Статья "Методики коррекции моторики у детей с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике

Ермолаева Ирина Сергеевна

Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка с ограниченными возможностями, посредством применения специальных методов, средств воспитания и обучения.Одним из факторов развития психологической основы для развития основных психических функций является развитие моторной сферы ребенка, куда входит как мелкая, так и крупная моторика.

   Нарушения интеллектуального развития очень часто сочетаются с нарушениями в формировании моторных навыков, что в свою очередь отрицательно влияет на целостное развитие психических функций, в том числе и  познавательной деятельности.

   Коррекционная работа по развитию моторики предполагает развитие как навыков мелкой, так и крупной моторики, которыми дети с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно овладеть не могут, либо испытывают значительные затруднения. Так же коррекционная работа предполагает исправление неверных двигательных навыков, возникших в предыдущих периодах развития, формирование навыков произвольности и целенаправленности двигательных актов, развитие качеств, способствующих формированию двигательных навыков.    

   Научно доказано, что основные двигательные навыки обеспечивают психологическую и физическую основы любых действий (ходьбы, письма, слушанья и других). С учетом этой особенности, важной задачей коррекционно-развивающей работы является развитие скоординированных движений всего тела ребенка, а так же развитие отдельных двигательных навыков.

   Учеными-психологами и педагогами было доказано, постоянная работа по развитию навыков мелкой моторики способствует тонизации работы мозга ребенка. Мелкая моторика является своего рода основой для развития основных психических процессов.

   При недостаточной сформированности навыков мелкой моторики, ребенок будет испытывать трудности в обучении письму, рисованию, а также основных учебных и трудовых навыков.

   Коррекционная работа по развитию навыков мелкой и крупной моторики, как правило, ведется в том объеме, который необходим для ознакомления ребенком с интеллектуальной недостаточностью предметами и объектами окружающего его  предметного мира. При этом воздействие коррекционной работы будет стимулировать развитие психических процессов, необходимых для дальнейшего обучения в школе. Таким образом, коррекционные задачи дополняют общие задачи процесса обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_korrektsii_motoriki_u_detey_s_ovz.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Подбор методик по возможным путям коррекции моторики детей с ОВЗ.

Понятие коррекционной работы и общие положения.

   Коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психофизического развития ребенка с ограниченными возможностями, посредством применения специальных методов, средств воспитания и обучения.

   При ведении коррекционно-воспитательной работы учитываются следующие принципы:

- сложность структуры дефекта.

- закономерности развития ребенка в норме развития и ребенка с нарушениями.

- коррекционная работа и работа по компенсации недостатков развития может быть продуктивна лишь в том случае если педагогами осуществляется процесс развивающего обучения.

- при построении коррекционно-воспитательной работы, педагогом должны учитываться сенситивные периоды развития ребенка, зона ближайшего и актуального развития, а так же ведущая деятельность характерная для определенного возраста.

   Работа по коррекции должна быть четко продумана педагогом, а не осуществляться стихийно. Для более эффективной коррекционной работы необходимо создание специальных условий, которые были бы комфортными для ребенка и способствовали его развитию. А так же необходимо тесное сотрудничество всех специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с другими социальными институтами, включая семью. Работа по коррекции недостатков будет более эффективной, в случае если она начнется в раннем возрасте.

Общие принципы построения коррекционно-развивающей работы.

-Для качественного результата коррекционной работы и эффективного        процесса коррекции необходимо учитывать возрастные особенности, физических и психических способностей, а так же сенситивные периоды.

-Важно приобщать ребенка с особенностями в развитии ко всему тому, что доступно их сверстникам с условной нормой развития.

-Необходимо разработать оптимальное сочетание коррекционной работы и общей воспитывающей и обучающей деятельности. При этом необходимо учитывать особенности дефекта, время его возникновения.

-Своевременная диагностика психического развития также очень важна для осуществления коррекционной работы. Она необходима для выстраивания маршрута коррекционной работы и для прослеживания динамики развития ребенка с нарушениями.

-Необходимо дифференцировать процесс обучения с индивидуальной работой на каждом возрастном этапе.

-При проведении коррекционной работы необходимо равномерно распределять нагрузку на ребенка, что бы ни навредить ребенку.

-В процессе коррекционной работы необходимо опираться на те функции, которые наиболее сохранны. Это необходимо для возникновения процесса компенсации.

Частные принципы построения коррекционной работы.

-Принцип единства диагностики и развития. При проведении коррекционно развивающей работы важно учитывать результаты диагностики и социальную ситуацию развития ребенка.

