итоговая работа по теме : «Включение в образовательное пространство ребенка дошкольного возраста с РАС (расстройство аутистического спектра)
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
По данным Всемирной организации аутизма, в 2010 году на 100 детей встречается 1 случай аутизма. Центр по контролю за заболеваемостью в США в 2012 году выявил 1 случай аутизма на 88 детей. Социологи утверждают, что преобладает тенденция к увеличению детей с таким нарушением. Статистика аутизма в России показывает, что в 2015 году было зарегистрировано около 18 тыс. детей страдающих этим заболеванием. Однако эта цифра значительно выросла. В 2016 году статистика аутизма в России показывает 22 тыс. зарегистрированных детей.
Современное образование ставит перед собой задачу активно развить инклюзивное направление в Российском образовании, для того, чтобы дети, имеющие нарушение в развитии могли определенным образом социализироваться в современном обществе и развивать коммуникативные, познавательные навыки (закон Российской Федерации «Об образовании», национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota.docx | 773.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Псковской области
ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования»
Центр специального образования и охраны здоровья
Курсы ПК: «Обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ДОУ»
Сроки: 10-31.03.2021
Выпускная итоговая работа
Тема: «Включение в образовательное пространство ребенка дошкольного возраста с РАС (расстройство аутистического спектра)
т
Исполнитель:
Богданова Елена Викторовна
Должность
Старший воспитатель
2021
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3 стр.
Глава 1Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с РАС…..стр
Глава 2 Интерактивный семинар – практикум для педагогов «Игровой метод – эффективное средство помощи в реабилитации детей с РАС»
стр.
Заключение………………………………………………………………………………стр.
Список используемой литературы…………………………………………………….стр
Приложения стр.
Введение
Актуальность проблемы: в современном обществе все чаще в СМИ затрагивают проблему детей, имеющих определенные искажения в психическом развитии. В России, как и за рубежом медики, психологи обращают внимание на то, что увеличивается число детей с расстройствами аутистического спектра.
По данным Всемирной организации аутизма, в 2010 году на 100 детей встречается 1 случай аутизма. Центр по контролю за заболеваемостью в США в 2012 году выявил 1 случай аутизма на 88 детей. Социологи утверждают, что преобладает тенденция к увеличению детей с таким нарушением. Статистика аутизма в России показывает, что в 2015 году было зарегистрировано около 18 тыс. детей страдающих этим заболеванием. Однако эта цифра значительно выросла. В 2016 году статистика аутизма в России показывает 22 тыс. зарегистрированных детей.
Современное образование ставит перед собой задачу активно развить инклюзивное направление в Российском образовании, для того, чтобы дети, имеющие нарушение в развитии могли определенным образом социализироваться в современном обществе и развивать коммуникативные, познавательные навыки (закон Российской Федерации «Об образовании», национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года).
Объект исследования: коммуникации у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: особенности проявления коммуникаций у дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Гипотеза исследования: коммуникативность у дошкольников с расстройствами аутистического спектра эффективно будет развиваться в процессе игровой деятельности, вызывающей эмоциональные реакции у детей.
Цели и задачи исследования:
1. Анализ клинической и психолого-педагогической литературы по проблеме аутизма личности.
2. Характеристика особенностей коммуникативного развития детей с РАС.
3. Исследование особенностей коммуникативность у дошкольников с РАС.
4. Разработка интерактивного практикума – семинара для педагогов в помощь в работе с дошкольниками с РАС исходя из результатов исследования.
Методы:
В психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста с РАС использовать метод беседы, игротерапию, арттерапию, анализ проблемных ситуаций . Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В этой терапии используют игровые методики, ориентированные на влияние поведения ребенка и взрослого.
Практическая значимость работы:
За последнее время было проведено большое количество исследований, посвященных проблеме игры, которые показывают, что аутичных детей характеризуют специфические нарушения и низкий уровень развития игровых и символических навыков. В то же время, для аутистов, также как и для нормально развивающихся детей, игра имеет огромное значение. Она позволяет развить их исследовательские навыки, символические способности, гибкость мышления, воображение. Это оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое становится менее однообразным, стереотипным. Правильно организованная игра в дальнейшем оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое станет менее однообразным, стереотипным и более гибким. Правильное развитие игровой деятельности повлечет за собой более глубокое понимание детьми с РАС социального мира, сформирует у него способность к восприятию аспектов социального взаимодействия.
