Многофункциональные дидактические пособия в коррекционной работе с дошкольниками
методическая разработка по коррекционной педагогике
Существует необходимость в усилении традиционных методоб обучения игровыми способами и приемами, в частности, уделить особое внимание сопряжению речи и движения, графическому моделированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogofunktsionalnye_didakticheskie_posobiya_v_korrektsionnoy_rabote_s_doshkolnikami.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование многофункциональных дидактических пособий коррекционно-развивающей работе с дошкольниками
В подготовке к школьному обучению существенная роль принадлежит высшим психическим функциям, тесно связанным с речевой деятельностью. Это внимание, память, словесно-логическое мышление. Одной из особенностей у дошкольников с нарушением зрения и речи является низкий уровень развития полифункциональных – коммуникативных, познавательных, монологических способностей. Достаточно часто возникает проблема непреодоленных недостатков лексико-грамматического развития у детей, что приводит к дезадаптации в условиях школьного обучения. Поэтому существует необходимость в усилении эффективности традиционных методов обучения за счет расширения игровых способов и приемов. В частности, уделить особое внимание сопряжению речи и движения, графическому моделированию. С этой целью мной были разработаны и изготовлены многофункциональные дидактические пособия.
Пособие «Путешествие» (Приложение 1) состоит из восьми планшетов с расположенными на них деталями из фетра, пуговиц, липучек, магнитов, крючков и т.д. В ходе работы с пособием дети выполняют практические действия, сопряженные с мыслительной и речевой деятельностью: пристегивают и отстегивают кнопки, прикладывают магниты, липучки, цепляют крючки, продвигают бусины и т.д.
Цель работы с пособием: актуализировать и систематизировать знания детей по обучению грамоте, усвоению лексико-грамматических категорий и связных высказываний.
Задачи:
- закрепить навыки звукового и слогового анализа.
- совершенствовать навыки составления распространенных предложений и составления графических схем.
- закрепить навыки согласования числительных с существительным и прилагательным.
- обогащать атрибутивный словарь, совершенствовать навык словообразования (подбор родственных слов)
- совершенствовать навык составления описательного рассказа по картинно-графическому плану.
- обучать составлению творческого рассказа.
- развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию.
Ход игры: Все задания пособия могут быть связаны с одним словом. Выбор слова зависит от того, какие задачи необходимо решить на данном конкретном занятии, от лексической темы на данный период. Дети отгадывают загадку, либо находят игрушку или картинку в кабинете с изображением предмета, обозначающего необходимое нам слово. Далее каждый ребенок достает из чудесного мешочка бочонок с цифрой. Цифра на бочонке – номер задания на планшете. Например, нужное нам слово это - собака. Цифра 1 на планшете – согласование числительных и прилагательных со словом собака; цифра 2 – образование родственных слов к слову собака; цифра 3 - составление и запись схемы предложения со словом собака; цифра 4 – работа со схемой пространственного расположения; цифра 5 - звукослоговой анализ слова собака; цифра 6 – составление описательного рассказа о собаке; цифра 7 – составление творческого мини – рассказа о собаке; цифра 8 – подбор определений к слову собака.
Особенностью взаимодействия группы детей в ходе работы с пособием является то, что дети могут выбирать себе задание по желанию, а также по жребию, могут выполнять задания в одно время каждый на своем планшете, не мешая друг другу, а также осуществляя взаимопроверку после выполнения.
Использование в подгрупповой работе дидактического пособия «Наряжаем елочку» (приложение 2) также направлено на решение нескольких задач:
- развитие мышления, операций классификации и обобщения.
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа.
Пособие состоит из макета елки, шнурков с магнитами, а также набора картинок, которые навешиваются на елку. Картинки связаны между собой либо общим звуком в начале (конце) слова, либо относятся к одной группе (животные, цветя и т.д.) либо связаны как-то по смыслу. В зависимости от целей занятия, возрастных и индивидуальных особенностей детей, используются соответствующие наборы картинок.
Ход игры: ребенок получает задание украсить елку разноцветными шнурками, соединяя подходящие картинки по парам. Свои действия ребенок объясняет. Другой ребенок может предложить и объяснить свою версию объединения картинок в пару.
Каждая сторона дидактического пособия «Волшебный куб» также направлена на решение целого комплекса коррекционно-развивающих задач:
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации и прослеживающей функции глаз.
- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа.
- развитие навыков количественного счета.
В ходе игры с этим пособием дети могут одновременно выполнять задания и перемещаться вокруг куба по условному сигналу, например, после истечения времени по песочным часам, а также могут выполнить взаимопроверку и исправить ошибки друг у друга.
Таким образом, с использованием многофункциональных дидактических пособий можно поддерживать познавательный интерес детей, повысить коммуникативные навыки, уровень саморегуляции и ответственности каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР»
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок , особое внимание мы уделяем дидактической игре , так как она имеет большое значение для воспитания ....
Использование многофункционального дидактического пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Многофункциональные развивающие книжки "Лесные жители", "Деревенька" предназначены для занятий по развитию речи в качестве учебно-познавательного материала ....
Использование инновационного оборудования и инновационных пособий в коррекционной работе с дошкольниками.
Использование пособий по В.В. Воскобовичу в работе с детьми с ОНР и перспективное планирование...
Дидактический синквейн в коррекционной работе у дошкольников с ОНР
Помимо традиционных заданий, направленных на развитие фонематических процессов, автоматизацию звуков и формирование лексико-грамматических категорий, дистанционно совместно с родителями воспитанников ...
«ЛОГИКО-МАЛЫШ» - увлекательное дидактическое пособие в коррекционной работе учителя-логопеда!
В помощь родителям!Предлагаю уважаемым родителям приобрести пособие «Логико-Малыш» издательского дома «Зимородок» для занятий с детьми в домашних условиях....
Примерная программа использования дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с ТНР.
Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на устранение ТНР у дошкольников старшего или подготовительного в...
Методическая разработка "Использование дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками"
Данная методика разработана для учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения. Здесь представлены группы игр направленных на устранение ТНР у дошкольников старшего или подготовительного в...