-Учет общих принципов развития ребенка с условной нормой развития, так как ребенок с нарушениями в развитии должен пройти все этапы онтогенеза ребенка с нормой развития. При этом необходимо учитывать то, что ребенок с интеллектуальными нарушениями будет затрачивать больше времени на каждом этапе психофизического развития в силу своего нарушения. Кроме того, для формирования каких – либо навыков у ребенка с интеллектуальной недостаточностью  не всегда подходят методы и приемы формирования этих навыков, применимые для ребенка с условной нормой развития.

-Принцип развивающего характера коррекционного обучения. При обучении необходимо учитывать как возрастную, так и индивидуальную норму развития. Коррекционная работа, начатая в раннем возрасте, будет более продуктивной и динамика развития будет более высокой. Для осуществления развивающего обучения необходимо учитывать зону ближайшего развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

-Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Коррекционная работа должна прежде всего проводится в рамках ведущей деятельности ребенка.

   Большое влияние на процесс и результаты коррекционной работы оказывает характер взаимодействия ребенка с взрослыми и со сверстниками. Поэтому к ребенку нужно относиться как к полноценной личности и выстраивать партнерские отношения.

   Важной частью коррекционной работы является работа с родителями, по формированию навыков построения отношений с ребенком,  при этом основным условием выступает установление возможно полного взаимопонимания между самими взрослыми, воспитывающими ребенка.

   На основе результатов диагностики к ребенку должны предъявляться одинаковые требования в образовательном учреждении и в семье.

Коррекционная работа по развитию моторики.

   Одним из факторов развития психологической основы для развития основных психических функций является развитие моторной сферы ребенка, куда входит как мелкая, так и крупная моторика.

   Нарушения интеллектуального развития очень часто сочетаются с нарушениями в формировании моторных навыков, что в свою очередь отрицательно влияет на целостное развитие психических функций, в том числе и  познавательной деятельности.

   Коррекционная работа по развитию моторики предполагает развитие как навыков мелкой, так и крупной моторики, которыми дети с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно овладеть не могут, либо испытывают значительные затруднения. Так же коррекционная работа предполагает исправление неверных двигательных навыков, возникших в предыдущих периодах развития, формирование навыков произвольности и целенаправленности двигательных актов, развитие качеств, способствующих формированию двигательных навыков.    

   Научно доказано, что основные двигательные навыки обеспечивают психологическую и физическую основы любых действий (ходьбы, письма, слушанья и других). С учетом этой особенности, важной задачей коррекционно-развивающей работы является развитие скоординированных движений всего тела ребенка, а так же развитие отдельных двигательных навыков.

   Учеными-психологами и педагогами было доказано, постоянная работа по развитию навыков мелкой моторики способствует тонизации работы мозга ребенка. Мелкая моторика является своего рода основой для развития основных психических процессов.

   При недостаточной сформированности навыков мелкой моторики, ребенок будет испытывать трудности в обучении письму, рисованию, а также основных учебных и трудовых навыков.

   Коррекционная работа по развитию навыков мелкой и крупной моторики, как правило, ведется в том объеме, который необходим для ознакомления ребенком с интеллектуальной недостаточностью предметами и объектами окружающего его  предметного мира. При этом воздействие коррекционной работы будет стимулировать развитие психических процессов, необходимых для дальнейшего обучения в школе. Таким образом, коррекционные задачи дополняют общие задачи процесса обучения и воспитания.

Пальчиковые игры как средство коррекции моторики.

   Для проведения эффективной работы по коррекции моторных функций ребенка с интеллектуальной недостаточностью необходимо учитывать возможности ребенка. Пальчиковые игры являются эффективным средством развития мелкой моторики.

   Тексты игр, проводимых с ребенком, должны быть в форме стишков, для более легкого запоминания их ребенком. Наряду с этим тексты игр должны подталкивать ребенка к совершению движений.

Общие правила проведения пальчиковой гимнастики.

-Пальчиковая гимнастика должна начинаться с разминки  каждого пальчика в отдельности, выполнять сгибание и разгибание. Для этого можно использовать небольшие игрушки, желательно которые издают звуки при нажатии, для того, чтобы ребенку было интересно действовать с этой игрушкой.

-Перед началом упражнения следует четко проговорить правила выполнения упражнения и показать ребенку как необходимо действовать для более лучшего понимания ребенком способа действий.

