« В кафе у Золушки».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Зайцева Наталья Варфоломеевна

План-конспект

подгруппового занятия совместно с родителями по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения

Тема:    «Посиделки в кафе у Золушки»

Цель: Формирование общих речевых умений и навыков.

 

Задачи:

  1. Повышать интерес родителей к логопедической работе.
  2. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей.
  3. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.
  4. Формировать у детей старшего дошкольного возраста навыка словообразования.
  5. Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение и речь).
  6. Развивать навыки межличностного общения между детьми и взрослыми.
  7. Закреплять в речи правильное произношение звуков.
  8. Учить определять на слух и по артикуляции звуки.
  9. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
  10. Воспитывать интерес к речевой деятельности на занятии, активность и творчество.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Василёк»

План-конспект

подгруппового занятия совместно с родителями по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения

Тема: « В кафе у Золушки».

Учитель - логопед: Зайцева Н.В.

План-конспект

подгруппового занятия совместно с родителями по оказанию эффективной специальной (коррекционной) помощи  детям, имеющим речевые нарушения

Тема:    «Посиделки в кафе у Золушки»

Цель: Формирование общих речевых умений и навыков.

Задачи:

  1. Повышать интерес родителей к логопедической работе.
  2. Развивать артикуляционную моторику, дикцию, фантазию детей.
  1. Воспитывать уверенность в себе, умение держаться перед аудиторией.
  1. Формировать у детей старшего дошкольного возраста навыка словообразования.
  1. Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение и речь).
  1. Развивать навыки межличностного общения между детьми и взрослыми.
  1. Закреплять в речи правильное произношение звуков.
  1. Учить определять на слух и по артикуляции звуки.
  1. Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие.
  1. Воспитывать интерес к речевой деятельности на занятии, активность и творчество.

Оборудование:

  1. Дидактические пособия для игр;
  1. Ёмкости с различными крупами (горох, фасоль);
  1. Картинки с изображением предметов для заданий;
  1. Магнитная доска.

Ход занятия:

Ведущий:  – Уважаемые родители и ребята!  Мы очень рады видеть Вас в нашем  кафе у Золушки. Сегодня в программе нашего кафе интересные задания, шутки, игры, скороговорки. (Родители садятся за оформленные столики).

Ведущий: - А кстати, ребята, вы умеете вести себя за настоящими столиками в настоящем кафе? (Да) Да? Чтобы в этом убедиться окончательно, наши уважаемые родители зачитают вам правила поведения за столом. (Стихи Григория Остера)

1-ый столик:

Если вас зовут за столик,

Гордо прячьтесь под диван,

И лежите там тихонько,

чтоб не сразу вас нашли.

А когда из-под дивана

Будут за ноги тащить.

Вырывайтесь и кусайтесь

Не сдавайтесь без борьбы.

2-ой столик:

Сесть старайся рядом с тортом

В разговоры не вступай:

Так во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье-

Трудно будет вынимать.

3-ий столик:

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом,

И стесняетесь об скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

Ребята, мы так будем себя вести? (Нет) А как? Конечно наоборот. Сейчас мы расскажем как правильно вести себя в кафе.

Дети рассказывают правила поведения в кафе.

Ведущий: - Как известно в кафе можно заказать и попробовать любое лакомство. Наши родители будут заказывать себе блюда. Но что-то произошло с их голосом и первые звуки  в словах отсутствуют, а вы, ребята должны понять, что заказывают ваши родители.

Проводится задание

1-ый столик (обед): …уп (суп), …акароны (макароны), …артошка (картошка),  …алат (салат),…осиски (сосиски), …омпот (компот).

2-ой столик (овощи):…омидор (помидор), …апуста (капуста), …гурец (огурец),

3-ий столик (фрукты):…нанас (ананас),   …анан(банан),  …

ерсик (персик),  …пельсин (апельсин).

4-ый столик (десерт): …ороженое (мороженое), ...орт (торт), …онфеты (конфеты), …еченье (печенье), …

Дети называют полностью слово,  выделяют пропущенный звук и находят соответствующую картинку.

Ведущий: -  Ребята, а чтобы речь была правильной и чистой, что мы должны с вами делать?

Дети: - Делать гимнастику для пальчиков, язычка, проговаривать скороговорки, стихи.

Ведущий: -  А начнем мы с того, что разомнем свои пальчики. Поиграем с орешками которые принесла нам белочка.

Пальчиковая гимнастика «Орешек». Катая орех между ладоней, дети произносят слова.

