"Развитие произвольной моторики, как средство коррекции ОНР у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии

В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, к нам в учреждение общеразвивающего вида стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопункта.
Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_cherkashinoy.docx86.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БАТАЙСКА»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 52

Опыт работы

по теме: « Развитие моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопункта»

Логопед  МБДОУ № 52

города Батайска:

                                                                       Черкашина Ирина Владимировна

2011 г.

Содержание

Введение                                                                                                                2

Глава I. Теоретическая часть.

1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим

недоразвитием речи.                                                                                             6

1.2. Освещение в литературе проблемы взаимосвязи мелкой

моторики и состояния речи.                                                                                  9

1.3. Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников.   12

1.4. Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.                                                                                             15

Глава II. Практическая часть.

           

2.1. Коррекционная работа   с детьми  с общим недоразвитием речи

 по формированию моторики.                                                                              18                                                                              

Выводы                                                                                                                   27

Библиография                                                                                                        28

Приложения                                                                                                           31

ВВЕДЕНИЕ.

«Никакой человек не родится готовым, то есть сформировавшимся, но всякая его жизнь есть ни что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование».

В.Г. Белинский

Взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, что является непременной предпосылкой формирования его речи,  умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. Но как воспитать человека, чтобы он смог  решать нестандартные жизненные задачи, преодолеть стереотипы? Этот вопрос занимает многих специалистов педагогики и психологии современности.

Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его деятельности. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в этот период , является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Еще В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Проблема развития моторики у детей с недоразвитием речи, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. Актуально, как никогда

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Тесную связь моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания. Все эти факты должны использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Моторная недостаточность у детей с общим недоразвитием речи выявляется в сглаженной, стертой форме. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. При этом возраст 6-7 лет является главным для развития кисти рук.

Можно рассматривать две причины, которые привели меня к этой теме. С одной стороны - дети  с общим недоразвитием речи имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии. И это закономерно. Работа по развитию моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи:

      во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;

       во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Глава I. Теоретическая часть.

1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности названных отклонений весьма различна.

Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет II и III уровни речевого развития.

II уровень речевого развития детей характеризуется зачатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным - словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, беседовать по картинке, рассказывать о семье, о событиях окружающей жизни.

Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

Например, детям предлагается выполнить аппликацию: наклеить на бумагу макет домика (крыша — красного цвета, стена — квадратная, желтая)  рядом елочку из трех зеленых треугольников. На столе перед детьми разложены пять зеленых треугольников, несколько треугольников и квадратов разных цветов. Как правило, дети выполняют такое задание частично: наклеивают домик из деталей других-цветов, а елочку—из всех имеющихся треугольников зеленого цвета, не придерживаясь точно инструкции. Подобные явления характерны для основной категории описываемых детей.

У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.

Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослаблённостью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).

У детей с первичным недоразвитием речи в более ранние сроки появляются понимание речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально-избирательное отношение к окружающему миру. Диагностическим признаком для отграничения их от умственно отсталых детей является диссоциация речевого и психического развития. Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает развитие их речи. Их отличает также критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию интеллекта. Однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

У таких детей более выражены тенденции к спонтанному речевому развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что, в конечном итоге, позволяет при ранней логопедической помощи полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.

1.2. Освещение в литературе проблемы взаимосвязи мелкой моторики и состояния речи.

 

Изучив опыт работы многих ученных я выяснила, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Ещё Ф. Энгельс писал «Только благодаря труду, благодарю приспособлению к новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнуто путём особого развития мускулов, связок, костей, благодаря новому применению этих переданных по наследству усовершенствований и перехода всё более сложным операциям, только благодаря этому человеческая рука достигла той высокой степени совершенства, на которой она могла, как бы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, музыку Паганини». Иными словами Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь, как главные стимулы, под влиянием которых развивался человеческий мозг, в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизм речи, тесно связанные с трудовыми процессами.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П, Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Выдающийся русский просветитель 18 века Н.И. Новиков ещё в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т.П. Хризман и М.И. Звонарёвой, было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: « Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что, речь, - это, прежде всего мышечные ощущения которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции руки и речи. При травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии  у человека утрачиваются не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.

