Основные зрительные функции и их нарушения
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.
К основным функциям зрения относятся:
- острота зрения,
- цветоразличение,
- поле зрения,
- характер зрения
- глазодвигательные функции.
Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_vospitateley_osnovnye_zritelnye_funktsii_i_ih_narugshniya.docx | 78.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВНЫЕ ЗРИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ИХ НАРУШЕНИЯ
В процессе восприятия окружающего мира с помощью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.
К основным функциям зрения относятся:
- острота зрения,
- цветоразличение,
- поле зрения,
- характер зрения
- глазодвигательные функции.
Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.
- Нарушение функции остроты зрения
Снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость восприятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.
Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявиться в виде миопии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (изменение преломления оптической системы глаза в различных меридианах).
Нарушение остроты зрения может быть вызвано также функциональными расстройствами зрительного аппарата. Нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины, называется амблиопией.
- Нарушения функции цветоразличения
Обусловливают возникновение трудностей восприятия, невозможность различения одного из трех цветов (красного, зеленого, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.
- Наличие нарушений функции поля зрения
Затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.
- Нарушение бинокулярного характера зрения
Приводящее к снижению способности видеть двумя глазами одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.
- Нарушение глазодвигательных функций
Характеризующееся отклонением одного из глаз от общей точки фиксации, приводит к возникновению косоглазия.
При наличии нарушений глазодвигательных функций в виде нистагма, характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия.
Под влиянием различных причин могут иметь место нарушения как одной, так и нескольких зрительных функций. Нарушения зрения условно делятся на глубокие и неглубокие.
К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую детерминацию. В зависимости от глубины и степени нарушений данных зрительных функций может иметь место слепота или слабовидение.
К зрительным нарушениям, относящимся к так называемым относятся
- нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм);
- нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия);
- нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения);
- нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).
Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет утверждать, что такие дети испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. Поэтому так важна для детей с нарушениями зрения помощь специалистов, в первую очередь, тифлопедагога.
Литература: Нагаева Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки. 2010.
Система упражнений для детей с нарушением зрения в зависимости от зрительных нагрузок.
(с учетом остроты зрения, возраста ребенка, характера зрительного диагноза и фиксации).
В данном материале представлена система упражнений для детей с различными нарушениями зрения с учетом зрительных нагрузок. Цель этих упражнений - развитие зрительного и слухового внимания, усиление конвергенции, развитие зрительной памяти. Все упражнения представлены в игровой форме и предназначены для занятий с детьми разного возраста с учетом зрительных нагрузок №1, 2, 3, 4, 5.
Зрительная нагрузка №1
Первый этап.
Плеоптика (лечение амблиопии)
Острота зрения 0,1 – 0,3. Косоглазие не учитывается. Величина объектов больше 2см. Цвет объектов оранжевый, красный, их оттенки. Форма предметов разнообразная. При косоглазии объемные предметы ребенок познает, в основном, путем осязания под контролем зрения (при данной остроте зрения). Время занятий – утро, полдень, вечер. С цветовыми объектами дети работают днем (около 12 часов дня). Ахроматические пособия даются утром и вечером. Продолжительность занятия разная, все упражнения выполняются в очках.
1. Работа с предметными картинками.
Цель. Узнавание предметов, активизация фиксации взора, развитие внимания, памяти.
Методические указания. Вначале с ребенком рассматривают картинки. Выясняется, что ребенку известно. Затем предлагается рассмотреть две картинки: одну из тех, что он уже видел, а одну – новую. Предложить ребенку внимательно рассмотреть и вспомнить, видел ли он такой предмет. Если ребенок не узнает, помочь ему, подсказать название предмета, указать на его характерные признаки и назначение.
Закрепить название предмета и его узнавание в разных игровых ситуациях:
- Рассматривание картинок, лежащих на столе и нахождение среди них новой;
- Нахождение несколько одинаковых картинок;
- Нахождение пары – «Найди такую же»;
Продолжительность занятий 2-3 мин
Оборудование: картинки для рассматривания, четкие изображения на оранжевом, желтом фоне. Размеры изображаемых предметов больше 2,5 см.
2. Работа с геометрическими фигурами.
Цель. Узнавание геометрических фигур, соответствие предметов по цвету, форме, развитие пространственной ориентации, зрительного внимания.
- Раскладывание фигур по форме (кружки с кружками, квадраты к квадратам и т.д)
- Сортировка геометрических фигур по цвету без учета формы: в одну коробочку складываются все фигуры желтого цвета, в другую все фигуры красного цвета.
3. Работа с цветной мозаикой.