-Постепенно снижают количество показываний действия ограничиваются словесной инструкцией. Если же ребенок не понимает словесную инструкцию и выполняет действия не верно, нужно показать способ действия.

-Все упражнения, с которыми ребенок еще не знаком выполняются в медленном темпе. Если ребенок испытывает затруднения в принятии определенной позы или  при совершении какого-либо движения, педагог должен помочь ребенку принять эту позу или выполнить движение.

-Работу по развитию мелкой моторики рук следует выполнять непродолжительное время, 2-5 минут, но много раз в день.

   Интересным и эффективным средством развития моторики является пальчиковый театр. Это упражнение вызывает интерес у ребенка. Смысл этого упражнения заключается в том, что бы показать или инсценировать какое-либо стихотворное произведение при помощи пальцев. Многие из этих игр требуют участия обеих рук, что в свою очередь помогает ребенку овладеть пространственными представлениями, такими как «право», «лево», «верх», «низ». Пальчиковая гимнастика и в частности пальчиковые театр готовит руку ребенка к овладению навыков письма.[1]

   Пальчиковому театру следует уделять внимание, так как он:

-является стимулом для развития навыков мелкой моторики.

-способствует развитию мелких мышц руки.

-позволяет познать такие понятия как «форма», «цвет», «размер».

-помогает развивать пространственное восприятие.

-развивает высшие психические функции, такие как мышление, речь, память, внимание.

-активизирует творческий потенциал ребенка.

   Развитие мелкой моторики благоприятно сказывается на становление речи, необходимой для установления контакта со сверстниками и взрослыми в любых видах деятельности.

   Пальчиковые игры можно использовать в раннем возрасте, когда ребенок начинает замечать свои ручки и ножки, начинает тянуть ручки к игрушкам.

   Для  получения качественного результата следует выполнять следующие правила:

1.     Выполнять упражнения необходимо ежедневно 2-3 раза в день.

2.     При выполнении упражнений ребенок должен получать удовольствие.

3.     Во время выполнения упражнений необходимо хвалить малыша и называть ласковыми словами.

4.     Игрушки, используемые в играх с ребенком должны быть чистыми, так как ребенок будет стараться взять их в рот.

5.     В упражнениях необходимо использовать разные по размеру и текстуре игрушки.

6.     Разные по форме игрушки позволяют овладеть ребенку большим количеством навыков.[1]

Примеры пальчиковых игр.

1.     Игра «Веселые ручки»

Ребенок сводит руки друг к другу и одной рукой захватывает другую. Задачей взрослого является стимуляция ребенка к совершению действий направленных на то, что бы дотронуться до лица матери либо захватить одной рукой другую. Для достижения этих целей можно использовать яркий предмет, который мог бы заинтересовать ребенка.

2.     Игра «Ручки ножки».

Целью этой игры является формирование двигательного акта по захватыванию ноги рукой. Задачей взрослого является стимуляция ребенка к совершению действия. Взрослый может использовать яркий предмет с бубенчиком, для привлечения внимания ребенка.

3.     Игра «Колобки и пеньки».

Данная игра проводится в возрасте 4-5 месяцев, когда у ребенка начинает формироваться навык захватывания предметов различной формы. Задачей взрослого является вызвать интерес ребенка к предметам различной формы. Для этой игры можно использовать небольшие разноцветные кубики и шарики. Следует выбирать такие предметы, которые ребенок смог бы взять в руку.

   Вышеприведенные игры приемлемо проводить, когда у малыша есть первичные навыки по обращению с предметами.

Трудовая деятельность как средство коррекции моторики.

   Эффективным средством коррекции моторного развития дошкольников является трудовая деятельность. Трудовая деятельность, осуществляемая ребенком с нарушениями в интеллектуальном развитии, оказывает существенное влияние на общее психическое и физическое развитие ребенка.  Это объясняется тем, что для осуществления трудовой деятельности необходимо задействовать комплекс психических и физических функций организма. Грамотно выстроенная трудовая деятельность дошкольников, способствует развитию познавательных процессов. Трудовая деятельность оказывает воздействие не только на моторную сферу, но и является средством адаптации и социализации ребенка с интеллектуальной недостаточностью в обществе.

   По мнению А. А. Катаевой, возникновение трудовой деятельности играет большую роль в освоении ребенком опыта действий с предметами, способствующего выделению их свойств и отношений, пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий, т. е. способствует формированию широкой ориентировки в окружающем предметном мире, формированию зрительно-двигательной координации и оказывает огромное влияние на развитие крупной и мелкой (ручной) моторики, согласованности действий обеих рук.