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ОВЗ (РАС)
Характеристика обучающегося (данные изменены)
ФИО ребенка, год рождения
Иванова Екатерина Витальевна 21.06.2016 г. р.
Группа
старшая
Общие сведения:
- дата поступления в ДОУ
13. 02. 2018 г
- состав семьи мама – ФИО, папа – ФИО.
Мама – Иванова Ирина Геннадьевна
Папа – Иванов Виталий Андреевич
- программа обучения :
- форма обучения – очная
- получал ли коррекционно-развивающую помощь педагога-психолога, уч. –логопеда
Да. Получала на базе социального центра реабилитации детей – инвалидов «Росток»
Информация об условиях и результатах образования ребенка в ОО:
1. Динамика (показатели) эмоционально-личностного развития, моторного, познавательного развития.
Эмоционально-личностное своеобразие отношений:
-специфика отношений со взрослыми, сверстниками
Коммуникацию со взрослыми устанавливает на крайне короткий период. Визуальный контакт нестойкий. Тактильного контакта не избегает, часто является его инициатором.
В общение со сверстниками не вступает. Попытки сверстников вовлечь в совместную игру игнорирует.
Когда постоянно посещает детский сад, настроение всегда бывает хорошим. После длительного отсутствия (по болезни, ребенок плаксивый.)
Отношение со сверстниками -
- затруднения в том, что нет диалога, к сверстникам не обращается;
- особенности поведения в свободной, организованной деятельности;
В свободной деятельности ребенок чувствует себя комфортно, играет с игрушками и игрушками-заместителями, наблюдает за играми детей, но чаще играет один. В организованной деятельности может немного принять участие, но быстро переключается и замыкается.
- показатели личностного развития: принимает помощь сверстников и воспитателей, самостоятельно одевается и просит помощи, если что-то не получается, ходит в туалет и моет руки только при указании воспитателя.
2. Динамика (показатели) изменения физического, моторного развития:
Общая моторика: Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.
Тонкая моторика: У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности. Ведущая рука правая.
3. Динамика (показатели) познавательного развития, речевого развития:
Отмечается ярко выраженный диссонанс развития: знаком с цифрами, числовой ряд (в пределах первого десятка) выкладывает в правильной последовательности. Инструкции, предложенные в письменной форме, выполняет охотнее, чем вербальные. Знает буквы, но не все. Слоги не читает.
Предложенные задания выполняет крайне избирательно. При попытке педагога привлечь к решению поставленной познавательной задачи, возникновении малейших затруднений проявляет негативные реакции: кричит, разбрасывает игрушки, стремится сломать, разорвать пособия.
Реагирует на обращение по имени. Сложности проведения полноценной логопедической диагностики, т. к. при обращении ребенок отвечает отдельными словами взрослого (эхолалия, либо не проявляет понимания обращенной речи). Нарушено звукопроизношение, темп речи, голос писклявый, речь скандированная. Очень любит звуковые стимуляторы: глюкофон, «шум дождя».
В кабинете логопеда есть любимые игрушки, очень любит настольный театр. Любит наблюдать, как взрослый выстраивает сюжетную линию сказок. Когда играет сама ,пользуется речевыми штампами: слова песен, мультфильмов, аутодиалоги. С интересом относится к двигательным упражнениям с речевым сопровождением (педагог выполняет движения руками, ногами ребенка). С удовольствием выполняет дыхательную гимнастику («Подуй на листочки» и т. д.). Быстро утомляема.
Когда устает, пытается встать и уйти, при этом выражая негативизм: повторение нефункциональных движений, выражает свой протест вокализациями, аутоэхолалии.
Реакция на поощрение и порицание со стороны педагога не ярко выражена.
4. Динамика (показатели) изменения состояния деятельности (игровой, учебной, продуктивной).
Игровой: Самостоятельная игра сводится к стереотипным действиям с игрушками, игровые действия однообразны, бедны. Использует предметный способ решения игровых задач. Игровые действия эмоционально не окрашены, ролевые высказывания недоступны. В основном играет одна с мелкими игрушками, собственной тенью и пальцами.
Продуктивной: Интереса к данной деятельности не проявляет. Орудийные действия не сформированы. Зрительно-двигательная координация формируется в медленном темпе.
5. Динамика освоения программного материала – указывается соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:
Особенности восприятия:
Основные цвета знает, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).
Особенности внимания:
Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеянное внимание на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.
Особенности мышления:
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь воспитателя; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; ребенок непоследователен и нелогичен в своих суждениях.
Особенности поведения:
Имеют место нарушения поведения. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых.