- Сортировка мозаики по цвету (каждый цвет в отдельную коробочку)
- Выкладывание простейших узоров из мозаики (по образцу, затем без образца). Продолжительность занятий цветной мозаикой - 5-6 мин., с геометрическими фигурами – 3-4 мин.
4. Работа с предметными картинками, пирамидкой.
Цель. Активизация фиксации взора, восприятие на слух инструкции, развитие мышления, зрительного соотношения предметов по величине.
- Группировка предметов по цвету
- Группировка предметов по назначению
Продолжительность занятий 8-10 мин.
5. Работа с крупным калейдоскопом, монокулярным фильмоскопом, диаскопом.
Методические указания. Этими приборами нужно сначала научить ребенка пользоваться. Дети неправильно приставляют прибор к глазу, закрывают отверстие рукой, многим детям трудно сосредоточиться. Перед тем как ребенок будет смотреть, нужно его подготовить к тому, что он будет видеть, помочь ему правильно удерживать прибор. Если ребенок заинтересованно смотрит, рассказывает, что он видит – цель достигнута. Продолжительность занятия определяется желанием ребенка.
Цель. Активизация фиксации взора, развитие устойчивого внимания, развитие речи, памяти.
6. Обведение контуров предметов карандашом.
Цель. Активизация фиксации взора, развитие соодружественных движений глаз и руки.
Методические указания. На листе бумаги нарисованы контуры предметов яркими фломастерами. Дети сверху обводят контуры карандашом.
Зрительная нагрузка №2 возраст 3-4 г
Второй этап в лечении амблиопии. Период ортоптического лечения.
Острота зрения 0,4 и выше. Объекты меньше 2 см. Форма объектов разнообразная, преимущественно объемная. Цвет – желтый, зеленый, красный и их оттенки. Учитывается вид косоглазия. При сходящемся косоглазии проводятся упражнения на расслабление конвергенции и направление взора верх на близкое расстояние.
Игры и упражнения при сходящемся косоглазии.
Общие цели: развитие дивергенции, развитие внимания, развитие речи.
1. Рассматривание в калейдоскоп с направлением тубуса в даль.
2. Работа с монокулярными фильмоскопами.
3. Работа с магнитным конструктором на подставке, под углом в 45.
Продолжительность занятий 3 – 4 мин.
4. Игра «Тир». На картонный диск наносятся рисунки или приклеиваются картинки размером меньше 2см. С расстояния 2,5 см (в дальнейшем расстояние увеличивается) ребенок должен указкой показать названный предмет. Цель. Развитие глазомера, дистантного восприятия, развитие речи.
5. Сортировка геометрических фигур по форме, цвету с использованием подставок. Цель. Развитие навыков зрительного соотнесения предметов.
6. Выкладывание узора из цветных палочек с использованием подставок. Цель. Развитие навыков пространственной ориентации, закрепление цветоразличения, развитие мышления, памяти, мелкой моторики руки.
Игры на воздухе.
1. «Птички и автомобили». Дети со сходящимся косоглазием – автомобили. Цель. Развитие дивергенции, развитие внимания.
2.»Найди свой цвет». Цель. Развитие дивергенции, пространственной ориентировки, развитие внимания.
3. Игра «Поезд». Цель. Развитие дивергенции, пространственной ориентировки, слухового внимания
4. Игра «Поймай бабочку» (птичку). Методические указания. Педагог вращает палку длиной 1 – 1,5 м, на конце привязан шнур с картонной птичкой или бабочкой (ярко раскрашенной, длиной 15 см.) над головами детей на такой высоте, чтобы дети, подпрыгнув, могли ее поймать рукой. Подпрыгивают дети на обеих ногах и ловят обеими руками. Ловят, не сходя с места. Цель. Развитие дивергенции, формирование прослеживающих функций глаза, развитие глазомера, развитие внимания.
5. Игра «Чего не стало». Методические указания. На веревке на расстоянии 3-4 шагов от детей на уровне поднятой руки ребенка привязаны или прикреплены скобами предметы. Дети их рассматривают, запоминают. Затем дети отворачиваются, а педагог снимает один, позже 2-3 предмета. Дети поворачиваются и отгадывают, какого предмета не стало. Цель. Развитие дивергенции, зрительной памяти, внимания, закрепление цветоразличения.
Игры и упражнения при расходящейся косоглазии.
Зрительная нагрузка №2
Общие цели. Усиление конвергенции, развитие внимания, речи.
1. Работа с калейдоскопом с направление тубуса вниз.
2. рассматривание картинок через диаскоп.
