Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительного к школе возраста «Играем с клеточкой»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительного к школе возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_s_kletochkoy.docx | 223.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад № 7 комбинированного вида
Петродворцового района Санкт - Петербурга
Конспект НОД
по познавательному развитию с детьми
подготовительного к школе возраста
«Играем с клеточкой»
Гайдай Елена Николаевна
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 7
2022 год
Цель: развитие познавательной деятельности детей при формировании элементарных математических представлений.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Контингент: дети подготовительного к школе возраста.
Форма проведения: совместная коррекционно-развивающая деятельность с использованием различных технологий.
Технологии: игровая, здоровьесберегающая (различные виды гимнастик: зрительная, пальчиковая , физкультминутка), ИКТ, технология сотрудничества.
Продолжительность: 30 минут
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-расширять и активизировать словарный запас по элементарным математическим представлениям с помощью подвижных и дидактических игр;
- развивать и совершенствовать представления детей о задаче; её частях; умение составлять и решать простые арифметические задачи;
- закреплять умение ориентироваться в рядах и столбиках клеточного поля;
- закреплять и совершенствовать умение:
выполнять графический диктант;
составлять из предложенных букв слово;
- формировать умение использовать мнемотаблицу;
- закреплять представления детей о :
геометрических фигурах и объёмных телах;
частях предмета и целом предмете.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать и совершенствовать умение детей ориентироваться в микро- и макропространстве (на листе бумаги, на рабочем месте);
- развивать и совершенствовать умение детей играть по правилам с выполнением инструкций;
- совершенствовать умение согласовывать речь с движением при проведении физкультминутки;
- формировать практические навыки деления целого на части;
- развивать мелкую и крупную моторику;
- развивать наглядно-образное мышление, воображение;
-развивать и активизировать прослеживающую функцию глаз;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любознательность, активность
- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение работать самостоятельно и в коллективе;
- воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, помощи нуждающимся;
- создавать детям положительный эмоциональный настрой;
- формировать положительную мотивацию к школьному обучению;
- стимулировать интерес к учебной деятельности.
- формировать навыки самопроверки и самооценки
Методы и приёмы: словесные (объяснение, беседа); наглядно-действенные (демонстрация, иллюстрация)
Оборудование и материалы: Интерактивная доска, презентация по теме занятия ,клеточное поле с прозрачными карманами для карточек ,карточки с буквами ,геометрическими фигурами и объемными телами ,мячик ,индивидуальные листы в клеточку ,карандаши, таблица с буквами ,мнемотаблица, пальчиковые массажеры.
Ход НОД:
I Организационный момен
Воспитатель: Ребята, к нам в садик пришло интересное письмо.
Слайд 1. Прочитайте ,кому оно адресовано.
Дети читают.
Воспитатель: Вы хотите узнать от кого оно?
Ответы детей
Воспитатель: Чтобы узнать от кого оно, надо выполнить графический диктант.
Давайте разомнем наши пальцы.
Пальчиковая гимнастика.
Чтоб красиво нам писать
И руке не уставать
Мы гимнастику начнем,
Каждый пальчик разомнем
Дети выполняют гимнастику для пальцев с использованием массажеров для пальцев.
После гимнастики дети выполняют графический диктант.
Воспитатель: кто же у нас получился?
Слайд 2. На экране появляется девочка.
Дети: девочка
Воспитатель: Хотите с ней познакомиться? Ее имя зашифровано на листе, прочитать его вам помогут цифры над буквами. Возьмите по карточке и составьте слово из букв по цифрам.
2 | 4 | 5 | 6 | 8 | 1 | 3 | 7 |
Л | Т | О | Ч | А | К | Е | К |
Дети: Девочку зовут Клеточка.
Клеточка: Здравствуйте. Ребята, я очень хочу с вами подружиться, приходите ко мне в гости, и мы с вами поиграем в разные игры.
Воспитатель: а как же мы найдём дорогу?
Клеточка: песенку прослушайте и ко мне попадёте.
II Основная часть
Слайд 3. Заставка (песня «Учат в школе», дети слушают один куплет).
Воспитатель:
Скажите, о чем поется в этой песне? ( В песне поется о школе, о том чему учат в школе ….).
Воспитатель:
Ребята, что вы знаете о школе?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте с помощью таблицы составим рассказ о школе. Посмотрите внимательно на экран.
Слайд 4.
В каждой клетке этой таблицы находится картинка, которая поможет вам рассказать о школе. Воспитатель спрашивает: как вы думаете, о чём говорит картинка с цифрой 1? С буквой О……Дети отвечают на вопросы
7 | 1 | |
О | Ш | |
Картинка - изображение детей.
Цифра 7- в семь лет дети идут в школу.
Цифра 1 – Дети иду в школу 1 сентября.
Буква О- осенью начинается учебный год.