Особенности эмоционально-волевой сферы:
Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.
Работоспособность:
Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия, дня, недели, учебного года; темп работы замедлен.
Отношение к учебной деятельности:
Учебная мотивация не сформирована: во время занятия на слова воспитателя не реагирует; не понимает, что во время занятия надо сидеть, слушать и работать; играет с учебными принадлежностями. Принимает направляющую помощь взрослого не всегда. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо.
Девочка нуждается в постоянном контроле со стороны педагога
Исходя из анализа развития ребёнка в период посещения ДОУ можно сделать следующий вывод: обучение по общеобразовательной программе у ребенка вызывает сложности; требуется адаптация программы к уровню развития ребёнка.
Глава2 Интерактивный семинар – практикум для педагогов «Игровой метод – эффективное средство помощи в реабилитации детей с РАС»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Игровой метод – эффективное средство помощи в реабилитации детей с РАС»
Цель семинара: формирование у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Дать понятие о том, что игра является важнейшим фактором в реабилитации детей с РАС.
Ход семинара
Приветствие. Введение в тему.
Игра «Отвечай, сосед слева»
Цель: Дать почувствовать, насколько необходим контакт глаз при общении.
Содержание: Все участники сидят (или стоят) в кругу. Старший воспитатель по очереди подходит к каждому игроку и, глядя на него, задает ему один вопрос. На этот вопрос отвечает не тот, на кого смотрит ведущий, а тот, кто сидит (стоит) слева от него.
Вопросы должны быть подготовлены заранее, чтобы игра проходила в быстром темпе (Приложение 1).
Суждение: Участники отвечают на вопрос, что они чувствовали во время игры, насколько для них важен контакт глаз с партнерами, который часто отсутствует при общении у аутичных детей. О других особенностях детей-аутистов мы узнаем на данном семинаре.
Вступление
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями.
На семинаре мы попробуем разобраться, кто же такие дети-аутисты, в чем их особенность. И самое главное — попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими детьми в условиях ДОУ.
Мини-лекция «Что такое аутизм?»
Старший воспитатель предлагает участникам семинара дать свои определения к слову «аутизм», свое понимание этого термина. Можно попросить педагогов продолжить предложение: «Я думаю, аутизм — это…» Старший воспитатель может зафиксировать мысли участников на доске или ватмане. После этого он подводит общий итог, выбирая наиболее краткое толкование термина: «Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).
Старший воспитатель предлагает участникам семинара и другие определения термина «аутизм», позволяющие более глубоко осознать тему семинара.
«Аутизм — это постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства».
«Аутизм — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие».
В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.
Мини-лекция «Как выявить аутичного ребенка»
Аутизм - это медицинский диагноз, и, конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача - определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов.
Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно - с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении аутизма у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы. У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма. Старший воспитатель озвучивает памятки о проблемах аутичных детей. (Приложение 5)
Практическое задание «Портрет аутичного ребенка»
Старший воспитатель предлагает участникам представить себе ребенка с подобными особенностями. Предлагаю вам сделать совместно памятку «Признаки и симптомы поведения ребенка с расстройством аутистического спектра»
На доске представлена фигура ребенка, рядом с доской - коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка. Каждый участник подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребенка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.
Во время выполнения задания старший воспитатель никак не комментирует ответы педагогов. Когда все участники сделали свой выбор, старший воспитатель проводит анализ коллективно составленного портрета, отмечая характерные признаки ребенка-аутиста. (Приложение 6)
«Как помочь аутичному ребенку»
Поскольку «аутизм» — медицинский диагноз, коррекционная работа с ребенком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, педагогами. Причем главная задача — не вылечить детей (поскольку это невозможно), а помочь им адаптироваться в обществе.
По статистике 70% детей с синдромом аутизма после соответствующей коррекционной работы, проведенной с ними в дошкольном детстве, впоследствии могут посещать массовые общеобразовательные школы. И основная заслуга в этом принадлежит в первую очередь педагогам ДОУ, которые, умело, используя прием методы работы с аутичными детьми, помогает им найти свое место в окружающем мире.
Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Поэтому предлагается поэтапное решение проблемы с помощью игры.
Пример Игры на первом этапе:
1) Если ребенок не входит в деятельность психолога, то психологу необходимо включиться в деятельность ребенка, начать ему подыгрывать: необходимо подражать той деятельности, которую выбирает для себя ребенок - стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, так как для самого ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен. Когда ребенок привыкнет к присутствию психолога, можно начинать осторожно пробовать подключаться к его играм, причем делать это следует тактично и ненавязчиво.