3. Работа с мозаикой средних размеров: сортировка, выкладывание узоров.
Цель. Развитие зрительного соотношения предметов по цвету, развитие навыков пространственной ориентации.
4. Нанизывание колец.
5. Выкладывание узоров из цветных палочек.
Игры на воздухе.
1. Игра «Птички и автомобили». Дети с расходящимся косоглазием – «птички». В игру можно ввести усложнение – «птички» клюют зернышки. Дети присаживаются и стучат пальчиками по коленям. Цель. Усиление конвергенции у детей с расходящимся косоглазием. Закрепление умение действовать по сигналу.
2. Игра «Поймай рыбку». Методические указания. На палочке длиной 1 – 1,5 м за шнур привязана яркая картонная рыбка длиной 20см. Педагог вращает по кругу вокруг себя, а дети должны успеть ступить на рыбку (поймать ее). Цель. Развитие конвергенции, глазомера, наблюдательности.
3. Игра «Принеси мяч». Методические указания. Дети стоят на черте возле педагога. По команде «Раз, два, три - беги» педагог выбрасывает из корзины все мячи (по количеству детей). Дети догоняют мяч, бросают его обратно в корзину. Цель. Усиление конвергенции, развитие зрительного и слухового внимания, умение согласовать свои действия с сигналом.
4. Игра «Что спрятано?» Методические указания. На землю в центре круга педагог кладет несколько игрушек и предлагает детям посмотреть и запомнить. Затем дети поворачиваются спиной к центру и закрывают глаза. Педагог прячет 1-2 игрушки, затем подает команду повернуться и посмотреть, каких игрушек не стало. Цель. Усиление конвергенции, развитие зрительной памяти, внимания.
Зрительная нагрузка №3,4 для детей 5-7 лет.
Острота зрения 0,01 – 0,3. Вид косоглазия не учитывается. Величина объекта больше 2 см. Цвет объекта оранжевый, красный, желтый, зеленый и их оттенки. Продолжительность занятий постепенно увеличивается до 25 мин. Занятия проводятся 2 раза в день. 1,5 – 2 месяца проводится работа по развитию зрительного восприятия, глазодвигательного аппарата глаза, развитие цветоразличения, восприятию пространства с теми, кто нуждается. Затем эти занятия продолжают, но параллельно вводят упражнения по развитию остроты зрения у этих детей.
1. Рассматривание предметных картинок. Принцип проведения этой работы тот же, что и при проведении с детьми 3-4 лет, только используется большее количество картинок.
Продолжительность занятий 3-4 мин. Цель. Активизации фиксации взора, развитие внимания, обогащение активного словаря.
2. Сортировка предметов по цвету, по форме, назначению.
Цель. Активизация фиксации взора, развитие зрительного соотнесения предметов по цвету, форме, развитие мышления.
- Геометрические фигуры
- Сортировка предметных картинок по цвету, форме, по назначению предметов. Например: «Отбери предметы, которые нужны повару, строителю, учителю.
- Сортировка природного материала по цвету, форме.
- «Найди такую же картинку», «Найди пару».
Продолжительность занятий 10 – 15 мин
3. Рассматривание в крупный калейдоскоп. Продолжительность занятий определяется желанием ребенка.
4. Ира в лото с крупными картинками: домашние животные, предметный мир.
Продолжительность занятий 10 – 15 мин. Цель. Активизация фиксации взора, умение сравнивать.
5. «Домино», «Какой цвет», «Цепочка» и др. ( с яркими крупными картинками)
Цель. Активизация фиксации взора, обучение умению соотносить по цвету.
Зрительная нагрузка №5
(для детей со сходящимся косоглазием в возрасте 5-7 лет)
Острота зрения 0,4 и выше. Правильная фиксация взора. Величина объектов меньше 2 см. Цвет разнообразный. Предметы преимущественно объемные.
1. Рассматривание в калейдоскоп с направлением тубуса вверх – вдаль. Продолжительность занятий 3-4 мин. 2 раза в день. Цель. Активизация фиксации взора.
2. Работа с монокулярными фильмоскопами. Продолжительность 4-5 мин. 2 раза в день. Цель. Активизация фиксации взора.
3. Нанизывание бусинок, колечек, пуговиц на леску.
Продолжительность занятий 5-7 мин. 2 раза в день. Цель. Активизация фиксации взора, повышение остроты зрения, развитие мелкой моторики рук.
4. Шнуровка: протягивание шнура через отверстия, сделанные на пластмассовой или картонной пластинке.
Методические указания. Пластинки дети должны держать на расстоянии вытянутых рук так, чтобы взор был направлен вдаль.