Я орех в руке катаю

свои пальцы разминаю

Так орех с рукой играет

Моей речи помогает.

Дети показывают  пальчиковую гимнастику. Родители выполняют вместе с ними.

Ведущий: - Ребята на кухне у Золушки кто-то пошалил и перепутал все припасы. Давайте поможем Золушке разобрать крупы по тарелочкам, нужно быстро отделить горох от фасоли.

Проводится конкурс «Золушка». Звучит музыка.

Родитель и ребенок получают тарелочку, в которой насыпан вперемешку  горох и фасоль. Необходимо быстрее перебрать крупы,  и сложить их в разные тарелочки.

Ведущий: -  А теперь пора нам размять язычок. Дети вместе с родителями  выполняют артикуляционные  упражнения.

Проводится артикуляционная гимнастика:

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам

Улыбаются , смеются,

А глаза у них, как блюдца

                                    ( Лягушка)

В гости к нам пришёл слонёнок -

Удивительный ребёнок.
На слонёнка посмотри -

Губы хоботком тяни!

                                   ( Слонёнок )

Блин мы ели с наслажденьем

Перепачкались вареньем

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

                                    ( Вкусное варенье)

Тик-так, тик-так-

Ходят часики - вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики - вот так!

                                    (Часики)

Язычок стал маляром,

Аккуратно красит дом. («Маляр».)

На качелях оказался,

Вверх взлетал  и вниз спускался. («Качели».)

Я весёлая лошадка

Тёмная как шоколадка

Язычком пощёлкай громко

Стук копыт услышишь звонкий

                                                 (Лошадка)                                            

Ведущий: - Ребята! а сейчас давайте немножко отдохнём.

Игра с мячом «Скажи слово, ласково»

Дети упражняются в образовании уменьшительно – ласкательной формы существительных:

 Описание: Дети становятся в круг, ведущий в середине круга кидает мяч и называет слово, ребёнок в ответ кидает мяч ведущему и называет это слово ласковым.

Проводится следующая игра: « Назови обобщающие слова »

Описание: на ковёр положить три обруча,  в каждом из них  находится предмет ( 1-дом, 2-стол, 3-кукла ). Нам нужно в дом поставить мебель, на стол посуду, куклу одеть в одежду.

 На столе лежат карточки: мебель, посуда, одежда. Ветер подул все карточки перепутал. Дети берут  карточку,  и под музыку бегают вокруг обручей. Как только музыка остановится, нужно подойти к тому обручу куда подходит эта карточка. Ведущий проверяет карточки, задаёт вопросы, игра снова продолжается.

Мы немножко поиграли, а теперь сядем за столы.

  Ведущий : Усядемся мы за столики да расскажем скороговорочки.

             - Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

              Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

                Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

               Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Дети проговаривают  скороговорки

  1. По бревну бобры бредут.
  1. Филипп к печке прилип.
  1. Саша любит сушки, Соня ватрушки.
  1. У Пашки в кармашке букашки и бумажки.
  2. Вор у вора веревку своровал.
  3. Палку толкал лапкой Полкан.
  4. Ежу на ужин мышонок нужен.
  5. Жутко жуку жить на суку.    

А теперь родители  расскажут эти скороговорки  с конфетами за щеками.

Дыхательная гимнастика с чашечками - формирование воздушной струи

Ведущий: - Ребята! сейчас мы с вами будем пить чай, но он очень горячий, давайте немножко его остудим.

Ведущий: - Ребята, пора нам вернуться к нашей кухне. Я  буду показывать  вам картинки, а вы будете подбирать слова, которые подходят к этой картинке.

 ( Мороженное - какое?, лимон ,морковь, помидор ).

Ведущий: У Золушки упала корзина и рассыпались все овощи, фрукты и ягоды.  Нам нужно помочь Золушке.

Проводится игра: "Собери из частей картинку".

Под музыку дети приступают к работе.

Ведущий: Давайте всё сложим  и отдадим на кухню Золушке.

Находим случайно корзинку с сюрпризом.

Ведущий: Ой! – ребята, посмотрите! в корзинке письмо, давайте прочитаем.

Ведущий читает письмо от Золушки.

Ребята, я очень рада, что вы посетили моё кафе. Вы такие дружные, трудолюбивые, отзывчивые и внимательные, во многом мне помогли. Благодаря вашей помощи, я успею попасть на бал. А за ваше старание, я приготовила вам сюрприз в корзинке - Золушка.

Под музыку детям раздать угощенье.

