до тех пор пока, у ребенка не получиться. Если вы понимаете что у ребенка никак не идет воздушная струя можно использовать и другой способ можем оторвать кусочек чистой салфетки или бумажки , чистыми руками. Показать способ сначала на себе, даем четкий образец.
Можно использовать механический способ можно взять шпатель, ложечку. Просим ребенка улыбнуться, зажать широкий язык губами и произносить звук П, затем берем шпатель и в процессе медленно отодвигаем язычок к зубками. Таким образом у вас механическим способом получается звук Т.
Третий способ межзубный. Широко улыбаемся и кусаем язычок и резко выдыхаем на легкий материал. Все это делаем при хорошем настроении ребенка , играючи. Главное делать это систематично.
3.Закрепление и автоматизация в речи звука. Звук у вас появился изолированно, закрепить необходимо его ввести в речь. Начинаем автоматизировать в слогах. Берем обратный слог, так как он легче произноситься. Затем в словах, словосочетаниях и предложениях. Затем вводим в речь. Говорим чистоговорки.
4.Работа над фонематическим слухом. Этот этап проводиться параллельно. всем предыдущим. Мы работаем над звуком и сначала учим слышать его в ряду гласных, потом в ряду согласных, затем слоги обратные и прямые, слова. Если не ребенок не понял простое упражнение не следует переходить к более сложному.
Звук [д] - ставится также, как и звук [т] только добавляется работа голоса. Звук [н] – ставится от звука [м], зажимаем широкий кончик языка губами, и произносим звук [м], постепенно отодвигаем язычок за верхние зубы с помощью шпателя и получится звук [н].
Если ребенок заменяется звук на другой необходимо провести дифференциацию, научить различать эти звуки с помощью игр. Например:
Игра: Дай Тоби! Дай Доби!. Или Возьми у Тоби! Возьми у Доби!. Игра: Паровозик- дудочка
Надеюсь, что информация будет для вас полезна и пригодится в вашей работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей в условиях логопункта. - Выступление на МО учителей-логопедов и воспитателей.
Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, не всегда дают ожидаемого результата. Проектный метод заслуживает внимания логопедов ДОУ , которым приходится искать эффек...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"
Выступление посвящено коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"
Применение в работе учителя-логопеда Одной из методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...
Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"
Выступление об актуальности использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...
Выступление на ГМО учителей - логопедов «Использование элементов информационно – гуманитарно - образовательной среды для детей 6-7 лет в работе учителя-логопеда ДОУ»
Информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную дея...