Особенности восприятия слабовидящими детьми наглядных пособий
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Развитие педагогической науки подтвердило, что наглядность является необходимым и закономерным средством организации и проведения образовательного процесса любого уровня сложности.Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме. Однако у детей с нарушением зрения имеются особенности восприятия наглядных пособий, которые необходимо учитывать при организации коррекционных занятий. Учет данных особенностей позволит сделать занятия наиболее эффективными для детей с нарушенным зрением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospriyatiya_slabovidyashchimi_naglyadnyh_posobiy.docx | 15.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия слабовидящими детьми наглядных пособий
Обучение и воспитание слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей в развитии познавательной деятельности детей с нарушениями зрения. При их обучении необходимо применять упражнения на формирование способов зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, являющихся основой элементарных математических представлений. Задания и упражнения на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия служат не только формированию перцептивных действий, но и способствуют формированию мышления ребенка. Комплексность занятий по математике обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов. И в то же время у них развиваются зрительное внимание и зрительная память. Коррекционная направленность процесса обучения слабовидящих детей во многом зависит от успешной реализации принципа наглядности. Принцип наглядности — это основное исходное положение дидактики, определяющее направление работы с наглядным материалом, предусматривающее обязательность его использования в учебном процессе. Этот принцип был сформулирован еще в трудах Я.- А. Коменского, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими. Необходимо чётко разграничивать понятие принципа наглядности и наглядных методов обучения. Наглядный метод характеризуется как способ реализации этого исходного положения, заключающийся в построении системы обучения с использованием средств наглядности. Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем, в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников. Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательный эффект.
Далее перечислены особенности восприятия наглядных пособий слабовидящими учащимися:
1. Процесс зрительного восприятия у детей данной категории протекает замедленно по сравнению с нормой.
2. Дети с глубоким поражением зрения, имеющие остроту зрения от 0,1 и ниже, затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второстепенных деталей, путают сходные по форме изображения.
3. У детей нарушено целостное восприятие наглядности, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов у них затруднены.
В коррекционном обучении детей со зрительной патологией использование наглядности приобретает особо важное значение, т.к. позволяет педагогам опираться на конкретные образы, создаваемые у детей. Это способствует формированию у них реальных представлений об окружающем мире, об изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объем их познавательной информации.
При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям разнообразные качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала. Кроме того, и это очень важно, использование наглядности позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям и урокам, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме. Это положительно сказывается на качестве усвоения ими учебного материала, повышается эффективность обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности восприятия времени детьми.
Консультация для воспитателей«Особенности восприятия детьми времени»Понятие времени для детей наиболее сложно. Время воспринимается опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто неста...
Особенности восприятия цвета детьми.
Особенность восприятия цвета у детей. Экспериментальная площадка ФИРО....
Особенности восприятия музыки детьми дладшего дошкольного возраста.
Материал для проведения консультации с педагогами....
« Особенности восприятия времени детьми старшего дошкольного возраста»
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Детям...
«Особенности восприятия природы детьми дошкольного возраста в экологическом воспитании»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11690681","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 200px; height: 30px;"}}]]Восприятие природы детьми дошкольного возраста,...
«Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп»
laquo;Особенности восприятия цвета детьми разных возрастных групп»...
"Особенности восприятия музыки детьми дошкольного возраста"
Консультация для родителей...