Ведущий: - Вот и подошла к концу наша встреча в кафе! Давайте, ребята, скажем спасибо нашим родителям, что они пришли к нам в гости. Родители, большое спасибо, что вы нашли время и посетили наше занятие.

До свидания!

Используемая литература:

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения/ М.: «Сфера» 2005
  1. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Движения и речь/ С-Пб.: «КАРО» 2003
  1. Матросова Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями/ М.: «Сфера» - 2005
  1. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду (6-7 лет)/ М.: «Мозаика-Синтез» 2004
  1. Герасимова А. Популярная логопедия  Игры в логопедической работе с детьми. «Айрис-пресс» 2008.

-



Предварительный просмотр:

Постановка звука Ч.

Черепаха Постановка звука Ч

Задачи: Постановка отсутствующего звука «Ч».

Цели занятия:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука «Ч».
- Укрепить мышцы языка посредством выполнения артикуляционной гимнастики.
- Закрепление правильного произношения звука [Ч].
- Формирование умения выделять заданный звук на фоне звуков, слогов и слова.
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие логического мышления;
- Развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: Игрушка черепаха, картинки.

Организационный момент:
Логопед загадывает загадку про Черепаху:

Домик мой, везде со мной.
Он устроен за спиной.
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я...(черепашка)

Показ игрушечной черепахи.
Логопед:
Давай вместе с черепахой сделаем гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика:

1. «Лопатка».
Цель: Выработать навыки делать язык широким и спокойно удерживать его в расслабленном состоянии.
Губы в улыбке. Рот открыт. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 - 10. Обратить особое внимание, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

2. «Пирожок».
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

3. «Качели».
Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку ;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе ;
в) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Маляр».
Цель: Вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Грибок».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

7. «Гармошка».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

8. «Вкусное варенье»
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

9. «Чашечка».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

10. «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

11. «Саночки».
Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

12. «Заборчик» — «Рупор» — «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

Ход занятия.

1. Игра: «Поймай звук Ч».
Хлопни в ладошки, если услышишь звук Ч.
- П, Ш, Ч, Ц, Л, Ч.
- ПА, НО, ЧЕ, СА, ЩА, ЧО.
- ЧАЙ, СОН, ЧАСЫ, ЩАВЕЛЬ, СОК, ШАПКА, МЯЧ.

2. Игровой приём постановки звука «Ч». (Постановка по подражанию).
Логопед:
-Черепахи очень медленно ползут, они мирные и спокойные.
-Черепахи любят тишину.
Когда громко, можно сделать так:
Логопед подносит указательный палец к губам и произносит: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч…
Логопед уточняет артикуляцию звука «ч»:
При произнесении звука «Ч»
• Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
• Зубы сближены.
• Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
• Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка.
-Ребёнок повторяет за логопедом: Ч-Ч-Ч-Ч…

3. Пальчиковая гимнастика: «Черепашка».
- "Сколько пыли, сколько сора –
- До дверей дойду не скоро", -
- И вздыхает тяжко
- Наша черепашка.
Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

4. Игра: « Найди картинку».
Ребёнок должен отобрать те картинки, в названии которых есть звук «Ч».
Картинки: чемодан, часы, очки, бочка, пчела, качели, мяч, ключ, шапка, щука, ящик, цапля, тапок, танк.
Итог занятия:
-Какой звук, ты учился произносить? (Звук «Ч»).
Молодец!

Если же по каким-то причинам звук по подражанию не получается, то можно воспользоваться механическим способом постановки звука «Ч». При помощи зонда №5.Ребёнка просят произнести слог ать, зондом №5 приподнимаем и отодвигаем язык назад, затем округляем губы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект сюжетно -ролевой игры "Детское кафе"

использование проектного метота в организации сюжетно-ролевых игр помогает детям более детально ознакомиться с профессиями, способствует коммуникативному общению, умению играть в детском коллективе, в...

Сюжетно-ролевая игра "Кафе"

Сюжетно-ролевая игра для детей среднего возраста по ознакомлению детей с работой сферы обслуживания....

Сценарий праздника "Встреча в кафе " Осень"

Интересные сценарий осеннего утреннека для детей подготовительной группы....

Праздник урожая в кафе "Осеннее"

Утренник для детей разновозрастной группы малокомплектного детского сада....

Фото к Занятию "В кафе у Золушки"

:Фото    «Посиделки в кафе у Золушки»...

Погружение в профессию работников «Кафе» «Как мы в кафе играли»

Погружение в профессию работников «Кафе»  «Как мы в кафе играли»...