2) Сенсорная игра «Цветная вода»:для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой; ребенок же своей реакцией даст понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно скоро может проявить желание более активно участвовать в происходящем: начинает "заказывать" следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.
Второй этап – усиление психологической активности ребенка. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
Используются игры на совместное рисование/совместное конструирование.
Пример игры на втором этапе:
1) Игра «Рисуем вместе» (берется большой лист бумаги и каждому по очереди необходимо что-нибудь нарисовать).Задачи игры: 1. включение в общий вид деятельности, 2. преодоление страха общения, 3. получение новой информации о мире, 4. уточнить представления, которые уже есть у ребенка, 5. перенос знаний в реальную жизнь, 6. развить средства коммуникации.
Третий этап - организация целенаправленного поведения аутичного ребенка; развитие основных психологических процессов.
Пример игры на третьем этапе:
Игры: 1. «Хоровод».Задачи игры: 1. преодоление страха тактильных прикосновений, 2. преодоление страха взгляда глаза в глаза.
Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Четвертый этап - преодоление страхов; развитие общения, мотивационной сфер.
Пример игры на четвертом этапе:
Игра «Моя семья» Задачи: 1. взаимодействие в группе, 2. преодоление страха общения, 3. освоение новых для себя ролей. Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои. Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рождения», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
Пятый этап - развитие сюжетной игры с детьми.
Пример Игры на пятом этапе:
1) «Обезьянка-озорница».Задачи: 1. развитие активности, 2. работа в группе, 3. развитие соревновательного момента.
Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.
Рекомендации по взаимодействию с аутичным ребенком (Приложение 7)
Практическое задание «Работа с пооперационными картами» (работа в подгруппах)
Для того чтобы аутичный ребенок чувствовал себя уверенно в процессе обучения (игры) и выполнения режимных моментов, рекомендуется использовать в работе с ним пооперационные карты (Образец – приложение 3). С целью отработки воспитателями навыка составления таких карт рекомендуется выполнить следующее практическое задание.
Каждая подгруппа получает карточку с заданием составить пооперационную карту для работы с детьми.
- Лепка фигуры животного.
- Дежурство перед обедом.
- Рисование животного.
По завершению выполнения задания ходит общее обсуждение и обмен готовыми пооперационными картами.
Старший воспитатель знакомит педагогов с основными направлениями коррекционной работы с аутичными детьми (Приложение 8)
Практическое задание «Игры для аутичных детей»
Каждому члену группы (по возможности выдается раздаточный материал с описанием игр Черепановой Г. Д. для работы с аутичными детьми (Приложение 4) Эти игры призваны выполнять двоякую функцию: с одной стороны, они способствуют развитию познавательных процессов, с другой стороны, помогают найти контакт между нара взрослым и ребенком, установить доверительные отношения между ними.
Любая из этих игр может быть включена в контекст тренинга, в программу коррекционной работы с ребенком.
Во время выполнения задания участники знакомятся с содержанием предложенных игр. После этого проводится обсуждение, примерными вопросами которого могут стать следующие.
- Какие из данных игр являются только индивидуальными, а какие можно поводить в группе?
- Какие игры в большей степени предназначены для работы с дошкольниками, а какие с младшими школьниками?
- Каким из перечисленных игр можно обучить родителей? и т. д.
Для усложнения упражнения можно выдавать участникам список игр, которые предназначены для работы с агрессивными, тревожными, аутичными детьми. В этом случае целесообразно работу вести в подгруппах, каждая из которых должна выбрать игры для определенной категории детей.
После завершения упражнения можно провести обсуждение, как в кругу, так и в подгруппах по 3—5 человек.
По своему усмотрению группа может сыграть в 1—2 понравившиеся игры.
Подведение итогов. Упражнение «Открытое письмо аутичного ребенка взрослым».
1. Сережа такой, какой он есть: он-воспринимает мир не так как вы.
2.Васе хорошо одному.
3.Не заставляйте Серёжу играть: предлагайте что-нибудь другое – он выберет.
4.Давайте вместе с Серёжей соберем дома коллекцию чего-нибудь интересного: открыток, бумажек, палочек…
5.Он делает то, в чем видит логический смысл и очень просит вас: занимаясь с Сережей, объясните ему смысл того, что он должен сделать.
- Рефлексия
Заключение.