   Перед началом трудовой деятельности дошкольнику необходимо подготовиться к осуществлению данного вида деятельности путем самомассажа. К подготовительному процессу относится самомассаж пальцев рук, самомассаж с предметами различной формы и текстуры, упражнения со стихотворным сопровождением. При организации трудовой деятельности обязательно должны учитываться индивидуальные и возрастные особенности развития.

   Разнообразные виды трудовой деятельности, а так же наблюдения за явлениями природы и опыты с предметами окружающего мира  способствуют развитию представлений о предметном окружающем мире, навыков моторики.

Изобразительная деятельность как средство коррекции моторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

   Выдающиеся отечественные психологи, такие как Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев в своих работах утверждают, что развитие психических процессов происходит лишь в процессе деятельности.

   Отечественные педагоги и специалисты художественного искусства, такие как Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева утверждают, что формирование моторных навыков очень сложный процесс, включающий в себя как познавательную, так и эмоциональную сферу ребенка. Данные специалисты сходятся во мнениях о том, что художественная деятельность ребенка положительно сказывается на общем сенсорном развитии, позволяет более глубоко чувствовать цвет, форму, богатство красок.

   Младшие школьники сталкиваются с большим количеством видов изобразительной деятельности, но педагоги особое внимание уделяют именно рисованию. Процесс рисования позволяет задействовать многие психические процессы, что в свою очередь положительно сказывается на развитии ребенка и становлении его как личности.

   Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский в своей работе «Психология искусства» говорил о значимости изобразительной деятельности в психическом развитии и активизации творческого потенциала ребенка с интеллектуальными нарушениями.

   Для осуществления изобразительной деятельности ребенок должен владеть многими умениями и навыками. Прежде чем нарисовать какой-либо предмет ребенок должен сосредоточить свое внимание на этом предмете, внимательно рассмотреть все детали. В процессе рисования ребенок учится сравнивать отдельные детали и качества предмета, а так же оттачивает навыки правильного держания кисти, учится выполнять плавные и четкие движения.

   В специальных коррекционных школах для детей с интеллектуальными нарушениями изобразительная деятельность используется не только как раздел обучения, но и как средство коррекционно-воспитательной работы, в том числе для коррекции навыков мелкой моторики. Особенностью курса изобразительной деятельности является то, что для более качественного результата обучения необходимо присутствие пропедевтического этапа обучения. На этом этапе проводится работа по развитию навыков мелких и точных движений, внимания, восприятия.

Занятия лепкой как средство коррекции моторики.

   Под лепкой понимается процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой с мягкими пластичными материалами такими как глина, гипс, пластилин, тесто. В процессе лепки данным материалам придается определенная форма, которая сохраняется на протяжении долгого времени. В процессе придания формы принимают участие не только руки, но и посторонние предметы, например, пластмассовый нож, досточки и другие.

   К настоящему моменту существует множество техник лепки, но при всем их многообразии, многие доступны для детей младшего школьного возраста, в том числе и для детей с интеллектуальными нарушениями. От того насколько развиты мелкие движения рук, будет зависеть результат процесса лепки. В тоже время владение навыками обращения с какими-либо предметами (ручкой, кистью) не играют особой роли в процессе лепки. Это значит, что ребенок, прежде всего, должен контролировать, прежде всего, движения своих рук. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что лепка является самой доступной отраслью изобразительного искусства, поэтому лепка является хорошим коррекционным средством при развитии моторики детей с детьми с интеллектуальными нарушениями. Навыки лепки просты в усвоении и ребенок с умственной отсталостью может освоить их.

   К основным навыкам лепки, которыми может овладеть ребенок с интеллектуальной недостаточностью, можно отнести оттягивание, скатывание, сплющивание, раскатывание. При выполнении вышеприведенных действий мелкие мышцы руки получаю полезную нагрузку.

    При занятии лепкой движения рук становятся более скоординированными и в это же время движения глаз тоже лучше регулируются, ребенок осваивает понятие цвета и формы. При работе с пластилином ребенку будет не так страшно ошибиться, ведь изделие можно в любое время изменить. Детям, как правило, очень нравится данный вид творческой деятельности, поэтому он способствует формированию усидчивости и целеустремленности, поскольку ребенок стремится выполнить работу как можно лучше.

   Ребенок, начавший с раннего возраста заниматься лепкой, опережает сверстников в развитии моторных навыков. И дело вовсе не в том, что ребенок начал рано заниматься лепкой, а в том, что процесс лепки активизировал имеющиеся потенциалы развития.