Буква Ш- слово «школа» начинается с нее.
Изображение учителя – учитель встречает детей.
Книга- дети в школе читают книги.
Тетрадь -в школе дети пишут.
Звонок – уроки начинается и заканчиваются после звонка.
Воспитатель: Присаживайтесь за столы.
Посмотрите еще раз внимательно на таблицу, запомните изображения в клеточках и выложите их у себя на пустых таблицах (у каждого ребенка карточки –изображения и пустые таблицы). Раз, два, три, запомни и повтори!
Дети выкладывают картинки, заполняя таблицу.
Повтор слайда 4
А теперь, давайте проверим сначала каждый сам свою таблицу. А, затем поменяйтесь и проверьте друг у друга.
Воспитатель:Молодцы! Пришло время отдыхать – ручкам и ножкам поиграть. А как в школе называется это время? Правильно – физкультминутка. Возможен ответ перемена (тогда уточняем, что это время свободного отдыха между разными уроками)
Дети выполняют упражнения для снятия напряжения с мышц спины и шеи, одновременно проговаривая стихотворный текст.
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо – влево повернись,
На соседа оглянись.
Руки надо нам размять 1 2 3 4 5.
Руки ставим перед грудью,
Рывки руками делать будем.
Наши плечи разминаем.
Плечи взад, вперед вращаем.
Головой теперь покрутим,
Так мы лучше видеть будем.
Покрутили головой и усталость с плеч долой.
Воспитатель: Ребята, хочу рассказать вам необычную историю. Это было очень давно. Жила-была маленькая, квадратная, белая Клеточка. У нее не было друзей. И ей очень хотелось подружиться с кем-нибудь. Однажды Клеточка убирала в своей комнате и нашла такой листик.
Слайд 5.
Посмотрите, что это такое, как вы думаете? (Клеточное поле).
Слайд 6.
Воспитатель: Посмотрите на экран и скажите, как называется такое расположение клеток на клеточном поле.
Дети: Слева направо – в ряд или горизонтально.
Слайд7.
Воспитатель: А на этом клеточном поле?
Дети: Сверху вниз – в столбик или вертикально.
Воспитатель: Молодцы! Правильно, но поле не простое, в некоторых ячейках этого поля поселились карточки, обозначенные геометрическими фигурами и объемными телами, на обратной стороне карточки написано название игры. Клеточка предлагает вам поиграть в эти игры. Хотите поиграть с клеточкой?
Воспитатель: Давайте вспомним, какие геометрические фигуры и объемные тела мы знаем. А для этого поиграем с мячом.
Игра с мячом. «Ну-ка детки не зевайте геометрические фигуры называйте»
Молодцы. «А, теперь вспомним объёмные тела».
Воспитатель: Совершенно верно. Подойдите к фланелеграфу (на фланелеграфе клеточное поле, в ячейках которого карточки, на обратной стороне которых написаны названия игр).
Воспитатель: Клеточка спрятала игры в рядах и столбиках этого клеточного поля. Сосчитайте, сколько здесь рядов и столбиков.
Дети считают и отвечают. Четыре ряда и четыре столбика.
Воспитатель:
Адрес первой игры, предложенной клеточкой: второй ряд, третий столбик. Найдите ее. (Дети находят). Назовите, что изображено на карточке?
Дети: Объемное тело – конус.
Воспитатель переворачивает обратной стороной квадратик. В этом задании, ребята, клеточка предлагает вам вспомнить, как можно делить целое на части. И разделить она предлагает клеточку-квадрат.
Воспитатель: На какие геом. фигуры и на сколько, мы можем разделить квадрат?
Ответы детей:2 прямоуг.,4 маленьких квадрата,2 больших треугольника и 4 маленьких и.т.д.
Воспитатель: Правильно. Присаживайтесь за столы и давайте, с помощью ножниц, разделим клеточку квадратной формы и проверим, правильно, ли вы ответили на вопрос. (Не забываем о правилах работы с ножницами)
Дети выполняют задание.
Воспитатель: На сколько равных частей вы разделили квадраты?
Дети: На 4равные части.
Воспитатель: Почему у ……… получились 4маленьких квадратика, а у ……. 4 маленьких треугольничка?
Дети: Я сложила противоположные стороны и углы квадрата, а я сложил по диагонали противоположные углы квадрата.
Воспитатель спрашивает у детей название получившихся частей (1/2, 3/4, целый квадрат, что больше целое или часть, что меньше часть или целое)
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем играть? (да).
Подойдите к фланелеграфу. Давайте посмотрим, какую еще игру приготовила для нас клеточка. Следующее задание нужно искать по адресу в первом столбике и третьем ряду. Что поселилось в этой клеточке?
Дети: По этому адресу поселился параллелепипед.