Шнуровать можно двумя способами:
1. Так, чтобы шнурок все время попадал с лицевой стороны, тогда шнурок будет идти через края пластинки.
2. Ребенок пропускает шнурок один раз с лицевой, другой с изнаночной стороны, он может пальчиками другой руки наощупь находить дырочку.
Диаметр дырочек должен постепенно уменьшаться, количество дырочек на пластинке должно увеличиваться. Продолжительность занятий 19 -15 мин 2 раза в день.
Цели те же, что и в упр №5.
5. «Лото», «Домино».
Методические указания. Для того, чтобы взор ребенка был направлен вдаль, использовать приспособления: для домино – металлическую доску, окрашенную в зеленый цвет, картинки – домино с подклеенными с обратной стороны Магнитками. Величина доски 40 на 30 см. На маленьких карточках лото тоже наклеены Магнитки. Металлические доски устанавливаются на подставке под углом 45. Продолжительность занятий 10-15 мин.
Цель. Активизация фиксации взора, развитие мыслительных процессов, закрепление навыков зрительного соотнесения предметов.
6. Раскрашивание рисунков, укрепленных на доске на уровне глаз ребенка. Продолжительность 5 мин.
Цель. Активизация фиксации взора, различение цветов. Развитие мелкой моторики рук.
Игры на воздухе.
- Игры с мячом: подбрасывание мяча вверх и ловля его, бросание мяча друг другу
- Метание стрел – присосок
- Метание мешочков в цель (мешочки должны быть красного, желтого цветов)
- Игра «Набрось кольцо». На штыри, которые укреплены на подставке, набрасываются кольца, Подставка крепится на стене.
Цель. Развитие дивергенции, глазомера, развитие координации движений.
Зрительная нагрузка №6.
(возраст детей 5-7 лет, расходящееся косоглазие)
Острота зрения 0,4 и выше. Правильная фиксация взора. Величина объектов меньше 2см. Цвет разнообразный. Предметы преимущественно объемные.
Общие цели: усиление конвергенции, повышение остроты зрения.
1. Работа с мелкой мозаикой: сортировка по цвету, выкладывание узоров. Продолжительность занятий 3-4 мин 2 раза в день.
2. «Нанизывание бус» (диаметр отверстия постепенно уменьшается). Продолжительность занятий 4-5 мин 2 раза в день.
3. «Шнуровка. Взор ребенка должен быть направлен вниз. Диаметр дырочек уменьшается, а количество дырочек на планке – увеличивается.
4. «Обведение по контуру».
Зрительная нагрузка №7.
Назначается для развития и укрепления монокулярного и бинокулярного зрения.
Положение глаз правильное, величина объектов – самые мелкие. Время проведения занятий – по желанию детей. Количество занятий – 3-4 раза.
1. Сортировка мелких предметов по цвету, величине. Направление взора зависит от вида косоглазия.
2. Упражнения с разделителем полей зрения (РПЗ). При ранее имевшемся косоглазии упражнения на РПЗ проводят у окна, за которым открывается далекая перспектива. Ребенок смотрит сквозь цветные стекла на дальние предметы. Ребенок сидит на стуле так, чтобы его зрительные оси были направлены немного вверх. При имеющемся косоглазии (расходящемся) упражнения на РПЗ следует проводить на расстоянии 2 – 2,5 см. Ребенка усаживают так, чтобы зрительные оси были направлены несколько вниз. Во время выполнения упражнения необходимо следить за тем, чтобы глаза у ребенка все время находились в симметричном положении.
Цель. Закрепление правильного положения глаз, закрепление понятий: высокий – низкий, далеко – близко.
3.Игры: забрасывание мяча в кольцо, рассматривание в бинокль, метание мяча, настольный баскетбол и волейбол.
4. Штриховка.
5.Обведение контура рисунка через прозрачную бумагу.
6. Упражнение с диаскопом
Зрительная нагрузка №8
( развитие стереоскопического зрения)
Упражнения по развитию стереоскопического зрения можно проводить с детьми 3-4 лет, как только устанавливается правильное положение глаз, при нормальной фиксации и при остроте зрения не ниже),4, при нормальной подвижности глазных яблок.
Общие цели. Развитие стереоскопического зрения, закрепление правильной фиксации глаз.
Общие цели. Развитие стереоскопического зрения, закрепление правильной фиксации глаз.
1. «Надень кольцо» Продолжительность 5 мин.
2. «Попади в цель». Продолжительность 5 мин
3. «Забей гвозди».
