Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике

Алферова Людмила Владимировна

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

  • полисенсорности восприятия объектов;
  • практическое взаимодействие обучающихся с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях;
  • накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через взаимодействие с различными носителями информации;
  • закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;
  • постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.

Курс решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего родного края;
  • конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
  • вырабатывает умение делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Основные направления коррекционной работы:

1.         Коррекция переключаемости и распределения внимания.

2.         Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

3.         Коррекция слухового и зрительного восприятия.

4.         Коррекция произвольного внимания.

5.         Коррекция мышц мелкой моторики.

6.         Развитие самостоятельности, аккуратности.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Кудрина С.В. Мир природы и человека : учеб. для 1-го класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной от¬сталостью (интеллектуальными нарушениями) /С.В. Кудрина,- М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. - 111 с.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Утверждаю:

Приказ № 140

«31» августа 2022г

И.о.директора

______/Т.В.Гагарина /

Согласовано:

Зам.директора по УВР:______________

       /И.В.Вдовенкова /

«31» августа 2022г.

Принята на

педагогическом совете

протокол №1

от «31» августа 2022г.

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол №1

от «31» августа 2022г.

руководитель МО: _________________

/Л.В. Мартыненкова/

Рабочая программа по учебному предмету
«Мир природы и человека»

для обучающихся

1 «Б» класса

на 2022/ 2023 учебный год

Программу составила:

Алферова Людмила Владимировна

учитель начальных классов  

I категории

г. Смоленск

2022г.

1. Пояснительная записка

Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.

Основа содержания обучения данному предмету

Программа составлена на основе:

  • Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.;
  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599;
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1);
  • АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 (2)) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г. №2080.

Одной из важнейших составляющих комплексного развития личности ребенка с нарушением интеллекта является более раннее восприятие им законов окружающего мира природы и способах их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность.

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

  • полисенсорности восприятия объектов;
  • практическое взаимодействие обучающихся с предметами познания, по возможности в натуральном виде в естественных условиях;
  • накопления представлений об объектах и явлениях окружающей среды через взаимодействие с различными носителями информации;
  • закрепления представлений в различных формах и видах деятельности;
  • постепенного усложнения содержания, преемственности изучаемых тем.

Курс решает следующие коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
  • формирует первоначальные знания обучающихся о природе своего родного края;
  • конкретизирует понятийный аппарат, развивает аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
  • вырабатывает умение делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

Основные направления коррекционной работы:

1.        Коррекция переключаемости и распределения внимания.

2.        Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

3.        Коррекция слухового и зрительного восприятия.

4.        Коррекция произвольного внимания.

5.        Коррекция мышц мелкой моторики.

6.        Развитие самостоятельности, аккуратности.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Кудрина С.В. Мир природы и человека : учеб. для 1-го класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной от¬сталостью (интеллектуальными нарушениями) /С.В. Кудрина,- М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. - 111 с.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной образовательной программы общего образования (вариант 1)

Освоение АООП общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты:

  • осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
  • адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
  • владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
  • осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
  • осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

  • правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
  • различать объекты живой и неживой природы;
  • выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
  • называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;
  • называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
  • соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы.

Достаточный уровень: 

  • овладение представлениями о взаимосвязи между изученными объектами и явлениями природы;
  • узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
  • отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам.
  • знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями.

Базовые учебные действия

Коммуникативные БУД:

  • умение вступать в контакт и работать в группах;
  • умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
  • умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные БУД:

  • входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
  • самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);
  • использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
  • самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
  • корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
  • принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Познавательные БУД:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности;
  • характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
  • находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
  • использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
  • работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
  • называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
  • знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
  • знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.

3. Содержание программного материала

Раздел

Количество часов

Неживая природа

8

Сезонные изменения в природе (сезонные изменения в неживой природе, растения и животные в разное время года)

18

Живая природа

Растения

Животные

Человек. Безопасное поведение

40

11

11

18

Всего

66

Календарно-тематическое планирование

по «мир природы и человека» на 2022/2023 учебный год  

1 «Б» класс

Учитель :Алферова Л.В.             в неделю;           66 ч за год

Количество часов:      на первое полугодие              на второе полугодие              

                             Всего 30 ч., в неделю 2 ч.              Всего 36 ч., в неделю 2 ч.

Учебник: Кудрина С.В. Мир природы и человека : учеб. для 1-го класса общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /С.В. Кудрина,- М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. - 111 с.

Дополнительная литература: Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 1. 1 дополнительный, 1 классы. М.: Просвещение, 2018. 544с.

п/п

Содержание

Кол-во часов по плану

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

I четверть – 18 часов

1.