В заключении можно сделать вывод: Работая с аутичными детьми, следует иметь ввиду, что коррекционная работа будет продолжительной. Причем правильно организованная игровая деятельность в дальнейшем оказывает существенное влияние на поведение ребенка, которое станет менее однообразным, стереотипным и более гибким. Правильное развитие игровой деятельности повлечет за собой более глубокое понимание детьми с РАС социального мира, сформирует у него способность к восприятию аспектов социального взаимодействия.
Список используемой литературы
- Хаустов А.В., Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития. № 1 (36). 2012.
- Янушко Е.А., "Игры с аутичным ребенком". Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Издательство: Теревинф, 2014 г.
Приложения
Приложение 1
ВОПРОСЫ К ИГРЕ «Отвечай, СОСЕД СЛЕВА»
- Какой сегодня день недели?
- У вас есть домашнее животное?
- Где вы работаете?
- На какой улице вы живете?
- Сколько у вас детей?
- В каком месяце вы отмечаете свой день рождения?
- Сколько лет вы работаете педагогом?
- Какого цвета ваша одежда?
- К какой станции метро вы живете ближе?
- Назовите ваш любимый фрукт.
- Как зовут вашего соседа справа?
- На каком этаже вы живете?
- Назовите первую цифру вашего рабочего телефона.
- Назовите ваш любимый фильм.
- Какую книгу вы сейчас читаете?
- В каком городе мира хотели бы побывать?
- Какой вид домашней работы вам не нравится больше всего?
- Назовитё ваши любимые цветы?
- Какого цвета ваши глаза?
- Ваш любимый праздник в году.
- Какого цвета одежда у вашего соседа справа?
- Какого числа ваш день рождения?
- Какую музыку вы предпочитаете?
- Остановка, какого вида транспорта находится рядом с вашим домом?
- Какого цвета стены вашей кухни?
- . Назовите вашего любимого артиста.
- Сколько этажей в вашем доме?
- В каком музее вы были в последний раз?
Приложение 2
КАРТОЧКА «ПОРТРЕТ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА»
Ребенок:
Слишком говорлив
Продуктивно работает с пооперационными картами
Отказывается от коллективной игры
Чрезмерно подвижен
Имеет высокие требования к себе
Не понимает чувств и переживаний других людей
Ощущает себя отверженным
Любит ритуалы
Имеет низкую самооценку
Часто ругается со взрослыми
Создает конфликтные ситуации
Отстает в развитии речи
Чрезмерно подозрителен
Вертится на месте
Совершает стереотипные механические движения
Постоянно контролирует свое поведение
Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
Сваливает вину на других
Беспокоен в движениях
Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли
Часто спорит со взрослыми
Суетлив
Кажется отрешенным, безразличным к окружающему
Любит заниматься головоломками, мозаиками
Часто теряет контроль над собой
Отказывается выполнять просьбы
Импульсивен
Плохо ориентируется в пространстве
Часто дерется
Имеет отсутствующий взгляд
Часто предчувствует «плохое»
Самокритичен
Не может адекватно оценить свое поведение
Имеет мускульное напряжение
Увлекается коллекционированием
Имеет плохую координацию движений
Опасается вступать в новую деятельность
Часто специально раздражает взрослых
Задает много вопросов, но редко дожидается ответов
Робко здоровается
Годами играет в одну и ту же игру
Мало и беспокойно спит
Говорит о себе во 2-м и 3-м лице
Толкает, ломает, рушит все кругом
Чувствует себя беспомощным.
Приложение 3
операционные карты
Приложение 4
Игры для аутичных детей
Цель: Развитие коммуникативных склонностей ребенка. Собирать головоломки — один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большой удовольствие.
Содержание: Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т. д.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее. На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу.
Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.
Игры с чудесным мешочком (Черепанова Г.Д)
Цель: Развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослыми.
Содержание: На левую руку ребенку надевают «Волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигуры. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, мешочек лучше сшить из ярких разноцвет лоскутков).
На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной и раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во - время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит.
Примечания: Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники), затем — двух форм, трех форм, четырех форм и т. д.
Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: «Выбери такой предмет, как я тебе покажу. «Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который держишь в левой руке в мешочке» — в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.
«Говорящие инструкции» (Черепанова Г.Д)
Цель: Развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с пооперационными картами и составлять их.
Содержание: Ребенок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает взрослому о том как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок взрослый могут поменяться ролями. Теперь уже взрослый выполняет изображенное схематично ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы.