Японский врач Камикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунторных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца положительно повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние кишечника, среднего – на желудок, безымянного – на печень и почки. Мизинец – на сердце.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональные напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Схема Пенфилда показывает, что 1/3 всей области занимает проекция пальцев руки, и эта проекционная зона находится в непосредственной близости к речевому двигательному центру Брока.

Ребенок усваивает речь в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Он рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но проходит достаточно длительный период, прежде чем он сможет освоить фонетику родного языка.

Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба.

Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие.

1.3. Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников.

Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными задняя и средняя части спинки языка. Таким образом, к первому году жизни у ребенка появляются смычки органов артикуляции.

К полутора годам появляется возможность чередовать позиции (смычка - щель). Ребенок способен произносить губно-губные звуки, язычно-задненебные и язычно-зубные. К концу второго года жизни артикуляционный аппарат ребенка готов к простым движениям.

После трех лет ребенок может поднимать кончик языка вверх и напрягать спинку языка, это позволяет появляться свистящим и шипящим.

К 4 -4.5 годам в речи ребенка появляется сонорный вибрант - звук «р». Это звук позднего онтогенеза, для него необходимо чёткое выделение кончика языка, его способность становиться тонким. К пяти годам появляется возможность вибрации кончика языка.

Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные менее важные часто опускает.

В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает, целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами потому что, если, когда и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

В школьном возрасте недостатки речи часто мешают успешному обучению. Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком. Правильное и четкое произношение слов ребенком нужно для того, чтобы его речь была понятной для окружающих людей. Вместе с тем неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других. У соматически ослабленных детей наблюдаются трудности переключения с одной артикуляции на другую, снижение и ухудшение качества артикуляционного движения, снижение времени фиксации артикуляционной формы, снижение качества выполненных движений.

Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения.

Любое нарушение речи, в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть нарушение. И чем раньше будет выявлен дефект, тем эффективнее и успешнее будет работа по его преодолению.

1.4. Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он  разливает их содержимое, не успев донести до рта, и пачкая стол и свою одежду.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием тренажеров (спецпособий).

Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они, расплескивают воду или льют ее в слишком больших количествах.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Нарушения общей моторики,  артикуляционной, мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

II Глава.  Практическая часть.

2.1. Методика проведения диагностики состояния моторной сферы.

   

   Диагностическое обследование детей нашего дошкольного учреждения, посещающего логопунт,  дало основание для дальнейшей работы по улучшению качества речи детей, через развитие моторики.    

При обследование состояния произвольной моторики я включала следующие моменты:

- обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лба, глаз, щек);

- речевой моторики (сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек);

- состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений;

- обследование тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами).

После проведенной диагностики я составляю характеристики обследования на каждого ребенка (см.Приложение № 1)

         В результате обследования я выяснила, что дошкольники с ОНР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове. У детей с ОНР отмечается репродуктивный характер деятельности. Замедлен процесс формирования мыслительных операций.

У детей с ОНР оказались не сформированными общая, лицевая, артикуляционная и ручная моторика. Так  на основе проведенных опытов и обследований большого количества детей я выявила следующую закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика, при этом может быть в норме и даже выше нормы. Результаты обследования я отразила в диаграмме (см. Приложение № 2).

Основной целью моей работы является формирования моторики у детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного логопункта.

В связи с этим я выделила следующие задачи:

  1. Создать условия для развития мелкой, артикуляционной, мимической, общей моторики и координации у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  2. Использовать различные методы и приемы, виды игр для формирования моторики в целом, у детей с общим недоразвитием речи.

Для того чтобы коррекционная  работа была успешной, мной была создана полноценная предметно - развивающая среда, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих формированию моторики у детей дошкольного возраста.

Работу по развитию моторики я провожу в нескольких направлениях :

Артикуляционная и лицевая моторика

В работу по развитию артикуляционной и лицевой моторики включаю:

- артикуляционную гимнастику;

- логопедический самомассаж;

- игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия;

- мимические упражнения.