Воспитатель: Молодцы. Игровое упражнение «Готовимся к школе, решая задачи»
На нашем игровом поле поселились геом. фигуры и объемные тела.
А вот сколько их, мы узнаем, когда составим и решим задачу.
Воспитатель: Из каких частей состоит задача?
Дети: Условия и вопроса.
Воспитатель: «На клеточном поле поселились 3 геометр. фигуры и 5 объемных тел.Сколько всего фигур на поле?»
Воспитатель: Есть ли в этой задаче условие? (Да). Назовите его.
Дети называют условие задачи.
Воспитатель: Есть ли в этой задаче вопрос? (Да). Назовите его.
Дети называют вопрос задачи.
Воспитатель: А теперь решите эту задачу, и ответ покажите на числовом веере.
Воспитатель: Назовите мне решение задачи.
Дети называют решение задачи.
Воспитатель: С помощью какого арифметического действия вы решили задачу?
Дети: Сложения.
Воспитатель: Молодцы! А теперь дадим нашим глазкам отдохнуть.
Клеточка предлагает вам выполнить вместе с ней зрительную гимнастику.
Мы с клеточкой играем, напряжение с глаз снимаем.
Глазки кверху поднимаю, клеточку там наблюдаю.
Глазки вниз я опущу, клеточку там отыщу.
Глазки вправо отведу – клеточку я там найду.
Глазки влево отведу – и там я клеточку найду.
Я за клеточкой слежу, по кругу глазками вожу.
Теперь глазки закрываем до 5 считаем, глазки открываем.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Продолжим играть с клеточкой? Подойдите к фланелеграфу и найдите игру, которая поселилась в клеточке с геометрической фигурой, у которой три стороны и три угла. Назовите фигуру и ее адрес.
Дети находят и называют.
Игровая ситуация «Собери портфель». Слушайте внимательно.
Очень быстро отвечайте, да смотрите, не зевайте.
Называю я предмет. Он подходит для школы или нет?
Если да - в ладоши хлопни. Если нет- ногою топни.
Только пол не провали. Все понятно?
Дети: Да.
Раз, два, три.
Кошелек, пенал, расческа, пылесос, тетрадь и соска.
Карандаш, бинокль, духи. Две засушенных блохи.
Краски, ластик и подушка, кисточка, дневник и клюшка.
Все предметы мы собрали и в портфель упаковали.
Воспитатель: Молодцы! «Клеточка, а ты хочешь узнать, кто у нас самый внимательный?»
Клеточка: Конечно!
Воспитатель:
Поднимите правую руку вверх,
Поднимите левую руку вверх.
Коснитесь правой рукой левого плеча,
Коснитесь левой рукой правого уха.
Поднимите правую руку вверх,
Погладьте себя по голове и скажите: «Мы все очень внимательные! Мы - молодцы!»
III Заключительная часть
Воспитатель: Нам пора в садик возвращаться и на прогулку собираться.
Клеточка: до свидания, ребята
Под песенку «Учат в школе» ребята идут по кругу
Рефлексия:
Воспитатель: Дорогие ребята, вы сегодня были в гостях у клеточки?
Чем вы занимались?
Вам понравилось играть?
Какая игра вызвала трудности?
Как вы думаете, эти игры вам пригодятся в школе?
Воспитатель: Молодцы. Ребята, клеточка предлагает взять карточки с радостными смайликами тем детям, кому было интересно и легко работать, Тем, кому было интересно, но немножко трудновато, взять карточки с задумчивыми смайликами. Давайте подарим смайлики клеточке .Дети прикрепляют смайлики к клеточке.
Воспитатель:
Я вижу, что вам действительно было интересно. Спасибо Клеточке за интересные игры и вам за хорошую работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы по теме: "Знакомство с деревянным зодчеством г.Торопца"
Цель данного занятия - знакомство детей с особенностями деревянного зодчества Тверского края (г.Торопца), воспитание устойчивого интереса к местной архитектуре, умения замечать прекрасное в обыденной ...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл"
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Откуда хлеб на стол пришёл" Программное содержание: Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить знания ...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по развитию представлений дошкольников о профессии строитель....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Леса – наша гордость и краса».
Занятие по познавательному развитию способствует уточнению и обобщению у детей конкретных представлений о роли леса в жизни детей. Уточняет понятия: русский лес - богатство каждого человека нашей стра...
Конспект НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну цифр»
Цель: Познакомить с образованием и составом числа 6, цифрой 6.Задачи: · Учить детей определять место числа в числовом ряду;·...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Загадочная страна Япония"
Познавательное занятие знакомит детей с Японией, ее культурных традициях страны....
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ на тему "Путешествие в космос" воспитатель Ялакова И.М.
Интегрированная форма ООД: игра-путешествие. Разновидности деятельности детей: познавательно-игровая деятельность, коммуникативно-познавательная деятельность, литературно-познавательная....