Пример пиктограммы:
«Физкультурники» (Черепанова Г.Д)
Цель: Развитие координации движений, обучение ребенка навыкам работы с, пооперационными картами.
Содержание: Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Физкультурники должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши над головой и т. д.
Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Взрослый и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений, например:
После того, как заготовлены 2—З схемы (или 4—5, в зависимости от возможностей ребенка), взрослый кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на изображено. Когда ребенок научится «читать» схему (а на это может уйти несколько занятий) взрослый предлагает ему освоить вторую схему.
Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения
Выполненные совместно с ребенком рисунки - схемы к данной игре способствует - развитию умения у ребенка взаимодействовать со взрослым, установлению доверительных отношений между ними, а также помогают обучить ребенка рисованию движущейся фигуры человека.
«Симметрические рисунки» (Черепанова Г.Д.)
Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером.
Содержание: Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый — слева.
Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.
«Менялки игрушек» (Карпова Е.В., Лютова Е.К.)
Цель: Эта игра учит взаимодействовать с окружающими при помощи не вербальных, но и невербальных средств, например осуществлять контакт глаз.
Содержание: Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача — угадать, кто с кем поменялся игрушками. Можно договориться заранее, СКОЛЬКО попыток дается ведущему для отгадывания.
Как правило, аутичным детям бывает трудно сразу включиться в игру.
Обычно они сначала (иногда в течение нескольких дней или даже недель) просто наблюдают за игрой со стороны, затем, при желании, они могут встать в круг и принять участие в игре, а затем они могут согласиться водить. Причем, если ребенок не может или не хочет считать вслух, за него ЭТО сделать может взрослый или кто-то из ребят.
«Создаем мультфильмы» (Слухова А. А.)
Цель: Учить детей восстанавливать последовательность происходящих событий, развивать коммуникативные склонности.
Содержание: Ребенку предлагается вспомнить основные события, которые происходили в течение предыдущего дня. Затем взрослый на карточках небольшого размера сложенных в гармошку вместе с ребенком делает зарисовки к основным режимным моментам. На листе плотной бумаги взрослый рисует телевизор, прорезает в нем окошки и начинаёт с ребенком «просмотр» мультфильмов: «Вот ты встал утром, вспомни, что сказал маме? Затем ты сел завтракать, выходя из-за стола, что ты сказал?» и т. д.
По окончании занятия ребенок может сложить карточки и взять с собой, чтобы смотреть мультфильм дома вместе с мамой и
данную игру следует проводить в течение нескольких занятий.
«Волшебный сундучок» (Черепанова Г.Д.)
Цель: Игра способствует развитию тактильных ощущений, формированию навыков связной речи. В основе данной игры лежит один из любимых видов деятельности аутичных детей разглядывание и изучение новых предметов.
Содержание
Красиво оформленный сундучок одержи различные мелкие предметы. Надо доставать из сундучка их, рассматривать, играть с ними. Перебирать в сундучке предметы очень нравится детям.
Можно построить занятия на закрепление свойств предметов.
Фантазировать: где это пригодится и т. д.
Эту игру можно проводить с тканью, мехом, пуговицами, клубочками пряжи, бросовым материалом. Пофантазировать или заняться поделками.
Необходимо любую поделку делать до конца, чтобы ребенок захотел еще раз и два и... вернуться к волшебному сундучку.
Приложение 5
Проблемы общения и социального взаимодействия
- социальная отчужденность – недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким;
- своеобразное зрительное поведение (непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или «взгляд мимо»);
- трудности дифференцировки людей и неодушевленных предметов.
Трудности коммуникации
- разнообразие речевых нарушений: задержка речевого развития, мутизм, повышенный вербализм;
- наличие ээхолалий (неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи);
- нарушение коммуникативной функции речи: не использует речь как средство общения, необращенность к человеку, неспособность к диалогу, «речь для себя»;
- монотонность, лишенность эмоций;
- нарушение мелодики речи;
- использование необычных слов;
- крайняя буквальность в использовании слов;
- длительное называние себя во втором или третьем лице;
- несформированность способности пользоваться языком жестов (не сопровождают речь жестикуляцией).
Стереотипии
- двигательные
- речевые
Ритуальный тип поведения:
- склонность к установлению ригидного распорядка в повседневных делах или играх;
- - склонность к привычной обстановке (расположение мебели, игрушек и предметов должно быть неизменным).