Цель работы: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков, развитие умения передавать мимикой разные чувства.

Так как  звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. В тоже время, неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики я соблюдаю определенную последовательность — от простых упражнений к более сложным. В ходе упражнений все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы можно было контролировать качество движения, а ребенок мог ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия.

        Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Поэтому я вовлекаю  ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.  Для этого я использую игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия подбираю картинки, игрушки, сказочных героев, привлекаю стихотворные тексты.

 Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности,  смазанности речи. Для того, чтобы сгладить эти недостатки я использую приемы логопедического самомассажа, целью которого является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация тонуса данных мышц.

         Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, в коррекционной работе я использую так же  игры для развития речевого дыхания и фонематического восприятия. (см. Приложение № 3  )

         Мимика тесно связана с артикуляцией, поэтому стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, я способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваю подвижность мышц губ и щек. Мимические упражнения дети хорошо выполняют под соответствующую настроенную музыку. Кроме простых мимических упражнений мы разыгрываем с дошкольниками этюды на выражение основных эмоций. Эти игровые творческие задания помогают детям научиться понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое собственное.

Мелкая моторика пальцев рук

Цель работы: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

Для формирования мелкой моторики, в логопедическом кабинете создана особая зона, где расположены:

*сухие бассейны со сменными наполнителями;

 *пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами, пуговицами;

 *индивидуальные контейнеры с набором для общего комплекса пальчиковой гимнастики;

 *зубные щетки;

 *мячики-ежики;

 *прищепки;

 *дыхательные тренажеры;

 *шнурки с узелками;

 *эспандеры;

 *решетки для раковин;

 *перчатки и шары с нашитыми на них пуговицами;

 *разные по величине бусины;

 *материал для нанизывания;

 *волшебные мешочки, наполненные солью, крупой, мелкими камушками;

 *бусы, четки;

 * пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с углублением;

 *грецкие орехи и каштаны;

 *многогранные карандаши.

* игры шнуровки, сделанные руками родителей и педагогов;

Очень важной частью коррекционной работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.

Я использую игры, которые требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.  

 В начале обучения я провожу  игры, в которых дети выполняют упражнения с легкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения обязательно сопровождаются чтением стихов. Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

 Для совершенствования тонких движений пальцев рук, с детьми я провожу различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку (см. Приложение № 4).

         Для развития ручного праксиса использую такие упражнения, как, перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются, так как они пишут, если стержень расположен перпендикулярно листу).

 Общая моторика

Цель работы: совершенствование двигательной сферы детей, формирование координации движений рук и ног, учить ориентироваться в пространстве, регулировать свой мышечный тонус, закрепление понятия правостороннего и левостороннего движения, развитие глазомера.

 Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга.

 Несформированность крупной (грубой) моторики (движения руками, ногами, туловищем и т.д.) проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести), в выраженных затруднениях при выполнении упражнений по показу или словесной инструкции.

         Устранение недостатков в моторном развитии детей я осуществляю в основном средствами коррекционно-физического воспитания через организацию оптимального двигательного режима.

 Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

         Дети, имеющие речевую патологию, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные группы мышц. Поэтому  на логопедических и физкультурных занятиях, я вместе с инструктором по физическому воспитанию, включаю упражнения с элементами релаксации.. Они предлагаются дошкольникам в сочетании с движениями. Это делает возможным обучать детей расслаблению различных групп мышц по контрасту с их напряжением. Благодаря специально подобранным упражнениям у дошкольников постепенно появляется умение регулировать мышечный тонус, управлять движениями своего тела. (см. Приложение № 5 )

         Способность детей расслаблять и напрягать определенные мышцы вырабатывается в игровой форме и сопровождается или речевой командой педагога или музыкой соответствующего характера (громкой – в момент напряжения и тихой – в момент расслабления). Упражнения на регуляцию мышечного тонуса  выполняются детьми как с предметами (мячами, флажками, бубнами, обручами), так и без них.  

         Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Для того, чтобы предотвратить, я использую игры и упражнения с мячом, которые направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле.

 Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.    

        Очевидно, что решение проблемы возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ.  Поэтому мной был составлен и разработан «План взаимодействия специалистов ДОУ по формированию моторики у детей с общим недоразвитием речи» (см. Приложение № 6 ).

Безусловно, главная роль здесь принадлежит воспитателю, который ежедневно и достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

         В своей работе по развитию произвольной моторики детей воспитатели ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя-логопеда  (см. Приложение № 7 ).

Для успешной коррекционной работы, я так же тесно сотрудничаю с педагогом – психологом. Вместе с психологом мы разрабатываем консультации, педагогические советы по просвещению педагогов и родителей «проблемных» детей. Так же проводя коррекционные занятии психолог использует мои рекомендации.

Одной из целей работы изоруководителя ДОУ является формирование мелкой моторики, поэтому мы совместно с ним используем различные нетрадиционные техники по рисованию, лепке и аппликации.

С музыкальным руководителем ДОУ осуществляется тесная работа на логоритмических паузах, которые он включает в свои занятия согласно лексическим темам недели.

Так как для формирования речи необходима  сформированность и общей моторики, для инструктора по физическому воспитанию был составлен план взаимодействия.

        Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями, потому что первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка).

         В ходе учебного года я систематически встречаюсь с родителями, информирую  их об успехах и трудностях в работе с их детьми (см. Приложение № 8).

         Для совместной работы с родителями используются различные формы работы:

Коллективные формы:                        

   - собрания;                                              

    - тематические лекции;                        

    - оформление стендов;  

    - проведение открытых занятий;  

Индивидуальные формы:

    - индивидуальное консультирование;

     - беседы;

     - проведение открытых занятий.                   

Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием во многом определяется участием родителей  в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Поэтому выполнение еженедельного домашнего задания  способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные  знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка .

Выводы:

        Таким образом, работая над развитием мелкой моторики рук, общей моторики,  артикуляционной и лицевой моторики у детей с общим недоразвитием речи, я добилась определённых результатов (см. Приложение № 9).  

 По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, усовершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли  хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказала  благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготовила  их к рисованию и письму. Кисти рук приобрели  хорошую подвижность, гибкость, исчезла  скованность движений. Дети при обучении графомоторным навыкам  продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создало благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

У детей активизировались  психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, а также развились  важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельным, сочувствовать другим, сопереживать и развивать творческие способности ребят, что очень важно в школьной жизни детей.

Дети стали более общительными. Речь стала более мелодичной и эмоциональной, стихи  стали рассказывать более выразительно, ритмично.