Земля и Солнце.

1

02.09

2.

Значение Солнца.

1

07.09

3.

Солнце и жизнь растений.

1

09.09

4.

День и ночь.

1

14.09

5.

Небо днем и ночью.

1

16.09

6.

Сутки.

1

21.09

7.

Занятия людей в течении суток.

1

23.09

8.

Режим дня.

1

28.09

9.

Осень.

1

30.09

10.

11.

Признаки осени.

2

05.10

07.10

12.

Занятия и одежда осенью.

1

12.10

13.

Погода. Календарь природы.

1

14.10

14.

Зима.

1

19.10

15..

Признаки зимы.

1

21.10

16.

Занятия и одежда зимой.

1

26.10

17.

Погода. Календарь погоды.

1

28.10

II четверть – 14 часов

18.

Весна.

1

09.11

19.

Признаки весны.

1

11.11

20.

Занятия и одежда весной.

1

16.11

21.

Погода. Календарь природы.

1

18.11

22.

Лето.

1

23.11

23.

Признаки лета.

1

25.11

24

Занятия и одежда летом.

1

30.11

25.

Растения.

1

02.12

26.

Строение и сходство растений.

1

07.12

27.

Различия растений.

1

09.12

28.

Разнообразие цветов.

1

14.12

29.

Семена.

1

16.12

30.

31.

Плоды растений.

2

21.12

23.12

III четверть – 20 часов

32.

Приспособление растений к сезонным изменениям.

1

11.01

33.

Уход за растениями.

1

13.01

34.

Приспособления растений к условиям жизни.

1

18.01

35.

Растения (Обобщающий урок).

1

20.01

36.

Животные.

1

25.01

37.

Строение и сходства животных.

1

27.01

38.

39.

Различие животных.

2

01.02

03.02

40.

Детеныши животных.

1

08.02

41.

42.

Домашние животные.

2

10.02

15.02

43.

Дикие животные.

1

17.02

44.

Приспособление животных к различным условиям обитания.

1

01.03

45.

Приспособление животных к временам года.

1

03.03

46.

Животные (обобщающий урок)

1

10.03

47.

Человек

1

15.03

48.

.

Части тела человека.

1

17.03

49.

Гигиенические навыки.

1

22.03

50.

Лицо человека.

1

24.03

IV четверть – 14 часов

53.

54.

Глаза.

2

05.04

07.04

55.

56.

Уши.

2

12.04

14.04

57.

58.

Нос.

2

19.04

21.04

59.

60.

Рот.

2

26.04

28.04

61.

62.

Кожа.

2

03.05

05.05

63.

Осанка

1

10.05

64.

65.

Скелет и мышцы человека.

2

12.05

 17.05

66.

Человек (обобщающий урок)

2

19.05

24.05

Пояснение к выполнению рабочей программы

I четверть:

1. «Признаки зимы» - уплотнение материала с 2 часов до 1 часа (учебный год начинается с четверга).

III четверть:

    1.«Части тела человека» - уплотнение материала с 2 часов до 1 часа (8 марта – праздничный выходной день).

IV четверть:

    1.«Человек (обобщающий урок)» - расширение материала с 1 до 2 часов (сдвоенная неделя)

В I четверти 17 часов.

В II четверти 14 часов

В III четверти 19 часов.

В IV четверти 15 часов

В году 65 часов. 

Тематическое планирование составила _____________ /Алферова Л.В./

(подпись) (расшифровка подписи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год

Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими знаниями и умениями является необходимым усло...

Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год

Курс «Речевая практика» является важнейшей составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), поскольку овладение знаниями и умениями в о...

Рабочая программа по учебному предмету «Игра и игротерапия» для обучающихся 1 «Б» класса на 2022/ 2023 учебный год

Игра оказывает положительное влияние на физическое развитие детей, развивает воображение, образное мышление, речь, память, внимание. Так же игра оказывает благоприятное воздействие на нервную систему....

Рабочая программа театральной студии "В гостях у сказки" для детей 2 младшей группы на 2022 – 2023 учебный год

Выразительность речи у детей развивается в течение всего дошкольного возраста. Привычку к публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с раннего детства к выступлениям пере...

Рабочая программа по осуществлению образовательной деятельности в подготовительной к школе группе общеобразовательной направленности на 2022 – 2023 учебный год

Рабочая программа дошкольного образования для детей подготовительной к школе группы (далее - Программа) обеспечивает образовательную деятельность в группе соответствии с образовательной программой дош...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы в 2022-2023 учебном году

СодержаниеПояснительная запискаМетоды, используемые для реализации работы дополнительного образованияПерспективный план работы дополнительного образования на годИспользуемая литература...