Сенсорная чувствительность
- гиперчувствительность;
- гипочувствительность (аутостимуляции – визуальные, слуховые, тактильные, вестибулярные, вкусовые, обонятельные);
- пониженная проприоцепция (суставно-мышечное чувство, позволяющее осознавать собственное тело и его положение) – проявляется в неуклюжести (трудно обходить препятствия, соблюдать дистанцию, выполнять задачи, требующие включения мелкой моторики.
Особенности игровой деятельности
- не выражает заинтересованности в играх;
- предпочтение структурированных игр (с четким началом и концом, простыми правилами);
- склонность к играм в одиночку, в обособленном месте;
- склонность играть в одну и ту же игру, с одной и той же игрушкой (однотипные манипуляции);
- склонность к манипулированию неигровыми предметами;
- особенная привязанность к каким-либо неодушевленным предметам;
- особое пристрастие к играм с неструктурированным материалом (водой, песком).
Особенности интеллекта и обучения
- интеллектуальное развитие – от тяжелой умственной отсталости до ускоренного развития;
- неравномерность развития интеллекта (при всей беспомощности в быту могут тонко различать оттенки цветов, выкладывать сложные орнаменты, собирать труднейшие пазлы, интересоваться буквами);
- слабая концентрация внимания;
- высокий уровень развития механической памяти;
- любимые занятия: математика, живопись, музыка;
- трудности формирования навыков самообслуживания.
Физическое развитие
- хорошее физическое развитие;
- хорошее развитие «запрограммированных» движений;
- нарушение действий и использования своего тела;
- недоразвитие тонкой моторики.
Приложение 6
Характеристики поведения обычного ребенка
постоянно задает вопросы
залезает на горку, на верх дивана
любит играть на детской площадке, когда там много детей
любит кошек
разбирает вещи по частям
активно привлекает детей в свою игру
разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми
любит разноцветные шерстяные свитера
любит играть на барабанах или стучать
требует новых игрушек
Характеристики поведения ребенка-аутиста
не смотрит в глаза
не играет со сверстниками
не разговаривает с окружающими
повторяет одни и те же слова или предложения
выполняет одни и те же механические движения
играет только с определенными игрушками,
предпочитает еду одного цвета
не любит телесный контакт
общается с одним выбранным взрослым
выстраивает предметы в ряд
играет один
делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами)
сопротивляется переменам
выполняет действия в определенном порядке
боится громких звуков, закрывает уши руками
избегает яркого света
хаотично передвигается по помещению
Приложение 7
Рекомендации по взаимодействию с аутичным ребенком
Конечно, несмотря на особенности общения, аутичный ребенок хоть иногда должен быть в коллективе. И вначале нужно разрешать родителям присутствовать на занятиях, поскольку знакомые лица снизят высокую тревожность и боязнь нового. Когда ребенок привыкнет к новым лицам, родители постепенно станут не нужны на занятиях.
- Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому нужно научиться за ним наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами. Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность. Важно постараться определить, что именно вызывает у аутиста истерики, нервные срывы или приступы агрессии.
- Необходимо предоставлять ребенку возможность раскрыться. Для этого использовать его специфические интересы и расширять их.
- Предоставить ему щадящие условия, компенсирующие его сенсорную чувствительность.
- Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
- Принимайте его таким, какой он есть. Обращайтесь к ребенку по имени.
- С аутистом надо говорить четко, последовательно и делать паузы, позволяющие ему понять, что именно было сказано. Лучше обращаться напрямую и простыми словами, без метафор: «Пожалуйста, положи свою книгу на стол. Пора идти обедать».
- Придерживайтесь определенного режима дня.
- Соблюдайте ежедневные ритуалы.
- Четко организовывайте пространство. Используйте подписанные системы хранения, подпишите предметы, которыми пользуется ребенок.
- Не трогайте ребенка. Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
- Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
- Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
- Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
- Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
- Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.
- Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
- Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить. Доносить информацию можно через схемы, наглядные картинки. Для работы с такими детьми можно придумывать «пооперационные карты», в которых схематически изображать алгоритм действий (например, инструкция сборки «Киндер-сюрприза» или «Лего»). Каждому занятию нужно придавать целевой характер, тем самым, добиваясь осмысленности.
Приложение 8
Основные направления коррекционной работы с аутичными детьми
Основные направления:
- Развитие ощущений и восприятий, зрительно-моторной координации.
- Развитие навыков самообслуживания.
- Развитие речи и коммуникативных склонностей.