Список  литературы

  1. Аленькина Т.Н.,  Никитина О.В. Гармонизация движений, эмоций и  общения  детей с нарушениями речи  средствами психогимнастики  // Логопед -   №5 -  2006. -  С.24-33.
  2. Ананьев Б.Г.  Избр. психологические труды:  В 2 т. М., 1980, Т.1.- 356с.
  3. Анохин П.К. Очерки физиологии функциональных систем. – М., 1975.- 289с.
  4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., 2006. – 222 с.
  5. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2006. – 319 с.
  6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. -  М., 1990. – 182с.
  7. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – С. – Пб, 2005. – 456с.
  8. Винарская Е.Н. Дизартрия  -  М., 2005. –141с.
  9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2003. – 272 с.
  10. Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики — СПб., 2005.– 144с.
  11. Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М., 1999. – 72с.
  12. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000. – 1008с.
  13. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. - М., 2001.- 144с.
  14. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. -  М.. 1930. Т. 1.  – 342с.
  15. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии// Вопросы логопедии. - М.,1978.  – С.27-37.
  16. Ефименко Н.Н. Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральными параличом. – М., 1991 – 55с.
  17. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. - М., 2000. – 198с.
  18. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного  возраста – М., 1985. – 187с.
  19. Кольцова М.М.  Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия  по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной. — М., 1999. – С.12 – 22.
  20. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и Психологические аспекты.  – СПб, 2006. - 380с.
  21. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими  расстройствами // Дефектология- 2003-  №5. с.45-51.
  22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. – 2001. – 191 с.
  23. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при  локальных поражениях мозга. — М., 1962. – 504 с.
  24. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5 – С. 31 – 34.
  25. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функцио нальной дислалией // Расстройства речи и методы их устранения/ Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М., 1975.- С 79-91.
  26. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Дизартрия // Хрестоматия по логопедии / Под ред.Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Т1. – 227 - 254.
  27. Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий// Очерки по патологии речи и голоса /Под ред. С.С. Ляпидевского. – М., 1967. – С.77 – 97.
  28. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ -  М., 2005. – 112с.
  29. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М.В. Антроповой, М.М. Кольцовой. – М., 1983. – 160с.
  30. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7-лет // Дошкольное воспитание – 2005 - №5 – С.43 – 45.
  31. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – С. Пб, 2003.- 176 с.
  32. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2006.—92с.
  33. Прищепа С., Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //  Дошкольное воспитание – 2005 - №1 – С.60 – 63.
  34. Рубинштейн С.Л. Движение // Основы общей психологии. -  М., 1989. Т.2.  -  С.44 – 48.
  35. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми – М., 1994 – 344 с.
  36. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Дизартрии // Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1972. – С.222 – 277.
  37. Семенович А.В. Ланина Т.Н. Интеграция сенсомоторного репертуара ребенка - фундамент коррекции общего недоразвития речи // Практическая психология и логопедия. - №2 – 2004 – С. 44- 50.
  38. Сеченов И.М., Павлов И.П., Введенский Н.Е. Физиология нервной системы. — М., 1952. -  238

Приложение № 1

Обследуемый С.  (возраст 6 лет 2 мес).

Заключение логопеда: общее недоразвитие речи 2 уровень.

Состояние моторики.

Мимическая моторика. Объем движений мышц лба, глаз, щек достаточный. Мимика дифференцированная, живая. Мимические пробы для детей 6-летнего возраста выполняет.

Речевая моторика. Движения органов речевой артикуляции неточные, неполные по объему, переключаемость и сила движений достаточные. Может удержать язык в любом положении.

Темп и ритм. Темп движений нормальный. Чувство ритма хорошее.

Общая моторика. Пробу на статическую координацию выполняет только с третьей попытки, с трудом удерживает позу. Пробы на статическую и динамическую координацию выполняет. Переключаемость движений достаточная. Серию последовательных движений выполняет правильно, но с некоторой неуверенностью. Ориентировка в пространстве достаточная. Хорошо выполняет упражнения с предметами. Во время выполнения заданий скован, напряжен. Движения резкие, размашистые.

Тонкая моторика пальцев рук. Движения точные, дифференцированные. Задания выполняются в несколько убыстренном темпе. Действия с мелкими предметами удаются, хорошо складывает мозаику, рисует, умеет писать буквы. Координация слова с тонкими движениями удается.

Динамическое наблюдение. Отмечается высокая упражняемость в моторных навыках.

Приложение № 2

Соотношение уровней сформированности  моторики детей в начале года

Диаграмма 1

1. Высокий уровень – 0 %

2. Средний уровень – 25 %

3. Низкий уровень – 75 %

Приложение № 3

Упражнения для речевого дыхания

Футбол

 Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

Ветряная мельница

 Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Снегопад

 Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Листопад

 Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Бабочка

 Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Кораблик

 Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

Одуванчик

 Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

Шторм в стакане

 Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:

- воздух набирать через нос

- плечи не поднимать

- выдох должен быть длительным и плавным

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Приложение № 4

Комплекс упражнений самомассажа кистей и пальцев рук.

1.  Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у основа ний пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, посте пенно продвигают их к лучезапястному сус таву ("пунктирное" движение).

Утюг

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

2.  Ребром ладони дети имитируют "пиле ние" по всем направлениям тыльной стороны кисти руки  ("прямолинейное" движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

— Угостить вас пирогами?