Методические указания. На подставке размером 25 на 20см вертикально укреплен стержень с поперечной пленкой наверху длиной 25 см. На каждой планке подвешено по 3-4 колечка разного диаметра: от 0,5 до 1,5см. Ребенок палочкой длиной в 20см диаметром 0,3см должен попасть внутрь колечек.
4. Упражнение со стереотренером. Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями различного диаметра (до 3х см) и шарика диаметром до 0,8 см, прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа ручку прибора, ребенок раскачивает нитку с шариком так, чтобы попасть в каждое отверстие.
5. Упражнения с кольцебросами.
Набрасывание колец на стержень или различные фигуры: слон с хоботом, заяц с поднятой лапой, гусь с вытянутой шеей, Буратино с длинным носом.
Набрасывается кольцо с расстояния 2-2,5 см. Длительность упражнений 5-8 мин 2 раза в день.
Комплекс игр и упражнений для повышения остроты зрения в соответствии с рекомендациями Л.А.Григорян и Л.И.Плаксиной
Младший дошкольный возраст
Острота зрения 0,04
- Раскрашивание крупных деталей рисунка (4см) в основные цвета (красный, оранжевый, зеленый)
- Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу
- Наклеивание крупных аппликаций (4см)
- Плетение ковриков из широких полос (3-4 см) ярких цветов
- Сборка строительных деталей, конструкторов крупных размеров
Острота зрения 0,05 - 0,1
- Раскрашивание более мелких деталей рисунка (2-3см)
- Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу
- Выполнение аппликационных работ (2-3см)
- Плетение ковриков из полос шириной 2 см
- Работа с конструкторами
- Рассматривание рисунков крупных размеров
- Игры с мозаикой
Острота зрения 0,2 – 0,3
- Раскрашивание мелких деталей рисунка
- Аппликации менее 2см
- Плетение ковриков
- Конструирование из мелких деталей
- Обнаружение простых ошибок в рисунке (машина без колес)
- Мозаика
- Лепка из пластилина на наглядной основе (овощи, фрукты)
- Нанизывание бус диаметром до 1см на леску
Острота зрения 0,4 и выше
- Рисование круга, треугольника, раскрашивание их, обведение контуров мелких рисунков через тонкую бумагу
- Аппликации до 1см
- Плетение ковриков из полос менее 1см
- Конструирование из мелких деталей
- Обнаружение ошибок в рисунках с мелкими деталями (дом без трубы)
- Построение мелких рисунков из мозаики
- Лепка из пластилина мелких фигур
- Нанизывание на леску бус размером менее 1см
Старший дошкольный возраст
Острота зрении 0,04
- Раскрашивание крупных деталей, усложненных рисунков (животных)
- Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу
- Плетение ковриков из полос основных цветов и их оттенков (ширина полос до 2 см)
- Лепка крупных животных из пластилина
- Работа с крупным строительным материалом
Острота зрения 0,05 – 0,1
- Раскрашивание более мелких деталей рисунков и обведение контуров через тонкую бумагу
- Плетение ковриков шириной до 1,5 см
- Лепка из пластилина более мелких фигур
- Работа с пластмассовым конструктором
- Мозаика
- Нанизывание бус основных цветов диаметром 1,5 см на леску
- Обнаружение различий в 2х крупных рисунках
Острота зрения 0,2 – 0,3
- Обведение мелких деталей рисунка через тонкую бумагу и раскрашивание их не выходя за контуры. Рисование геометрических фигур
- Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1 см
- Лепка мелких фигур
- Работа с более мелким конструктором
- Мозаика
- Нанизывание бус, чередуя цвет (диаметр бус до 1см)
- Обнаружение ошибок в рисунках
- Разгадка ребусов в детских журналах
Острота зрения 0,4 и выше
- Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание не выходя за контуры
- Составление орнамента из клеток
- Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной 0,5 см и менее
- Лепка мелких фигур
- Работа с мелким конструктором
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стенды для родителей "Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией
Игры и упражнения для детей с нарушениями зрения....
Основные зрительные функции
консультации для педагогов...
Консультация для педагогов. Тема: «Определение основных (базовых) функций зрения, симптомы нарушений зрения»
В статье рассматриваются основные симптомы зрительных нарушений и основные зрительные функции...
Развитие зрительных функций у детей с нарушением зрения
Обзор методик...
Игры и упражнения для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией
Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией...
Конспект по формированию сенсорных эталонов и зрительных функций у дошкольников с нарушениями зрения
Формирование сенсорных эталонов и зрительных функций у дошкольников с нарушениями зрения по теме "Зоопарк"...