- Все проблемы аутичного ребенка нужно решать строго поэтапно, ставя перед собой ближние цели: «Помочь избавиться от страхов», «Как реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии», «Как подключать ребенка к общим занятиям».
- Нужно помогать ребенку осознавать свое тело, применяя разные «тактильные игры»: «Волшебный мешочек».
- Аутичные дети с удовольствием занимаются такими видами деятельности, как плоскостное моделирование, коллекционирование складывание мозаик и конструирование, опытный педагог должен учитывать эти особенности при построении индивидуальных планов обучения.
- Осваивайте деятельность частями, этапами, затем объединяйте в целое;
- Используйте подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом).
- Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют задания «невербальные», то есть такие, в которых не нужно пользоваться речью. Эти задания (лото, головоломки, паззлы, мозаику) нужно использовать для налаживания контакта, вовлечения в индивидуальную и совместную деятельность, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Кроме того, задания по схеме, с видимым конечным результатом успокаивает ребенка, придают деятельности смысл.
- Как никакой другой ребенок, аутист нуждается в том, чтоб взрослый «следовал» за ним. Если ребенок подходит к предмету, желательно называть его, давая в руки, подключая все анализаторы (зрение, слух, кожа). Такие дети нуждаются в многократном повторении названий и предназначения предметов, пока они не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего зрения.
- Иногда, когда аутичный ребенок погружается в какое-то занятие, можно осторожно подключать речевое сопровождение (например, когда ребенок разглядывает себя в зеркале), иногда «забывая» назвать предметы, которых касается ребенок. Это провоцирует неговорящего ребенка справиться с барьером и все-таки сказать слово.
- Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться придать им смысл: выкладывание рядов из кубиков — “строим поезд”, разбрасывание кусочков бумаги — “устроим салют”.
- Аутичным детям трудно включаться в сюжетно-ролевые игры в группе, особенно если это не совсем привычная для них игра. Поэтому задача взрослого — снабдить ребенка набором поведенческих штампов, которыми быт он мог пользоваться в различных игровых ситуациях.
- При игровой работе желательней использовать игры с четко очерченными правилами, а не сюжетно-ролевые, где требуется говорить. Причем каждую игру нужно проиграть много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтоб ребенок понял правила, игра превратилась в некоторый ритуал, который так любят маленькие аутисты.
- Поскольку аутистам тяжело дифференцировать эмоции других людей, не говоря о выражении и распознании своих собственных эмоций, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых хорошая мимика. Так, многие аутичные дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В мультфильме «Шрек», который вышел недавно на экраны, тоже очень выразительно изображены эмоции героев. Поощряйте ребенка угадывать настроение героев (например, во время «стоп-кадра»), стараться изображать самому. И, конечно, в минуты сосредоточения старайтесь гиперболизировать свою собственную мимику, играя в «настроения».
- Таких детей полезно приобщать к театральным представлениям. При этом взрослые должны учесть, что ребенок поначалу будет оказывать бурное и стойкое сопротивление попыткам вовлечь его в занятия. Однако если проявить твердость, задействовав систему стимулов и поощрений, а не через насилие, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость.
- Очень полезно придумывать истории, в которых действуют “примерные” и “скверные” герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать “что такое хорошо и что такое плохо”. Разыгрывать эти истории можно как с обычными куклами, так и с детьми (объяснив, что каждый будет играть определенную роль). “Спектакли” необходимо проводить много раз, постепенно вводя какие-нибудь изменения.
- Для привлечения к коллективной деятельности (пусть и завуалированной), нужно привлекать ребенка, например, к классификации, сортировке предметов («Нужно разложить карандашики по цвету: они нужны будут группе для занятий»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый турнир по теме "Признаки весны" для детей старшего дошкольного возраста
Интеллектуальная игра, которая проводится в конце недели по теме "Весна"....
дипломная работа на тему:Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада
Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада...
Четыре вербальных операнта для успешного взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ, имеющим расстройства аутистического спектра (РАС)
Очень часто общими проявлениями у всех безречевых детей, как правило, является неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемос...
Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».
Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе для детей с расстройствами аутистического спектра .
Конспект занятия направленного на формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра....
«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком 4-5 лет с расстройствами аутистического спектра»
laquo;Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком 4-5 лет с расстройствами аутистического спектра»...
Рабочая образовательная программа педагога-психолога для дошкольников с расстройствами аутистического спектра
В программе представлена пояснительная записка. с указанием необходимости использования подобной программы в дошкольных организациях. Указаны законодательные документы. использованные при составлении ...