4.  Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.

Мама

По головке мама гладит

Сына-малолеточку,

Так нежна ее ладонь,

Словно вербы веточка.

— Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы.

И меня не позабудь!

5.  Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони  массируемой  руки   ("прямолинейно движение).

Терка

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

— Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу "буравчика" на ладони массируемой руки.

Дрель

Папа в руки дрель берет,

А она жужжит, поет,

Будто мышка-непоседа

В стенке дырочку грызет!

7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются столе, дети сидят. "Щипцами", образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев ("прямолинейное" движение).

Клещи

Ухватили клещи гвоздь,

Выдернуть пытаются.

Может, что-нибудь и выйдет,

Если постараются!

8.  Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируе мой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу ("спиралевид ное" движение).

Барашки

На лугах пасутся "бяшки",

Раскудрявые барашки.

Целый день всё: "Бе да бе",

Носят шубы на себе.

Шубы в кудрях, погляди,

"Бяшки" спали в бигуди,

Утром сняли бигуди,

Попробуй гладкую найди.

Все кудрявы, до одной,

Бегут кудрявою толпой.

Уж такая у них мода,

У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерз ших рук.

Морозко

Заморозил нас Морозко,

Влез под теплый воротник,

Как воришка, осторожно

В наши валенки проник.

У него свои заботы — Знай морозь, да посильней!

Не балуй, Мороз, ну что ты Так не жалуешь людей?!

Приложение № 5

ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

ВОДИЧКА

Водичка, водичка,
(двумя руками по-очереди показывать, как сверху льется водичка)

Умой мое личико.
(ладошками имитировать умывание)

Чтобы глазки блестели,
(дотрагиваться до глазок по-очереди)

Чтобы щечки краснели,
(тереть щечки)

Улыбался роток
(улыбаться, гладить руками ротик)

И кусался зубок.
(стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик)

КУЛАЧОК

Как сожму я кулачок,
(сжать руки в кулачки)

Да поставлю на бочок.
(поставить кулачки большими пальцами вверх)

Разожму ладошку,
(распрямить кисть)

Положу на ножку.
(положить руку на колено ладонью вверх)

ТУК-ТУК

- Тук-тук-тук.
(три удара кулаками друг о друга)

- Да-да-да.
(три хлопка в ладоши)

- Можно к вам?
(три удара кулаками друг о друга)

- Рад всегда!
(три хлопка в ладоши)


ЗАЙЧИКИ

Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке.
(разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики
(показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке.
(сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки,
(проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки.
(имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики,
(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)

Одевали тапочки.
(руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

СНЕГ

Как на горке снег, снег,
(показывать руками "горку")

Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)

И под горкой снег, снег,
(показывать руками "под горкой")

Снег, снег, снег, снег.
(двигать руками, перебирая пальцами)

А под снегом спит медведь.
(сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя)

Тише, тише, не шуметь!
(пальчик ко рту, грозить пальчиком) 

ДЕРЕВЦО

Дует ветер нам в лицо.
(махать руками ладошками к себе) 

Закачалось деревцо.
(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону) 

Ветерок всё тише-тише,
(плавно опустить руки) 

Деревцо всё выше-выше.
(поднять руки и тянуться вверх) 

ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТ

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание) 

Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем) 

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте) 

Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх) 

БАБОЧКА

Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками) 

И вдруг проснулся.
(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела) 

Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
(выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья») 
Бабочка кружит и вьется.
(«летать», имитируя движения бабочки) 

                                                                                               Приложение № 9

Соотношение уровня сформированности  моторики  по итогам  диагностики в конце года.

Диаграмма 2

1.  Высокий уровень – 75%

2. средний уровень – 25%

3. Низкий уровень – 0 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Сказкотерапия как средство коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и п...

Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), ...

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики как средство формирование речи для детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики как средство формирование речи для детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей дошкольного возраста"....

План самообразования воспитателя «Развитие артикуляционной моторики - эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи»

План самообразованияТема: «Развитие артикуляционной моторики - эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи»...