   Занятия лепкой могут быть как тематические так и на свободную тему. Дети могут лепить как отдельные предметы, например, животных,предметы быта, фрукты, овощи, так и целые композиции, например, сюжет из понравившейся сказки. Сюжетная лепка рассчитывается не на один урок, так как для создания композиции требуется много времени и сил.

   Таким образом работа с пластическими материалами очень благоприятно сказывается на моторном развитии младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Во время работы с пластелином или другими материалами происходит массаж ладоней и совершенствование мелких движений пальцев.

Заключение.

   С первых месяцев жизни ребенок испытывает значительные затруднения как в психическом так и в физическом развитии. Двигательные функции формируются медленно и не всегда сформированный навык действия с предметом является правильным. У всех детей с умственной отсталостью отсутствует, либо находится на очень низком уровне познавательный интерес к окружающему предметному миру. Для таких детей характерна слабая реакция на внешние раздражители. У детей с нарушениями интеллекта нет активного хватания, не формируются зрительно-двигательная координация и восприятие свойств предметов (большие и маленькие предметы нормально развивающиеся дети хватают по-разному, в зависимости от формы), а также выделение предметов из ряда других. На каждом возрастном этапе та или иная функция моторной сферы имеет особое значение для качественного формирования психических процессов и функций. Всем, кто наблюдал детей, больных олигофренией, знакома общая характеристика их моторики. За такими детьми закрепился термин «моторно неловкий», термин, который охватывает в целом их облик - с нарушенной осанкой, отсутствием пластичности, эмоциональной выразительности, несоразмерными, плохо координированными движениями. Все, кто пытался обучить этих детей каким-либо навыкам, знают, насколько труден, длителен, а часто и безрезультатен этот процесс. Иногда не удается научить ребенка правильно держать ложку, прыгать через веревку, но вдруг этот же ребенок поражает способностью к сложным ритмическим танцам или ловкостью в бросании мяча. Картина двигательных нарушений больных олигофренией сложна, мозаична и очень разнообразна. Проблемы в формировании двигательных умений зачастую не позволяют ребенку овладеть навыками самообслуживания, что в свою очередь неблагоприятно влияет на социализацию. В то время как у сверстников с условной нормой развития, навыки моторики формируются своевременно на основе предыдущего опыта.

    Поэтому важно, что бы коррекционная работа была начата как можно раньше. С детьми младенческого возраста как приемлемой формой коррекционной работы будут пальчиковые игры, массаж пальчиков, игра. Для детей старшего дошкольного возраста коррекционна работа строится на основе ведущей деятельности. Важно, что бы коррекция моторного развития длилась постоянно, что бы двигательные навыки формировались и совершенствовались постоянно, оказывая в свою очередь влияние на развитие других психических процессов. При должном процессе коррекционно-воспитательной работы, движения учеников постепенно приобретают четкость, координированность и плавность.

 

 

 

Список литературы:

1.     Бардышева Т. Ю. «Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры». 2007г.

2.     Т.В Башаева. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника.-Ярославль.: «Академия развития»,2006

3.     Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук». 2006 г.

4.      Вайнерман С.М, Большов А.С, Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству.-М.:Владос,2001.

5.     Гаврилушкина, О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1985.

6.      Журба, Л.Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни / Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова. - М.: Педагогика, 1981.

7.     А.А.Катаева, Е.А. Стребелева. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001

8.     Л.В Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. Основы специальной психологии. Под ред. Л.В.Кузнецовой.-5-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2008

9.      Назарова Н.М. Специальная педагогика. / Под редакцией Назаровой Н.М. -- М.: "AKADEMA", 2000.

10. www.baby.ru

11.www.wikipedia.org

12. www.razvitie.-detey.ru

13. www.prodetey.su

14. www.insai.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики, как средство коррекции ОНР у детей дошкольного возраста"

В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, к нам в учреждение общеразвивающего вида стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в ус...

Развитие и коррекция мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.

У многих детей с проблемами развития отмечается: - недостаточность двигательных навыков: - скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; - недоразвитие ме...

Презентация "Коррекция тонкой моторики рук детей с нарушением речи"

Аннотация к презентации «Коррекция тонкой моторики рук детей с нарушением речи» учителя-логопеда Нечеснюк Н.В. Тренировка движений пальцев и кисти рук детей в дошкольный п...

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п...

Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...

План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».

План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....